Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ о наложении штрафа по делу 08-АП05/2018 об ад... от 16 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о наложении штрафа по делу 08-АП05/2018 об административном

правонарушении

 

07 марта 2018 года                                                                     г. Южно-Сахалинск

 

Временно исполняющий обязанности руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области <….>, рассмотрев материалы дела  № 08-АП05/2018 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении юридического лица  - АО «Корсаковский морской торговый порт» (ИНН 6504020825, ОГРН 1026500781922, адрес: Портовая ул., 10, г.Корсаков, Сахалинская обл., 694020),

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решением Комиссии Сахалинского УФАС России от 20.12.2017г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства №08-107/2016 установлено следующее.

Управлением Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Сахалинское УФАС России) рассмотрены жалобы группы индивидуальных предпринимателей и их представителя ИП Моисеева С.И. на действия Акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт» (далее - АО «КМТП»), выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением и созданием хозяйствующим субъектам, осуществляющим автомобильные перевозки, препятствий к осуществлению деятельности.

По результатам рассмотрения заявлений Сахалинским УФАС России  издан приказ №691 от 23.12.2016г. о возбуждении дела №08-107/2016 о нарушении антимонопольного законодательства АО «КМТП», по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства проведен анализ состояния конкурентной среды, результаты которого следующие.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 08-107/2016.

Временным интервалом  исследования  рынка  предоставления услуг на территории морского порта Корсаков, является период  2015 год - 9 месяцев 2016 года.

В рамках рассмотрения дела № 08-107/2016 признаки нарушения антимонопольного законодательства на территории морского Корсаков выявлены у хозяйствующего субъекта АО «КМТП».

В соответствии с пунктом 5.4.5 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 371, и Порядком ведения Реестра морских портов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта  Российской Федерации от  01 апреля 2009 г. № 51, АО «КМТП» является оператором морского терминала, расположенного по адресу: Россия, Сахалинская обл., г. Корсаков, ул. Портовая, д.10.

Согласно п.8.1.3  Распоряжения Федерального агентства морского и речного транспорта от 03.11.2010г. №АД-307-р «О внесении сведений о морском порте Корсаков в реестр морских портов Российской Федерации (далее-Распоряжения № 307-р) оператор морского терминала АО «КМТП» оказывает услуги согласно уставу организации, в том числе: комплексное обслуживание судов; грузовые операции; агентирование; ремонт судов; бункеровка судов.

Фактическими видами деятельности, осуществляемыми АО «КМТП» на территории морского порта Корсаков, в период 2015г. – 9 месяцев 2016г., согласно выписке из ЕГРЮЛ являлись:

  • код по ОКВЭД 52.24.1  Транспортная обработка контейнеров,
  • код по ОКВЭД 46.77  Торговля оптовая отходами и ломом,
  • код по ОКВЭД 49.3  Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта,
  • код по ОКВЭД 49.41.2  Перевозка грузов неспециализированными автотранспортными средствами,
  • код по ОКВЭД 52.10.4  Хранение и складирование прочих грузов,
  • код по ОКВЭД  52.24.2  Транспортная обработка прочих грузов,
  • код по ОКВЭД 52.29  Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками.

Данная информация представлена  в письме оператора  морского терминала АО «КМТП» б/н от 15.12.2016г. (входящий от 16.12.2016г. № 4346).

В  соответствии с пунктом 1.3 раздела  I «Общие положения» Порядка № 220, по делам, возбужденным по признакам  нарушения  статьи 10  ФЗ «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, определение продуктовых границ товарного рынка производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях»).

Статья 3 Закона «О естественных монополиях» определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Абзацем 5 пункта 1 статьи 4 Закона «О естественных монополиях» определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Таким образом, продуктовыми  границами  товарного рынка являются услуги, оказываемые АО «КМТП»  на территории морского порта Корсаков.

Географические границы рынка определены административными границами морского порта Корсаков.

При выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями) произведено уточнение географических границ товарного рынка предоставления услуг на территории морского порта Корсаков  с учетом особенностей предоставления услуг,  а именно организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта).

Согласно Распоряжению № 307-р местонахождение морского порта Корсаков определено как Россия, Сахалинская область, о. Сахалин, Корсаковский район, залив Анива, г. Корсаков (46° 37¢ С.Ш.  142° 45¢ В.Д.).

К основным характеристикам морского порта относятся:

  • площадь территории морского порта  -  32,5 га,
  • площадь акватории морского порта  -  44,82 км²,
  • количество причалов  -  30,
  • длина причального фронта морского порта  -  2 737,3 п.м.,
  • пропускная способность грузовых терминалов всего  -  4 394,3 тыс.тонн в год,
  • пропускная способность пассажирских терминалов  -  27 000 пассажиров в год,
  • площадь крытых складов  -  12,69 тыс.м²,
  • площадь открытых складов  -  37,19 тыс.м².

Таким образом, оказывать услуги возможно только в географических границах (территории деятельности), указанных в Распоряжении № 307-р, а потребители могут приобретать услуги только у хозяйствующего   субъекта, оказывающего услуги  в данных границах, и более ни у кого.

Принимая во внимание вышеизложенное, географические границы рынка предоставления услуг на территории морского порта Корсаков определены, исходя из возможности хозяйствующего субъекта оказывать такие услуги, а потребителям их приобретать, как географические границы, указанные в Распоряжении № 307-р.

Кроме того, АО «КМТП» письмом от 15.12.2016г представило Сахалинскому УФАС России копию договора аренды №483/ДО-09 недвижимого имущества, закрепленного за ФГУП «Росморпорт» на праве хозяйственного ведения, от 22.12.2009г. о передаче АО «КМТП» за плату во временное владение и пользование объекта недвижимости: южный погрузрайон с местонахождением: Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Портовая, д.10/2, водная акватория залива Анива и объекта недвижимости: северный погрузрайон с местом нахождения:  Сахалинская область, г. Корсаков, ул. Вокзальная, д.19А, бухта лососей.

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке предоставления услуг на территории морского порта Корсаков, установлено, что услуги как субъект естественной монополии на территории морского порта Корсаков оказывает АО «КМТП», занимающее доминирующее положение в соответствии с частью 5 статьи 5 ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии со статьей 6 Закона «О естественных монополиях» перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством (далее Перечень 293).

Согласно Перечню 293, к услугам субъектов естественных монополий в морских портах относятся:

1. Обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту.

2. Обеспечение прохода судов по подходным каналам.

3. Обеспечение лоцманской проводки судов.

4. Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации.

5. Предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков.

6. Предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему.

7. Предоставление причалов.

8. Обеспечение экологической безопасности в порту.

9. Погрузка и выгрузка грузов.

10. Хранение грузов.

11. Услуги буксиров.

12. Обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах.

13. Обслуживание пассажиров.

Согласно пункту 5 «Положения о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», утвержденного поименованным выше Постановлением № 293, тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством РФ перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируется государством.

На основании пунктов 4 и 5 указанного положения государственное регулирование тарифов осуществляется органами регулирования в пределах их компетенции. Тарифы на услуги субъектов регулирования устанавливаются органами регулирования применительно к каждому конкретному субъекту регулирования в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации перечнями услуг субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, тарифы на которые регулируются государством.

В соответствии со статьей 22 Закона РФ от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»  режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля. Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом и международными договорами Российской Федерации.

Постановлением Правительства Правительства РФ от 29.12.2007 №963 «О порядке установления режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации» установлено, что правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной таможенной службой.

В развитие указанных положений Приказом дальневосточного территориального управления Росграницы от 05.08.2015 №122 утверждены правила режима в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Корсаков.

Как установлено пунктом 8 данных правил обеспечение режима в пункте пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами Правил в пункте пропуска.

Обеспечение режима в пункте пропуска возлагается на субъект транспортной инфраструктуры – АО «КМТП».

По правилам части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Из пункта 9 статьи 1 названного Закона следует, что субъектами транспортной инфраструктуры признаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Объектом транспортной инфраструктуры в смысле упоминаемого закона является технологический комплекс, включающий в себя морские терминалы, акватории морских портов.

Таким образом, АО «КМТП», являясь субъектом транспортной инфраструктуры, обязано в силу закона обеспечивать транспортную безопасность на объектах транспортной инфраструктуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 №678 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта.

Согласно пункту 5 указанных Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры, приведенными в приложении.

Согласно статье 17 Закона «О государственной границе» въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

Таким образом, деятельность по выдаче пропусков возлагается в силу закона на АО «КМТП».

Исходя из системного толкования упомянутых нормативных актов деятельность по выдаче пропусков входит в состав регулируемого вида деятельности обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту - услуги субъектов естественных монополий в морских портах.

 Передача полномочий по выдаче пропусков для въезда/выезда на территорию порта, установление и взимание платы за их выдачу является нарушением требований Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», Правил режима в морском грузопассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Корсаков, утвержденных Приказом дальневосточного территориального управления Росграницы от 05.08.2015 №122;  Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 №678.

Указанный вывод соответствует решению арбитражного суда Сахалинской области по делу №А59-5665/2016, постановлению Пятого арбитражного апелляционного суда по тому же делу.

Письмом от 11.10.2016г. №442 АО «КМТП» предоставило Сахалинскому УФАС России Положение «О пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной инфраструктуры Акционерного общества «Корсаковский морской торговый порт», утвержденное Приказом генерального директора АО «КМТП» от 08.09.2015г. №96.

Согласно указанному Положению организация пропускного и внутриобъектового режимов возлагается на руководителя службы безопасности АО «КМТП», а осуществление пропускного внутриобъектового режима, контроль за соблюдением внутриобъектового режима возлагается на руководителя охраны (раздел 20).

Вместе с тем материалами дела подтверждается факт передачи АО «КМТП» указанных полномочий по договору от  01.11.2013г. в пользу ООО «ЧОО «СКАТ». В рамках договора оказания услуг ООО «ЧОО «СКАТ» осуществляет взимание платы за выдачу пропусков на право прохода (проезда) на территорию порта.

В пункте 1.2 данного договора стороны согласовали, что перечень и стоимость оказанных ООО «ЧОО «СКАТ» услуг приведены в тарифах на оформление, продление всех видов удостоверений и пропусков сторонним организациям и лицам, действующих с 01.12.2013 и утвержденных генеральным директором ООО «ЧОО «СКАТ» и согласованным с генеральным директором АО «КМТП» 01.11.2013г.

Органом регулирования указанные тарифы не утверждены. Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что поскольку передача АО «КМТП» полномочий по оформлению, продлению всех видов удостоверений и пропусков сторонним организациям и лицам не соответствует закону, то и взимание ООО «ЧОО «СКАТ» указанных платежей не допустимо.

Приказом генерального директора АО «КМТП» №21-07 от 25.02.2015г. утверждено Положение «Об организации завоза/вывоза грузов автотранспортом на/с территории АО «КМТП».

Пунктом 4.1.6 указанного Положения водителям автотранспорта, прибывающего на территорию порта предписано иметь средства безопасности водителя (каска, светоотражающий жилет, ботинки с твердым носком, защитные очки, перчатки защитные, средства противоскольжения на обувь).

Пунктом 4.1.7 указанного Положения водителям автотранспорта, прибывающего на территорию порта предписано иметь комплект ЛАРН (абсорбирующие салфетки, сорбент, пластиковый поддон, пластиковые мешки, лопата, ведро).

Именно указанные требования к автотранспорту расцениваются заявителями как избыточные.

АО «КМТП» не представило в своих пояснениях законность установления требований указанных в пунктах 4.1.6. и 4.1.7 Положения к водителям транспортных средств и законность дооборудования транспортных средств средствами ЛАРН.

Вместе с тем сам факт совершения указанных действий подтверждается объяснениями сотрудников ООО «ЧОО «СКАТ», предоставленных Сахалинской транспортной прокуратурой в приложении к письму от 15.11.2016г. №4551.

Частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности.

АО «КМТП» совершив действия по передаче своих полномочий в пользу ООО «ЧОО «СКАТ», согласовывая взимание ООО «ЧОО «СКАТ» платы за выдачу пропусков, согласовывая предъявление ООО «ЧОО «СКАТ» необоснованных требований к водителям и оборудованию транспортных средств, допустило ущемление интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих автомобильные перевозки, создало и поддерживало препятствия к въезду в порт и, тем самым, злоупотребило своим доминирующим положением, то есть нарушило запреты, установленные частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В соответствии с частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей, а в случае, если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо сумма расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, превышает 75 процентов совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) или административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам), - в размере от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, либо размера суммы расходов правонарушителя на приобретение товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Таким образом, в действиях юридического лица – АО «Корсаковский морской торговый порт», выразившихся в передаче своих полномочий в пользу ООО «ЧОО «СКАТ», согласовании взимания ООО «ЧОО «СКАТ» платы за выдачу пропусков, согласовании предъявления ООО «ЧОО «СКАТ» необоснованных требований к водителям и оборудованию транспортных средств, создании и поддержании препятствий к въезду в порт и ущемлении при этом интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих автомобильные перевозки, то есть совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с наличием в действиях юридического лица – АО «Корсаковский морской торговый порт» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 21.02.2018 г. в отношении АО «Корсаковский морской торговый порт» составлен протокол об административном правонарушении.

Протокол составлен в отсутствие законного представителя АО «Корсаковский морской торговый порт», уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении письмом-уведомлением Сахалинского УФАС России от 16.01.2018г. № 02-115, которое было получено адресатом 24.01.2018г. о чем свидетельствует информация, размещенная на сайте ФГУП «Почта России» о вручении почтовой корреспонденции за №69302416129317.

Протокол составлен в присутствии защитника АО «Корсаковский морской торговый порт» -  <….> (доверенность, выданная АО «Корсаковский морской торговый порт» 22.01.2018г.).

Определением от 21.02.2018г.  рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 07.03.2018г.

Письмом от 21.02.2018г. №02-605 копии протокола по делу об административном правонарушении №08-АП05/2018 и определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №08-АП05/2018 направлены законному представителю АО «Корсаковский морской торговый порт».

Указанная корреспонденция получена законным представителем АО «Корсаковский морской торговый порт» согласно почтовому извещению № 69302421837122.

Таким образом, законный представитель АО «Корсаковский морской торговый порт» был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении №08-АП05/2018.

Дело об административном правонарушении рассмотрено 07.03.2018г. при отсутствии законного представителя АО «Корсаковский морской торговый порт», в присутствии защитника АО «Корсаковский морской торговый порт» -  <….> (доверенность, выданная АО «Корсаковский морской торговый порт» 22.01.2018г.).

До рассмотрения дела об административном правонарушении в адрес Сахалинского УФАС России поступили письменные возражения АО «Корсаковский морской торговый порт»  (вх.№571 э/п от 06.03.2018г.) на протокол об административном правонарушении в которых защитник АО «Корсаковский морской торговый порт» -  <….> отрицает наличие состава вменяемого правонарушения в действиях АО «Корсаковский морской торговый порт». Вместе с тем, указанные в возражениях обстоятельства уже были оценены при принятии Сахалинским УФАС России решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства №08-107/2017.

В ходе рассмотрения дела в отношении АО «Корсаковский морской торговый порт» в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ всесторонне и полно исследованы материалы дела о совершении административного правонарушения, протокол об административном правонарушении и установлено следующее.

Событием административного правонарушения является совершение АО «Корсаковский морской торговый порт» действий, выразившихся в передаче своих полномочий в пользу ООО «ЧОО «СКАТ», согласовании взимания ООО «ЧОО «СКАТ» платы за выдачу пропусков, согласовании предъявления ООО «ЧОО «СКАТ» необоснованных требований к водителям и оборудованию транспортных средств, создании и поддержании препятствий к въезду в порт и ущемлении при этом интересов хозяйствующих субъектов, осуществляющих автомобильные перевозки, то есть совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.

Субъектом административного правонарушения является лицо его совершившее – АО «Корсаковский морской торговый порт» (ИНН 6504020825, ОГРН 1026500781922).

Время совершения длящегося административного правонарушения: с 01.11.2013г. по 20.12.2017г.

Время обнаружения административного правонарушения: 23.12.2016г. (время издания приказа №691 о возбуждении дела №08-107/2016 о нарушении антимонопольного законодательства АО «Корсаковский морской торговый порт»).

Место совершения правонарушения: Портовая ул., 10, г. Корсаков, Сахалинская обл., 694020 (юридический адрес  АО «Корсаковский морской торговый порт»).

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

В ходе рассмотрения дела рассмотрен вопрос о допустимости применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).

В условиях длительного совершения противоправных действий применение статьи 2.9 КоАП РФ является невозможным.

Помимо изложенного, прекращение дела по малозначительности может способствовать формированию неправомерного поведения данного субъекта права в будущем, поэтому имеет место существенная угроза охраняемым общественным отношениям.

При таких обстоятельствах, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении в отношении АО «Корсаковский морской торговый порт»  считает, что основания для освобождения последнего от административной ответственности в связи с малозначительностью отсутствуют.

Подлежит применению административное наказание в виде административного штрафа.

Согласно примечанию 1 к ст. 14.31 КоАП РФ для целей расчета административных штрафов выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации, а расходы на приобретение товаров (работ, услуг) определяются в соответствии со статьями 254 и 268 Налогового кодекса Российской Федерации.

   В соответствии с нормой, установленной пунктом 3 части 1 статьи 3.5 КоАП расчет штрафа производится от выручки правонарушителя за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

Совокупный размер суммы выручки определяется согласно приложению к Бухгалтерскому балансу «Отчет о финансовых результатах» (форма № 2) суммированием стр. 2110 «Выручка», стр. 2320 «Проценты к получению» и стр. 2340 «Прочие доходы»).

В связи с тем, что в отчете «О финансовых результатах» отражается совокупный размер выручки, без разбивки на виды деятельности, от осуществления которых получена выручка, в целях расчета величины административного штрафа у правонарушителя запрашивается справка  о полученной сумме выручки от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено правонарушение, а также о совокупном размере суммы выручки, заверенная надлежащим образом.

   На основании представляемой справки о сумме выручки от реализации товара (работ, услуг), на рынке которого совершено административное правонарушение и о совокупном размере суммы выручки, а также на основании данных приложения к Бухгалтерскому балансу формы № 2 отчета «О финансовых результатах» антимонопольный орган исчисляет штраф в соответствии с нормой части 2 статьи 14.31 КоАП.

  Нарушение в отношении АО «Корсаковский морской торговый порт» выявлено в 2016 году, следовательно, для расчета административного штрафа используются данные о совокупном размере выручки за 2015 год, определяемой в соответствии со статьями 248 и 249 Налогового кодекса Российской Федерации согласно представленным хозяйствующим субъектом документированным сведениям (приложение к Бухгалтерскому балансу (форма № 2 «Отчет о финансовых результатах»), а также справки, содержащей сведения о размере выручки от реализации товаров (работ, услуг), на рынке которого совершено правонарушение, за 2015 год.

Для расчета административного штрафа использовалась справка о размере выручки АО «Корсаковский морской торговый порт» от реализации услуг по погрузке, выгрузке грузов за 2015 год и совокупном размере выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2015 год, представленной письмом от 25.01.2018 № 22  (вх. № 204-эл от 29.01.2018).

Сведения о совокупном размере выручки АО «Корсаковский морской торговый порт» от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2015 год, содержащиеся в справке от 25.01.2018 № 22,  соответствуют сведениям, содержащимся в приложении к Бухгалтерскому балансу (форма № 2 «Отчет о финансовых результатах») за 2015 год.

   Административное правонарушение совершено на рынке товаров (работ, услуг), реализация которых осуществляется по регулируемым в соответствии с законодательством Российской Федерации ценам (тарифам).

В связи с изложенным, согласно части 2 статьи 14.31 КоАП, размер штрафа, подлежащего наложению на  АО «Корсаковский морской торговый порт», должен составлять от трех тысячных до трех сотых размера суммы выручки от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, но не более одной пятидесятой совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) и не менее ста тысяч рублей.

Выручка АО «Корсаковский морской торговый порт» за 2015 год от реализации услуг по погрузке, выгрузке грузов за 2015 год (рынок,  на котором совершено правонарушение) в соответствии с данными представленной справки составляет 82657000 руб.

Совокупная  выручка АО «Корсаковский морской торговый порт» за 2015 год в соответствии с представленными данными  составила 540291000 руб.

 

                                                  I. Базовый штраф (БШ)

 

Расчет осуществляется в соответствии с положениями части 2 статьи 14.31 КоАП РФ и Методическими рекомендациями ФАС России по исчислению размера административного штрафа, применяемого к юридическим лицам за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 14,31, 14.32, 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленными письмом от 13.07.2015 № ИА/34839/15 (в части, не противоречащей действующей редакции КоАП РФ).

 

  1. Рассчитывается максимальный размер административного штрафа (МаксШ), предусмотренный положениями части 2 статьи 14.31 КоАП, составляющий три сотых (3%) суммы выручки правонарушителя от реализации товаров, (работ, услуг), на рынке которого выявлено правонарушение, поскольку правонарушение совершено на рынке товаров, реализация которых осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).

Данная величина составляет 2479710 руб. (82657000 руб. х 3%).

Далее рассчитывается величина, составляющая  1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг).

Данная величина составляет 10805820 руб. (540291000 руб:50).

Поскольку размер административного штрафа, равный три сотых суммы выручки правонарушителя от реализации товаров (работ, услуг), на рынке которого совершено правонарушение (2479710 руб.) не превышает величину, равную 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг), и которая составляет 10805820 руб., максимальный размер административного штрафа в соответствии с нормой части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, должен составлять  не более 2479710 руб.  

Следовательно, МаксШ равен 2479710 руб. 

 

2. Рассчитывается минимальный размер административного штрафа (МинШ), предусмотренный положениями части 2 статьи 14.31 КоАП, и составляющий три тысячных (0,3%)  суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), на рынке которого выявлено правонарушение. 

МинШ, рассчитанный согласно норме части 2 статьи 14.31 КоАП, составляет  247971 руб. (82657000 руб. х 0,3%).

МинШ равен 247971 руб.

 

3. Определяется базовый штраф (БШ), составляющий сумму минимального размера административного штрафа и половины разности максимального и минимального размеров административного штрафа:

 

       БШ = МинШ + (МаксШ - МинШ)/2

 

       БШ = 247971 + (2479710 – 247971)/2 = 1363840,5 руб.

         

       БШ равен 1363840,5 руб. 

 

II. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

 

   В соответствии с примечанием 2 ст. 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, смягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 2 - 7 части 1 статьи 4.2 настоящего Кодекса.

   Также, согласно примечанию 3 ст. 14.31 КоАП РФ при назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей КоАП РФ, в отношении юридического лица учитываются обстоятельства, отягчающие административную ответственность, предусмотренные пунктами 1 и 2 части 1 статьи 4.3 настоящего Кодекса, а также следующие обстоятельства, отягчающие административную ответственность:

1) совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год;

2) причинение в результате совершения административного правонарушения ущерба гражданам, организациям или государству в размере более одного миллиона рублей либо извлечение в результате совершения административного правонарушения дохода в размере более пяти миллионов рублей;

3) совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.8 настоящего Кодекса, если за это административное правонарушение лицо уже подверглось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса. Данное обстоятельство может быть применено только к тому административному правонарушению, в рамках дела о котором были истребованы сведения (информация), необходимые для расчета размера административного штрафа.

При рассмотрении дела об административном правонарушении определяются обстоятельства, смягчающие (ОС) и отягчающие (ОО) административную ответственность. 

Применяемое для целей исчисления размера административного штрафа, подлежащего наложению, значение обстоятельств отягчающих и смягчающих административную ответственность, принимается равным одной восьмой разности максимального и минимального размеров административного штрафа:

 

         ОО (ОС) = (МаксШ - МинШ)/8

 

 Обстоятельств, смягчающих административную ответственность (СО) при рассмотрении данного дела об административном правонарушении № 08-АП05/2018 не установлено.

 Однако установлено одно обстоятельство, отягчающее административную ответственность (ОО), предусмотренное п. 1 примечания 3 ст. 14.31 КоАП РФ (совершение длящегося административного правонарушения, продолжительность которого превышает один год).

  Согласно примечанию 4 ст. 14.31 КоАП РФ при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, размер административного штрафа, налагаемого на юридическое лицо, подлежит увеличению за каждое такое обстоятельство на одну восьмую разности максимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения, и минимального размера административного штрафа, предусмотренного за совершение данного административного правонарушения.

 

ОО = (2479710 – 247971)/8 = 278967,4 руб.

 

               III. Расчет размера административного штрафа.

 

Размер административного штрафа, который подлежит наложению на юридическое лицо за административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ (ПШ), является суммой базового штрафа и обстоятельств, отягчающих административную ответственность, уменьшенной на сумму обстоятельств, смягчающих административную ответственность.

В данном случае, учитывая наличие одного обстоятельства, отягчающего административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, расчет административного штрафа, подлежащего наложению (ПШ) на АО «Корсаковский морской торговый порт», производится по формуле:

 

ПШ = БШ + ОО

 

ПШ = 1363840,5 + 278967,4 = 1642807,9 руб.

Рассчитанный ПШ, составляющий 1642807,9 руб. не превышает 1/50 совокупного размера суммы выручки правонарушителя от реализации всех товаров (работ, услуг) за 2015 год. Величина рассчитанного административного штрафа составляет 1,99% от суммы выручки АО «КМТП» от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение.

В результате административный штраф, рассчитанный в соответствии с нормой части 2 статьи 14.31 КоАП РФ, подлежащий наложению на АО «Корсаковский морской торговый порт», составляет  1642807,9 рублей.

Учитывая обстоятельства дела, руководствуясь  ст. 4.1, 14.31, 23.48, 23.83, 29.9 - 29.11, КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Признать АО «Корсаковский морской торговый порт» (ИНН 6504020825, ОГРН 1026500781922, юридический адрес: Портовая ул., 10, г. Корсаков, Сахалинская обл., 694020) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 
  2. В соответствии частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначить АО «Корсаковский морской торговый порт»  административное наказание в виде штрафа в размере 1642807 (один миллион шестьсот сорок две тысячи восемьсот семь) рублей 90 копеек.

Согласно пункту 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

  1. Сумму штрафа надлежит оплатить путём перечисления средств в соответствии с банковскими реквизитами:

ИНН 6501026378

КПП 650101001

УФК по Сахалинской области (Сахалинское УФАС России л/с 03611253130)

р/с 40101810900000010000

ОТДЕЛЕНИЕ ЮЖНО-САХАЛИНСК Г. ЮЖНО-САХАЛИНСК

БИК 046401001

ОКТМО 64701000

КБК: 161 1 16 02010 01 6000 140

Административные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства.

  1. В трехдневный срок со дня уплаты штрафа необходимо  представить в Сахалинское УФАС России надлежащим образом заверенные копии платежных документов.

Настоящее постановление вручить нарушителю и разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Согласно части 3 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченному ее рассматривать.

В соответствии с частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Врио

руководителя управления                                                             <.>

Связанные организации

Связанные организации не указаны