Постановление б/н ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу 08-АП99/2017 об административном пра... от 16 марта 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу 08-АП99/2017 об административном

правонарушении

 

07 марта 2018 года                                                                     г. Южно-Сахалинск

 

Временно исполняющий обязанности руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области <….>, рассмотрев материалы дела  № 08-АП99/2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденного в отношении юридического лица  - Публичного акционерного общества «Сбербанк России» (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195, адрес: Вавилова ул., 19, г. Москва, 117997),

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании части 1.2 статьи 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

Решением Комиссии Сахалинского УФАС России от 22.09.2017г. по делу о нарушении антимонопольного законодательства №08-12/2017 установлено следующее.

Согласно жалобе Заявителя – индивидуального предпринимателя Василькова С.Н., цена Публичного акционерного общества «Сбербанк России» (далее-ПАО «Сбербанк России», Ответчик) на услугу по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа в размере 350 руб. за платежку установлена необоснованно и ежемесячно индивидуальный предприниматель переплачивает Банку более 18 000 рублей, что является для него существенной суммой расходов.

Ответчик полагает, что цена на услугу по безналичным операциям по счету, с использованием бумажного экземпляра расчетного документа установлена обоснованно, причиной является участие Банка в решении одного из направлений приоритетной государственной задачи по внедрению инновационных удаленных сервисов в банковской сфере, в обеспечении соответствия уровня и качества оказываемых банковских услуг мировому уровню, повышения качества клиентского сервиса получения клиентами выгод и удобств.

Также ответчик пояснил, что причиной изменения цены является трансформация современного общества, основанная на приоритетном использовании интернет - технологий в различных областях, то есть изменения в тарифной политике Банка - это адекватная реакция на изменяющиеся потребности  клиентов, социальные и структурные преобразования, происходящие, в том числе под влиянием соответствующего государственного регулирования.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги.

Для квалификации действий хозяйствующего  субъекта в качестве нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» необходимо установить тот факт, что хозяйствующий субъект  занимает доминирующее положение на том или ином товарном рынке.

С этой целью Сахалинским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на товарном рынке услуги по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, предоставляемой индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в границах города Поронайска Сахалинской области за 2015г. и 2016г. в целях установления доминирующего положения кредитной организации по результатам которого составлен аналитический отчет.

Из аналитического отчета следует, что целью анализа является определение состава кредитных организаций, действующих на товарном рынке услуги по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, предоставляемой индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в границах города Поронайска Сахалинской области, определение долей кредитных организаций, действующих на рынке, а также оценка конкурентной среды на рынке.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.2007г. № 409 «Об утверждении условий признания доминирующего положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации» Сахалинское УФАС России производило определение положения кредитной организации на товарном рынке услуги по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, предоставляемой индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам (далее – Постановление № 409).

Согласно пункту 1 «Условий признания доминирующим положения кредитной организации»  Постановления № 409  доминирующим признается положения кредитной организации на товарном рынке, дающее такой кредитной организации возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка других хозяйствующих субъекта, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

Анализ состояния конкуренции был проведен в соответствии с Порядком  проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010220 (далее – Порядок № 220), с учетом особенностей, установленных Порядком проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации», утвержденным Приказом ФАС России от 28.06.2012г. № 433. Данные порядки разработаны на основании Закона «О защите конкуренции», и используются для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации.

Статьей 4 Закона «О защите конкуренции» закреплены следующие понятия:

  • финансовая услугабанковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц;
  • товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами;
  • финансовая организация – хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная Центральному банку Российской Федерации).

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

Покупателями товара на исследуемом рынке являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым необходимо получать услугу по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа.

Согласно информации, представленной на официальном сайте ПАО «Сбербанк России», осуществление всех банковских операций ПАО «Сбербанк России» производится на основании генеральной лицензии Банка России  от 11.08.2015г. № 1481.

Продуктовые границы товарного рынка определены как услуга по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, предоставляемая юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.  

Сахалинским УФАС России был определен временной интервал исследования товарного рынка: с 01.01.2015 г. по 31.12.2016 г.

В соответствии с пунктом 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определялись в пределах одного установленного временного интервала.

По мнению ПАО «Сбербанк России» в аналитическом отчете не верно определён временной интервал исследования, а именно выбранный Сахалинским УФАС России период, характеризовался бурным развитием удаленных каналов банковского обслуживания клиентов, основанным на использовании интернет - технологий, и, соответственно, активным переходом клиентов всех кредитных организаций с бумажного документооборота на электронный, а именно ПАО «Сбербанк России» указывает на то, что Сахалинскому УФАС России следовало учитывать наличие тенденции к абсолютному исключению из оборота платежных поручений на бумажных носителях, т.е. учитывать, что любое изменение тарифа на услугу, от использования которой все активные клиенты отказались по причине отсутствия интереса к ней, в принципе не может ущемлять интересы клиентов.

Сахалинским УФАС России данные доводы были оценены и не приняты по следующим основаниям.

Временной интервал анализа состояния конкуренции на товарном рынке услуги по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, предоставляемой индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в границах г. Поронайска определен в соответствии с Главой 2  Порядка № 220.

В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» и пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Для целей данного исследования с учетом требований пункта 2.2 Порядка № 220 необходимо изучение сложившихся характеристик рассматриваемого товарного рынка, т.е. проведение ретроспективного анализа состояния конкурентной среды на товарном рынке. На основании нормы пункта 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», а также с учетом положений пункта 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования был определен Сахалинским УФАС России периодом 2015 - 2016 годы.

Выбор указанного временного интервала соответствует требованиям пункта 9 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» и пунктом 2.1. Порядка № 220.

 В установленный временной интервал входит свершившийся факт нарушения, а именно установление ПАО «Сбербанк России» необоснованно высокой цены на услугу по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа в размере 350 руб. за платеж, следовательно, необходимость проведения перспективного анализа состояния конкуренции на товарном рынке для изучения условий, которые в будущем сложатся на товарном рынке, у Сахалинского УФАС России отсутствовала. 

 Сахалинским УФАС России была проанализирована документированная информации, представленная ПАО «Сбербанк России», а именно информации об отказе всех активных клиентов от вышеуказанной услуги.

Согласно данным, представленным ПАО «Сбербанк России» в 2015 году в  дополнительном офисе ПАО «Сбербанк России» в городе Поронайск 191 хозяйствующий субъект (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) использовали услугу по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, в  2016 году 109 хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Общая сумма операций по перечислению денежных средств с оформлением  платежных поручений на бумажных носителях в 2015г. составила 679 951 038,30 руб.,  в 2016 г.  244 589 501,20 руб.

  Учитывая вышеизложенное, Комиссия считает вывод о том, что все активные клиенты отказались от услуги по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа не состоятелен ввиду того, что услугой продолжают пользоваться и по сей день, то есть она является востребованной. Активность клиентов подтверждается общей суммой операции по перечислению денежных средств с оформлением платежных поручений на бумажных носителях, а также результатами анкетирования покупателей вышеуказанной услуги.

В состав кредитных организаций, действующих на товарном рынке, включаются кредитные организации, предоставляющие услугу по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа в границах города Поронайска Сахалинской области индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам.

Состав продавцов был определен на основании документированной информации, представленной Дальневосточным главным управлением - Отделением по Сахалинской области Центрального банка РФ в письме от 16.12.2016г. № Т764-12-19/11202, письма ПАО КБ «Восточный»  от 12.01.2017г. № 72 и от 16.03.2017г.  № И-ДФ-1341.

Сведения о кредитных организациях, предоставляющих услугу по безналичным операциям  по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа  в границах г. Поронайск Сахалинской области в установленном временном интервале, представлены в Таблице № 1.

 

 Таблица № 1.

Сведения о кредитных организациях, предоставляющих услугу по безналичным операциям  по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа  в границах г. Поронайск Сахалинской области в установленном временном интервале.

Наименование кредитной организации

Адрес

ИНН

1.

ПАО Сбербанк (Дополнительный офис № 8567/089 Южно-Сахалинского отделения № 8567)

694240, Сахалинская обл., г. Поронайск, ул. Октябрьская,68

7707083893

2.

ПАО Азиатско-Тихоокеанский Банк (Операционный офис № 114 в г. Поронайск)

694240, Сахалинская обл., г. Поронайск, ул. Комсомольская,5

2801023444

 

По результатам проведенного анализа состояния конкуренции на товарном рынке, было установлено, что ПАО «Сбербанк России» занимает доминирующее положение  на рынке услуги по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, предоставляемой ИП и юридическим лицам, в соответствии с частью 7 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» и Постановлением № 409, в границах г. Поронайск Сахалинской области с долей более 20% (в 2015 году с долей 99,85%, в 2016г. с долей 80,59%), что подтверждается аналитическим отчетом.

Согласно пункту 8 Методики  определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации, утвержденной Приказом ФАС России от 24.08.2012г. № 548 (далее - Методика), в качестве конкурентной цены банковской услуги антимонопольный орган вправе рассматривать цену услуги на сопоставимом товарном рынке, либо цену на услуги, установленную хозяйствующими субъектами, действующими на соответствующем товарном рынке, но не занимающими доминирующее положение.

Сахалинским УФАС России в рамках рассмотрения дела № 08-12/2017 была проведена работа по выявлению сопоставимого  рынка услуги по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, предоставляемой ИП и юридическим лицам, в границах территорий Сахалинской области и за пределами Сахалинской области.

Выявление сопоставимого рынка:

-  в границах территорий Сахалинской области производилось, путем  направления запросов в адрес кредитных организаций, осуществляющих деятельность на территории Сахалинской области.  

- за пределами Сахалинской области производилось в рамках информационного взаимодействия с территориальными Управлениями ФАС России, расположенных на территории Российской Федерации.

В качестве критериев сопоставимости товарного рынка использовались:

- численность населения в населенных пунктах;

- географические границы;

- количество хозяйствующих субъектов действующих на товарном рынке;

- объемы оказанных услуг по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа ИП и юридическим лицам в натуральном выражении (количество платежных поручений).

В результате исследований сопоставимый рынок не был выявлен ни на территории Сахалинской области, ни за ее пределами.

Также стоит отметить, что данный этап Методики указывает, что выявление сопоставимого товарного рынка проводится при необходимости (п.п. (в) п. 3 Методики).

В связи с тем, что сопоставимые рынки отсутствуют,  Сахалинским УФАС России за конкурентную цену банковской услуги была принята цена на услуги, установленная хозяйствующим субъектом, действующим на соответствующем товарном рынке, и не занимающим доминирующее положение (операционный офис ПАО «АТБ» в городе Поронайск).

Согласно п. 8 Приказа ФАС России от 24.08.2012г. №548 (далее – Приказ № 548) в качестве конкурентной цены банковской услуги антимонопольный орган вправе рассматривать цену услуги на сопоставимом товарном рынке либо цену на  услуги, установленную хозяйствующими субъектами, действующими на соответствующем товарном рынке, но не занимающими доминирующее положение.

В связи с тем, что сопоставимые рынки отсутствуют, антимонопольный орган в качестве конкурентной цены рассматривал цену финансовой услуги, установленную на соответствующем товарном рынке (в границах МО ГО «Поронайский»).

ПАО «Сбербанк России» не учтено, что п. 8.1. Приказа № 548, в части требований к уровню концентрации товарного рынка, касается определения цены финансовой услуги на сопоставимом товарном рынке.

Комиссия считает, что при условии отсутствия сопоставимого рынка, цена услуги единственного субъекта конкурента принята верно, поскольку она определялась на соответствующем товарном рынке в определенных аналитическим исследованием территориальных границах рынка. В указанной ситуации Письмо  ФАС России от 13.04.2017г. №РП/24730/17 не может быть принято к сведению в связи с тем, что оно касается определения цены финансовой услуги на сопоставимом товарном рынке.

Доводы Ответчика изложенные в п 3. Возражений на Заключение об обстоятельствах дела от 07.09.2017г. № 8567-05-исх./20 (далее – Заключение об обстоятельствах дела) также не приняты Сахалинским УФАС России, по причине того, что средневзвешенная цена Сахалинским УФАС России не определялась, поскольку услуга по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, по результатам проведенных исследований не является взаимозаменяемой с какой-либо другой услугой (п.9 Приказа №548).

Для выявления необоснованно высокой и необоснованно низкой цены на услуги кредитной организации осуществляется сопоставление исследуемой цены с конкурентной ценой банковской услуги и рассчитывается отклонение.

Расчет отклонения исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги производится по формуле:

 

 

О = Ци – Цк*100,

Цк

где:

О – отклонение исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги;

Ци – исследуемая цена услуги кредитной организации;

Цк – конкурентная цена банковской услуги.

 

Тариф на услугу по безналичным операциям  по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа в дополнительном офисе ПАО «Сбербанк России» в городе Поронайске за период с 01.01.2015г. по 31.12.2016г. менялся трижды:

- с 01.01.2015г. по 28.02.2015г. – размер тарифа составлял 70 руб. на основании решения комитета по корпоративному бизнесу Дальневосточного банка ОАО Сбербанк  от 08.08.2014 №1*22а;

- с 01.03.2015г. по 31.10.2016г. – размер тарифа составлял 100 руб. на основании решения комитета по корпоративному бизнесу Дальневосточного банка ОАО Сбербанк  от 13.02.2015 №1*4а;

- с 01.11.2016г. по 31.12.2016г. – размер тарифа составлял 350 руб. на основании решения комитета по корпоративному бизнесу Дальневосточного банка ОАО Сбербанк  от 12.10.2016 №1*23а.

Согласно пояснениям представителя ПАО «Сбербанк России» на комиссии по рассмотрению дела № 08-12/2017 17.08.2017г.  цена в размере 350 рублей за платеж  включает в себя  безналичные операции по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа как внутри банка, так и в другие банки.

Тариф на услугу по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа в  операционном офисе ПАО «АТБ» в городе Поронайск с 01.01.2015г. по 31.12.2016г. установлен в размере:

- при предоставлении платежного документа на бумажном носителе при переводе на счета внутри банка 20 руб. за платеж

- при предоставлении платежного документа на бумажном носителе при переводе на счета в другие банки  (цена в указанный период менялась трижды):

01.01.2015г. по 30.06.2016г. – 60 руб. за платеж, 01.07.2016г. по 31.07.2016г. – 120 руб. за платеж, 01.08.2016г. по 31.12.2016г.- 80 руб. за платеж.

Учитывая вышеизложенное, в рамках проводимых исследований, производится расчет отклонений исследуемой цены услуги по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа от конкурентной цены банковской услуги на соответствующем товарном рынке.

Так как у ПАО «Сбербанк России» цена услуги по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа идентична при переводе как внутри банка, так и в другие банки,  а у ПАО «АТБ» цена на вышеуказанную услугу различна (внутри банка – 20 руб. за платеж, в другие банки – 80 руб. за платеж в зависимости от периода),  отклонения исследуемой цены услуги по безналичным операциям по счету  с использованием бумажного экземпляра расчетного документа (350 руб.) от конкурентной цены банковской услуги (20 руб., 80 руб.) рассчитывается следующим образом.

Расчет отклонения исследуемой цены по безналичным операциям  по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа от конкурентных цен вышеуказанной услуги (операционный офис ПАО «АТБ» в городе Поронайск) представлен в Таблице № 2.

  Таблица № 2

 

Отклонение исследуемой цены услуги по безналичным операциям  по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа ПАО «Сбербанк России» от конкурентной цены вышеуказанной услуги (ПАО «АТБ»), %

Исследуемая цена ПАО «Сбербанк России» – 350 руб. за платеж (безналичные операции по счету  с использованием бумажного экземпляра расчетного документа как внутри банка, так и в другие банки).

1 650

Конкурентная цена (ПАО «АТБ») 20 руб. за платеж (при предоставлении платежного документа на бумажном носителе при переводе на счета внутри банка)

Исследуемая цена ПАО «Сбербанк России» – 350руб. за платеж (безналичные операции по счету  с использованием бумажного экземпляра расчетного документа как внутри банка, так и в другие банки).

337,5

Конкурентная цена (ПАО «АТБ») 80 руб. за платеж (при предоставлении платежного документа на бумажном носителе при переводе на счета в другие банки)

 

Таким образом, в соответствии с пунктом 10 Методики определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации отклонение исследуемой цены от конкурентной цены на рынке услуги по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, предоставляемой ИП и юридическим лицам, является существенным, так как составляет более 20%. Следовательно, тарифы, установленные в дополнительном офисе ПАО «Сбербанк России» в городе Поронайск на услугу по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа и действующие в исследуемый период, в сравнении с тарифом на данную услугу, установленным в операционном офисе ПАО «АТБ» в городе Поронайск в размере 20 руб. и  80 руб. за платеж, являются необоснованно высокими.

Согласно пункту 10 Методики существенное отличие исследуемой цены банковской услуги от конкурентной цены банковской услуги не влечет признание исследуемой цены банковской услуги необоснованно высокой, если эта цена не превышает сумму необходимых для ее оказания расходов кредитной организации.

Сахалинским УФАС России был направлен запрос в адрес Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк России» от 06.12.2016г. № 07-4586 о предоставлении информации о показателях экономической деятельности по дополнительному офису ПАО «Сбербанк России» в городе Поронайск.

В своем письме от 30.12.2016г. № Исх/01/08/253 Дальневосточный банк ПАО «Сбербанк России» относительно запрошенных показателей, связанных с затратным способом ценообразования (плановая калькуляция стоимости услуги, фактическая структура расходов, связанных с оказанием услуги, в разрезе статей затрат, себестоимость услуги), пояснил, что нормы законодательства, включая акты Банка России, являющегося органом банковского регулирования и банковского надзора, не содержат ни определения данных понятий применительно к финансово-­хозяйственной деятельности кредитных организаций, ни порядка их расчёта/установления.

Согласно требованиям Банка России, изложенным в Положении Банка России от 22.12.2014 №446-П «О порядке определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитной организации», кредитные организации не ведут учет расходов и доходов в разрезе видов услуг, а классификация доходов/расходов учитывает специфику банковской деятельности и включает (в общем виде) деление на процентные, маржинальные (курсовая разница), операционные.

Также в письме от 04.05.2017 № 8567-01-исх/43 ПАО «Сбербанк России» повторно подтвердило  невозможность расшифровки стоимости услуги и пояснило, что нормы законодательства, включая акты Банка России, не содержат подхода и/или порядка к расшифровке стоимости банковской услуги. По общему правилу, размеры тарифов на банковские услуги устанавливаются с учетом конъюнктуры рынка банковской услуги, то есть с учётом уровня цен на аналогичные услуги, условий их продажи иными участниками рынка. Причины повышения тарифа на услугу по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа объясняется тем, что данная услуга является «умирающей», потребление которой потребителями практически прекращено в силу экономических, технологических и социальных преобразований во всех отраслях экономики, в том числе в банковской сфере.

Таким образом, ПАО «Сбербанк России» не представило фактических доказательств не превышения суммы необходимых для оказания услуги расходов  над ее ценой. Из пояснений представителя ПАО «Сбербанк России» на комиссии 17.08.2017г. следует, что размер суммы таких расходов невозможно выделить из валовой суммы затрат, так как все расходы банка отражаются комплексно и не разбиваются на отдельные части (19 мин. 39 сек. аудиозаписи 1-ой части комиссии от 17.08.2017г.).

Учитывая вышеизложенное, Комиссии Сахалинского УФАС России не представляется возможным сделать вывод о том, что цена исследуемой услуги не превышает сумму необходимых для ее оказания расходов.

В связи с этим Комиссия руководствуется пунктом 10 Методики определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации. Результаты расчета отклонения исследуемого тарифа на услугу по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, установленного в дополнительном офисе ПАО «Сбербанк России» в городе Поронайске, от цены исследуемой услуги, установленной в операционном офисе  ПАО «АТБ» в городе Поронайск свидетельствуют о нарушении ПАО «Сбербанк России» пункта 7 части 1 статьи 10 Закона «О Защите конкуренции».

Учитывая вышеизложенное, Комиссия не соглашается с доводами ПАО «Сбербанк России» об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства при установлении цены на услугу по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа  в размере 350 руб. за платеж, по следующим основаниям.

Услуга по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, предоставляемая в дополнительном офисе ПАО «Сбербанк России» в городе Поронайск, не является «умирающей» в виду того, что хозяйствующие субъекты (ИП и юридические лица) продолжают её использование и многие не готовы перейти на иную услугу, предоставляемую ПАО «Сбербанк России» (данные подтверждаются в Аналитическом отчете на страницах 19-22).

Определение взаимозаменяемых товаров (услуг) в соответствии со статьей 4 Закона «О защите конкуренции» основывается на фактической замене товаров приобретателем или готовности приобретателя заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), учитывая их функциональное назначение, применение, качественные и технические характеристики, цену и другие параметры.

Стоит, отметит, что ИП Васильков С.Н. в своем заявлении указал, что не готов заменить вышеуказанную услугу на иную и его устраивает форма с использованием бумажного носителя, о чем также сообщили иные опрошенные покупатели услуги.

По мнению Комиссии Сахалинского УФАС России оправданным считается переход от одного типа услуги к другому в результате осознанного выбора контрагента финансовой организации на основании суждений об удобстве применения и иных характеристиках не связанных с ценой, так как затраты на  услуги финансовых организаций неизбежно учитываются контрагентом при формировании отчета о финансовых результатах и прибыли предприятия (хозяйствующего субъекта). 

Из пояснений представителя ПАО «Сбербанк России» на комиссии 17.08.2017 следует, что Банк путем повышения цены понуждает покупателей отказаться от данной услуги (17 мин. 20 сек. аудиозаписи 1-ой части комиссии от 17.08.2017г.). Не предусмотрено никаких разъяснительных порядков по повышению цены на услугу, ПАО «Сбербанк» во всех своих пояснениях ссылается только на документ под названием «Основные направления развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка Российской Федерации на 2016-2018г.», утвержденный Центральным банком Российской Федерации в декабре 2015г.

По мнению ПАО «Сбербанк России» услуга для клиентов, предпочитающих бумажный носитель, не вписывается в концепцию дальнейшего развития и выпадает из общих структур процессов, которые строятся в банке (18 мин. 28 сек аудиозаписи 1-ой части комиссии от 17.08.2017г.). 

ПАО «Сбербанк России» фактически лишает потребителя права направления в банк платежного поручения в бумажном виде, устанавливая необоснованно высокую цену на услугу по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа. Обязанность хозяйствующих субъектов направления в кредитную организацию платежных поручений исключительно в электронном виде не установлена нормативно правовыми актами Российский Федерации.

ПАО «Сбербанк России» не представлены какие-либо документы, подтверждающие обоснованность повышения тарифов на перечисление средств со счета ИП и юридических лиц при использовании платежных поручений на бумажном носителе.

Довод Ответчика, изложенный в п. 5 Заключения об обстоятельствах дела,  о введении в действие с 01 октября 2017 года Центральным банком России нового тарифа на услугу по переводу денежных средств в платежной системе Банка России на бумажном носителе в размере 350 руб. за платеж Комиссией не принят, поскольку данное действие совершено за пределами установленного временного интервала, в течение которого имело место нарушение.

Также не состоятелен довод ПАО «Сбербанк России» о рассмотрении в настоящее время Банком России вопроса о целесообразности отзыва лицензии у ПАО «АТБ» ввиду того, что указанная финансовая организация в течение исследуемого периода действовало на законных основаниях и продолжает действовать в настоящее время.

На основании изложенного, Сахалинским УФАС России установлено, что цена на услугу по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа ПАО «Сбербанк России» является необоснованно высокой ценой финансовой услуги, поскольку она существенно отличается от конкурентной цены финансовой услуги и оказывает негативное влияние на конкуренцию, что проявляется в росте цены, не связанном с изменениями общих условий обращений товара на товарном рынке.

Учитывая, что ПАО «Сбербанк России» занимает доминирующее положение на рынке услуг по безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа в географических границах г. Поронайск в рассматриваемый временной период, в его действиях содержится нарушение пункта 7 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

В целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства ПАО «Сбербанк России» Комиссия Сахалинского УФАС России приняла решение о выдаче обществу предписания о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, а именно:

- прекратить применение необоснованно высокой цены на услугу по  безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа в географических границах города Поронайска Сахалинской области;

- рассчитать и установить обоснованную цену на услугу по  безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа в географических границах города Поронайска Сахалинской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия решила:

  1. Признать ПАО «Сбербанк России» (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195) занимающим доминирующее положение на рынке услуг по  безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа в территориальных границах города Поронайск Сахалинской области на территории действия универсального дополнительного офиса №8567/089 Южно-Сахалинского отделения №8567 ПАО «Сбербанк России».
  2. Признать ПАО «Сбербанк России» в лице филиала ПАО «Сбербанк России» - Дальневосточного банка ПАО «Сбербанк России» нарушившим пункт 7 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в форме злоупотребления доминирующим положением финансовой организацией выразившемся в установлении необоснованно высокой цены финансовой услуги - услуги по  безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, установленной на территории действия универсального дополнительного офиса №8567/089 Южно-Сахалинского отделения №8567 ПАО «Сбербанк России» в городе Поронайске.

В соответствии с частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.21 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.

Таким образом, в действиях юридического лица – Публичного акционерного общества «Сбербанк России», выразившихся в установлении необоснованно высокой цены финансовой услуги - услуги по  безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, установленной на территории действия универсального дополнительного офиса №8567/089 Южно-Сахалинского отделения №8567 ПАО «Сбербанк России» в городе Поронайске, то есть совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, имеются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В связи с наличием в действиях юридического лица – ПАО «Сбербанк России» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 25.01.2018 г. в отношении ПАО «Сбербанк России» составлен протокол об административном правонарушении.

Протокол составлен в отсутствие законного представителя ПАО «Сбербанк России», уведомленного надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении письмом-уведомлением Сахалинского УФАС России от 19.12.2017г. № 02-5371, которое было получено адресатом 09.01.2018г. о чем свидетельствует уведомление ФГУП «Почта России» о вручении почтовой корреспонденции за №69302416125913.

Протокол составлен в присутствии защитника ПАО «Сбербанк России» - начальника управления защиты интересов банка Южно-Сахалинского отделения № 8567 ПАО  Сбербанк <….>, действующей по доверенности № ДВБ /635-Д от 04.05.2017 г., выданная заместителем Председателя Дальневосточного банка <….>, действующий в порядке передоверия по доверенности № ДВБ/84-Д от 05.04.2017, выданную и.о.  председателя Дальневосточного банка <….>, действующей в порядке передоверия по доверенности № 6-ДГ от 14.03.2017, выданную Президентом, Председателем Правления <….>.

Определением от 26.01.2018г.  рассмотрение дела об административном правонарушении назначено на 09.02.2018г.

Письмом от 26.01.2018г. №02-261 копии протокола по делу об административном правонарушении №08-АП99/2017 и определения о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении №08-АП99/2017 направлены законному представителю ПАО «Сбербанк России».

Указанная корреспонденция получена законным представителем ПАО «Сбербанк России» согласно почтовому извещению о вручении № 69302416131167.

Определением от 09.02.2018г. рассмотрение дела об административном правонарушении №08-АП99/2017 отложено на 07.03.2018г. в связи с отсутствием сведений о надлежащем уведомлении законного представителя ПАО «Сбербанк России» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Определением от 09.02.2018г. срок рассмотрения дела об административном правонарушении №08-АП99/2017 продлен на 1 месяц.

Письмом от 09.02.2018г. №02-445 копии определения об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении №08-АП99/2017 и определения о продлении срока рассмотрения дела об административном правонарушении №08-АП99/2017 направлены законному представителю ПАО «Сбербанк России».

Указанная корреспонденция получена законным представителем ПАО «Сбербанк России» согласно извещениям № 69302416133024, №69302416133017, таким образом, законный представитель ПАО «Сбербанк России» был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении №08-АП99/2017.

Дело об административном правонарушении рассмотрено 07.03.2018г. при отсутствии  законного представителя ПАО «Сбербанк России», в присутствии  защитника ПАО «Сбербанк России» - начальника управления защиты интересов банка Южно-Сахалинского отделения № 8567 ПАО  Сбербанк <….>, действующей по доверенности № ДВБ/123-Д от 09.02.2018 г., выданной заместителем Председателя Дальневосточного банка <….>, действующим в порядке передоверия по доверенности № ДВБ/920-Д от 01.06.2017г., выданной председателем Дальневосточного банка <….>, действующим в порядке передоверия по доверенности № 8-ДГ от 24.04.2017г., выданной Президентом, Председателем Правления <….>, которая факт совершения административного правонарушения не признала, представила письменные пояснения №8567-33/81 от 07.03.2018г.

В ходе рассмотрения дела в отношении ПАО «Сбербанк России» в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ всесторонне и полно исследованы материалы дела о совершении административного правонарушения, протокол об административном правонарушении и установлено следующее.

Событием административного правонарушения является совершение ПАО «Сбербанк России» действий, выразившихся в установлении необоснованно высокой цены финансовой услуги - услуги по  безналичным операциям по счету с использованием бумажного экземпляра расчетного документа, установленной на территории действия универсального дополнительного офиса №8567/089 Южно-Сахалинского отделения №8567 ПАО «Сбербанк России» в городе Поронайске, то есть совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Субъектом административного правонарушения является лицо его совершившее – ПАО «Сбербанк России» (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195, адрес: Вавилова ул., 19, г. Москва, 117997).

Время совершения правонарушения: с 12.10.2016г. (дата принятия решения комитетом по корпоративному бизнесу Дальневосточного банка ОАО Сбербанк  от 12.10.2016 №1*23а) по 01.10.2017 года.

Место совершения правонарушения: Вавилова ул., 19, г. Москва, 117997(юридический адрес  Публичного акционерного общества «Сбербанк России»).

Обстоятельства, отягчающие или смягчающие административную ответственность ПАО «Сбербанк России», не установлены.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

В ходе рассмотрения дела рассмотрен вопрос о допустимости применения статьи 2.9 КоАП РФ.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Изучив пояснения защитника ПАО «Сбербанк России», изложенные в письме №8567-33/81 от 07.03.2018г., должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении решил, что доводы защитника о том, что нарушение антимонопольного законодательства прекратилось с момента  введения в действие с 01 октября 2017 года Центральным банком России нового тарифа на услугу по переводу денежных средств в платежной системе Банка России на бумажном носителе в размере 350 руб. и нарушение интересов единственного предпринимателя свидетельствуют о размере вреда и тяжести наступивших последствий не представляющем существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, свидетельствуют о малозначительности совершенного административного правонарушения.

Учитывая обстоятельства дела,    руководствуясь статьями  14.31, 23.48, 24.5, 28.9, 2.9, КоАП РФ,

 

ПОСТАНОВИЛ:

 

  1. Производство по делу об административном правонарушении №08-АП99/2017, возбужденному в отношении  ПАО «Сбербанк России» (ИНН 7707083893, ОГРН 1027700132195, адрес: Вавилова ул., 19, г. Москва, 117997) по ч.1 ст.14.31 КоАП РФ прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. 

В соответствии с пунктом 1 статьи 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Согласно части 1 статьи 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

 

 

Врио

руководителя управления                                                             <.>

Связанные организации

Связанные организации не указаны