Решение б/н Без аннотации от 30 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/07/3-182/2021

25 марта 2021 года г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

Председателя Комиссии: <...><...> – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

Членов Комиссии:<...><...> – начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

<...><...> – старшего инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,

при участии посредством видеоконференцсвязи представителей акционерного общества «Корпорация развития Сахалинской области» – <...><...><...>, на основании доверенности от 22.03.2021 № 15/2021;

рассмотрев дело № 065/07/3-182/2021 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Телекомпания «Восток 65» (ИНН 6501104040) (далее – заявитель) на положения закупочной документации, утвержденной акционерным обществом «Корпорация развития Сахалинской области» (ИНН 6501278262) (далее – заказчик) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: «Оказание комплекса услуг по информационной поддержке (освещению) деятельности АО «Корпорация развития Сахалинской области» (извещение
№ 32110061187) (далее – запрос котировок),

УСТАНОВИЛА:

16.03.2021 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) поступила жалоба заявителя на положения закупочной документации, согласно которой заказчик допустил нарушения статьи 82.1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) выбрав неверный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) поскольку начальная максимальная цена превышает предел в 3 000 000 рублей, установленный названной выше нормой. Кроме того, нарушения вышеуказанного закона, по мнению заявителя, допущены заказчиком при установлении требований к участникам закупки, которые не соответствуют требованиям статьи 73 Закона о контрактной системе. Помимо нарушений Закона о контрактной системе заявитель в своей жалобе указывает на нарушения, ограничивающие конкуренцию путем включения в состав одного лота лицензируемых (размещение видеоматериалов на телеканале, размещение телевизионных сюжетов в новостных программах) и нелицензируемых (подготовка интернет баннера, подготовка и размещение публикаций на Интернет-ресурсах) услуг. Более того, в пункте 1.1.2 технического задания заказчиком установлены заведомо невыполнимые требования к размещению видеоролика на не менее чем трех телеканалах в ежедневных новостных и других информационно-аналитических программах, художественных фильмах, развлекательных, познавательных программах, поскольку согласно сведениям из реестра лицензий на телерадиовещание, размещенного на официальном сайте Роскомнадзора ни у одного вещателя в Сахалинской области нет соответствующих лицензий на телевизионное вещание на трех каналах, один из которых с охватом 90% вещания области.

Уведомлением-требованием от 18.03.2021 № 05-1241 рассмотрение жалобы по существу назначено на 24.03.2021 в 11 часов 00 минут.

Представители заказчика, на заседание Комиссии представили запрашиваемые документы, а также письменные и устные пояснения по доводам жалобы, согласно которым просят признать ее необоснованной.

Вместе с тем, в целях всестороннего рассмотрения дела и принятия обоснованного и мотивированного решения, Комиссией Сахалинского УФАС России объявлен перерыв до 25.03.2021 14 часов 30 минут, что подтверждается уведомлением-требованием от 24.03.2021 № 05-1338.

После перерыва Комиссия Сахалинского УФАС России, заслушав представителей заказчика, изучив представленные в материалы дела документы и информацию, установила следующее.

На основании части 1, 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.20211 года № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов; акты и (или) действия (бездействие) уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, могут быть обжалованы юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, права или законные интересы которых, по их мнению, нарушены в результате осуществления в отношении таких лиц процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, либо предъявления требования осуществить процедуру, не включенную в исчерпывающий перечень процедур в соответствующей сфере строительства (далее в настоящей статье – заявитель).

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 1 части 3.1 статьи 3 Закона о закупках определено, что конкурентные закупки осуществляются, в том числе путем проведения запроса котировок в электронной форме.

Из части 20 статьи 3.2 Закона о закупках следует, что под запросом котировок в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем запроса котировок признается участник закупки, заявка которого соответствует требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и содержит наиболее низкую цену договора.

Как установлено на заседание Комиссии, заказчиком 09.03.2021 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: «Оказание комплекса услуг по информационной поддержке (освещению) деятельности АО «Корпорация развития Сахалинской области» (извещение
№ 32110061187).

Рассмотрев первый и второй доводы заявителя о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе, Комиссия Сахалинского УФАС России признает их необоснованными, поскольку заказчик осуществляет закупочную деятельность в соответствии с нормами Закона о закупках и Положением акционерного общества «Корпорация развития Сахалинской области» о закупке товаров, работ, услуг, соответственно доводы о нарушении заказчиком положений Закона о контрактной системе Комиссией признаются несостоятельными.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что действующие законодательство Российской Федерации о закупках не содержит ограничений по начальной максимальной цене договора при проведении запроса котировок в рамках Закона о закупках, такое ограничение также не содержится в Положение о закупке заказчика. Вместе с тем, таким Положением установлены требования, предъявляемые к участникам закупке, а также перечень документов, предоставляемых участником в составе своей заявке на участие в закупке.

Проанализировав положения закупочной документации относительно требований к участникам закупки и предъявляемых требований к содержанию заявки участника запроса котировок в электронной форме Комиссий не установлено нарушений Закона о закупках, в связи с чем, первый и второй довод заявителя признаются необоснованными.

Рассмотрев третий довод заявителя по существу неправомерного объединения в состав одного лота лицензируемых и нелицензируемых услуг, Комиссия Сахалинского УФАС России пришла к следующим выводам.

Как указано ранее в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

На основании пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В развитие установленного частью 1, пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках принципа запрета совершения действий, которые противоречат требованиям вышеуказанного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок, статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

В силу пункта 1 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок; участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.

Наряду с установленными частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений (часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции).

Положениями части 3 статьи 17 Закона защите конкуренции определено, что наряду с установленными частями 1 и 2 указанной статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Нарушение запретов, установленных статьей 17 Закона о защите конкуренции, приводит или может привести к необоснованному ограничению возможности участия в торгах большего количества потенциальных продавцов (поставщиков, подрядчиков, исполнителей), соответственно, к необоснованному ограничению числа участников торгов, либо создает условия, возможность для такого ограничения, следовательно, ограничивает конкуренцию, создает угрозу конкуренции при проведении торгов.

При этом Комиссия отмечает, что по смыслу положений части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции в один лот могут быть включены товары, работы, услуги, которые отвечают одновременно двум критериям: и функционально, и технологически связанные между собой.

Данное требование не является альтернативным, поскольку союз «и» предполагает одновременное наличие совместного признака функционально и технологически связанных между собой товаров (работ, услуг).

Таким образом, нарушения требований статьи 17 Закона о защите конкуренции, выражающиеся в ограничении конкуренции, одновременно являются нарушением установленного пунктом 2 части 1, пунктом 2 части 6.1 статьи 3 запрета ограничивающих действий, которые могут выражаться, в том числе, в необоснованном ограничении числе участников торгов.

Из материалов дела установлено, что предметом спорной закупки является оказание комплекса услуг по информационной поддержке (освещению) деятельности АО «Корпорация развития Сахалинской области». При этом техническим заданием установлены требования как к производству видеоролика, так и его размещению.

Описанием объекта закупки определено, что производство видеоролика предполагает написание сценария, сбор необходимых материалов, видеосъемку профессиональными техническими средствами в формате FULL HD и 4K, видеомонтаж: нарезку видео, наложение титров/графических элементов, использование 2D/3D графики, закадровую дикторскую начитку, музыкальное сопровождение. Формат видеоролика – для дальнейшей трансляции в эфире телевещания.

Вместе с этим указано, что исполнитель самостоятельно занимается всеми этапами производства.

В требованиях к размещению видеоролика заказчиком указано следующее:

а) не менее чем на 3 (трех) телеканалах в ежедневных новостных и других информационно-аналитических программах, художественных фильмах, развлекательных, познавательных программах;

б) формат вещания телеканалов – в режиме наземного эфирного вещания;

в) период размещения с 18:00 до 23:00 часов (время сахалинское);

г) не менее 20% от общего объема прокатов должно осуществляться в составе ежедневных региональных (локальных) новостных программ;

д) размещение в телевизионном эфире с общим охватом вещанием не менее 90% муниципальных образований Сахалинской области предполагает размещение на:

– телевизионном канале (каналах) с охватом телевещанием в пределах территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск»;

– телевизионном канале (каналах) с охватом телевещанием не менее 90% территорий муниципальных образований Сахалинской области, при этом с данным охватом вещанием должно размещаться не менее 10 % от общего количества прокатов по договору.

Учитывая в совокупности вышеизложенное, Комиссия приходи к выводу, что услуги по производству и размещению телевизионных видеороликов функционально и технологически не связаны между собой, поскольку услуги по производству, как указано выше включают в себя написание сценария, сбор необходимых материалов, видеосъемку профессиональными техническими средствами в формате FULL HD и 4K, видеомонтаж: нарезку видео, наложение титров/графических элементов, использование 2D/3D графики, закадровую дикторскую начитку, музыкальное сопровождение, а услуги по трансляции телевизионных роликов включают в себя оказание услуг связи для трансляции уже произведенных роликов о деятельности АО «Корпорация развития Сахалинской области».

Вместе с тем, используемые при оказании данных видов услуг технические средства (оборудование) и технологии также не являются идентичными, технологически и функционально не связаны между собой.

При этом Комиссией учитывается, что услуги по трансляции телевизионных роликов подлежат лицензированию в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Включение в предмет закупки услуги по трансляции телевизионных роликов, подлежащей обязательному лицензированию, обязывает, чтобы ее исполнитель имел соответствующую лицензию. При этом участие в закупке на предоставление данной услуги иных хозяйствующих субъектов возможно только в виде посредничества с последующим приобретением эфирного времени на трансляцию подготовленных телевизионных роликов у других хозяйствующих субъектов, что, безусловно, влечет увеличение посреднических расходов при выполнении данного контракта. В отличие от них хозяйствующие субъекты, обладающие соответствующей лицензией, имеют возможность участвовать в торгах напрямую, без посредников, в связи с чем находятся в более выгодных условиях в части определения ценовой политики.

Кроме того, в общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности отсутствует код, объединяющий два вида услуг по изготовлению и трансляции телевизионных роликов, что также указывает на ограничение конкуренции при проведении спорной закупки, поскольку сокращает число хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным работам.

Указанный вывод подтверждается протоколом от 17.03.2021 в соответствии с которым по окончанию срока подачи заявок на участие в закупке подана единственная заявка участника запроса котировок.

При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком допущены нарушения пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, а третий довод заявителя – обоснованный.

По результатам рассмотрения четвертого доводы заявителя, Комиссией Сахалинского УФАС России установлено следующее.

Как указано ранее в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Пунктом 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что в описание предмета закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

В пункте 1.1.2 технического задания заказчиком установлены требования к размещению видеоролика:

а) не менее чем на 3 (трех) телеканалах в ежедневных новостных и других информационно-аналитических программах, художественных фильмах, развлекательных, познавательных программах;

б) формат вещания телеканалов – в режиме наземного эфирного вещания;

в) период размещения с 18:00 до 23:00 часов (время сахалинское);

г) не менее 20% от общего объема прокатов должно осуществляться в составе ежедневных региональных (локальных) новостных программ;

д) размещение в телевизионном эфире с общим охватом вещанием не менее 90% муниципальных образований Сахалинской области предполагает размещение на:

– телевизионном канале (каналах) с охватом телевещанием в пределах территории муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск»;

– телевизионном канале (каналах) с охватом телевещанием не менее 90% территорий муниципальных образований Сахалинской области, при этом с данным охватом вещанием должно размещаться не менее 10 % от общего количества прокатов по договору.

Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств, что на территории Сахалинской области зарегистрирована организация, в распоряжении которой находится не менее чем 3 (трех) телеканала один из которых с охватом телевещанием не менее 90% территорий муниципальных образований Сахалинской области.

При таких обстоятельствах, заказчик признается нарушившим положения пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Закона о закупках, а четвертый довод заявителя обоснованным.

На основании части 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции по результатам рассмотрения жалобы по существу комиссия антимонопольного органа принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и в случае, если жалоба признана обоснованной, либо в случае установления иных не являющихся предметом обжалования нарушений (нарушений порядка организации и проведения торгов, заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства) принимает решение о необходимости выдачи предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает организатору торгов, оператору электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации и проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества (далее в настоящем пункте - торги), порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.

Учитывая в совокупности вышеизложенное, Комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Телекомпания «Восток 65» (ИНН 6501104040) на положения закупочной документации, утвержденной акционерным обществом «Корпорация развития Сахалинской области» (ИНН 6501278262) при проведении запроса котировок в электронной форме по объекту: «Оказание комплекса услуг по информационной поддержке (освещению) деятельности АО «Корпорация развития Сахалинской области» (извещение № 32110061187) – обоснованной.

2. Признать заказчика – акционерное общество «Корпорация развития Сахалинской области» (ИНН 6501278262) нарушившим положения пункта 2 части 1, пункта 2 части 6.1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ
«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику – акционерному обществу «Корпорация развития Сахалинской области» (ИНН 6501278262) обязательное для исполнения предписание, направленное на устранение выявленных нарушений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

4. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц, допустивших нарушения, указанные в пункте 2 настоящего Решения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

Связанные организации

Связанные организации не указаны