Аналитический отчет б/н без аннотации от 25 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

25федеральная антимонопольная служба

Управление по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

КРАТКИЙ ОТЧЕТ (ОБЗОР) ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ УСЛУГ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПОРЯДКА В ПОРТУ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ПАО «ХОЛМСКИЙ МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ» В МОРСКОМ ПОРТУ ХОЛМСК

ПО ДЕЛУ № 065/01/10-190/2021

г. Южно-Сахалинск

2021 год

I. Общие положения.

Настоящий краткий отчет (обзор) составлен по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по обеспечению порядка в порту, проведенного в рамках рассмотрения дела № 065/01/10-190/2021, возбужденного в отношении ПАО «Холмский морской торговый порт» (ИНН 6509001181) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-190/2021 послужило обращение ООО «Хабаровская топливная компания» на действия ПАО «Холмский морской торговый порт» (далее также ПАО «ХМТП»), связанные с взиманием платы за услуги по обеспечению порядка в порту.

ООО «Хабаровская топливная компания» осуществляет регулярные поставки нефтепродуктов морским транспортом в Сахалинскую область через морской порт Холмск для нужд региона.

В целях оказания услуг по перевалке грузов и складскому хранению между заявителем (Заказчик) и ООО «Трансбункер-Холмск» (Исполнитель) заключен договор № 16/2019 от 01.04.2019.

В рамках оказания услуг по перевалке ООО «Трансбункер-Холмск» осуществляет расходы, связанные с проездом по территории порта Холмск на основании договора № 31/2020 от 21.12.2020, заключенного с ПАО «ХМТП», которые ООО «Хабаровская топливная компания» обязуется возмещать Исполнителю (дополнительное соглашение от 21.12.2020 г. к договору № 16/2019).

Необходимость в данных расходах связана с тем, что склад нефтепродуктов ООО «Трансбункер-Холмск» расположен на территории ПАО «ХМТП». Для погрузки – разгрузки груза автотранспорту заявителя необходимо преодолеть расстояние от въездных ворот по охраняемой территории порта до склада хранения и обратно.

Из анализа договора № 31/2020 следует, что его предметом являются услуги по обеспечению порядка в порту, оказываемые ПАО «ХМТП», с предоставлением объектов транспортной инфраструктуры для проезда автотранспортных средств.

Услуги по обеспечению порядка в порту относятся к сфере деятельности естественных монополий. Тариф на данный вид услуг подлежит государственному регулированию на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293
«О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Следовательно, ПАО «ХМТП» обязано обратиться для установления в отношении оказания услуги по обеспечению порядка в порту в государственный орган регулирования.

Однако, ПАО «ХМТП» за установлением тарифа на данную услугу в орган регулирования не обратилось, а установило цену в свободном порядке, что и послужило основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-190/2021.

Целью анализа являлось определение положения ПАО «Холмский морской торговый порт» на рынке оказания услуг по обеспечению порядка в порту.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/10-190/2021.

Согласно пункту 1.3. раздела I «Общие положения» Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится в объеме, установленном пунктом 1.3. вышеуказанного Порядка, который включает следующие этапы:

- определение временного интервала исследования;

- определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- определение географических границ товарного рынка.

Анализ состояния конкуренции осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220);

- Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ);

- Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о морских портах);

- Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление № 293);

- Федеральным законом от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1638 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта»;

- Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208 «Об утверждении требований по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих, либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта»;

- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.02.2012 № 51 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Холмск»;

- Распоряжением Росморречфлота от 03.11.2010 № АД-308-Р «О внесении сведений о морском порте Холмск в Реестр морских портов Российской Федерации»;

- Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) от 27.12.2010 № 451-ОД «Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»;

- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 179-р «Об установлении границы морского порта Холмск (Сахалинская область)»;

- Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345;

- иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в морских портах Российской Федерации.

 

 

II. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-190/2021.

III. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно пункту 2.2. Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

Сахалинское УФАС России располагает сведениями, что услуги по обеспечению порядка в порту оказываются ПАО «ХМТП» в течение периода, превышающего один год (материалы дела № 065/01/10-94/2020).

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-190/2021 в связи с наличием в действиях ПАО «Холмский морской торговый порт» признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» возбуждено на основании Приказа Сахалинского УФАС России от 17.03.2021 № 41/1 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

С учетом изложенного, временной интервал настоящего исследования определен периодом не менее чем один год, а именно периодом с 01.01.2020 г. по 17.03.2021 (дата приказа № 41/1 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).

Следовательно, настоящий анализ состояния конкуренции на товарном рынке является ретроспективным, временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2020 г. по 17.03.2021 г.

Временной интервал исследования включает в себя период предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/10-190/2021 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в действиях ПАО «Холмский морской торговый порт», осуществляющего деятельность в морском порту Холмск.

Дело № 065/01/10-190/2021 возбуждено в связи с самостоятельным установлением ПАО «ХМТП» цены на услуги по обеспечению порядка в порту, без обращения в орган государственного регулирования.

Статья 3 Закона № 147-ФЗ определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьей 4 Закона № 147-ФЗ определены сферы деятельности субъектов естественных монополий, к которым относятся услуги в портах.

В абзаце 5 п.1 ст. 4 Закона № 147-ФЗ определено, что услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно части 1 статьи 5 Закона № 147-ФЗ для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

На основании статьи 6 Закона № 147-ФЗ одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Согласно статье 6 Закона № 147-ФЗ перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положение «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 (далее – Постановление № 293), определяет основы ценообразования на услуги субъектов естественных монополий.

Также Постановлением № 293 утвержден Перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

В состав Перечня услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, утвержденного Постановлением № 293, включены, среди прочих, услуги по обеспечению безопасности мореплавания и порядка в порту.

Согласно п. 1.3. Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, определение продуктовых границ товарного рынка производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ.

В соответствии со статей 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ под морским портом понимается совокупность объектов инфраструктуры морского порта, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, а также взаимодействие с другими видами транспорта.

В силу пункта 6 статьи 4 Закона о морских портах владельцами объектов инфраструктуры морского порта являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.

Из материалов дела № 065/01/10-190/2021, а также дела № 065/01/10-94/2020 следует, что ПАО «Холмский морской торговый порт» является владельцем объектов транспортной инфраструктуры в морском порту Холмск.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального Закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закон «О транспортной безопасности») транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Под актом незаконного вмешательства Закон «О транспортной безопасности» определяет противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий (пункт 1 статьи 1 Закона).

В соответствии с пунктом 1.1. статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.

В силу пункта 9 статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

С учетом изложенного, а также исходя из материалов дела № 065/01/10-190/2021, дела № 065/01/10-94/2020 ПАО «Холмский морской торговый порт» является субъектом транспортной инфраструктуры морского порта Холмск.

Согласно п./п. «д» пункта 5 статьи 1 Закона «О транспортной безопасности» к объектам транспортной инфраструктуры, относится технологический комплекс, включающий в себя, в том числе, порты, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения.

Следовательно, морской порт Холмск относится к объектам транспортной инфраструктуры, к которому применяются требования по обеспечению транспортной безопасности.

Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 № 678 «О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта» (далее – Постановление № 678). Данный документ действовал до 01.01.2021 г.

Согласно пункту 5 указанных Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры, приведенными в приложении.

Пункт 2 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденных Постановлением № 678 (далее – Требования по обеспечению транспортной безопасности), определяет, что настоящий документ применяется в отношении портов, которые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) перевалка грузов повышенной опасности на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О транспортной безопасности».

В соответствии с пунктом 29 Требований по обеспечению транспортной безопасности субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры, приведенными в приложении к Требованиям по обеспечению транспортной безопасности.

Правила допуска на объект транспортной инфраструктуры, утвержденные Постановлением № 678, определяли организацию пропускного и внутриобъектового режимов в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.

После того, как Постановление № 678 утратило силу, в действие вступили Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры морского и речного транспорта, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1638 (далее – Требования № 1638).

В соответствии с п.п. 29 п. 5 Требований № 1638 субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом объекта транспортной инфраструктуры, в том числе установить единые виды постоянных и разовых пропусков в соответствии с Правилами допуска на объект транспортной инфраструктуры, приведенными в приложении к настоящему документу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 № 1208 утверждены Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта (далее – Постановление № 1208).

Данный документ определяет требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах различных видов транспорта.

Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 27.12.2010 № 451-ОД в Приложении № 1 утверждены Правила режима в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации» (далее – Правила № 451-ОД).

Приказом Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 10.08.2015 № 190-ОД утверждены пределы морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Холмск (Сахалинская область).

Следовательно, территория морского порта Холмск является пунктом пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Режим в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля (пункт 2 Раздела I Правил № 451-ОД).

В соответствии с пунктом 6 Раздела II Правил № 451-ОД обеспечение режима в пунктах пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами правил режима в пунктах пропуска.

Согласно статье 17 Федерального Закона т 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 08.12.2020) въезд (проход) лиц и транспортных средств в пограничную зону осуществляется по документам, удостоверяющим личность, индивидуальным или коллективным пропускам, выдаваемым пограничными органами на основании личных заявлений граждан или ходатайств предприятий и их объединений, организаций, учреждений и общественных объединений. Устанавливаются места въезда (прохода) в пограничную зону. Могут определяться время въезда (прохода), маршруты передвижения, продолжительность и иные условия пребывания в пограничной зоне лиц и транспортных средств.

Обеспечение режима в пунктах пропуска, функционирующих в пределах объектов транспортной инфраструктуры, возлагается на юридических лиц, являющихся собственниками объектов транспортной инфраструктуры или использующих их на ином законном основании (далее - субъекты транспортной инфраструктуры).

На официальном сайте ПАО «Холмский морской торговый порт» по адресу: khcsp.ru/documents размещен Приказ Дальневосточного территориального управления Росграницы Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) от 05.08.2015 № 123 «Об утверждении правил режима в морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Холмск» вместе с Правилами режима в морском грузо-пассажирском постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Холмск (далее – Правила № 123).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 123 режим в пункте пропуска включает правила въезда, пребывания и выезда из пункта пропуска лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, установленные исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

Обеспечение режима в пункте пропуска включает в себя комплекс постоянных мероприятий, необходимых для создания условий соблюдения физическими и юридическими лицами Правил в пункте пропуска (пункт 8 Правил № 123).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 123 обеспечение режима в пункте пропуска возлагается на ОАО «Холмский морской торговый порт» (в настоящее время - ПАО «Холмский морской торговый порт»), СП ООО «Сахалин-Шельф-Сервис», ОАО «Сахалинское морское пароходство», ОАО «РЖД» и ИП «Жданкин», являющихся субъектами транспортной инфраструктуры.

Въезд в пункт пропуска и выезд из него лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются по пропускам (в том числе по электронным пропускам), выдаваемым субъектом транспортной инфраструктуры по согласованию с КПП «Холмск – морской порт» (пункт 9 Правил № 123).

Согласно пункту 10 Правил № 123 пропуска оформляются на основании удостоверенных печатью письменных обращений руководителей организаций и предприятий, осуществляющих в пункте пропуска хозяйственную и иную деятельность, а также руководителей подразделений федеральных органов исполнительной власти, которые на законном основании осуществляют деятельность в пункте пропуска, о выдаче пропуска.

Также на официальном сайте ПАО «Холмский морской торговый порт» размещено Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной инфраструктуры публичного акционерного общества «Холмский морской торговый порт» (далее – Положение о пропускном режиме).

Положение о пропускном режиме определяет единые требования к проведению режимных и охранных мероприятий, направленных на защиту интересов Публичного Акционерного общества «Холмский морской торговый порт» (далее ПАО «ХМТП») от противоправных действий, обеспечение сохранности товарно-материальных ценностей, соблюдение законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

Положение о пропускном и внутриобъектовом режиме на объектах транспортной инфраструктуры ПАО «ХМТП» разработано с учетом требований Закона «О транспортной безопасности», Постановления № 678 Постановления № 1208, Приказа № 451-ОД.

Пунктом 5.1. Раздела 5 «Пропускной режим» Положения о пропускном режиме определено, что пропускной режим устанавливается в целях исключения возможности бесконтрольного входа (выхода) лиц, въезда (выезда) транспортных средств, ввоза (вывоза) грузов, товаров и животных в границы ОТИ (объекта транспортной инфраструктуры). Обеспечивается обществом.

Согласно пункту 6.1.1 Положения о пропускном режиме в субъекте транспортной инфраструктуры установлены единые виды пропусков, действительные для прохода, проезда физических лиц, транспортных средств или перемещения материальных объектов в технологический сектор зоны транспортной безопасности и/или критических элементах морского терминала; в пункт пропуска, а также правила их применения, уничтожения пропусков и допуска владельцев.

Постоянные пропуски физических лиц содержат следующую информацию: номер пропуска, наименование предприятия, фамилия, имя, отчество и фотография владельца, занимаемая должность, срок и временной интервал действия пропуска, секторы зоны допуска, в которые допущен владелец (пункт 6.1.2. Положения о пропускном режиме).

Разовые пропуски физических лиц содержат информацию, аналогичную постоянному пропуску, за исключением фотографии (пункт 6.1.2. Положения о пропускном режиме).

Согласно пункту 6.2.2. Положения о пропускном режиме постоянный пропуск оформляется работникам организаций, имеющим договорные отношения с ПАО «Холмский морской торговый порт», на основании письменных обращений руководителей, заверенных печатью (при ее наличии). Срок действия постоянного пропуска устанавливается до одного года.

Разовый пропуск оформляется для посещения ОТИ и действителен только при предъявлении посетителем документа, удостоверяющего личность. Разовый пропуск действителен в течении текущих суток на период времени, указанный в пропуске (пункт 6.2.3. Положения о пропускном режиме).

Согласно пункту 6.2.4. Положения о пропускном режиме разовые пропуски выдаются посетителям морского терминала на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников предприятия, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на морском терминале.

Из изложенного следует, что ПАО «Холмский морской торговый порт» является субъектом транспортной инфраструктуры в морском порту Холмск, на который законодательно возложена обязанность по обеспечению порядка в морском порту Холмск.

В материалы дела № 065/01/10-190/2021 представлен договор № 31/2020 «Об оказании услуг по предоставлению объектов транспортной инфраструктуры» от 21декабря 2020 года.

Из анализа договора № 31/2020 следует, что его предметом являются услуги ПАО «ХМТП» по обеспечению порядка в порту с предоставлением объектом транспортной инфраструктуры для проезда автотранспортных средств по территории морского порта Холмск.

Приложение № 3 к Договору № 31/2020 по предоставлению объектов транспортной инфраструктуры от 21.12.2020 г. содержит перечень оказываемых услуг и тарифы.

Наименование услуги

Стоимость за ед. (без НДС), руб

1

Предоставление услуги по обеспечению порядка в порту для транспортного средства грузоподъемностью до 5 тонн

1651,00

2

Предоставление услуги по обеспечению порядка в порту для транспортного средства грузоподъемностью свыше 5 тонн

5327,00

Оплата расходов ООО «Трансбункер-Холмск» за услуги ПАО «ХМТП» по обеспечению порядка в порту подтверждается копиями счетов-фактур № 8 от 31.01.2021 г., № 7 от 21.01.2021, № 6 от 11.01.2021 г., с предъявлением их заявителю для компенсации, что следует из отчета агента от 31.01.2021 г.

Таким образом, материалы дела 065/01/10-190/2021 свидетельствуют о том, что ПАО «Холмский морской торговый порт» в течение установленного временного интервала осуществляло деятельность по обеспечению порядка в морском порту Холмск, относящуюся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в морских портах.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014. № 14-ст, установлен Раздел Н «Транспортировка и хранение», включающий, в том числе, класс 52 «Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность», подкласс 52.2 «Деятельность транспортная вспомогательная», группу 52.22 «Деятельность вспомогательная, связанная с водным транспортом».

Подкласс 52.2 «Деятельность транспортная вспомогательная» включает:

- вспомогательную деятельность, связанную с перевозкой пассажиров и грузов, такую как управление объектами транспортной инфраструктуры или деятельность, связанную с погрузочно-разгрузочными работами непосредственно до или после перевозки или между сегментами перевозочного процесса.

Эта группировка также включает:

- эксплуатацию и обслуживание всех транспортных средств

Группировка 52.22 «Деятельность вспомогательная, связанная с водным транспортом» включает:

- деятельность, связанную с перевозкой водным транспортом пассажиров, животных или грузов, включая: деятельность терминальных мощностей, таких как порты и пирсы, эксплуатацию шлюзов и т.д., навигационное обеспечение, лоцманскую проводку судов и проводку судов к причалу;

- деятельность по разгрузке судов лихтером и спасению судов;

- деятельность маяков

В группу 52.22 «Деятельность вспомогательная, связанная с водным транспортом» входит подгруппа 52.22.1 «Деятельность вспомогательная, связанная с морским транспортом».

В выписке из ЕГРЮЛ ПАО «ХМТП» в сведениях о дополнительных видах деятельности, среди прочих, значатся коды ОКВЭД 52.22.1 «Деятельность вспомогательная, связанная с морским транспортом» и 84.24 «Деятельность по обеспечению общественного порядка и безопасности».

И изложенного следует, что ПАО «Холмский морской торговый порт» является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение субъектов естественной монополии признается доминирующим.

Таким образом, продуктовыми границами товарного рынка для целей настоящего анализа являются услуги по обеспечению порядка в порту, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт».

V. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В силу части 1 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о морских портах морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Порядка ведения Реестра морских портов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.04.2009 № 51 ведение Реестра морских портов осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот).

В Законе о морских портах содержатся следующие понятия:

- границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации (ст. 5).

- морской терминал – совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров (п. 7 ст. 4).

- территория морского порта - это земли, земельные участки, акватория морского порта, предназначенные для использования в указанных целях (ст. 5).

Границы морских портов Сахалинской области установлены Распоряжениями Правительства РФ, сведения о морских портах Сахалинской области в Реестр морских портов Российской Федерации внесены распоряжениями Росморречфлота.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/10-190/2021 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены на территории морского порта Холмск.

Распоряжением Росморречфлота от 03.11.2010 № АД-308-р морской порт Холмск включен в Реестр морских портов Российской Федерации (далее – Распоряжение № АД-308-р).

В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.12.2012 № 51 «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Холмск» морской порт расположен на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского и включает в себя Южную гавань, Северную гавань, морской терминал Правда, расположенный в бухте Правда в 6,5 милях к югу от Южной гавани и морской терминал Яблочное, расположенный в бухте Яблочная в 5,5 милях к северу от Северной гавани.

Границы морского порта Холмск установлены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 179-р «Об установлении границы морского порта Холмск (Сахалинская область)».

Навигация в морском порту осуществляется круглогодично, морской порт является незамерзающим и осуществляет работу круглосуточно, имеет грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации

Холмский морской торговый порт связан с областным центром железной и автомобильной дорогами. Наличие паромно-железнодорожного сообщения с материком, обеспечивает порту первостепенное значение в осуществлении транспортных связей островной области с другими регионами России. Акватория порта защищена Северным и Южным молами. Имеется несколько железнодорожных веток до станции Холмск-Сортировочный.

Холмский морской торговый порт единственный не замерзающий порт Сахалинской области, открыт для навигации круглый год и доступен для любых среднетоннажных судов дедвейтом до 7000 тонн. Ширина входного фарватера 140 м, глубина на входе в гавань 11—12 м, глубина в гавани более 9 м. Лоцманская проводка судов на акватории порта является обязательной. В торговый порт могут войти транспортные суда длиной до 131 м, шириной до 20 м и с осадкой до 9,0 м; паромы длиной до 131 м, шириной до 21 м, с осадкой не более 6,4 м.

Холмский морской торговый порт состоит из 7 грузовых причалов (5 универсальных и 2 специализированных паромных). Причалы оборудованы железнодорожными путями, что позволяет производить перегрузочные работы по прямому на любые транспортные средства.

В соответствии с п. 8.1.1. Распоряжения № АД-308-р оператором морского терминала является ПАО «Холмский морской торговый порт».

Географические границы товарного рынка услуг по обеспечению порядка в порту предварительно определяются как локальный рынок в границах морского порта Холмск.

В соответствии с п. 4.7. Порядка № 220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

В связи с этим при выявлении условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями) произведено уточнение географических границ товарного рынка предоставления услуг на территории морского порта Холмск с учетом особенностей предоставления услуг, а именно организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта).

Принимая во внимание вышеизложенное, географические границы товарного рынка услуг по обеспечению порядка в порту, оказываемых ПАО «Холмский морской торговый порт», определены границами морского порта Холмск.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по обеспечению безопасности в порту, оказываемых ПАО «Холмский морской торговый порт», по делу № 065/01/10-190/2021, возбужденному в отношении ПАО «Холмский морской торговый порт» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.01.2020 г. по 17.03.2021 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по обеспечению порядка в порту, оказываемые ПАО «Холмский морской торговый порт».

3. Географические границы товарного рынка: границы морского порта Холмск.

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение: В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение ПАО «Холмский морской торговый порт» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Начальник отдела анализа товарных,

финансовых рынков и экономической

концентрации XXXXXX X.X.

25.05.2021

Связанные организации

Связанные организации не указаны