Определение б/н определение о назначении от 24 февраля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   
 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

 

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

 тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

____________  №  ____________

 

На №  _______  от  ___________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

о назначении дела № 065/01/10-95/2022 о нарушении

антимонопольного законодательства к рассмотрению

 

 

24 февраля 2022 года                                                                         г. Южно-Сахалинск

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства XXXX X.X.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

           В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление, Сахалинское УФАС России) поступило заявление ООО «Тэктум»  (далее – Заявитель) № исх.-494/2021 на действия  МУП «ЖЭУ № 10» (далее – Предприятие) по вопросу установления монопольно высокой цены на услуги по приему и размещению строительного мусора на свалке западнее города Южно-Сахалинска, перенаправленное ФАС России в адрес Управления (входящий от 24.11.2021г. № 4623 эл).

С целью выявления возможных признаков нарушения антимонопольного законодательства МУП «ЖЭУ № 10» в части установления (поддержания) монопольно высокой цены на услуги по приему и размещению строительного мусора на свалке западнее города Южно-Сахалинска были направлены следующие запросы о предоставлении необходимой информации за период 2020г. – 9 месяцев 2021г.:

  • в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Сахалинской области: от 25.11.2021г. № 07-4448;
  • в МУП «ЖЭУ № 10»: от 26.11.2021г. № 07-4461, от 16.12.2021г. № 07-4585;
  • в территориальные органы ФАС России: от 15.12.2021г. № 07-630 эл;
  • хозяйствующим субъектам – покупателям услуги по приему и размещению строительного мусора за период 2020г. – 9 мес.2021г. с объемами от 900 м³: от 17.12.2021г. № 07-4600;
  • в Региональную энергетическую комиссию: от 23.12.2021г. № 07-651 эл.

По результатам рассмотрения заявления было установлено следующее.

  1.  В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 135-ФЗ  монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

1) путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

2) путем поддержания или не снижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения.

В соответствии с разъяснениями № 1 Президиума ФАС России «Определение монопольно высокой и монопольно низкой цены товара», утвержденного протоколом Президиума ФАС России от 10.02.2016г. № 2, в антимонопольном законодательстве используются два метода определения монопольно высокой или монопольно низкой цены товара:

  1. затратный метод;
  2. метод сопоставимых рынков.

Согласно части 4 статьи 6 Закона № 135-ФЗ цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

 

Установление монопольно высокой цены с использованием метода сопоставимых рынков

 

Для определения наличия/отсутствия сопоставимого конкурентного рынка оказания услуг по приему и размещению строительного мусора за период  2020 год – 9 месяцев 2021 года  и установления цены товара на таком сопоставимом рынке,  в рамках информационного взаимодействия были опрошены территориальные органы ФАС России (письмо Сахалинского УФАС России от 15.12.2021г. № 07-630 эл).

При применении метода сопоставимых рынков необходимо рассматривать такой рынок, который будет сопоставим по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование. При этом такой товарный рынок должен находиться в состоянии конкуренции. 

По результатам опроса было выявлено, что сопоставимый конкурентный рынок оказания услуг по приему и размещению строительного мусора за период 2020г. – 9 месяцев 2021г.  на территории РФ отсутствует.

 

Установление монопольно высокой цены с использованием затратного метода

 

Установление монопольно высокой (низкой) цены с использованием одного затратного метода возможно при условии отсутствия сопоставимого товарного рынка, на котором цена товара формируется в условиях конкуренции.

При использовании затратного метода анализу подлежат:

  • расходы, необходимые для производства и реализации товара,
  • прибыль хозяйствующего субъекта от реализации товара,
  • цена товара,
  • данные о превышении фактической рентабельности над нормативными показателями рентабельности для тех рынков, где уровень рентабельности установлен нормативно.

 

В таблице № 1 представлены сведения об основных финансовых показателях за услуги по приему и размещению строительного мусора.

 

Сведения об основных финансовых показателях деятельности за услуги по приему и размещению строительного мусора за 2020г. – 9 месяцев 2021г.

 

 

Таблица № 1

период

Реализация

Себестоимость, руб.

Прибыль (убыток), руб.

Объемы в натуральном выражении, м³

Объемы в денежном выражении, руб.

 

янв.20

8 912

2 183 500,00

1 570 010

613 490

 

фев.20

6 001

1 499 500,00

1 346 500

153 000

 

мар.20

12 626

2 630 416,67

1 376 130

1 254 287

 

апр.20

15 355

3 838 750,00

1 340 900

2 497 850

 

май.20

17 789

4 447 250,00

1 923 000

2 524 250

 

июн.20

15 666

3 916 500,00

1 563 680

2 352 820

 

июл.20

16 590

4 147 500,00

2 942 180

1 205 320

 

авг.20

13 264

3 316 000,00

1 416 220

1 899 780

 

сен.20

15 969

3 992 250,00

1 630 380

2 361 870

 

окт.20

12 335

3 073 333,33

1 227 130

1 846 203,33

 

ноя.20

10 397

2 599 250,00

1 524 220

1 075 030

 

дек.20

12 575

3 669 833,33

3 054 630

615 203,33

 

2020 год

157 479

39 314 083,33

20 914 980

18 399 103,33

 

янв.21

3 895

1 049 229,17

1 452 520

-403 290,83

 

фев.21

8 165

2 201 583,33

1 126 110

1 075 473,33

 

мар.21

9 699

2 626 812,50

952 190

1 674 622,50

 

апр.21

16 148

4 373 416,67

1 839 280

2 534 136,67

 

май.21

14 609

3 956 604,17

2 117 250

1 839 354,17

 

июн.21

19 184

5 195 666,67

8 946 540

-3 750 873,33

 

июл.21

17 193

4 656 437,50

3 108 960

1 547 477,50

 

авг.21

14 485

3 922 966,67

1 384 000

2 538 966,67

 

сен.21

18 625

5 044 270,83

1 389 250

3 655 020,83

 

9 мес.2021

122 003

33 026 987,50

22 316 100

10 710 887,50

 

ВСЕГО

279 481,80

72 341 070,83

43 231 080,00

29 109 990,83

           

 

 По итогам анализируемого периода за услуги по приему и размещению строительного мусора получена прибыль в размере 29 109 990,83 руб. Только в январе 2021г. и июне 2021г. были получены убытки в размере соответственно 403 290,83 руб. и 3 750 873,33 руб.

 

Согласно информации, представленной Предприятием, в период 2020г. – 9 месяцев 2021г. МУП «ЖЭУ № 10» осуществляло фактически следующие виды деятельности: прием, размещение, изоляция (захоронение). Порядок формирования цен на услуги основан на фактических расходах на оказание услуг по приему, размещению и изоляции отходов.

Услуга по приему и размещению строительного мусора в МУП «ЖЭУ № 10» именуется «Услугой по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции». Такой терминологии будем придерживаться и в дальнейшем.

С 01 января 2020 года стоимость оказания услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции составляла 300 руб./м³ (с НДС). Данная стоимость утверждена приказом МУП «ЖЭУ № 10» от 30.12.2019г. № 619 на основании калькуляции затрат на оказание услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции.

С 01 января 2021 года стоимость оказания услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции составляет 325 руб./м³ (с НДС). Данная стоимость утверждена приказом МУП «ЖЭУ № 10» от 23.12.2020г. № 347 на основании калькуляции затрат на оказание услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции.

Рост составил 25 руб./м³ или +8,3%. В соответствии с письмом МУП «ЖЭУ № 10» от 13.12.2021г. № 2003-21, изменение цены связано с индексацией заработной платы по отраслевому тарифному соглашению в ЖКХ Сахалинской области на 2019-2021гг. и с увеличением стоимости топлива.

Ниже представлена сравнительная таблица по статьям затрат калькуляции на оказание услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции на 2020 и 2021 годы (см. Таблицу № 2).

 

Таблица № 2

№ п/п

Статьи затрат

Ед.

изм.

Количество,

2020/2021

Сумма, руб./2020

Сумма, руб./2021

 

Отклонение, руб.

Отклонение, %

 

1

2

3

4

5

6

7=6-5

8=6/5-1

 

1.

ОТ машиниста бульдозера, в т.ч.

 

 

80 808,00

84 040,32

3 232,32

+4,0

 

1.1

Должностной оклад

 

 

28 046,00

29 167,84

1 121,84

+4,0

 

1.2

Компенсационные выплаты (вредные условия труда, сверхурочная работа)

 

 

6 359,00

6 613,36

254,36

+4,0

 

1.3

Премия ежемесячная

%

12/12

4 075,00

4 238,00

163,00

+4,0

 

1.4

Районный коэффициент

%

60/60

23 088,00

24 011,52

923,52

+4,0

 

1.5

Северные надбавки

%

50/50

19 240,00

20 009,60

769,60

+4,0

 

2

ОТ рабочего по благоустройству, в т.ч.

 

 

32 547,90

33 849,82

1 301,92

+4,0

 

2.1

Должностной оклад

 

 

12 355,00

12 849,20

494,20

+4,0

 

2.2

Компенсационные выплаты (вредные условия труда, сверхурочная работа)

 

 

1 483,00

1 542,32

59,32

+4,0

 

2.3

Премия ежемесячная

%

12/12

1 661,00

1 727,44

66,44

+4,0

 

2.4

Районный коэффициент

%

60/60

9 299,40

9 671,38

371,98

+4,0

 

2.5

Северные надбавки

%

50/50

7 749,50

8 059,48

309,98

+4,0

 

3

Вознаграждение по итогам года

%

6,2/-

7 028,07

-

-7 028,07

-100,0

 

4

Итого ФОТ с вознаграждением

Руб.

 

120 383,97

117 890,14

-2 493,83

-2,1

 

5

Отчисления на социальные нужды

%

30,2/30,2

36 355,96

35 602,82

-753,14

-2,1

 

6

Аренда спецтехники с учетом ГСМ

Час/

мес.

1/1

4 060,00

1 228 254,24

-

-

 

7

Итого прямые затраты

Руб.

 

160 799,92

1 381 747,20

 

 

 

8

Общехозяйственные расходы

%

28,3/20,0

45 503,38

276 349,44

 

 

 

9

Всего расходов

 

 

206 306,30

1 658 096,64

 

 

 

10

НДС

%

20/20

41 261,26

331 619,33

 

 

 

11

Итого с НДС

Руб.

 

247 567,56

1 989 715,96

 

 

 

12

Годовой фонд рабочего времени

Час

 

1 979

1 972

-7

-0,4

 

13

Месячный фонд рабочего времени

Час

 

164,92

164,33

-0,59

-0,4

 

14

Затраты на 1 час

Руб.

 

1 501

1 513

12

+0,8

 

15

Затраты на 1 мин.

Руб.

 

25

25

-

-

 

16

Стоимость размещения 1 м³ строительного мусора (в т.ч. НДС)

Руб.

 

300

325

25

+8,3

                 

 

При сравнительном анализе статей затрат калькуляции на оказание услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции на 2020 и 2021 годы выявлены следующие моменты:

  • в калькуляции затрат на 2020 год время на размещение строительного мусора учтено в размере от 15 до 20 минут, в калькуляции затрат на 2021 год – от 10 до 20 минут. Хронометражные карты с результатами хронометражных наблюдений и средней продолжительности операций не представлены;
  • в калькуляции затрат на 2020 год размер общехозяйственных расходов составляет 28,3%, в калькуляции затрат на 2021 год – 20,0%. Пояснения не представлены;
  • в калькуляции затрат на 2020 год аренда спецтехники с учетом ГСМ рассчитана исходя из часа работы, в калькуляции затрат на 2021 год – исходя из работы за месяц. Пояснения не представлены;
  • в калькуляции затрат на 2020 год должностные оклады машиниста бульдозера и рабочего по благоустройству соответствуют штатному расписанию по состоянию на 01.01.2020г., в калькуляции затрат на 2021 год – не соответствуют штатному расписанию по состоянию на 01.01.2021г. (у машиниста бульдозера должностной оклад по штатному расписанию 29 170,00 руб., в калькуляции – 29 167,84 руб.; у рабочего по благоустройству должностной оклад по штатному расписанию 12 850 руб., в калькуляции – 12 849,20 руб.). Оплата труда машиниста бульдозера и рабочего по благоустройству при расчете затрат на оказание услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции в 2020 и 2021гг. взята за месяц без распределения на виды отходов, принимаемых, размещаемых и изолируемых на объекте размещения отходов.

Согласно информации, представленной письмом МУП «ЖЭУ № 10» от 22.12.2021г. № 2085-21, распределение затрат по арендной плате, заработной плате между видами отходов не производится. Начисление заработной платы и прочих расходов производится за фактически отработанное время без разделения по видам отходов.

В соответствии с Учетной политикой Предприятия, утвержденной Приказом от 30.12.2020г. № 353, МУП «ЖЭУ № 10» осуществляет раздельный учет доходов и расходов по двум видам деятельности: «Управление эксплуатацией жилого фонда» и «Обработка и утилизация неопасных отходов».

В качестве доходов по виду деятельности «Управление эксплуатацией жилого фонда» относится выручка от оказания ЖКУ, услуги по содержанию жилого фонда МУП «ЖЭУ № 10», реализация коммунальных услуг, содержание и ремонт общего имущества в МКД и прочие услуги, относящиеся к данному ОКВЭД счета 90.01.1.

К доходам по виду деятельности «Обработка и утилизация неопасных отходов» относятся доходы от реализации на размещение бытового, строительного мусора, уничтожение испорченной продукции и прочие услуги, относящиеся к данному ОКВЭД счета 90.01.2.

В качестве расходов по виду деятельности «Управление эксплуатацией жилого фонда» учитываются расходы, связанные с оказанием услуг по содержанию жилого фонда, реализацией коммунальных услуг, содержанием и ремонтом общего имущества в МКД.

К расходам по деятельности «Обработка и утилизация неопасных отходов» относятся расходы, связанные с организацией деятельности структурного подразделения «Полигон».

Остальные расходы считаются прочими расходами.

На предприятии учет ТКО ведется в тоннах, учет строительного мусора, отходов лесопроизводства, ЗШО, грунта незагрязненного, испорченной пищевой продукции ведется в м³. Хотя на въезде на объект размещения отходов установлены весы.

Таким образом, анализируя стоимость услуги МУП «ЖЭУ № 10» на размещение строительного мусора для дальнейшей изоляции на предмет установления монопольно высокой цены, используя затратный метод, приходим к следующим выводам:

  • деятельность по оказанию услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции для МУП «ЖЭУ № 10» является прибыльной. За период 2020г. – 9 месяцев 2021г.за услуги по приему и размещению строительного мусора получена прибыль в размере 29 109 990,83 руб. Только в январе 2021г. и июне 2021г. были получены убытки в размере соответственно 403 290,83 руб. и 3 750 873,33 руб.
  • затраты, необходимые для оказания услуги по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции, в калькуляции затрат на 2020 и 2021 годы вызывают сомнение и не подтверждаются документально (см. Таблицу № 2 и сравнительный анализ статей затрат калькуляции на оказание услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции на 2020 и 2021 годы).

Необходимо добавить следующее. На запрос Сахалинского УФАС России РЭК Сахалинской области письмом от 11.01.2022г. № 3.25-12/22 сообщила, что в тарифах МУП «ЖЭУ № 10» на захоронение ТКО на 2020 и 2021гг. расходы распределены пропорционально массе отходов, поступающих на объект их размещения. Доля, принятая на регулируемый вид деятельности – захоронение ТКО, составляет 79,48% или 96,7 тыс.тн от общего количества отходов 112,666 тыс.тн в 2020г., 76,61% или 118,269 тыс.тн от общего количества отходов 154,397 тыс.тн в 2021г.

Оставшаяся часть расходов отнесена на нерегулируемые виды деятельности без распределения по видам отходов (строительный мусор, ЗШО, опасные отходы, иные отходы).

Расходы, связанные с платой за негативное воздействие на окружающую среду, рассчитаны в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.06.2018г. № 758, и отнесены в полном объеме на ТКО.

  1. Сахалинским УФАС России был проведен анализ состояния конкуренции на рынке услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции на объекте размещения отходов на территории МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» за период 2020 год – 9 месяцев 2021 года и составлен аналитический отчет (прилагается).

По результатам проведенных исследований установлено следующее.

Услуги по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции на объекте размещения отходов на территории МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» в течение установленного временного интервала оказывал один хозяйствующий субъект – МУП «ЖЭУ № 10».

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Закона № 135-ФЗ  МУП «ЖЭУ № 10» признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции на объекте размещения отходов в  границах  МО городской округ «Город Южно-Сахалинск»  в 2020 году  с долей 100,00%,  за 9 месяцев 2021 года – с долей 100,0%.

        Рынок услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции на объекте размещения отходов в географических границах МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» является высококонцентрированным, с неразвитой конкурентной средой и наличием административных и экономических барьеров входа на рынок.

Выявленные барьеры являются труднопреодолимыми. 

  1. В калькуляциях затрат МУП «ЖЭУ № 10» на оказание услуг по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции на 2020 и 2021 годы нижеприведенные затраты (расходы, указанные в письме Заявителя) отсутствуют:
  • Затраты на устройство изоляции,
  • Затраты на сооружение стоков и обслуживание очистных сооружений,
  • Затраты на дезинфекцию колес,
  • Затраты на содержание зданий и сооружений,
  • Затраты на рекультивацию.

Затраты на аренду отсутствуют, т.к. земельные участки с кадастровыми номерами 65:01:0203001:2 и 65:01:0202006:2, принадлежащие МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» на основании Свидетельств о государственной регистрации права от 03.12.2010г., в соответствии с Соглашением от 01.07.2016г. № 1 и дополнительного соглашения от 08.08.2016г. № 2 к нему переданы МУП «ЖЭУ № 10» на безвозмездной основе для осуществления приема, складирования и изоляции отходов производства и потребления, содержания и уборки мест сбора и складирования отходов производства и потребления на городской свалке.

Затраты на содержание земельного участка в калькуляции затрат отсутствуют.

Затраты на прием и складирование строительного мусора в калькуляции затрат отсутствуют. Юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица самостоятельно осуществляют перевозку строительного мусора до объекта размещения отходов.

  1. Согласно запросу Сахалинского УФАС России от 16.12.2021г. № 07-4585, описание процесса приема, размещения и захоронения отходов, в т.ч. строительного мусора, на объекте размещения отходов с указанием перечня нормативно-технической документации не представлено.

 Таким образом,  учитывая изложенное, в действиях  МУП «ЖЭУ № 10» усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренные п. 1 ч. 1 ст. 10  Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» - установление, поддержание монопольно высокой цены товара на нерегулируемую услугу по размещению строительного мусора для дальнейшей изоляции на объекте размещения отходов на территории МО городской округ «Город Южно-Сахалинск», оказываемую МУП «Жилищно-эксплуатационное управление № 10».

На основании изложенного издан приказ Сахалинского УФАС России от 24.02.2022 № 33 о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения МУП «ЖЭУ № 10» пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

 

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции,

 

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело № 065/01/10-95/2022 к рассмотрению на 21 марта 2022 года в 15 часов 00 минут по адресу: г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, д. 24,
    1 этаж, зал заседаний.

 

  1. Привлечь к участию в рассмотрении дела:

 

- в качестве ответчика:

- МУП «ЖЭУ № 10» (ОГРН: 1046500626765, ИНН: 6501149732, КПП: 650101001, адрес: ул. Комсомольская, д.300Б, г. Южно-Сахалинск, 693013),

 

- в качестве заявителей:

- главного редактора ИА «Горбуша.инфо» X.X.XXXX,

- ООО «Тэктум» (ОГРН: 1146501003351, ИНН: 6501264260, КПП: 6501001001, адрес юридического лица: ул. Центральная, д. 80/5, с. Троицкое, Г.О. Анивский, Сахалинская область, 694046).

 

Явка представителя ответчика по делу на рассмотрение обязательна (при невозможности присутствия на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России стороны по делу заблаговременно направляют ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии  представителя).

При себе необходимо иметь документы, удостоверяющие личность, доверенность, на право представления интересов организации в антимонопольном органе, заверенную надлежащим образом.

 

 

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                        X.X.XXXXX

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны