Решение б/н решение от 6 сентября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 
   

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области

 

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

 тел. (4242) 46-55-66, 46-55-69, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

____________  №  ____________

 

На №  _______  от  ___________

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

ПО ДЕЛУ № 065/01/10-1170/2020

 

06 сентября 2021 года                                                                  город Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2021 года

Решение изготовлено в полном объеме 06 сентября 2021 года

 

                                                             

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:     

 

 

Члены Комиссии:                

- X.X. XXXXXX –  временно исполняющий обязанности руководителя управления,

 

-  X.X. XXXXXX – начальник отдела контроля власти, антимонопольного контроля и рекламы,

- X.X. XXXXXX – главный государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

 

 

рассмотрев дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-1170/2020, возбужденное в отношении ООО «Энергия Порт» (ИНН 6509025016, ОГРН 1196501004534, юридический адрес: 694620, Сахалинская область, город  Холмск, улица Катерная, дом 1 корпус 3, офис 4,5) по признакам нарушения, предусмотренного частью 1 статьи 10, пунктом 10 частим 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в нарушении запрета на злоупотребление субъектом естественной монополии доминирующим положением, в отсутствии лиц, участвующих в рассмотрении дела, надлежащим образом уведомленных о месте и времени рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Сахалинским УФАС России рассмотрено поступившее из Сахалинской транспортной прокуратуры заявление ООО «РусГазШельф» о навязывании ООО «Энергия Порт» услуг по погрузке и выгрузке в порту Холмском порту Сахалинской области и принято решение о возбуждении дела № 065/01/10-1170/2020 о нарушении ООО «Энергия Порт» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с наличием в действиях ООО «Энергия Порт» признаков нарушения антимонопольного законодательства приказом Сахалинского УФАС России от 27.11.2020 за №245 возбуждено дело №065/01/10-1170/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 11.12.2020 дело о нарушении антимонопольного законодательства 065/01/10-1170/2020 назначено к рассмотрению на 18.01.2021.

Определением от 18.01.2021 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства 065/01/10-1170/2020 отложено на 11.03.2021 в связи с необходимостью получения информации от ООО «Энергия Порт».

Определением от 11.03.2021 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства 065/01/10-1170/2020 отложено на 11.05.2021 в связи с необходимостью получения информации от ООО «Энергия Порт».

Определением от 11.03.2021 срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства 065/01/10-1170/2020 продлен на 6 месяцев.

Определением от 11.05.2021 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства 065/01/10-1170/2020 отложено на 01.07.2021 в связи с необходимостью получения информации от ООО «Энергия Порт».

Определением от 01.07.2021 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства 065/01/10-1170/2020 отложено на 02.08.2021 в связи с необходимостью получения информации от ООО «Энергия Порт» и дополнительной квалификацией действий ООО «Энергия Порт» как нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Определением от 02.08.2021 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства 065/01/10-1170/2020 отложено на 30.08.2021 в связи с принятием заключения об обстоятельствах дела 065/01/10-1170/2020.

30.08.2021 оглашена резолютивная часть решения по делу 065/01/10-1170/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

В ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства Комиссией установлено следующее.

Между ООО «РусГазШельф» и АО «РусГазДобыча» заключен договор от 25.07.2019 №РГШ-0188-НОН/2019 согласно условиям которого ООО «РусГазШельф» выполняет работы по погрузке-выгрузке в порту на судно конструкции фонтанной арматуры.

Для производства указанных в договоре работ требуется специальная техника и оборудование. Для мобилизации специальной техники в целях исполнения договора с АО «РусГазДобыча»  ООО «РусГазШельф» заключило договор от 17.10.2020 №127/2020 с компанией ООО «М-Кран».

В процессе монтажа оборудования для производства погрузочно-разгрузочных работ в Холмском порту ООО «РусГазШельф» получило от компании ООО «Энергия Порт» оферту договора от 19.10.2020 на оказание погрузочно-разгрузочных работ. Стоимость услуг составила 14077555 (четырнадцать миллионов семьдесят семь тысяч пятьсот пятьдесят пять) рублей 20 копеек, как это указано в счете на оплату за №94 от 19.10.2020г.

ООО «РусГазШельф» поясняет, что у ООО «Энергия Порт» отсутствует оборудование для погрузки-выгрузки в порту на судно конструкции фонтанной арматуры. По указанной причине ООО «РусГазШельф» от заключения договора уклонялось. Как следует из заявления в связи с уклонением от заключения договора и, особенно, от его оплаты, у ООО «РусГазШельф» возникли проблемы с доступом на территорию Холмского порта.

Исполнить договор №РГШ-0188-НОН/2019 ООО «РусГазШельф» удалось силами ООО «М-Кран» после оплаты АО «РусГазДобыча» в адрес ООО «Энергия Порт» денежной суммы в размере 11671296 (одиннадцать миллионов шестьсот семьдесят одна тысяча двести девяносто шесть) рублей. Указанный платеж произведен по подписанному ООО «Энергия Порт» и АО «РусГазДобыча» договору счету за №00БП-0000161 от 29.10.2020г. Фактически услуги по погрузке ООО «Энергия Порт» оказаны не были.

Услуги в портах являются сферой деятельности субъектов естественной монополии на основании статьи 4 Федерального закона от  17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях).

На основании статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) положение субъектов естественной монополии признается доминирующим.

Отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее - морские порты) регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 №261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о морских портах).

 Закон о морских портах устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.

Под морскими портами в Законе о морских портах понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.

 Как следует из статьи 9 Кодекса торгового мореплавания под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

На основании части 1 статьи 17 Закона о морских портах в морском порту осуществляется оказание следующих услуг:

1.по обслуживанию судов;

2.осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов;

3.обслуживанию пассажиров;

4.обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему;

5.обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ;

6.обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта.

Допускается возможность оказания и иных услуг.

На основании подпункта «г» пункта 37 статьи 6 Федерального закона от 29.04.2008 №57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, относятся осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение по оказанию услуг в портах в Российской Федерации. При этом Перечень таких услуг утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжение Правительства РФ от 17.06.2016 №1249-р к таким услугам отнесены:

-Обеспечение безопасности мореплавания;

-Обеспечение прохода судов по подходным каналам;

-Обеспечение лоцманской проводки судов;

-Ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

-Предоставление маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

-Предоставление систем управления движением судов в порту;

-Обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации аварийных разливов нефти;

-Предоставление причалов;

-Погрузка и выгрузка грузов;

-Хранение грузов;

-Обслуживание судов на паромных переправах;

-Координация поисковых и аварийно-спасательных работ;

-Обслуживание пассажиров.

Опираясь на указанные нормативные акты и сложившийся порядок регулирования в регионе можно определить статус субъекта естественной монополии.

Таким образом, такие виды деятельности как предоставление причалов, погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов является видами деятельности субъектов естественной монополии.

Из перечисленного следует, что ООО «Энергия Порт» направило в адрес ООО «РусГазШельф» оферту договора  от 19.10.2020 как субъект естественной монополии. Действующий как хозяйствующий субъект, обладающий правом на объекты инфраструктуры морского порта Холмск.

Как установлено Комиссией, текст договора предлагаемого ООО «Энергия Порт» к заключению ООО «РусГазШельф» содержит следующие обязанности ООО «Энергия Порт» как исполнителя (среди прочего):

1.2.1.  организация подготовки и выделения причалов для стоянки судов;

1.2.2. осуществление выгрузки груза с судна и погрузку груза на судно;

1.2.3.организация трансфера груза по территории порта;

1.2.4. предоставление складской площадки для хранения груза.

Из перечисленного следует, что ООО «Энергия Порт» направило в адрес ООО «РусГазШельф» оферту договора от 19.10.2020 как субъект естественной монополии.

У ООО «РусГазШельф» не было оснований сомневаться в таком положении ООО «Энергия Порт», так как уклонение от подписания оферты повлекло за собой создание ООО «Энергия Порт» препятствий по доступу в порт и к имуществу – конструкциям фонтанной арматуры.

Сахалинским УФАС России при рассмотрении дела № 065/01/10-1170/2020 проведен анализ состояния  конкуренции  на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов в морском порту Холмск.

В результате анализа составлен аналитический отчет, согласно которому установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 19.10.2020 г. по 27.11.2020 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по погрузке и выгрузке грузов, оказываемые ООО «Энергия Порт» в морском порту Холмск.

3. Географические границы товарного рынка: границы морского порта Холмск.

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение:  доминирующим признается положение ООО «Энергия Порт»  - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Законом о морских портах дано понятие оператора морского терминала. Оператор морского терминала - транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров

Если хозяйствующий субъект не осуществляет эксплуатацию морского терминала на законных основаниях, поскольку не располагает ни на каком праве объектами инфраструктуры в морском терминале, следовательно, оператором, в смысле Закона о морских портах, быть не может.

Комиссия неоднократно запрашивала информацию, ноне получила от  ООО «Энергия Порт» доказательств факта обладания ООО «Энергия Порт» каким-либо правом на объекты инфраструктуры морского порта Холмск

В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о морских портах, в морском порту оказываются услуги по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.

Понятие перевалки грузов определено в Законе о морских портах, под которым понимается комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта (статья 4 Закона о морских портах).

Согласно пункту 1 статьи 20 Закона о морских портах, услуги по перевалке грузов оказываются операторами морских терминалов на основании договора перевалки груза.

Также, в соответствии с пунктом 4 статьи 20 Закона о морских портах по договору перевалки груза оператором морского терминала могут осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах территории морского порта, технологическое накопление груза. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.

На основании части 3 статьи 17 Закона о морских портах Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта с учетом предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти утверждает  правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту.

Приказом Минтранса России от 09.07.2014 №182 утверждены Правила оказания услуг по перевалке грузов в морском порту» (далее – Правила 182).

На основании пунктов 12 и 13 Правил 182 деятельность оператора морского терминала, связанная с оказанием услуг по перевалке грузов в морском порту, осуществляется в соответствии с требованиями к обеспечению безопасности мореплавания, установленными законодательством Российской Федерации о торговом мореплавании, Федеральным законом, обязательными постановлениями в морском порту, утверждаемыми в соответствии с Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами, а также актами капитана морского порта.

По договору перевалки груза оператором морского терминала может осуществляться погрузка, выгрузка, перемещение в границах морского порта, технологическое накопление грузов. Договором перевалки груза может быть предусмотрено оформление документов на грузы, подлежащие перевалке, а также осуществление иных дополнительных услуг и работ.

На основании статьи 9 Закона о морских портах морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации. Ведение Реестра морских портов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В Реестр морских портов Российской Федерации вносится перечень операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов.

Распоряжением Росморречфлота от 03.11.2010 № АД-308-р морской порт Холмск включен в Реестр морских портов Российской Федерации (далее – Распоряжение № АД-308-р).

В соответствии с п. 8.1.1. Распоряжения № АД-308-р оператором морского терминала по адресу: Сахалинская область, город Холмск, улица Советская, 41, является ПАО «Холмский морской торговый порт».

Таким образом, услуги по перевалке (погрузке, выгрузке, хранению) грузов в указанном терминале ООО «Энергия порт» не вправе поскольку оператором порта не является и деятельность в сфере погрузки и выгрузки грузов вести не имеет правовых оснований.

Согласно части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

ООО «Энергия порт» требуя заключения договора от 19.10.2020 на оказание услуг по погрузке груза в порту Холмск, препятствуя доступу в порт Холмск, требуя и получая плату за услуги по погрузке грузов, не имея на то законных оснований, и не совершив фактически работы, оплаченные АО «РусГазДобыча», допустило нарушения законодательства, регулирующего деятельность в морских портах и нарушило запреты, установленные антимонопольным законодательством, а именно частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, допустив ущемление интересов ООО «РусГазШельф», ООО «М-Кран», АО «РусГазДобыча», в том числе и причинения АО «РусГазДобыча» убытков на сумму в размере 11671296 (одиннадцать миллионов шестьсот семьдесят одна тысяча двести девяносто шесть) рублей.

Кроме этого, пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

До 12.01.2020 года цены на услуги по погрузке и выгрузке грузов  подвергались государственному регулированию на основании постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 №293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Цены на указанные услуги исключены из государственного регулирования постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 №1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Приказом ФАС России от 13.07.2020 №643/20 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.09.2020 №59676) с 18.09.2020 года органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации – Региональной энергетической комиссии Сахалинской области предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 №239 на территории порта Холмск в отношении которого в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, в период с 12.01.2020 по 18.09.2020 субъекты естественной монополии, осуществляющие хозяйственную деятельность на рынке услуг по  погрузке и выгрузке грузов в Холмском морском порту вправе были самостоятельно устанавливать цены на услуги с учетом запретов, указанных в статье 10 Закона о защите конкуренции. После 18.09.2020г. государственным регулятором цен на услуги по  погрузке и выгрузке грузов в Холмском морском порту является орган исполнительной власти Сахалинской области – Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области, которая тарифы на услуги по  погрузке и выгрузке грузов в Холмском морском порту для ООО «Энергия порт» не утверждала.

Таким образом, ООО «Энергия порт» установило в договоре-счете за №00БП-0000161 от 29.10.2020г стоимость услуг по погрузке-разгрузке в размере 11671296 (одиннадцать миллионов шестьсот семьдесят одна тысяча двести девяносто шесть) рублей в нарушение антимонопольного законодательства.

Действия ООО «Энергия порт», связанные с установлением в договоре-счете за №00БП-0000161 от 29.10.2020г стоимости услуг по погрузке-разгрузке в размере 11671296 (одиннадцать миллионов шестьсот семьдесят одна тысяча двести девяносто шесть) являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, направлены на ущемление интересов хозяйствующих субъектов в порту Холмск, а именно ООО «РусГазШельф», в том числе причинения АО «РусГазДобыча» убытков на сумму в размере 11671296 (одиннадцать миллионов шестьсот семьдесят одна тысяча двести девяносто шесть) рублей.

В связи с возбуждением уголовного дела по факту хищения денежных средств у ООО «РусГазШельф» на сумму в размере 11671296 (одиннадцать миллионов шестьсот семьдесят одна тысяча двести девяносто шесть) рублей Комиссия приходит к выводу об отсутствии оснований для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства либо о перечислении в федеральный бюджет дохода от совершения нарушения антимонопольного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьёй 49 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» Комиссия,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ООО «Энергия Порт» (ИНН 6509025016, ОГРН 1196501004534, юридический адрес: 694620, Сахалинская область, город  Холмск, улица Катерная, дом 1 корпус 3, офис 4,5) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов, оказываемых ООО «Энергия Порт» в границах морского порта Холмск Сахалинской области;

2. Признать ООО «Энергия Порт»   нарушившим часть 1 статьи 10, пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении ООО «Энергия Порт»  и виновных должностных лиц.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня их изготовления в полном объёме.

 

 

Председатель Комиссии                                                               X.X. XXXXXX

 

Члены Комиссии                                                                            X.X. XXXXXX

                                                                                 

                                                                                                                                                   X.X. XXXXXX

Связанные организации

Связанные организации не указаны