Аналитический отчет б/н без аннотации от 10 ноября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление Федеральной антимонопольной службы по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

 

КРАТКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ ПО ДЕЛУ № 065/01/15-841/2021, ВОЗБУЖДЕННОМУ В ОТНОШЕНИИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ПП. 2,8 Ч.1 СТ.15 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.07.2006 № 135-ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ»

 

 

г. Южно-Сахалинск

2022

I. Общие положения.

Анализ состояния конкуренции на рынке работ по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения проведен в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок № 220) в рамках рассмотрения Сахалинским УФАС России (далее - Управление) дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-841/2021, возбужденного по признакам нарушения пунктов 2,8 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пунктов 2,8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» возбуждено в отношении Администрации города Южно-Сахалинска.

Поводом для возбуждения настоящего дела послужили действия Администрации города Южно-Сахалинска, выразившиеся в отказе от определения исполнителя работ (услуг) по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, путем проведения конкурентных процедур.

Из материалов, представленных Сахалинскому УФАС России, установлено следующее.

Муниципальное бюджетное учреждение «Бюро ритуальных услуг» (далее – МБУ «БРУ») создано на основании постановления администрации города Южно-Сахалинска «О реорганизации в форме преобразования муниципального унитарного предприятия в муниципальное бюджетное учреждение «Бюро ритуальных услуг» от 04.07.2014 № 1148-па.

Учредителем МБУ «БРУ» является городской округ «Город Южно-Сахалинск» в лице Департамента городского хозяйства администрации города Южно-Сахалинска.

МБУ «Бюро ритуальных услуг» является специализированной службой по вопросам похоронного дела, на которое в соответствии с Федеральным законом от 12.01.199 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – закон № 8-ФЗ, Закон о погребении) возложены обязанности по предоставлению услуг населению, согласно гарантированному перечню услуг по погребению.

Основной целью МБУ «БРУ» является предоставление надлежащего качества ритуальных услуг и услуг по содержанию мест захоронений на территории муниципальных общественных кладбищ городского округа «Город Южно-Сахалинск» с учетом этических, санитарных и экологических требований к размещению мест погребения в соответствии с законом № 8-ФЗ.

Основным видом деятельности МБУ «Бюро ритуальных услуг» является выполнение муниципального задания по содержанию мест захоронений на территории муниципальных общественных кладбищ городского округа «город Южно-Сахалинск».

В 2021 году МБУ «Бюро ритуальных услуг» были предоставлены субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в соответствии с решением Городской Думы города Южно-Сахалинска от 08.12.2020 № 414/20вн-20-6 «О бюджете городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов», с Порядком формирования муниципального задания и финансовое обеспечение его выполнения в отношении муниципальных учреждений городского округа «Город Южно-Сахалинск», утвержденным постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 24.11.2015 № 3266-па.

Согласно муниципальному заданию, утвержденному приказом директора Департамента городского хозяйства № 379 от 29.12.2020, в перечень работ входит:

  1. Организация и содержание мест захоронения, включающая:

- уборку территории кладбищенских комплексов от бытового мусора с последующей вывозкой на утилизацию;

- уборку и вывоз излишков грунта, остающегося после захоронений;

- содержание контейнерных площадок для сбора мусора;

- содержание общественных туалетов;

- расчистку внутриквартальных дорог и проездов от снега с последующей вывозкой на утилизацию;

- текущий ремонт внутриквартальных дорог и проездов;

- содержание в надлежащем состоянии могил, находящихся под охраной государства, аллей (кварталов) почетных захоронений;

- уход за зелеными насаждениями на территории кладбища;

- осуществление разбивки территории кладбища на сектор с присвоением каждому сектору отдельного номера или наименования.

2. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, включающая:

- изготовление и установку деревянной надгробной тумбы (с обивкой тканью, красный ситец), жестяной таблички (с указанием фамилии, имени, отчества, дат рождения и смерти, номера участка захоронения и могилы) для захоронения умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, а также при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего) или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение;

- перевозку тел умерших ветеранов и инвалидов ВОВ, безродных, криминальных, найденных после ДТП трупов в морг.

Источником финансирования муниципального задания МБУ «БРУ» являются средства местного бюджета.

В результате рассмотрения обращения, письменных пояснений администрации Управлением установлено следующее.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее – Закон № 131-ФЗ) под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названными Законом осуществления населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Подпунктом 22 пункта 1 статьи 14 Закона 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского и сельского поселений отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Аналогичная норма содержится в части 2 статьи 25 Закона о погребении, согласно которой организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Создание специализированных служб по вопросам похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, которые определяют порядок их действия.

Пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении, установлен гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый супругу, близким родственникам, иным родственникам, или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, на безвозмездной основе. При этом пунктом 2 указанной статьи установлено, что данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Анализ вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что обязанность по организации похоронного дела возлагается на органы местного самоуправления, а оказание услуг по погребению – на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о погребении и пунктом 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» Единая специализированная служба наделяется из местного бюджета возвратными оборотными средствами в размере, необходимом для оказания гарантированного перечня услуг по погребению, который включает в себя:

  1. Оформление документов, необходимых для погребения;

2. Предоставление доставка гробов и других предметов, необходимых для погребения;

3. Перевозка тела (останков) умершего на кладбище (крематорий);

4. Погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом);

Таким образом, действующим законодательством РФ закреплен исчерпывающий перечень функций специализированных служб по вопросам похоронного дела, среди которых перечень видов работ, установленных муниципальным заданием для МБУ «БРУ», утвержденного приказом директора Департамента городского хозяйства № 379 от 29.12.2020, отсутствует.

Системное толкование норм законодательства позволяет сделать вывод о том, что статус специализированных служб, создаваемых с целью оказания гарантированного перечня услуг, не может служить основанием предоставления предприятию исключительного права на оказание всего комплекса ритуальных услуг, а также передачи полномочий органа местного самоуправления.

Специализированная служба по вопросам похоронного дела, создаваемая органом местного самоуправления, является хозяйствующим субъектом, в полномочия которого входит исключительно погребение умерших – совершение обрядовых действий по захоронению тела останков человека после его смерти, предоставление в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении услуг по погребению, в состав которых входит оформление документов, необходимых для погребения (справка о смерти, свидетельства о смерти); предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

На основании вышеизложенного, финансирование за счет средств местного бюджета затрат, связанных с выполнением МБУ «БРУ» работ по организации и содержанию мест захоронения, а также организации ритуальных услуг, включающие перечень видов работ, установленных муниципальным заданием № 379 от 29.12.2020, направлено на обеспечение потребностей муниципального образования в работах, необходимых для решения вопросов местного значения, функций и полномочий органа местного самоуправления.

Вопросы местного значения являются муниципальной нуждой органа местного самоуправления, реализуемой в установленном законодательством порядке.

В силу части 1 статьи 54 Закона № 131-ФЗ, пункту 1 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, для обеспечения государственных (муниципальных) нужд закупки товаров, работ, услуг осуществляется в соответствии с Законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона № 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В силу статьи 54 Закона № 131-ФЗ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

Таким образом, исходя из содержания указанных норм, отношения, направленные на обеспечение муниципальных нужд и использование средств местного бюджета, направляемых на оплату вышеуказанных работ, обусловлены необходимостью применения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе, Закон № 44-ФЗ).

В силу статьи 6 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок.

Согласно статье 8 Закона № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестности ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестности ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

В части 2 статьи 8 Закон о контрактной системе содержится запрет совершения заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Закона, в том числе приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчик, исполнения) в соответствии с положениями главы 3 названного Федерального закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Приведенные выше положения закона прямо указывают на обязанность муниципалитетов избирать такие способы решения стоящих перед ним задач и такие варианты расходования бюджетных средств, которые будут к ним (средствам бюджетов) максимального числа потенциальных участников, обеспечивая, таким образом, развитие конкуренции.

Следовательно, размещение заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, как правило, осуществляется путем поведения конкурентных процедур.

Применение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок для государственных муниципальных нужд является обязательным при использовании средств бюджета, которые направляются на оплату работ (услуг) для государственных и муниципальных нужд.

Не проведение конкурентных процедур, за исключением случаев, допускаемых законом, нарушает принцип обеспечения конкуренции. При проведении конкурентных процедур в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2015 № 307-КГ15-1408, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.11.2011 № 8799/11).

При этом основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является выявление в результате торгов лица, исполнение контакта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращение злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Несоблюдение указанного порядка закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд, является нарушением Закона о контрактной системе, а также и норм Закона о защите конкуренции, так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.

Следовательно, в соответствии с положениями данного Федерального закона, вопросы местного значения – вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решения которых осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно.

Согласно положениям Закона № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с БК РФ, расходное обязательство – обязательство публично-территориального образования предоставить средства соответствующего бюджета.

Решение вопросов местного значения является расходным обязательством муниципального образования и должно рассматриваться в бюджете города в качестве самостоятельного расходного обязательства на очередной финансовый год и не должны компенсироваться посредством предоставления субсидий.

Так частью 1 стать 15 Закона о защите конкуренции, федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондом, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействий), в частности запрещаются:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам (пункт 2);

- создание дискриминационных условий (пункт 8).

Вместе с этим, статьей 8 Закона № 44-ФЗ закреплены основные принципы осуществления закупок. Согласно части 1 данной статьи, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Реализация муниципальной нужды не может быть осуществлена в порядке исполнения муниципального задания, созданным органом местного самоуправления предприятия, поскольку законодателем предусмотрен иной порядок – посредством размещения закупок в соответствии с требованиями законодательства.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции дискриминационные условия – это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами.

Таким образом, фактически администрация предоставила возможность созданному им учреждению без участия в конкурентных процедурах определения исполнителя работ, выполнять эти работы, являющиеся муниципальной нуждой, что, безусловно, приводит или может привести к ограничению конкуренции, созданию дискриминационных условий, так как такие работы могут выполнять иные компетентные хозяйствующие субъекты.

МБУ «БРУ» в аукционах не участвовало, являясь исполнителем указанных работ на основании установленного ему муниципального задания с обеспечением финансирования из средств местного бюджета на бесконкурентной основе.

Установление для МБУ «БРУ» муниципального задания на выполнение муниципальных работ с обеспечением финансирования из средств местного бюджета на бесконкурентной основе не соотносится с основным принципами и целями Закона о контрактной системе, направленного на обеспечение конкуренции на товарных рынках.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о предоставлении МБУ «БРУ» преимущества и ограничения конкуренции между потенциальными участниками торгов, что является нарушением пунктов 2,8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 51 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/15-841/2021.

Согласно пункту 1.3. Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.7. настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 10.7 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

г) оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Настоящий анализ проведен с целью полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-841/2021, возбужденного по признакам нарушения Администрацией г. Южно-Сахалинска пунктов 2,8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившихся в отказе от определения исполнителя работ (услуг) по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, путем проведения конкурентных процедур.

Анализ состояния конкуренции проведен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Порядком № 220;

- Законом № 44-ФЗ.

II. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

  • материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-841/2021.

 

III. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Согласно пункту 2.2. Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

29.12.2020 г. Департаментом городского хозяйства утвержден приказ № 379 о выполнении муниципального задания.

Согласно материалам дела № 065/01/15-841/2021, в связи с наличием в действиях администрации города Южно-Сахалинска признаков нарушения пунктов 2,8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выраженных а отказе от определения исполнителя работ (услуг) по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на весь объем муниципальных нужд путем проведения закупок работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» выдано предупреждение от 24.09.2021 № 08-3731 о необходимости прекращения указанного бездействия путем принятия решения об определении исполнителя указанных работ, услуг на период 2022-2023 гг. в порядке предусмотренном Законом о контрактной системе.

Поскольку выданное антимонопольным органом предупреждение Администрацией города Южно-Сахалинска в установленный срок исполнено не было, Сахалинским УФАС России на основании Приказа от 21.12.2021 № 154 возбуждено дело по признаку нарушения пунктов 2,8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/15-841/2021.

В связи с изложенным временной интервал исследования рынка определен периодом с 29.12.2020 г. по 22.12.2021 г.

Выбранный временной интервал исследования включает период совершения предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка.

 

В соответствии с п. 3.1. Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Статьей 4 Закона «О защите конкуренции» закреплены следующие понятия:

  • товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
  • товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

Для целей настоящего исследования продуктовые границы товарного рынка определялись исходя из содержания муниципального задания, утвержденного Департаментов городского хозяйства для МБУ» Бюро ритуальных услуг», без проведения конкурентных процедур.

Из материалов дела № 065/01/15-841/2021 следует, что 29.12.2020 г. Департаментом городского хозяйства утвержден приказ № 379 об исполнении муниципального задания для МБУ «БРУ», в перечень работ входит:

  1. Организация и содержание мест захоронения, включающая:

- уборку территории кладбищенских комплексов от бытового мусора с последующей вывозкой на утилизацию;

- уборку и вывоз излишков грунта, остающегося после захоронений;

- содержание контейнерных площадок для сбора мусора;

- содержание общественных туалетов;

- расчистку внутриквартальных дорог и проездов от снега с последующей вывозкой на утилизацию;

- текущий ремонт внутриквартальных дорог и проездов;

- содержание в надлежащем состоянии могил, находящихся под охраной государства, аллей (кварталов) почетных захоронений;

- уход за зелеными насаждениями на территории кладбища;

- осуществление разбивки территории кладбища на сектор с присвоением каждому сектору отдельного номера или наименования.

2. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения, включающая:

- изготовление и установку деревянной надгробной тумбы (с обивкой тканью, красный ситец), жестяной таблички (с указанием фамилии, имени, отчества, дат рождения и смерти, номера участка захоронения и могилы) для захоронения умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, а также при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего (погибшего) или при невозможности осуществить ими погребение, при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение;

- перевозку тел умерших ветеранов и инвалидов ВОВ, безродных, криминальных, найденных после ДТП трупов в морг.

Учитывая изложенное, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка, для целей настоящего анализа, являются работы по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

 

V. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В соответствии с п. 10.7 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 15 Закона о защите конкуренции, при определении географических границ могут приниматься во внимание, в частности:

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, организации, участвующие в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать, негативное влияние соответствующие акты, действия (бездействия);

- границы территорий, на которые поставляется товар и с которых поставляется товар.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/15-841/2021 признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного пунктами 2,8 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выявлены в границах территории, на которой осуществляет свои полномочия Администрация города «Южно-Сахалинска» в лице Департамента городского хозяйства, а именно, в границах территории МО городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

Достоверно определить границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых оказали или могли оказать негативное влияние поименованные выше Постановления Администрации города Южно-Сахалинска, невозможно, поскольку конкурентные процедуры по отбору поставщиков работ по содержанию, по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения не проводились.

Границы территорий, на которые поставляется товар - территория городского округа «Город Южно-Сахалинск», так как муниципальное задание утверждалось для МБУ «Бюро ритуальных услуг» для выполнения работ по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

С учетом вышеизложенного, географические границы товарного рынка работ по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения определены границами МО Городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

VI. Оценка изменения (возможного изменения) состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия).

Часть 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» содержит запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными, осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации актов, и (или) осуществление действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Из материалов дела № 065/01/15-841/2021 следует, что бездействие Администрации города Южно-Сахалинска, выразилось в не проведении конкурентных процедур для определения исполнителя работ (услуг) по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Указанное бездействие Администрации города Южно-Сахалинска привело к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, и, как следствие, к ограничению конкуренции на указанном рынке, так как не была обеспечена честная и открытая конкуренция в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Общие выводы:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке работ по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 29.12.2020 г. по 22.12.2021 г

2. Продуктовые границы товарного рынка: работы по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

3. Географические границы товарного рынка: границы МО Городской округ «Город Южно-Сахалинск» Сахалинской области.

4. Оценка изменения состояния конкуренции на товарном рынке вследствие принятия акта и (или) осуществления действий (бездействия):

Бездействие Администрации города Южно-Сахалинска выразилось в не проведении конкурентных процедур для определения исполнителя работ (услуг) по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Указанное бездействие Администрации города Южно-Сахалинска привело к ограничению доступа хозяйствующих субъектов на рынок услуг по организации и содержанию мест захоронения, организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, и, как следствие, к ограничению конкуренции на указанном рынке, так как не была обеспечена честная и открытая конкуренция в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Ведущий специалист-эксперт

отдела анализа товарных,

финансовых рынков и экономической

концентрации ****

10.11.2022 г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны