Аналитический отчет б/н без аннотации от 27 мая 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

КРАТКИЙ ОТЧЕТ (ОБЗОР) ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ УСЛУГ ПО ПЕРЕВАЛКЕ (ПОГРУЗКЕ И ВЫГРУЗКЕ) ГРУЗОВ, ХРАНЕНИЮ ГРУЗОВ, ОКАЗЫВАЕМЫХ ООО «ТРАНСБУНКЕР-ХОЛМСК» В МОРСКОМ ПОРТУ ХОЛМСК

ПО ДЕЛУ № 065/01/10-198/2021

г. Южно-Сахалинск

2021 год

I. Общие положения.

Настоящий краткий отчет (обзор) составлен по результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов, хранению грузов в морском порту Холмск, проведенного при рассмотрении дела № 065/01/10-198/2021, возбужденного в отношении ООО «Трансбункер-Холмск» (ИНН 6509015787) по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-198/2021 послужило заявление ООО «Хабаровская топливная компания» (вх. № 482 от 17.02.2021 г.) о нарушении ПАО «ХМТП» Закона «О защите конкуренции» при оказании услуг в морском порту Холмск.

В результате рассмотрении заявления установлено следующее.

ООО «Хабаровская топливная компания» осуществляет регулярные поставки нефтепродуктов морским транспортом в Сахалинскую область через морской порт Холмск для нужд региона.

В целях оказания услуг по перевалке грузов и складскому хранению между ООО «Хабаровская топливная компания» (Заказчик) и ООО «Трансбункер-Холмск» (Исполнитель) заключен договор № 16/2019 об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов и складскому хранению от 01.04.2019 г.

В соответствии с предметом договора (п.1.1.) ООО «Трансбункер-Холмск» оказывает Заказчику комплексную услугу по перевалке нефтепродуктов, которая включает в себя прием нефтепродуктов Заказчика на нефтебазы Исполнителя, накопление (с обеспечением сохранности) и хранение нефтепродуктов в резервуарах Исполнителя, отгрузку нефтепродуктов на транспорт.

Услуги в портах являются сферой деятельности субъектов естественной монополии на основании статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и подлежат в соответствии с указанным законом государственному регулированию.

На основании части 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) положение субъектов естественной монополии признается доминирующим.

Постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» погрузка, выгрузка, хранение грузов исключены из перечня услуг субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством.

Приказом ФАС России от 13.07.2020 № 643/20 утвержден перечень морских портов, в отношении которых в установленном порядке выявлено отсутствие конкуренции на рынке услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (зарегистрирован Минюстом России 07.09.2020, регистрационный № 59676).

В соответствии с абзацем шестым перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок в отношении услуг по перевалке грузов (за исключением нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам) в морских портах в соответствии с перечнем морских портов, утвержденным приказом ФАС России от 13.07.2020 № 643/20. В указанный перечень включен морской порт Холмск.

В Сахалинской области органам исполнительной власти, уполномоченным вводить государственное регулирование тарифов и надбавок в отношении услуг по перевалке грузов, хранению грузов, является Региональная энергетическая комиссия Сахалинской области.

Из условий договора № 16/2019 следует, что стоимость услуг, по перевалке и хранению грузов, оказываемых ООО «Трансбункер-Холмск» в морском порту Холмск, сформирована без участия РЭК Сахалинской области.

Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Таким образом, в действиях ООО «Трансбункер-Холмск» по установлению в договоре № 16/2019 цены на услуги по перевалке, хранению грузов, цены на которые подлежат государственному регулированию, содержатся признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Целью анализа являлось определение положения ООО «Трансбункер-Холмск» на рынке оказания услуг по погрузке и выгрузке грузов, хранению грузов в морском порту.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/10-198/2021.

Согласно пункту 1.3. раздела I «Общие положения» Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220, по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится в объеме, установленном пунктом 1.3. вышеуказанного Порядка, который включает следующие этапы:

- определение временного интервала исследования;

- определение продуктовых границ товарного рынка, которое производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях»;

- определение географических границ товарного рынка.

Анализ состояния конкуренции проведен в целях полного, объективного и всестороннего рассмотрения дела № 065/01/10-198/2021 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного Сахалинским УФАС России по признакам нарушения ООО «Трансбункер-Холмск» пункта 1 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Анализ состояния конкуренции осуществлен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее – Порядок № 220);

- Федеральным законом от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон № 147-ФЗ);

- Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о морских портах);

- Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее – Кодекс торгового мореплавания);

- Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.02.2012 № 51 «Об утверждении Обязательных постановлений в морском порту Холмск»;

- Распоряжением Росморречфлота от 03.11.2010 № АД-308-Р «О внесении сведений о морском порте Холмск в Реестр морских портов Российской Федерации» (с учетом изменений, внесенных Распоряжением Росморречфлота от 21.07.2020 № 3Д-275-Р);

- Постановлением Правительства РФ от 23.04.2008 № 293 «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее - Постановление № 293);

- Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденный Приказом ФАС России от 25.05.2012 № 345;

- иными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность в морских портах Российской Федерации.

 

II. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-198/2021.

III. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Наименьший временной интервал анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта должен составлять один год или срок существования товарного рынка, если он составляет менее чем один год.

Согласно пункту 2.2. Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В материалы дела № 065/01/10-198/2021 представлена копия договора № 16/2019 об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов и складскому хранению, заключенного между ООО «Трансбункер-Холмск» и ООО «Хабаровская топливная компания» 01.04.2019 г.

Дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/10-198/2021 в связи с наличием в действиях ООО «Трансбункер-Холмск» признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» возбуждено на основании Приказа Сахалинского УФАС России от 18.03.2021 № 43 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства».

С учетом изложенного, временной интервал настоящего исследования определен периодом не менее чем один год, а именно периодом с 01.04.2019 (с даты заключения договора 16/2019) по 18.03.2021 (дата издания приказа Сахалинского УФАС России № 43 «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства»).

Следовательно, настоящий анализ состояния конкуренции на товарном рынке является ретроспективным, временной интервал исследования определен периодом с 01.04.2019 г. по 18.03.2021 г.

Временной интервал исследования включает в себя период предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

 

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/10-198/2021 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены в действиях ООО «Трансбункер-Холмск» при оказании услуг по погрузке и выгрузке грузов, хранению грузов в морском порту Холмск.

Статья 3 Закона № 147-ФЗ определяет, что субъектом естественных монополий признается хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Статьей 4 Закона № 147-ФЗ определены сферы деятельности субъектов естественных монополий.

В абзаце 5 п.1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ определено, что услуги в портах отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Отношения, возникающие из торгового мореплавания в морских портах в Российской Федерации (далее - морские порты) регулирует Закон о морских портах.

Закон о морских портах устанавливает порядок создания, открытия, закрытия морских портов, порядок осуществления в них деятельности, в том числе оказания услуг, а также устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах.

Под морскими портами в Законе о морских портах понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания.

Как следует из статьи 9 Кодекса торгового мореплавания, под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

На основании части 1 статьи 17 Закона о морских портах в морском порту осуществляется оказание услуг по обслуживанию судов, осуществлению операций с грузами, в том числе по перевалке грузов, обслуживанию пассажиров, обеспечению безопасности мореплавания в морском порту и на подходах к нему, обеспечению готовности к проведению аварийно-спасательных работ, обеспечению транспортной безопасности акватории морского порта и иных услуг.

Согласно части 1 статьи 5 Закона № 147-ФЗ для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий (далее - органы регулирования естественных монополий) в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти.

На основании статьи 6 Закона № 147-ФЗ одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При этом перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Положение «О государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей», утвержденное Постановление № 293, определяет основы ценообразования на услуги субъектов естественных монополий.

Также Постановлением № 293 утвержден перечень услуг субъектов естественных монополий в морских портах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством.

В состав перечня входят следующие услуги:

- обеспечение безопасности мореплавания и порядка в порту;

- обеспечение прохода судов по подходным каналам;

- ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

- предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

- предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуги систем управления движением судов в порту и на подходах к нему;

- перевалка нефти и нефтепродуктов, поступающих в порты по нефтепроводам и нефтепродуктопроводам;

- обслуживание судов на железнодорожно-паромных переправах;

- обеспечение транспортной безопасности акватории морского порта.

До 12.01.2020 года цены на услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) грузов, хранению грузов подлежали государственному регулированию на основании Постановления № 293.

Цены на указанные услуги исключены из государственного регулирования постановлением Правительства РФ от 27.12.2019 № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей».

Позднее, Приказом ФАС России от 13.07.2020 № 643/20 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.09.2020 № 59676) с 18.09.2020 года органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Региональной энергетической комиссии Сахалинской области предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239, на территории морского порта Холмск, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в отношении услуг, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов.

Таким образом, в период с 12.01.2020 г. по 18.09.2020 г. субъекты естественной монополии, осуществляющие хозяйственную деятельность на рынке услуг по погрузке и выгрузке грузов, предоставлению причалов, хранению грузов в морском порту Холмск, вправе были самостоятельно устанавливать цены на услуги, с учетом запретов, указанных в статье 10 Закона «О защите конкуренции». После истечения указанной даты стоимость услуг субъектов естественной монополии, связанных с предоставлением причалов, погрузкой, выгрузкой, хранением грузов в морском порту Холмск устанавливается Региональной энергетической комиссией Сахалинской области.

На основании подпункта «г» пункта 37 статьи 6 Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, относятся осуществление деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение по оказанию услуг в портах в Российской Федерации. При этом Перечень таких услуг утверждается Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства РФ от 17.06.2016 № 1249-р к таким услугам отнесены:

- обеспечение безопасности мореплавания;

- обеспечение прохода судов по подходным каналам;

- обеспечение лоцманской проводки судов;

- ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;

- предоставление маячных сооружений и оборудования, створных знаков;

- предоставление систем управления движением судов в порту;

- обеспечение аварийно-спасательной готовности и готовности к ликвидации аварийных разливов нефти;

- предоставление причалов;

- погрузка и выгрузка грузов;

- хранение грузов;

- обслуживание судов на паромных переправах;

- координация поисковых и аварийно-спасательных работ;

- обслуживание пассажиров.

Опираясь на указанные нормативные акты, можно определить статус субъекта естественной монополии.

Таким образом, такие виды деятельности, как погрузка и выгрузка грузов, хранение грузов в порту являются видами деятельности субъектов естественной монополии.

Согласно пункту 9 статьи 4 Закона о морских портах перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.

Из представленного в материалы дела договора от 01.04.2019 № 16/2019 об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов и складскому хранению, следует, что начиная с 01.04.2019 г. ООО «Трансбункер-Холмск» в морском порту Холмск оказываются услуги по погрузке и выгрузке (перевалке) грузов, хранению грузов.

Согласно п. 1.1. предмета договора № 16/2019 об оказании услуг по перевалке нефтепродуктов и складскому хранению от 01.04.2019 ООО «Трансбункер-Холмск» (Исполнитель) оказывает Заказчику (ООО «Хабаровская топливная компания») комплексную услугу по перевалке нефтепродуктов, которая включает в себя прием нефтепродуктов Заказчика на нефтебазы Исполнителя, накопление (с обеспечением сохранности) и хранение нефтепродуктов в резервуарах Исполнителя, отгрузку нефтепродуктов на транспорт. Прием нефтепродуктов с морских танкеров Заказчика производится с причала № 6 Холмского морского торгового порта.

Таким образом, материалы дела 065/01/10-198/2021 свидетельствуют о том, что ООО «Трансбункер-Холмск» в течение установленного временного интервала осуществляло в морском порту Холмск деятельность по перевалке (погрузке и выгрузке грузов), хранению грузов, относящуюся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в морских портах.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КПЕС 2008), утвержденным Приказом Росстата от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД) установлен Раздел Н «Транспортировка и хранение», включающий, в том числе, подкласс 52.2 «Деятельность транспортная вспомогательная» и группировку «Транспортная обработка грузов» (код 52.24).

Подкласс 52.2 «Деятельность транспортная вспомогательная» включает:

- вспомогательную деятельность, связанную с перевозкой пассажиров и грузов, такую как управление объектами транспортной инфраструктуры или деятельность, связанную с погрузочно-разгрузочными работами непосредственно до или после перевозки или между сегментами перевозочного процесса.

Эта группировка также включает:

- эксплуатацию и обслуживание всех транспортных средств.

Группировка «Транспортная обработка грузов» (код 52.24) включает:

- погрузку и разгрузку грузов и багажа пассажиров независимо от вида транспорта, используемого для перевозки;

- погрузку-выгрузку опасных грузов на железнодорожном транспорте;

- стивидорную деятельность;

- загрузку и разгрузку грузовых железнодорожных вагонов.

Группировка, представленная в ОКВЭД под кодом 52.24 «Транспортная обработка грузов», включает:

- погрузку и разгрузку грузов и багажа пассажиров независимо от вида транспорта, используемого для перевозки;

- погрузку-выгрузку опасных грузов на железнодорожном транспорте;

- стивидорную деятельность;

- загрузку и разгрузку грузовых железнодорожных вагонов.

Эта группировка не включает:

- деятельность терминалов, см. 52.21, 52.22 и 52.23.

Деятельность по хранению грузов в морском порту включена в раздел Раздел Н ОКВЭД «Транспортировка и хранение», класс 52 «Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность», подкласс 52.1 «Деятельность по складированию и хранению», группу 52.10 «Деятельность по складированию и хранению».

Эта группировка включает:

- деятельность инфраструктуры для хранения и складирования всех видов грузов, деятельность зернохранилищ, элеваторов, складов для генеральных грузов, складов-рефрижераторов (холодильных складов), бункеров и т.д.;

- хранение товаров в зонах свободной торговли;

- замораживание продуктов;

- хранение ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки включена в подгруппу ОКВЭД 52.10.2 «Хранение и складирование жидких или газообразных грузов», вид 52.10.21 «Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки».

В выписке из ЕГРЮЛ ООО «Трансбункер-Холмск» в сведениях об основном виде деятельности значится ОКВЭД 52.10.21 «Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки».

В составе дополнительных видов деятельности, среди прочих, указаны коды ОКВЭД 52.10 «Деятельность по складированию и хранению», 52.24 «Транспортная обработка грузов».

В результате аналитических исследований установлено, что ООО «Трансбункер-Холмск» является субъектом естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

На основании части 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» положение субъектов естественной монополии признается доминирующим.

Согласно п. 1.3. Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 10 Закона «О защите конкуренции» субъектом естественной монополии на рынке, функционирующем в условиях естественной монополии, определение продуктовых границ товарного рынка производится согласно сферам деятельности субъектов естественных монополий, указанных в пункте 1 статьи 4 Закона № 147-ФЗ.

В связи с изложенным, продуктовые границы товарного рынка для целей настоящего анализа определены как услуги по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, оказываемые ООО «Трансбункер-Холмск» в морском порту Холмск.

V. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

В силу части 1 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг.

Согласно части 1 статьи 9 Закона о морских портах морские порты подлежат государственной регистрации в Реестре морских портов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Порядка ведения Реестра морских портов Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 01.04.2009 № 51, ведение Реестра морских портов осуществляет Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот).

В Законе о морских портах содержатся следующие понятия:

- границами морского порта являются границы его территории и акватории. Границы морского порта устанавливаются и изменяются Правительством Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации и Водным кодексом Российской Федерации (ст. 5).

- морской терминал – совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров (п. 7 ст. 4).

- территория морского порта - это земли, земельные участки, акватория морского порта, предназначенные для использования в указанных целях (ст. 5).

Границы морских портов Сахалинской области установлены Распоряжениями Правительства РФ, сведения о морских портах Сахалинской области в Реестр морских портов Российской Федерации внесены распоряжениями Росморречфлота.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/10-198/2021 признаки нарушения антимонопольного законодательства выявлены на территории морского порта Холмск.

Распоряжением Росморречфлота от 03.11.2010 № АД-308-р морской порт Холмск включен в Реестр морских портов Российской Федерации (далее – Распоряжение № АД-308-р).

В соответствии с Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.02.2012 № 51 «Об утверждении обязательных постановлений в морском порту Холмск» морской порт расположен на юго-западном побережье острова Сахалин в вершине залива Невельского и включает в себя Южную гавань, Северную гавань, морской терминал Правда, расположенный в бухте Правда в 6,5 милях к югу от Южной гавани и морской терминал Яблочное, расположенный в бухте Яблочная в 5,5 милях к северу от Северной гавани.

Границы морского порта Холмск установлены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.02.2010 № 179-р «Об установлении границы морского порта Холмск (Сахалинская область)».

Навигация в морском порту осуществляется круглогодично, морской порт является незамерзающим и осуществляет работу круглосуточно, имеет грузопассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации

Холмский морской торговый порт связан с областным центром железной и автомобильной дорогами. Наличие паромно-железнодорожного сообщения с материком, обеспечивает порту первостепенное значение в осуществлении транспортных связей островной области с другими регионами России. Акватория порта защищена Северным и Южным молами. Имеется несколько железнодорожных веток до станции Холмск-Сортировочный.

Холмский морской торговый порт единственный не замерзающий порт Сахалинской области, открыт для навигации круглый год и доступен для любых среднетоннажных судов дедвейтом до 7000 тонн. Ширина входного фарватера 140 м, глубина на входе в гавань 11—12 м, глубина в гавани более 9 м. Лоцманская проводка судов на акватории порта является обязательной. В торговый порт могут войти транспортные суда длиной до 131 м, шириной до 20 м и с осадкой до 9,0 м; паромы длиной до 131 м, шириной до 21 м, с осадкой не более 6,4 м.

Холмский морской торговый порт состоит из 7 грузовых причалов (5 универсальных и 2 специализированных паромных). Причалы оборудованы железнодорожными путями, что позволяет производить перегрузочные работы по прямому на любые транспортные средства.

Таким образом, географические границы товарного рынка услуг по погрузке и выгрузке грузов предварительно определяются как локальный рынок в границах морского порта Холмск.

В соответствии с п. 4.7. Порядка № 220 в сфере услуг субъектов естественных монополий географические границы товарных рынков определяются с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предоставления этих услуг на соответствующих товарных рынках, в том числе на основании одного или нескольких критериев:

- административно-территориального критерия (территория Российской Федерации, территория федерального округа Российской Федерации, территория экономических районов Российской Федерации, территория субъекта Российской Федерации, территория (района, города, пгт, иное) субъекта Российской Федерации);

- организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта, территория деятельности филиала хозяйствующего субъекта);

- технологического критерия (наличие и расположение технологической инфраструктуры (сетей), включая доступ к инфраструктуре и ее использованию (подключение к сетям).

Согласно материалам дела № 065/01/10-198/2021, ООО «Трансбункер-Холмск» осуществляет деятельность по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов в морском порту Холмск.

В связи с этим географические границы товарного рынка услуг по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов в соответствии с пунктом 4.7. Порядка № 220 определены с учетом особенностей предоставления услуг, а именно организационного критерия (территория деятельности хозяйствующего субъекта).

Принимая во внимание вышеизложенное, географические границы товарного рынка услуг по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, оказываемых ООО «Трансбункер-Холмск», определены границами морского порта Холмск.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на рынке услуг по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, оказываемых ООО «Трансбункер-Холмск» в морском порту Холмск, по делу № 065/01/10-198/2021, возбужденному в отношении ООО «Трансбункер-Холмск» по признакам нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции», установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 19.04.2019 г. по 18.03.2021 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: услуги по перевалке (погрузке и выгрузке) грузов, хранению грузов, оказываемые ООО «Трансбункер-Холмск» в морском порту Холмск.

3. Географические границы товарного рынка: границы морского порта Холмск.

4. Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение: В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение ООО «Трансбункер-Холмск» - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Начальник отдела анализа товарных,

финансовых рынков и экономической

концентрации ХХХХХХ Х.Х.

27.05.2021

Связанные организации

Связанные организации не указаны