Решение №05-1348 без аннотации от 11 марта 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

   

Заявитель:

Общество с ограниченной ответственностью «Горпроект-Инжиниринг»

694020, Сахалинская область,

г. Корсаков, ул. Портовая, 2А, оф.401

info@gorproject.com

Заказчик:

Акционерное общество «Аэровокзал Южно-Сахалинск»

693014, г. Южно-Сахалинск, Аэропорт

dsa@aero65.ru

РЕШЕНИЕ

по делу № 065/10/18.1-225/2020

11 марта 2020 года г. Южно-Сахалинск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Комиссия) по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в составе:

председателя Комиссии:

<...> – руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

заместителя председателя Комиссии:

<...> – начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;

члена Комиссии:

<...> – заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,

в присутствии представителей:

от общества с ограниченной ответственностью «Горпроект-Инжиниринг» – <...> , доверенность от 28.02.2020 № ГПИ -03/20;

от акционерного общества «Аэровокзал Южно-Сахалинск» – <...> , доверенность от 11.02.2020 № 17/2020, <...> , доверенность от 14.01.2020 № 06/2020,

УСТАНОВИЛА:

28.02.2020 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее – Управление) поступила жалоба общества с ограниченной ответственностью «Горпроект-Инжиниринг» (ИНН 6504022967) (далее – общество, заявитель) на положения документации, утвержденной акционерным обществом «Аэровокзал Южно-Сахалинск» (ИНН 6501232412) (далее – заказчик) при проведении конкурса в электронной форме по объекту: «Оказание услуг по проведению технического аудита строящегося объекта капитального строительства: «Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинск» (извещение № 32008868504) (далее – конкурс).

В первом доводе жалобы заявитель указывает, что в конкурсной документации необоснованно установлено требование к участникам закупки об обязательном членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Такое требование по мнению заявителя влечет ограничение конкуренции, а также нарушает пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Согласно второму доводу жалобы заявителя, несоответствующим требованиям действующего законодательства является требование, установленное в конкурсной документации о предоставлении в составе заявки справки подтверждающей отсутствие просроченной задолженности по налогам и страховым взносам.

На основании вышеизложенного заявитель просит признать в действиях заказчика нарушение положений Закона о закупках, в связи с чем, выдать последнему обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений действующего законодательства.

От заказчика поступили запрашиваемые документы, а также письменные пояснения, согласно которым последний не признает доводы жалобы заявителя, по основаниям, изложенным в возражениях.

Комиссия Управления, проанализировав имеющуюся информацию, изучив материалы дела № 065/10/18.1-225/2020, установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006
№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила.

Положение о закупке является документом, который в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

12.02.2020 на официальном сайте Единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС) опубликовано извещение о проведении конкурса в электронной форме по объекту: «Оказание услуг по проведению технического аудита строящегося объекта капитального строительства: «Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинск» (извещение
№ 32008868504).

1. Рассмотрев первый довод жалобы заявителя, Комиссии установила следующее.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В силу части 8 статьи 4 Закона о закупках извещение об осуществлении конкурентной закупки является неотъемлемой частью документации о конкурентной закупке. Сведения, содержащиеся в извещении об осуществлении конкурентной закупки, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о конкурентной закупке.

Пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к участникам такой закупки.

В пункте 2.7 конкурсной документации заказчиком установлены требования к участникам закупки об обязательном членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования участника настоящего конкурса, который намерен выполнять условия проекта договора.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно пункту 15 статьи 1 ГрК РФ инженерные изыскания – это изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовки данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования, планировки территории и архитектурно-строительного проектирования.

Из изложенного следует, что предметом проведения инженерных изысканий является изучение природных факторов для безопасного использования территорий и земельных участков, но не отдельно взятых объектов капитального строительства.

Кроме того, частью 1 статьи 47 ГрК РФ установлено, что инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.

В соответствии с частью 2 статьи 47 ГрК РФ работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий.

При этом, Постановлением Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства» (далее – Постановление Правительства № 20) установлено, что к специальным видам инженерных изысканий относится обследования состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций.

Таким образом, при выполнении указанного выше вида специальных инженерных изысканий, проводится обязательное исследование грунтов, путем проведения инженерно-геологических исследований грунтовых оснований.

Вместе с тем, техническим заданием заказчика на проведение технического аудита установлен следующий перечень работ:

– анализ текущего состояния ИРД (тех. условия, земельные участки, РнС и т.д.);

– визуальное обследование строительных конструкций Объекта;

– анализ выполненных работ по внешним (наружным) инженерным сетям Объекта;

– анализ выполненных работ по благоустройству Объекта;

– проведение анализа скрытых работ (в составе ИД);

– анализ ведения генеральным подрядчиком Журнала учета выполненных работ (накопительной ведомости принятых работ по актам КС-2) ;

– анализ изменения проектных решений стадии «Рабочая документация» в сравнении со стадией «Проектная документация» и увеличения стоимости работ;

– анализ статуса подготовки Рабочей документации;

– анализ состояния подготовки исполнительной документации;

– анализ дополнительных работ, материалов и оборудования которые были согласованы или реализованы в рамках строительства Объекта (с учетом информации по отклонениям от проектных решений), на соответствие рыночной стоимости таких работ.

При таких обстоятельствах, исходя из видов работ, включенных в техническое задание на выполнение работ по техническому аудиту строящегося объекта капитального строительства не следует, что предметом оспариваемой закупки являются работы, относящиеся к специальным видам инженерных изысканий, для выполнения которых претендент должен быть членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий.

Кроме того, частью 2 статьи 48 ГрК РФ установлено, что проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Частью 4 статьи 48 ГрК РФ установлено, что работы по договорам о подготовке проектной документации, внесению изменений в проектную документацию в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с частью 12 статьи 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства с учетом особенностей, предусмотренных частью 13 настоящей статьи, включаются следующие разделы:

1) пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе с техническими условиями подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, и в случае проведения экспертизы результатов инженерных изысканий до проведения экспертизы проектной документации с реквизитами положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий;

2) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, а в случае подготовки проектной документации применительно к линейным объектам проект полосы отвода, выполненный в соответствии с проектом планировки территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории);

3) разделы, содержащие архитектурные, функционально-технологические, конструктивные, инженерно-технические решения и (или) мероприятия, направленные на обеспечение соблюдения:

а) требований технических регламентов, в том числе требований механической, пожарной и иной безопасности, требований энергетической эффективности, требований оснащенности зданий, строений, сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов к зданиям, строениям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям и системам инженерно-технического обеспечения), требований к обеспечению доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда);

б) санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объектов;

в) требований к процессам проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации зданий и сооружений;

г) требований технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

4) проект организации строительства объектов капитального строительства;

5) требования к обеспечению безопасной эксплуатации объектов капитального строительства;

6) сведения о нормативной периодичности выполнения работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства, необходимых для обеспечения безопасной эксплуатации такого объекта, а также в случае подготовки проектной документации для строительства, реконструкции многоквартирного дома сведения об объеме и составе указанных работ.

Таким образом, положения градостроительного законодательства в полном объеме регулируют процедуру разработки проектной документации, от установления определенных требований к лицам, осуществляющим ее разработку до содержания состава разделов проектной документации обозначенных в Постановлении Правительства РФ от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», предусматривающего состав разделов проектной документации на объекты капитального строительства производственного и непроизводственного назначения и требования к содержанию этих разделов» (далее – Постановление о составе разделов проектной документации).

Следует отметить, что проведение технического аудита не регламентировано положениями градостроительного законодательства, при этом из положений части 12 статьи 48 ГрК РФ, а также Постановления о составе разделов проектной документации не следует, что технический аудит является частью работ по архитектурно-строительному проектированию.

При таких обстоятельствах, установление требования к участникам закупки об обязательном членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, является противоречащим положениям действующего законодательства.

Вместе с тем, Комиссия признает несостоятельным довод заказчика, что наиболее достоверным способом подтвердить квалификацию участника закупки, является установление требования о членстве в саморегулируемой организации, при этом Комиссия исходит из следующего.

Приложением № 1 к конкурсной документации утвержден порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе:

– наличие у Участника закупки опыта работы в период с 2017 по 2020 годы в качестве технического заказчика и одновременно опыта осуществления строительного контроля при строительстве объектов недвижимости;

– наличие у Участника закупки опыта работы в качестве технического заказчика и одновременно опыта осуществления строительного контроля, в период с 2017 по 2020 годы на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства, в том числе при проектировании и строительстве (реконструкции) аэровокзальных комплексов, зданий и сооружений авиационной инфраструктуры;

– наличие у Участника закупки опыта работы по оказанию услуг по проведению строительного аудита в отношении объектов строительства (реконструкции) зданий аэровокзалов, зданий и сооружений авиационной инфраструктуры, площадью не менее 20000 кв.м;

– наличие у Участника закупки разработанных регламентов и процедур осуществления функций Технического заказчика и строительного контроля.

Таким образом, указанные выше критерии оценки заявок участников закупки позволяют определить более квалифицированного исполнителя, а также выявить лучшее из предложенных условий исполнения контракта при проведении оспариваемой закупки.

На основании совокупности вышеизложенного Комиссия признает первый довод жалобы заявителя признается обоснованным.

2. Относительно второго довода жалобы общества, Комиссией установлено, что до рассмотрения жалобы по существу заказчиком в оспариваемой части внесены изменения, а именно исключено требование о предоставлении в составе заявки справки подтверждающей отсутствие просроченной задолженности по налогам и страховым взносам.

В связи с тем, что заказчиком в оспариваемой части внесены изменения в конкурсную документацию, заявителем на заседании Комиссии второй довод жалобы отозван.

На основании изложенного, Комиссия, рассмотрев материалы дела
№ 065/10/18.1-225/2020, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции,

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью «Горпроект-Инжиниринг» (ИНН 6504022967) на положения документации, утвержденной акционерным обществом «Аэровокзал Южно-Сахалинск» (ИНН 6501232412) при проведении конкурса в электронной форме по объекту: «Оказание услуг по проведению технического аудита строящегося объекта капитального строительства: «Строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Южно-Сахалинск» (извещение № 32008868504) – обоснованной.

2. Признать заказчика – акционерное общество «Аэровокзал Южно-Сахалинск» нарушившим пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

3. Выдать заказчику – акционерному обществу «Аэровокзал Южно-Сахалинск» обязательное для исполнения предписание.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по итогам выявленных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.

Председатель Комиссии

<...>

Заместитель председателя Комиссии

<...>

Член Комиссии

<...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны