Аналитический отчет б/н без аннотации от 8 октября 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление Федеральной антимонопольной службы по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

КРАТКИЙ ОТЧЕТ (ОБЗОР)

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ РАБОТ ПО ПРИСТРОЙКЕ К СТАЛЬНОЙ ТЕНТОВОЙ КОНСТРУКЦИИ ПО ОБЪЕКТУ «СТРОИТЕЛЬСТВО СТАЛЬНОЙ ТЕНТОВОЙ КОНСТРУКЦИИ РАЗМЕРОМ 33Х60 М» ПО ДЕЛУ № 065/01/16-93/2019

 

г. Южно-Сахалинск

 

2019

I. Общие положения.

Анализ состояния конкуренции на рынке работ по пристройке к стальной тентовой конструкции по объекту «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м» проведен в соответствии с п./п. «а» пункта 1.1. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок № 220) в рамках рассматриваемого Сахалинским УФАС России дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-93/2019, возбужденного по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» № 065/01/16-93/2019 возбуждено в отношении Муниципального бюджетного учреждения спорта спортивный комплекс «Углегорский» Углегорского городского округа Сахалинской области (ИНН 6508009406, далее - МБУС СК «Углегорский») и Общества с ограниченной ответственностью «Ажур» (ИНН 6508007769, далее – ООО «Ажур»).

Признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» выразились в соглашении между МБУС СК «Углегорский» и ООО «Ажур» в связи с не проведением конкурентных процедур при заключении договоров на дополнительные работы по объекту «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м».

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-93/2019 послужили материалы УФСБ России по Сахалинской области (вх. № 1223 от 02.04.2019).

Из материалов дела следует, что МБУС СК «Углегорский» 20 и 21 декабря 2018 года заключен 21 договор с ООО «Ажур» на проведение работ по пристройке к стальной тентовой конструкции по объекту «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м», без проведения конкурентных процедур, на общую сумму 7410934 руб. на основании пункта 5 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ):

  1. Договор № 51/РСК/БК-18/175 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (1 часть) по цене договора 340 691 руб.
  2. Договор № 52/РСК/БК-18/176 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (2 часть) по цене договора 345 355 руб.
  3. Договор № 53/РСК/БК-18/177 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (3 часть) по цене договора 344 596 руб.
  4. Договор № 54/РСК/БК-18/178 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (4 часть) по цене договора 340 675 руб.
  5. Договор № 55/РСК/БК-18/179 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (5 часть) по цене договора 340 675 руб.
  6. Договор № 56/РСК/БК-18/180 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (6 часть) по цене договора 377 507 руб.
  7. Договор № 57/РСК/БК-18/181 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (7 часть) по цене договора 397 760 руб.
  8. Договор № 58/РСК/БК-18/182 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции ( 8 часть) по цене договора 326 155 руб.
  9. Договор № 59/РСК/БК-18/183 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (9 часть) по цене договора 341 439 руб.
  10. Договор № 60/РСК/БК-18/184 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (10 часть) по цене договора 348 545 руб.
  11. Договор № 61/РСК/БК-18/185 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (11 часть) по цене договора 371 492 руб.
  12. Договор № 62/РСК/БК-18/186 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (12 часть) по цене договора 337 182 руб.
  13. Договор № 63/РСК/БК-18/188 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (13 часть) по цене договора 390 335 руб.
  14. Договор № 64/РСК/БК-18/189 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (14 часть) по цене договора 365 087 руб.
  15. Договор № 65/РСК/БК-18/190 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (15 часть) по цене договора 388 608 руб.
  16. Договор № 66/РСК/БК-18/191 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (16 часть) по цене договора 363 906 руб.
  17. Договор № 67/РСК/БК-18/192 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (17 часть) по цене договора 376 896 руб.
  18. Договор № 68/РСК/БК-18/193 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (18 часть) по цене договора 349 521 руб.
  19. Договор № 69/РСК/БК-18/194 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (19 часть) по цене договора 311 574 руб.
  20. Договор № 70/РСК/БК-18/195 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (20 часть) по цене договора 357 130 руб.
  21. Договор № 71/РСК/БК-18/196 (наименование работ - пристройка к стальной тентовой конструкции (21 часть) по цене договора 295 805 руб.

Указанные договоры без проведения конкурентных процедур на сумму 7410934 руб. заключены на дополнительные работы после проведения закупочной процедуры - аукциона в электронной форме в соответствии с Законом № 44-ФЗ по объекту «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м», извещение № 0361300004618000171 и заключения муниципального контракта № 129/РСК/А-18 от 27.08.2018 с ООО «Ажур» на сумму 40 579 960 руб. 60 коп.

Как установлено Сахалинским УФАС России и подтверждается представленными УФСБ России по Сахалинской области материалами, все вышеуказанные договоры заключены на проведение работ по строительству одного технологически однородного объекта «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м» с разбивкой на отдельные части работ, как с единственным поставщиком (каждый договор – до 400000 руб. в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ в редакции, действовавшей на момент заключения договоров).

Следовательно, деление закупки на несколько договоров не имеет иного обоснования, кроме достижения цели заключения договора с конкретным поставщиком без проведения конкурентной закупки при формальной видимости соблюдения требований закона.

Заключение договоров для государственных или муниципальных нужд без проведения торгов в случае, когда такие торги должны проводиться в силу требований закона, является действием, ограничивающим конкуренцию при осуществлении закупки, поскольку лишает неопределенный круг потенциальных участников торгов возможности претендовать на заключение контракта в установленном законом порядке в условиях равного, не дискриминационного доступа к размещению заказа.

В соответствии с частью 51. статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/16-93/2019.

Согласно пункту 1.3. Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.8. настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 10.8 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

Настоящий анализ проведен с целью полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-93/2019, возбужденного в отношении МБУС СК «Углегорский» и ООО «Ажур» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при заключении договоров без проведения конкурентных процедур.

Анализ состояния конкуренции проведен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Законом № 44-ФЗ;

- Порядком № 220

Целью настоящего исследования является анализ состояния конкуренции на рынке работ по пристройке к стальной тентовой конструкции по объекту «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м».

 

 

II. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-93/2019.

 

III. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Согласно пункту 2.2. Порядка № 220 в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В целях настоящего исследования временной интервал отсчитывается от даты совершения первых установленных Сахалинским УФАС России действий, в которых усматриваются признаки соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при заключении договоров без проведения конкурентных процедур.

Поскольку договоры, поименованные в Разделе I настоящего аналитического отчета, заключены 20 и 21 декабря 2018 года, временной интервал отсчитывается от 20 декабря 2018 года.

В связи с заключенным соглашением Сахалинским УФАС России на основании Приказа от 28.06.2019 № 140 возбуждено дело № 065/01/16-93/2019 в отношении МБУС СК «Углегорский» и ООО «Ажур» по признакам нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции» и создана комиссия по рассмотрению дела № 065/01/16-93/2019 о нарушении антимонопольного законодательства.

Исходя из вышеизложенного, настоящий анализ состояния конкуренции на товарном рынке является ретроспективным и охватывает временной интервал с 20.12.2018 г. до даты издания Приказа Сахалинского УФАС России от № 140 о возбуждении дела № 065/01/16-93/2019.

Таким образом, временной интервал исследования определен периодом с 20.12.2018 г. по 28.06.2019 г.

Выбранный временной интервал включает период совершения предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с п. 3.1. Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Статьей 4 Закона «О защите конкуренции» закреплены следующие понятия:

  • товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
  • товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

В соответствии с пунктом 10.8. Порядка № 220 при определении продуктовых границ товарного рынка по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между иными хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Из материалов дела № 065/01/16-93/2019 следует, что 20.12.2018 и 21.12.2018 года между МБУС СК «Углегорский» и ООО «Ажур» заключен ряд договоров, поименованных в Разделе I настоящего отчета, без проведения конкурентных процедур, предметом которых являлись работы по пристройке к стальной тентовой конструкции по объекту «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м», разделенные на 21 часть.

При этом с одним и тем же поставщиком (подрядчиком) заключен 21 договор на одни и те же работы по одному объекту, в одни и те же сроки исполнения (22.12.2018), с суммой контракта менее 400000 рублей каждый.

Все договоры, заключенные 20.12.2018 и 21.12.2018 г., имеют одинаковые предметы договоров.

Из вышеизложенного следует, что, заключение МБУС СК «Углегорский» перечисленных в Разделе I настоящего отчета договоров имело целью разделение закупки по единому предмету на несколько договоров, цена каждого из которых не превышает сумму, установленную пунктом 5 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров), в целях возможности проведения закупки у единственного поставщика.

Таким образом, соглашение между МБУС СК «Углегорский» и ООО «Ажур» выразилось в заключении договоров без проведения конкурентных процедур по отбору подрядчиков на выполнение работ по пристройке к стальной тентовой конструкции по объекту «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м».

Следовательно, предметом указанного соглашения является ограничение конкуренции при выполнении работ по пристройке к стальной тентовой конструкции по объекту «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м».

Исходя из предмета указанного соглашения, в котором усматриваются признаки нарушения пункта 4 статьи 16 Закона «О защите конкуренции», продуктовыми границами товарного рынка являются работы по пристройке к стальной тентовой конструкции по объекту «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м».

 

 

V. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Согласно п./п. «в» пункта 10.8. Порядка № 220 при определении географических границ товарного рынка могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный Банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты – участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/16-93/2019 установлено, что согласно п. 3.2. договоров на выполнение работ по пристройке к стальной тентовой конструкции по объекту «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м», заключенных МБУС СК «Углегорский» с ООО «Ажур», место выполнения работ – Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Победы, д. 38.

Следовательно, объект строительства, в отношении которого заключен 21 договор на выполнение работ без проведения конкурентных процедур, располагается на территории Углегорского городского округа Сахалинской области.

Также при определении географических границ товарного рынка принималось во внимание, что участвующий в соглашении МБУС СК «Углегорский» далее также Учреждение), осуществляющий функции органа местного самоуправления, в отношении которого возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-93/2019, осуществляют свои полномочия на территории Углегорского городского округа Сахалинской области.

В соответствии с Уставом МБУС СК «Углегорский», утвержденным постановлением администрации Углегорского городского округа от 18.12.2017 г. № 1171, предметом деятельности учреждения является реализация предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта (п.2.3). Для достижения целей Учреждение осуществляет свою основную деятельность в пределах муниципального задания (п. 2.4).

Учредителем МБУС СК «Углегорский» является Администрация Углегорского городского округа.

Согласно п. 1.8.1. и п. 1.8.2. Устава в структуру Учреждения входит:

- Районный спортивный комплекс «Углегорский», место нахождения: г. Углегорск, ул. победы, 238;

- Спортивный зал «Краснопольский», место нахождения: с. Краснополье, ул. Центральная, 21-а.

Место нахождения второго участника соглашения – ООО «Ажур», согласно выписке из ЕГРЮЛ, имеющейся в материалах дела, - Сахалинская область, Углегорский район, г. Углегорск, ул. Красноармейская, 2, офис 13.

Достоверно определить границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние, невозможно, поскольку конкурентные процедуры не проводились.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, а также положений п. 10.8. Порядка № 220, географические границы товарного рынка определены границами Углегорского городского округа Сахалинской области.

 

Общие выводы:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке работ по пристройке к стальной тентовой конструкции по объекту «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м», установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 20.12.2018 г. по 28.06.2019 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: работы по пристройке к стальной тентовой конструкции по объекту «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м».

3. Предметом соглашения между МБУС СК «Углегорский» и ООО «Ажур» является ограничение конкуренции на рынке работ по пристройке к стальной тентовой конструкции по объекту «Строительство стальной тентовой конструкции размером 33х60 м» вследствие не проведения конкурентных процедур по отбору подрядчика.

4. Географические границы товарного рынка: границы Углегорского городского округа Сахалинской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении: МБУС СК «Углегорский» и ООО «Ажур».

6. Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 065/01/16-93/2019 и принятия решения
о наличии или об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства.

 

Начальник отдела анализа товарных,

финансовых рынков и экономической

концентрации ***

08.10.2019 г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны