Аналитический отчет б/н без аннотации. от 28 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

федеральная антимонопольная служба

Управление Федеральной антимонопольной службы по САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Южно-Сахалинск, пр. Победы, 24 тел. (4242) 46-55-66

КРАТКИЙ ОТЧЕТ (ОБЗОР)

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА ТОВАРНОМ РЫНКЕ РАБОТ ПО РЕМОНТУ ФАСАДА МБОУ СОШ № 5 Г. ОХИ по делу № 065/01/16-332/2020

 

г. Южно-Сахалинск

 

2020

I. Общие положения.

Анализ состояния конкуренции на рынке работ по ремонту фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи проведен в соответствии с п./п. «а» пункта 1.1. Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок № 220) в рамках рассматриваемого в Сахалинском УФАС России (далее также Управление) дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-332/2020, возбужденного по признакам нарушения статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»).

Дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» № 065/01/16-332/2020 возбуждено в отношении Муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства» городского округа «Охинский» (ИНН 6506907845) и общества с ограниченной ответственностью «Регион» (ИНН 6506008340).

Признаки нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» выразились в соглашении между Муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства» городского округа «Охинский» (далее – МКУ «УКС ГО «Охинский») и обществом с ограниченной ответственностью «Регион» (далее – ООО «Регион») в связи с выполнением работ по объекту «Ремонт фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи» до проведения конкурентных процедур по отбору подрядчика.

Основанием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-332/2020 послужило обращение общества с ограниченной ответственностью «Телерадиокомпания «Оха» в интересах жителей городского округа «Охинский о возможном нарушении антимонопольного законодательства со стороны МКУ «УКС ГО «Охинский» и ООО «Регион», направленное в Сахалинское УФАС России из Охинской городской прокуратуры Сахалинской области.

Поводом для обращения, по мнению заявителя, послужило проведение электронного аукциона на ранее выполненные работы по ремонту фасада здания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 (далее – МБОУ СОШ № 5).

В результате полученных сведений от МКУ «УКС ГО» «Охинский» установлено, что на официальном сайте единой информационной системы http://www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 23.08.2018 года размещено извещение № 0361300002918000058 о проведении электронного аукциона.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе «Ремонт фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи» были направлены три заявки на участие с порядковыми номерами № 113, № 232, № 145.

В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона «Ремонт фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи» участником под номером № 232 была предложена цена 1 767 270, 68 рублей, участником под номером № 113 была предложена цена 1 776 621, 32 рублей. Победителем признан участник с порядковым номером № 232 – общество с ограниченной ответственностью «Регион» (далее – Регион), предложение о цене контракта которого составило 1 767 270, 68 рублей.

По результатам проведенного аукциона, между МКУ «УКС ГО «Охинский» и ООО «Регион» заключен муниципальный контракт от 24 сентября 2018 года № 0361300002918000058 «Ремонт фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи».

Пунктом 1.6. муниципального контракта ремонт фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи осуществляется в рамках реализации мероприятия «Капитальный ремонт учреждений дополнительного образования (Укрепление МТБ)», предусмотренного пунктом 5.4.4 муниципальной программы «Развитие образования в муниципальном образовании городской округ «Охинский» на 2015-2020 годы».

В соответствии с пунктом 12.1.1. муниципального контракта № 0361300002918000058 и пунктом 2 технического задания срок выполнения работ - с даты заключения контракта по 09.11.2018 года (включительно).

В подтверждении выполненных работ, согласно техническому заданию представлен акт о приемке выполненных работ, отчетный период которого с 24.09.2018 по 16.10.2018 на сумму 1 732 617, 83 рубля.

Как указано в представленных пояснениях, обязательства выполнены подрядчиком в рамках данного контракта в полном объеме. В настоящий момент контракт находится в статусе «Исполнение завершено».

В части проведения этих работ ранее, МКУ «УКС ГО «Охинский» пояснений не представило.

Однако, как сообщается заявителем, косметический ремонт фасада здания школы № 5 начался ООО «Регион» уже с августа 2018 года. Ремонт происходил без проведения аукциона. Работы выполняло общество с ограниченной ответственностью «Регион».

В материалы дела представлен электронный носитель DVD+R диск с телевизионным видео материалом (далее – репортаж) от Телерадиокомпании «Оха», вышедшим в эфир 22.08.2018 года. В нем упоминается о проведении ремонтных работ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 города Охи.

В данном репортаже показана часть объекта МБОУ СОШ № 5, расположенного на площади Нефтяников, а также сообщается, что в данный момент происходит ремонт фасада здания школы № 5.

В репортаже глава муниципального образования городского округа «Охинский» *** также упомянул о ремонте фасада школы МБОУ СОШ № 5 г. Охи, а именно: «Нашлись благотворители в Охе. Приведут школу, лицо школы, фасад в надлежащий вид, чтобы школьники1-го сентября зашли в нормальную школу…».

Данное обстоятельство зафиксировано Сахалинским УФАС России актом осмотра DVD+R диска от 20.02.2020 года.

В этой связи, можно полагать, что начало ремонтных работ фасада здания школы № 5 по муниципальному контракту в действительности началось осуществляться с августа 2018 года, из чего следует, что общество было осведомлено о проведении электронной процедуры № 0361300002918000058, по результатам которого и стало победителем.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (пункт 7 статьи 4 Закона «О защите конкуренции»).

Статьей 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

В соответствии с пунктом 18 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.

При изложенных обстоятельствах Сахалинское УФАС России пришло к выводу, что работы по фасаду муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 5 расположенного на площади Нефтяников велись ранее в августе 2018 года в момент репортажа, вышедшего в эфир 22.08.2018 года.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что общество с ограниченной ответственностью «Регион» исполнило свои обязательства в соответствии с предметом еще не заключенного муниципального контракта до проведения электронного аукциона, а глава администрации подтвердил факт заблаговременно проведенных работ ремонта фасада до 1 сентября.

В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона «О защите конкуренции» анализ состояния конкуренции проведен в объеме, необходимом для принятия решения по делу № 065/01/16-332/2020.

Согласно пункту 1.3. Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке проводится с особенностями, установленными пунктом 10.8. настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 10.8 Порядка № 220 по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», анализ состояния конкуренции на товарном рынке включает следующие этапы:

а) определение временного интервала исследования товарного рынка;

б) определение продуктовых границ товарного рынка;

в) определение географических границ товарного рынка;

Настоящий анализ проведен с целью полного, объективного, всестороннего рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-332/2020, возбужденного по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении и реализации соглашения между МКУ «УКС ГО «Охинский» и ООО «Регион», которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции при выполнении работ по объекту «Ремонт фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи».

Анализ состояния конкуренции проведен в соответствии со следующими нормативными актами:

- Законом «О защите конкуренции»;

- Порядком № 220;

 

II. Источники исходной информации.

В целях анализа состояния конкуренции в качестве исходной информации использованы:

- материалы дела о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-332/2020.

 

III. Определение временного интервала исследования.

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка № 220 временной интервал исследования товарного рынка определяется в зависимости от цели исследования, особенностей товарного рынка.

Согласно пункту 2.2 Порядка в случае, если исследование ограничивается изучением характеристик рассматриваемого товарного рынка, которые сложились до момента проведения исследования, то проводится ретроспективный анализ состояния конкуренции на товарном рынке.

В целях настоящего исследования началом временного интервала считается месяц начала выполнения работ по объекту «Ремонт фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи» в соответствии с имеющимся в деле № 065/01/16-332/2020 репортажем, вышедшим в эфир 22.08.2018 года, и в котором упоминается о проведении ремонтных работ МБОУ СОШ № 5 города Охи, полученным от Телерадиокомпании «Оха».

Таким образом, временной интервал отсчитывается от начала месяца, в котором совершены установленные Сахалинским ФАС России действия, в которых усматриваются признаки соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно с 01 августа 2018 года..

В связи с заключенным соглашением Сахалинским УФАС России на основании Приказа от 13.03.2020 № 70 возбуждено дело № 065/01/16-332/2020 в отношении МКУ «УКС ГО «Охинский» и ООО «Регион» по признакам нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции» и создана комиссия по рассмотрению дела № 065/01/16-332/2020 о нарушении антимонопольного законодательства.

Исходя из вышеизложенного, настоящий анализ состояния конкуренции на товарном рынке является ретроспективным и охватывает временной интервал с 01.08.2018 до даты издания Приказа Сахалинского УФАС России от 13.03.2020 № 70 о возбуждении дела № 065/01/16-332/2020.

Таким образом, временной интервал исследования определен периодом с 01.08.2018 г. по 13.03.2020 г.

Выбранный временной интервал включает период совершения предполагаемого нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с п. 2.4. Порядка № 220 все характеристики товарного рынка определяются в пределах одного установленного временного интервала.

IV. Определение продуктовых границ товарного рынка.

В соответствии с п. 3.1. Порядка № 220 процедура выявления товара, не имеющего заменителя, или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке (далее – определение продуктовых границ товарного рынка), включает:

  • предварительное определение товара;
  • выявление свойств товара, определяющих выбор приобретателя, и товаров, потенциально являющихся взаимозаменяемыми для данного товара;
  • определение взаимозаменяемых товаров.

Статьей 4 Закона «О защите конкуренции» закреплены следующие понятия:

  • товар – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
  • товарный рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Таким образом, товарный рынок представляет собой сферу взаимоотношений между продавцами товаров (работ, услуг) и покупателями товара (работ, услуг) по поводу приобретения товара (работ, услуг).

В соответствии с п. 10.8. Порядка № 220 при определении продуктовых границ товарного рынка по делам, возбужденным по признакам нарушения ст. 16 Закона «О защите конкуренции», может приниматься во внимание предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между иными хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Из материалов дела № 065/01/16-332/2020 следует, что 24.09.2018 года МКУ «УКС ГО «Охинский» (Заказчик) заключен муниципальный контракт № 0361300002918000058 «Ремонт фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи» с ООО «Регион» (Подрядчик).

Предмет договора подряда определен пунктом 1 статьи 702 ГК РФ. В соответствии с этой нормой по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.

В соответствии с пунктом 1.1. муниципального контракта № 0361300002918000058 Подрядчик обязуется в установленный срок и с надлежащим качеством выполнить работы по объекту: Ремонт фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи», в соответствии с Техническим заданием (Приложение № 1 к Муниципальному контракту), с соблюдением условий технического задания, технологии и всех требований нормативно-технической документации, обязательной при выполнении данных работ и условиями настоящего Контракта, а Заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и оплатить в установленном настоящим Контрактом порядке.

Согласно Техническому заданию – Приложению № 1 к муниципальному контракту от 24 сентября 2018 года № 0361300002918000058 (далее – Техническое задание) предмет контрактаРемонт фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи.

В соответствии с пунктом 3 Технического задания Подрядчику надлежит выполнить работы по ремонту фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи в объеме работ, предусмотренном Приложением № 1 к настоящему заданию.

Соглашение между МКУ «УКС ГО «Охинский» и ООО «Регион» выразилось в ограничении конкуренции при проведении работ по ремонту фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи, так как они проводились до заключения муниципального контракта от 24 сентября 2018 года № 0361300002918000058 и определения подрядчика конкурентным способом.

Следовательно, предметом указанного соглашения является ограничение конкуренции при выполнении работ по ремонту фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи.

Исходя из предмета указанного соглашения, в котором усматриваются признаки нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», продуктовыми границами товарного рынка являются работы по ремонту фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи.

В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС РЕД. 2), утвержденным Приказом Росстата от 31.01.2014 № 14-ст (далее – ОКВЭД) работы по ремонту жилых и нежилых зданий включены в раздел F «Строительство», класс 41 «Строительство зданий», подкласс 41.2 «Строительство жилых и нежилых зданий», группу 4.20 «Строительство жилых и нежилых зданий».

Эта группировка включает:

- строительство всех типов жилых домов, таких как: одноквартирные и многоквартирные, включая многоэтажные здания;

- строительство всех типов нежилых зданий, таких как: здания для промышленного производства, например, фабрики, мастерские, заводы и т.д., больницы, школы, административные здания, гостиницы, магазины, торговые центры, рестораны, здания аэропорта и космодрома, крытые спортивные сооружения, гаражи, включая гаражи для подземной автомобильной парковки, склады, религиозные здания;

- сборку и монтаж сборных сооружений на строительном участке;

- реконструкцию или ремонт существующих жилых и нежилых зданий, а также спортивных сооружений.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО «Регион» в сведениях о дополнительных видах деятельности в графе «код и наименование вида деятельности» значится код 41.20 «Строительство жилых и нежилых зданий».

Учитывая изложенное, продуктовыми границами исследуемого товарного рынка являются работы по ремонту фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи.

 

V. Определение географических границ товарного рынка.

В соответствии с пунктом 4.1. Порядка № 220 процедура определения географических границ товарного рынка (границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами) включает:

- предварительное определение географических границ товарного рынка;

- выявление условий обращения товара, ограничивающих экономические возможности приобретения товара приобретателем (приобретателями);

- определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Согласно п./п. «в» пункта 10.8. Порядка № 220 при определении географических границ товарного рынка могут приниматься во внимание, в частности:

- предмет соглашения, заключенного между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами, в котором усматриваются признаки нарушения антимонопольного законодательства;

- границы территории, на которой осуществляют свои полномочия участвующие в соглашении федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, государственные внебюджетные фонды, Центральный Банк Российской Федерации;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты – участники рассматриваемого соглашения;

- границы территорий, на которых действуют хозяйствующие субъекты, на деятельность которых рассматриваемое соглашение оказало или могло оказать негативное влияние.

В рамках рассмотрения дела № 065/01/16-332/2020 установлено, что предметом соглашения между МКУ «УКС ГО «Охинский» и ООО «Регион» является ограничение конкуренции на рынке работ по ремонту фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи, в связи с их выполнением до проведения конкурентных процедур по отбору подрядчика и заключения муниципального контракта № 0361300002918000058.

Объект МБОУ СОШ № 5 г. Охи находится на территории муниципального образования МО городской округ «Охинский» Сахалинской области.

Следовательно, работы в соответствии с муниципальным контрактом от 24 сентября 2018 года № 0361300002918000058 выполнялись на территории МО городской округ «Охинский» Сахалинской области.

Также при определении географических границ товарного рынка на основании п./п. «в» пункта 10.8. Порядка № 220 принималось во внимание, что участвующее в соглашении МКУ «УКС ГО «Охинский», осуществляющее функции органа местного самоуправления, в отношении которого возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства № 065/01/16-332/2020, осуществляет свои полномочия на территории МО городской округ «Охинский» Сахалинской области.

Учредителем МКУ «УКС ГО «Охинский» является Администрация МО городской округ «Охинский» Сахалинской области, осуществляющая свои полномочия на территории МО городской округ «Охинский» Сахалинской области.

Участвующее в соглашении ООО «Регион», согласно выписке из ЕГРЮЛ, зарегистрировано по адресу: 694490, Сахалинская область, Охинский район, ул. Спортивная, 2.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, а также положений п./п. «в» пункта 10.8 Порядка № 220, географические границы товарного рынка определены границами муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области.

 

Общие выводы:

По результатам проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке работ по ремонту фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи, установлено следующее.

1. Временной интервал исследования определен периодом с 01.08.2018 г. по 13.03.2020 г.

2. Продуктовые границы товарного рынка: работы по ремонту фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи.

3. Предметом соглашения между МКУ «УКС ГО «Охинский» и ООО «Регион» является ограничение конкуренции на рынке работ по ремонту фасада МБОУ СОШ № 5 г. Охи в связи с их проведением до заключения муниципального контракта от 24 сентября 2018 года № 0361300002918000058 и определения подрядчика конкурентным способом.

4. Географические границы товарного рынка: границы муниципального образования городской округ «Охинский» Сахалинской области.

5. Состав хозяйствующих субъектов, участвующих в соглашении: МКУ «УКС ГО «Охинский» и ООО «Регион».

6. Анализ проведен в объеме, необходимом для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела № 065/01/16-332/2020 и принятия решения
о наличии или об отсутствии нарушений антимонопольного законодательства.

Начальник отдела анализа товарных,

финансовых рынков и экономической

концентрации ***

28.05.2020 г.

Связанные организации

Связанные организации не указаны