Решение б/н Решение по делу № 08-48/2018 от 19 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ
АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА

 

УПРАВЛЕНИЕ

Федеральной антимонопольной службы

по Сахалинской области

 

почтовый адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

юридический адрес: пр. Победы, 24,

г. Южно-Сахалинск, 693007

тел. (4242) 46-55-66, факс (4242) 46-55-67

e-mail: to65@fas.gov.ru

 

______________ № ______________

 

На № __________ от ________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решение

по делу № 08-48/2018

 

19 ноября 2018 года город Южно-Сахалинск

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» ноября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено «19» ноября 2018 года.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:

-<…> – заместитель руководителя Управления;

Члены Комиссии:

- <…> – старший государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы;

-<…> – государственный инспектор отдела контроля органов власти, антимонопольного контроля и рекламы,

 

рассмотрев дело № 08-48/2018 в отношении ООО «Охинские электрические сети» (694490, Сахалинская область, г. Оха ул. Блюхера, 6, ИНН 6506908292) по признакам нарушения части 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон о защите конкуренции).

В присутствии представителей:

От Заявителя- <…>. по доверенности №01 от 10.01.2018

От Ответчика- <…>. по доверенности №3 от 30.12.2017

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

12.03.2018 в Сахалинское УФАС России поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью «Лидер» на действия общества с ограниченной ответственностью «Охинские электрические сети» с признаками нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Указанные обстоятельства, согласно пункту 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции, послужили основанием для возбуждения дела о признаках нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам рассмотрения заявления Сахалинским УФАС России издан приказ №174 от 15.06.2018 о возбуждении дела №08-48/2018 о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «Охинские электрические сети» по признакам нарушения части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Определением от 15.06.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-48/2018 назначено на 20.07.2018г.

20.07.2018 состоялось заседание Комиссии Сахалинского УФАС России в связи с необходимостью получения дополнительных доказательств, Комиссия Сахалинского УФАС России, определила рассмотрение дела №08-48/2018 отложить.

Определением от 20.07.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-48/2018 отложено на 10.09.2018г.

10.09.2018 состоялось заседание комиссии Сахалинского УФАС России, в связи с необходимостью проведения анализа товарного ранка, Комиссия Сахалинского УФАС России, определила рассмотрение дела №08-48/2018 отложить.

Определением от 10.09.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-48/2018 отложено на 03.10.2018г.

Определением от 15.09.2018 срок рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-48/2018 продлен на 6 месяцев.

03.10.2018 на заседании Комиссии Сахалинского УФАС России оглашено заключение об обстоятельствах дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Определением от 03.10.2018 рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства №08-48/2018 отложено на 06.11.2018

Рассмотрев представленные материалы, комиссия Сахалинского УФАС России установила следующее.

Согласно части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции, при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Анализ проведен в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 года № 220 и зарегистрированным в Минюсте РФ 02.08.2010 года № 18026.

В целях анализа состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии в качестве исходной информации использованы материалы дела № 08-48/2018.

По результатам анализа состояния конкуренции на рынке услуг по передаче электрической энергии, по признакам нарушения ч.1 ст. 10 Закона о защите конкуренции установлено следующее.

Временным интервалом исследования определен периодом с 01.01.2017 по 15.06.2018г.

Продуктовые границы товарного рынка: услуги по передаче электрической энергии.

Географические границы товарного рынка: границы балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации ООО «Охинские электрические сети».

Услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественной монополии на основании ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях».

Согласно выписки из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО «Охинские электрические сети» является передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным сетям.

Хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение: в соответствии с частью 5 статьи 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение ООО «Охинские электрические сети»- субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Главой 3 Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, установлены Правила заключения договоров между потребителями (покупателями) и гарантирующими поставщиками.

Согласно пункту 34 вышеуказанных правил потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, следующие документы:

-подписанный заявителем проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

-правоустанавливающие и иные документы заявителя;

-документы, подтверждающие право собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, аренды и иные законные права владения и (или) пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации) на энергопринимающие устройства;

-документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств;

-акт об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 6 (далее - акт об осуществлении технологического присоединения), акта разграничения границ балансовой принадлежности сторон по форме согласно приложению N 7 (далее - акт разграничения границ балансовой принадлежности сторон), акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон по форме согласно приложению N 8 (далее - акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон), а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил), согласно Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а так же объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (в редакции действующей на момент заключения договора энергоснабжения от 01.12.2015)

-документы о допуске в эксплуатацию приборов учета (предоставляются при наличии у заявителя приборов учета);

-документ, подтверждающий наличие технологической и (или) аварийной брони (предоставляется при его наличии у заявителя);

-иные документы, необходимые для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (предоставляется заявителем, который подает заявление о заключении договора энергоснабжения).

01.12.2015 между ООО «Лидер» и АО «Охинская ТЭЦ» заключен договор энергоснабжения №04-2\15д\265-Э, с целью обеспечения электроэнергией административного здания по адресу: г. Оха, ул. Карла-Маркса, д.41.

Согласно акту балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон №678 от 22.07.2015 составленному сетевой организацией ООО «Охинские электрические сети», установлены границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, в соответствии с которой за ООО «Лидер» закреплена точка подключения на опоре №3ВЛ-6 кВ фидер 32 до трансформаторной подстанции 6\0.4 кВ №34.

Согласно полученной информации 29.04.2016 года произведено отключение электроснабжения административного здания ООО «Лидер» и до настоящего времени электроснабжение не восстановлено.

Исходя из приложенных писем ООО «Охинские электрические сети» установлено, что отключение трансформаторной подстанции 6\0.4 кВ №34 было произведено на основании выявленных нарушений эксплуатации, что создает угрозу жизни и безопасности граждан, после исполнения акта-предписания Ростехнадзора и предоставления необходимой технической документации ООО «Лидер», будет произведено подключение.

Под трансформаторной подстанцией понимается электроустановка предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений (пункт 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.06.2003 №242 (далее- ПУЭ, Правила устройства электроустановок).

Пунктом 1.1 раздела 3 Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 01.08.2007 №295, трансформаторные подстанции отнесены к объектам недвижимого имущества.

По смыслу приведенных норм трансформаторная подстанция является единым производственно-технологическим комплексом, объектом электросетевого хозяйства необходимым в процессе электроснабжения.

Актами разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности №678 от 22.07.2015 года составленным сетевой организацией – ООО «Охинские электрические сети» и ООО «Лидер» на балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности ООО «Лидер» находится оборудование – «ВЛ-кВ (АС 35,L=40м) от присоединения на оп.№3 до ТП 6/0,4 кВ №34, ТП 6/0,4 кВ (ТМ 315/6) и далее сети – 0,4 кВ для электроснабжения административного здания и складских помещений».

Указанные акты разграничения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности действительны до настоящего времени.

Вместе с тем, как следует из пояснений Администрации МО ГО «Охинский» права на трансформаторную подстанцию 6\0.4 кВ №34 не оформлены, технические паспорта на объекты электросетевого хозяйства, в том числе ТП №34 отсутствуют. Акты приема-передачи объектов, в том числе на ТП №34, линий электропередач отсутствуют. Договоры, акты на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств, расположенных на территории бывшего пищекомбината «Охинский», в том числе на ТП №34 так же отсутствуют.

Так же Комиссией установлено, что 08.06.2015 между Муниципальным образованием городской округ «Охинский» (далее- Ссудодатель) и ООО «Лидер» (далее- Ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования №495 недвижимого имущества муниципального образования, согласно которому Ссудодатель предоставляет во временное владение и пользование Ссудополучателю объект недвижимого муниципального имущества. Объект представляет собой нежилые помещения общей площадью 1276,2 кв. м, расположенные на первом этаже нежилого отдельно стоящего здания, расположенного по адресу: Сахалинская область, г. Оха, ул. Карла Маркса, д.41.

Сведений о передаче Трансформаторной подстанции 6\0.4 кВ №34 в пользование ООО «Лидер» в договоре не имеется.

Кроме того, между Комитетом по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования ГО «Охинский» и Даллакян Г.С. заключен договор безвозмездного пользования №41 о передаче во временное пользование недвижимого муниципального имущества- нежилого помещения (подстанции) общей площадью 17 кв.м, расположенного в отдельно стоящем здании компрессорного цеха с котельной имущественного комплекса бывшего пищекомбината по адресу: Сахалинская область, г. Оха, ул. Карла-Маркса,41.

Пунктом 2.2 Договора указанный объект недвижимости, а именно нежилое помещение, принадлежит Комитету на праве собственности.

Согласно актам балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности от 17.09.2012 года №145 ОЭС и от 28.09.2012 №150 ОЭС, составленными между сетевой организацией ООО «Охинские электрические сети» и индивидуальным предпринимателем Даллакяном Г.С., на балансовой принадлежности и в зоне эксплуатационной ответственности ИП Даллакян Г.С. находится следующее оборудование- «от присоединения кабеля- 0.4 кВ в РУ-0,4 кВ ТП6/04, кВ №34 и до потребителя».

Следовательно, как воздушная линия длинной 40м. от опоры №3 до трансформаторной подстанции 6/0,4 кВ №34, так трансформаторная подстанция 6/04 кВ №34 не находится на балансовой принадлежности и в зоне эксплуатационной ответственности ООО «Лидер».

Таким образом, доказательствами представленными в материалы дела, не подтверждается факт передачи в безвозмездное пользование ООО «Лидер» недвижимого имущества- трансформаторной подстанции №34, поскольку не установлен собственник указанного имущества, имеющий право распоряжаться им ( в том числе, передавать в безвозмездное пользование), отсутствуют какие либо технические документы (технический паспорт <...> на указанное электрооборудование.

Вышеуказанные доказательства свидетельствуют о том что трансформаторная подстанция 6/04 кВ №34 имеет признаки бесхозяйного имущества электросетевого хозяйства.

Согласно п.1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Абзацем 2 пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» ответственность за надежность обеспечения электрической энергией и ее качество перед потребителями электрической энергии, энергопринимающие установки которых присоединены к объектам электросетевого хозяйства, которые не имеют собственника, собственник которых не известен или от права собственности, на которые собственник отказался, несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.

Согласно пункту 4 статьи 28 ФЗ «Об электроэнергетике» при установлении цен (тарифов) для организаций, осуществляющих эксплуатацию объектов электросетевого хозяйства и (или) иных объектов электроэнергетики, которые не имеют собственника, собственник которых неизвестен или от права собственности на которые собственник отказался, должны учитываться в полном объеме экономически обоснованные расходы, связанные с эксплуатацией таких объектов. Указанные организации несут бремя содержания таких объектов.

Следовательно, при наличии бесхозяйных сетей, ответственность за надежность обеспечения электроэнергией и ее качество перед потребителями возложена на организации, к электрическим сетям которых присоединены энергопринимающие устройства потребителей.

Энергопринимающие устройства потребителя ООО «Лидер» присоединены к сетям электросетевой организации ООО «Охинские электрические сети».

Услуги по передаче электрической энергии являются сферой деятельности субъектов естественной монополии на основании ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях».

На основании ст. 5 ФЗ «О защите конкуренции» положение субъектов естественных монополий признается доминирующим.

Согласно части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В рамках исполнения договора сетевая организация обязуется осуществить комплекс организационно и технически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей.

При подписании актов ООО «Охинские электрические сети» обладает большей по сравнению с ООО «Лидер» опытом в деятельности на рынке услуг по передаче электрической энергии, следовательно занимает положение более сильной стороны в правоотношениях и может оказывать влияние на решение об установки границ балансовой принадлежности.

Включение в зону балансовой ответственности ООО «Лидер» линий электропередач от опоры №3 до трансформаторной подстанции 6/0,4 кВ №34, так и трансформаторную подстанцию 6/04 кВ №34 нарушает права последнего накладывая необоснованные ограничения на ведение хозяйственной деятельности, незаконное наделение обязанностью по содержанию бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства на абонента, привело к ущемлению интересов ООО «Лидер» в предпринимательской деятельности, так как повлекло прекращение поставки электроэнергии.

На основании вышеизложенного, комиссия Сахалинского УФАС России, руководствуясь статьями 23, 39, 40, 41, 48.1 Закона о защите конкуренции, приходит к выводу, что действия ООО «Охинские электрические сети» имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции.

С учетом изложенного, Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области, рассмотрев материалы дела № 08-48/2018, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-3 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать ООО «Охинские электрические сети» (694490, Сахалинская область, г. Оха, ул. Блюхера, д.6, ИНН 6506908292) субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии.

 

2. Признать ООО «Охинские электрические сети» (694490, Сахалинская область, г. Оха, ул. Блюхера, д.6, ИНН 6506908292) нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции;

 

3. Выдать ООО «Охинские электрические сети» (694490, Сахалинская область, г. Оха, ул. Блюхера, д.6, ИНН 6506908292) обязательное для исполнения предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства;

 

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Сахалинского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении предусмотренного ч. 2 ст. 14.31КоАП РФ в отношении ООО «Охинские электрические сети» в лице Сахалинской дистанции инфраструктуры и виновного должностного лица.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его изготовления в полном объёме.

 

Председатель Комиссии: <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны