Решение б/н Решение по делу № 02-11030-15/10 от 16 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 02-11030-15/10

                                                                                                                                    г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена 27 февраля 2015 года.

В полном объеме решение изготовлено 12 марта 2015 года.

 

Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:            К.Ю.А., заместитель руководителя Управления,

Члены Комиссии:                          Ч.А.В., главный специалист-эксперт,

                                               С.М.И., специалист первого разряда,

рассмотрев дело № 02-11030-15/10 по признакам нарушения Администрацией сельского поселения Владимировка муниципального района Хворостянский Самарской области (далее – Администрация) (445581, Самарская область, Хворостянский район, с. Владимировка, ул. Специалистов, 6) части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в заключении с ООО «Владимирское» договора № 1 от 19.04.2014 на аренду недвижимого имущества без проведения торгов, в присутствии представителя ответчика: Администрации - Главы сельского поселения Владимировка муниципального района Хворостянский Самарской области Д.А.А., представителя заинтересованного лица: ООО «Владимирское» - директора Х. А.В.,

 

УСТАНОВИЛА:

В Самарское УФАС России поступили материалы из Прокуратуры Самарской области (исковое заявление заместителя прокурора Самарской области в интересах муниципального образования - сельского поселения Владимировка в лице главы поселения) по факту передачи муниципального имущества по договору № 1 от 19.04.2014 на аренду недвижимого имущества без проведения торгов (далее – Договор), заключенного между Администрацией и ООО «Владимирское», без проведения торгов.

Согласно части 1 статьи 43 Устава сельского поселения Владимировка муниципального района Хворостянский Самарской области, принятого решением Собрания представителей сельского поселения Владимировка муниципального района Хворостянский Самарской области от 17.03.2010 № 130 (далее – Устав),  Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом поселения, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Самарской области. В соответствии с частью 3 статьи 43 Устава Администрация поселения обладает правами юридического лица и действует на основании общих для  организаций данного вида положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к учреждениям. В силу пункта 11 статьи 44 Устава в компетенцию Администрации входит, в том числе, управление и распоряжение собственностью поселения в порядке, установленном решением Собрания представителей поселения

На основании пункта 1 части 1 статьи 23 и пункта 1 части 2 статьи 39 Закона «О защите конкуренции», в соответствии с приказом Самарского УФАС России № 5 от 15.01.2015 г. «О возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства» по материалам, свидетельствующим о признаках нарушения антимонопольного законодательства, Самарским УФАС России было возбуждено дело по признакам нарушения Администрацией  части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

Определением о назначении дела № 02-11030-15/10  к рассмотрению (исх. № 524/10 от 26.01.2015) к участию в рассмотрении дела привлечены в качестве ответчика – Администрация, в качестве заинтересованного лица – ООО «Владимирское».

В ходе рассмотрения дела Комиссией Самарского УФАС России было установлено следующее.

19 апреля 2014 года между Администрацией, в лице Главы сельского поселения Владимировка, и ООО «Владимирское» был заключен Договор сроком по 19.03.2015 года, без проведения торгов, по передаче следующего имущества:

- водонапорной башни, 1988 года постройки, расположенной по адресу: 445581, Самарская обл., Хворостянский р-н, с. Владимировка, инв. № 0446;

- водонапорной башни, 1988 года постройки, расположенной по адресу: 445581, Самарская обл., Хворостянский р-н, с. Владимировка, инв. № 0446;

- водопровода, 1988 года постройки, расположенного по адресу: 445581, Самарская обл., Хворостянский р-н, с. Владимировка, инв. № 0442;

- скважины, 1988 года постройки, расположенной по адресу: 445581, Самарская обл., Хворостянский р-н, с. Владимировка, ул. В. Суркова, инв. № 0445;

- скважины, 1988 года постройки, расположенной по адресу: 445581, Самарская обл., Хворостянский р-н, с. Владимировка, комплекс инв. № 0445.

Как следует из Договора, вышеуказанное имущество является собственностью сельского поселения Владимировка.

Муниципальное имущество передано ООО «Владимирское» на основании акта приема-передачи имущества от 19 апреля 2014 года и предназначается для предоставления услуг по водоснабжению.

В соответствии с пунктом 2.2 Договора при условии, что ни одна из сторон не заявит о расторжении Договора за один месяц до окончания указанного срока, Договор считается заключенным на неопределенный срок.

Администрацией и ООО «Владимирское» не были представлены документы, подтверждающие расторжение вышеуказанного Договора и возврата муниципального имущества Администрации.

В соответствии со статьей 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением установленных в частях 1, 3.1, 3.2 и 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» случаев.

В силу пункта 11 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции» заключение договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования государственным или муниципальным имуществом, может быть осуществлено без проведения торгов при предоставлении указанных прав на такое имущество на срок не более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев (предоставление указанных прав на такое имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

Согласно части 3 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества.

Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Согласно Письму ФАС России от 24.04.2014 N ЦА/16309/14 «О направлении разъяснений применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», договоры передачи прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, заключенные в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», не могут быть продлены на основании пункта 2 статьи 621 ГК РФ, а также части 9 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».

В силу части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Передача муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту без проведения торгов (конкурса, аукциона) создает для данного субъекта преимущественные условия в получении указанного имущества во временное владение и (или) пользование и препятствует доступу к муниципальному ресурсу неопределенного круга лиц, которые также могут иметь намерение приобрести вышеозначенные права в отношении муниципального имущества. Передача прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества на конкурсной основе, то есть путем проведения конкурса или аукциона, позволяет обеспечить равный доступ к государственному или муниципальному имуществу всех заинтересованных в приобретении прав владения и (или) пользования в отношении данного имущества и препятствует ограничению, недопущению, устранению конкуренции.

В силу пункта 20 статьи 4 Закона «О защите конкуренции» предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий является государственной или муниципальной преференцией.

Вместе с тем, частью 3 статьи 19 Закона «О защите конкуренции» предусмотрено, что государственная или муниципальная преференция в целях, предусмотренных частью 1 указанной статьи, предоставляется с предварительного согласия антимонопольного органа.

Из материалов дела следует, что при передаче Администрацией муниципального имущества конкретному хозяйствующему субъекту – ООО «Владимирское» путем заключения Договора не были соблюдены требования, установленные частью 1 статьи 17.1 и частью 3 статьи 19 Закона «О защите конкуренции».

Пунктом 7 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» установлено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона «О защите конкуренции».

Кроме того, согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относятся, в том числе, полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В силу части 1 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных вышеуказанным Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 вышеуказанного Федерального закона.

Вместе с тем, частью 6 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 вышеуказанного Федерального закона, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных вышеназванным Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

Таким образом, специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлены порядок передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, а также требования к проведению соответствующих конкурсных процедур.

В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

На основании вышеизложенного, Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу о совершении Администрацией сельского поселения Владимировка муниципального района Хворостянский Самарской области нарушения антимонопольного законодательства, в частности статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в передаче муниципального имущества без проведения торгов на основании Договора, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, и пункта 7 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в предоставлении муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона «О защите конкуренции».

Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона «О защите конкуренции», Комиссией не установлено.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции» Комиссия, при принятии решения по делу о нарушении антимонопольного законодательства, разрешает вопрос о выдаче предписаний и об их содержании.

Учитывая обстоятельства дела, имеются основания для выдачи Администрации предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона «О защите конкуренции»,

 

РЕШИЛА:

  1. Признать в действиях Администрации сельского поселения Владимировка муниципального района Хворостянский Самарской области нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона «О защите конкуренции».
  2. Признать в действиях Администрации сельского поселения Владимировка муниципального района Хворостянский Самарской области нарушение части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Владимирское» договора № 1 от 19.04.2014 на аренду недвижимого имущества, без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
  3. Выдать Администрации сельского поселения Владимировка муниципального района Хворостянский Самарской области предписание о прекращении нарушения пункта 7 части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции».
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренного частью 1 статьи 14.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Председатель Комиссии                                                                                              Ю.А. К.

 

Члены Комиссии:                                                                                                           А.В. Ч.

                                                                                                                                           М.И. С.

                                             

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд, в течение трех месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

12 марта 2015 года                                                                                                             г. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России, Управление) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

Председатель Комиссии:            К.Ю.А., заместитель руководителя Управления,

Члены Комиссии:                          Ч. А.В., главный специалист-эксперт,

                                               С. М.И., специалист первого разряда,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»), на основании своего решения от 12 марта 2015 года по делу № 02-11030-15/10 о нарушении Администрацией сельского поселения Владимировка муниципального района Хворостянский Самарской области (445581, Самарская область, Хворостянский район, с. Владимировка, ул. Специалистов, 6) пункта 7 части 1 статьи 15 и части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Администрации сельского поселения Владимировка муниципального района Хворостянский Самарской области, в срок до 30 апреля 2015 года, прекратить нарушение пункта 7 части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в предоставлении муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 Закона «О защите конкуренции», и части 1 статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выразившееся в заключении с ООО «Владимирское» договора № 1 от 19.04.2014 на аренду недвижимого имущества, без проведения торгов, что привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно: принять меры по возврату муниципального имущества Администрации сельского поселения Владимировка муниципального района Хворостянский Самарской области, переданного ООО «Владимирское» по договору № 1 от 19.04.2014 на аренду недвижимого имущества.

О выполнении настоящего Предписания, Администрации сельского поселения Владимировка муниципального района Хворостянский Самарской области, надлежит сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти рабочих дней со дня его выполнения (с приложением подтверждающих документов).

 

Председатель Комиссии                                                                                              Ю.А. К.

 

Члены Комиссии:                                                                                                           А.В. Ч.

                                                                                                                                           М.И. С.

 

Предписание может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны