Определение б/н Определение о назначении дела № 02-11512-17/10 о нарушении ... от 17 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства

УСТАНОВИЛ:

В Самарское УФАС России поступило поручение ФАС России от 18.03.2016 г. № ЦА/16986/16 для рассмотрения вопроса о наличии/отсутствии признаков нарушения статей 11, 16 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции») при предоставлении доступа к территориальным сметным нормативам, индексам изменения сметной стоимости, средним сметным ценам Самарской области.

В ходе исполнения вышеуказанного поручения Самарским УФАС России установлено следующее.

Правовое регулирование порядка разработки территориальных сметных нормативов, подлежащих включению в Федеральный реестр сметных нормативов, осуществляется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:

- приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 11.04.2008г. № 44 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности» (период действия - с 13.06.2008 г. по 30.03.2013 г.) (далее - Порядок разработки нормативов от 11.04.2008 № 44);

- приказ Госстроя от 04.12.2012 г. № 75/ГС «Об утверждении Порядка разработки сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета» (период действия - с 31.03.2013 г. по настоящее время) (далее - Порядок разработки нормативов от 04.12.2012 г. № 75/ГС).

В соответствии с пунктом 2 Порядка разработки нормативов от 11.04.2008 № 44 территориальные сметные нормативы – это нормативы, предназначенные для определения сметной стоимости строительства, реконструкции и ремонта объектов в отдельном субъекте Российской Федерации, учитывающие региональные условия выполнения работ.

Аналогичное определение данного понятия содержится и в Порядке разработки нормативов от 04.12.2012 г. № 75/ГС.

Согласно пунктам 27, 28 Порядка разработки нормативов от 11.04.2008 № 44 проекты территориальных сметных нормативов до их утверждения подлежат согласованию с Минрегионом России на предмет их соответствия утвержденным в установленном порядке государственным сметным нормативам. Проекты территориальных сметных нормативов представляются на согласование в Минрегион России соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, с приложением соответствующих материалов.

В соответствии с положениями Порядка разработки нормативов от 11.04.2008 № 44 согласование нормативов осуществлялось Минрегионом России в форме проверки (экспертизы) на предмет соответствия государственным сметным нормативам (пункт 27), комплектности представленных материалов (пункт 15), правильности расчетных обоснований (пункт 15).

Согласно пункту 33 Порядка разработки нормативов от 11.04.2008 № 44 после утверждения согласованных с Минрегионом России территориальных сметных нормативов соответствующий исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, федеральный орган исполнительной власти или организация, утвердившие указанные сметные нормативы, направляют в адрес Минрегиона России уведомление об утверждении сметного норматива с приложением копии документа о его утверждении.

Реквизиты утвержденных государственных и индивидуальных сметных нормативов, согласованных территориальных и отраслевых сметных нормативов, а также сборников изменений (дополнений) в указанные сметные нормативы вносятся в реестр нормативов в области сметного нормирования и ценообразования в сфере градостроительной деятельности, действующих на территории Российской Федерации с присвоением им соответствующего порядкового номера и с указанием даты регистрации (пункт 34 Порядка разработки нормативов от 11.04.2008 № 44).

Действующий Порядок разработки нормативов от 04.12.2012 г. № 75/ГС содержит аналогичные положения. Вместе с тем, с принятием данного нормативного акта в период с 31.03.2013 г. по настоящее время изменена процедура предоставления проектов территориальных сметных нормативов на согласование в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а именно: теперь проекты территориальных сметных нормативов на согласование может предоставить любое заинтересованное лицо.

 

Самарским УФАС России установлено, что ООО «Центр по ценообразованию в строительстве» (далее – ООО «ЦЦС») является членом саморегулируемой Некоммерческой организации «Национальное объединение специалистов стоимостного инжиниринга» (далее – НО «НАСИ») и имеет допуск к видам работ в сфере стоимостного инжиниринга, что подтверждается свидетельством от 06.07.2012 г. № 0003.

В рамках осуществления своей деятельности ООО «ЦЦС» с НО «НАСИ» был заключен договор на оказание услуг по предоставлению информации и заказа на создание базы данных. Указанный договор был заключен путем акцепта 15.12.2011 г. публичной оферты от 31.03.2011 г. и от 02.03.2012 г., размещенной в открытом доступе на официальном сайте НО «НАСИ» (http://www.ascsi.ru/).

Публичные оферты прекратили действие в соответствии с Приказом НО «НАСИ» от 31.10.2015 № 21 «О прекращении договорных отношений».

Из содержания положений публичной оферты следует, что единственным хозяйствующим субъектом, осуществляющим разработку, согласование с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и дальнейшее распространение территориальных сметных нормативов Самарской области, являлся ООО «ЦЦС».

 

Вместе с тем, в целях осуществления деятельности по внедрению электронных баз данных сметных нормативов, ООО «ЦЦС» и ООО «Госнорматив» заключен договор возмездного оказания услуг № РКГН-03/2010 от 21.06.2010 г.

Соглашением от 22.12.2014 года вышеуказанный договор расторгнут.

Из содержания указанного договора следует, что территориальные сметные нормативы Самарской области распространялись ООО «ЦЦС» путем сотрудничества с ООО «Госнорматив».

 

При этом на сайте ООО «ЦЦС» в сети Интернет (http://www.ccs.samara.ru), размещен прайс-лист, отражающий стоимость территориальных сметных нормативов Самарской области по состоянию на ноябрь 2016 года. При этом в свободном доступе территориальные сметные нормативы Самарской области на сайте ООО «ЦЦС» отсутствуют.

На сайте Министерство строительства Самарской области (далее – Министерство) в сети интернет (http://minstroy.samregion.ru) 30.12.2013 г. и 30.12.2014 г. размещены территориальные сметные нормативы Самарской области. Указанные нормативы размещены в виде файлов в формате *pdf. При этом в указанных файлах функции поиска, копирования, печати не доступны. Кроме того, на страницы поверх текста нанесен дополнительный текст, который также затрудняет прочтение и поиск нужной информации, содержащейся в данных файлах.

 

Кроме того, на сайте Министерства размещены протоколы заседаний комиссии по ценообразованию в строительстве при Министерстве (протокол  от 07.04.2015 г. № 3, от 02.09.2015 г. № 5, от 05.02.2016 г. № 6), проведенные с участием представителя ООО «ЦЦС». Из содержания названных протоколов следует, что на заседаниях должностными лицами Министерства и ООО «ЦЦС» рассматривались вопросы, связанные с применением сборников текущих территориальных средних сметных цен, территориальных сборников текущих цен на материалы и оборудование, а также вопросы, связанные с подготовкой сметных расчетов, принимались решения об утверждении представленных ООО «ЦЦС» к рассмотрению сборников текущих цен на материалы и оборудование.

 

С учетом вышеизложенного, единственным источником для получения территориальных сметных нормативов Самарской области является ООО «ЦЦС». При этом получение заинтересованными лицами от ООО «ЦЦС» указанных нормативов возможно только на возмездной основе.

В соответствии со статьей 16 Закона «О защите конкуренции» запрещаются соглашения между органами государственной власти субъектов Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, в действиях Министерства, ООО «ЦЦС», НО «НАСИ» и ООО «Госнорматив» содержатся признаки нарушения статьи 16 Закона «О защите конкуренции», выразившегося в заключении соглашения, которое привело или могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции на рынках разработки и реализации строительной проектно-сметной документации, разработки и реализации компьютерных программ по созданию строительной сметной документации.

На основании изложенного издан приказ Самарского УФАС России от 21.02.2017 г. № 30 о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения Министерством (443010, г. Самара, ул. Самарская, 146а), ООО «ЦЦС» (443001, г. Самара, ул. Садовая, д. 278), НО «НАСИ»» (119311, г. Москва, ул. Строителей, д. 6, корп. 4), ООО «Госнорматив» (129085, г. Москва, проспект Мира, д. 95, стр.1) статьи 16 Закона «О защите конкуренции», руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона «О защите конкуренции»,

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Назначить дело № 02-11512-17/10 к рассмотрению на «03» мая 2017 года в 10 часов 30 минут в помещении Самарского УФАС России.
  2. Привлечь к участию в рассмотрении дела № 02-11512-17/10 в качестве ответчиков: Министерство, НО «НАСИ, ООО «Госнорматив».
  3. Министерству представить в срок до «10» апреля 2017 года следующие документы и сведения:
    1. Копии имеющейся переписки (писем), в том числе в электронном виде, с Госстроем, Минстроем России, ООО «ЦЦС» по вопросам, касающимся согласования и применения территориальных сметных нормативов, за период 2016 г., истекший период 2017 года.
    2. Письменные пояснения, со ссылками на нормативно-правовые акты, относительно правомерности действий по ограничению доступа хозяйствующим субъектам к вышеуказанным территориальным сметным нормативам Самарской области.
    3. Иные документы, которые, по Вашему мнению, имеют значение для рассмотрения дела по существу.
  4. ООО «ЦЦС» представить в срок до «17» апреля 2017 года следующие документы и сведения:
    1. Копии имеющейся переписки (писем), в том числе в электронном виде, с Госстроем, Минстроем России, Министерством строительства Самарской области по вопросам, касающимся согласования и применения территориальных сметных нормативов, за период 2016 г., истекший период 2017 года.
    2. Копии имеющейся переписки (писем), в том числе в электронном виде, с НО «НАСИ», ООО «Госнорматив» по вопросам, связанным с разработкой, и распространением электронных баз данных, содержанием которых являются сметные нормативы, средние сметные цены, индексы перерасчета сметной стоимости, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, за период с 01.01.2009 г. по настоящее время.
    3. Копии имеющейся переписки (писем) с хозяйствующими субъектами, в том числе в электронном виде, по вопросу получения территориальных сметных нормативов Самарской области, средних сметных цен, индексов перерасчета сметной стоимости, и другой информации в сфере ценообразования в строительстве, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета и бюджета Самарской области, за период с 01.01.2009 по настоящее время.
    4. Сведения об объемах оказанных услуг ООО «ЦЦС» по предоставлению информации, указанной в пункте 4.3 настоящего Определения, за период с 01.01.2009 по настоящее время в соответствии с Приложением № 1.
    5. Письменные пояснения, со ссылками на нормативно-правовые акты, относительно правомерности действий по ограничению доступа хозяйствующим субъектам к территориальным сметным нормативам Самарской области.
    6. Иные документы, которые, по Вашему мнению, имеют значение для рассмотрения дела по существу.
  5. НО «НАСИ», ООО «Госнорматив»  представить в срок до «17» апреля 2017 года следующие документы и сведения:
    1. Сведения о заключенных в период с 01.01.2009 г. по настоящее время договорах с ООО «ЦЦС», связанных с разработкой и распространением электронных баз данных, содержанием которых являются сметные нормативы, средние сметные цены, индексы перерасчета сметной стоимости, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (при наличии приложить копии договоров со всеми приложениями, дополнениями, изменениями).
    2. Письменные пояснения об экономической, технологической, производственной или иной необходимости заключения договоров, указанных в пункте 5.1 настоящего Определения.
    3. Копии имеющейся переписки (писем), в том числе в электронном виде, с ООО «ЦЦС» по вопросам, связанным с разработкой, и распространением электронных баз данных, содержанием которых являются сметные нормативы, средние сметные цены, индексы перерасчета сметной стоимости, используемые для составления сметной документации за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации, за  период с 01.01.2009 г. по настоящее время.
    4. Иные документы, которые, по Вашему мнению, имеют значение для рассмотрения дела по существу.

 

Приложения:

  1. Приложение № 1 – на 1 л. в 1 экз.

 

Копии представленных документов должны быть заверены надлежащим образом.

Запрашиваемую информацию необходимо представить со ссылкой на конкретный пункт настоящего Определения.

 

Явка ответчиков по делу/представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела) обязательна.

В соответствии со статьей 43 Закона «О защите конкуренции» с момента возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, заявлять ходатайства, давать пояснения в письменной или устной форме комиссии, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, знакомиться с ходатайствами других лиц, участвующих в деле, возражать против ходатайств, доводов других лиц, участвующих в деле.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                         Ю.А. Клинкова

Связанные организации

Связанные организации не указаны