Решение №11748/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Торговый дом «ОптТехпромснаб» от 3 декабря 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торговли <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Торговый дом «ОптТехпромснаб», (далее – ООО «Торговый дом «ОптТехпромснаб», Заявитель) на действия открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД») в лице Куйбышевской дирекции снабжения – структурное подразделение Центральной дирекции закупок и снабжения - филиала ОАО "РЖД" (далее – филиал ОАО «РЖД», Заказчик) при открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 5784/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки кисте-щеточного инструмента (извещение № 32110768989, https://zakupki.gov.ru) (далее – Аукцион),

в присутствии представителей: от ООО «Торговый дом «ОптТехпромснаб» -<...>, от филиала ОАО «РЖД» - <...>. (доверенность б/н от 12.03.2021г.), <...> (доверенность №ЦДЗС- 4/Д от 05.02.2021г.).

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.11.2021 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Торговый дом «ОптТехпромснаб» на действия – филиал ОАО «РЖД» при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно установлено требование о предоставлении письма от производителя об отсутствии обозначения товара. Заказчиком неправомерно отказано в допуске к участию в Аукционе на основании пункта 3.6.6.4 документации о закупке в связи с несоответствием заявки требованию технического задания, установленному в п. 3.17.2 документации о закупке, а именно по позиции № 9 (щетка по металлу с деревянной рукояткой).

Филиал ОАО «РЖД» просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 01.12.2021г. № 11638/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке товаров, работ, услуг для нужд ОАО «РЖД», утвержденного советом директоров ОАО «РЖД» 28.06.2018 размещена в ЕИС в действующей редакции 02.07.2021 г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

27.10.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32110768989 о проведении Аукциона. Действующая редакция извещение размещена в ЕИС 10.11.2021г. Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 10.11.2021г.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Выбор победителя Аукциона, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании требований, указанных в Документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества предлагаемого к поставке товара и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком характеристик объекта закупки, отраженных в техническом предложении, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.

 

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки, или к предлагаемому ими объекту поставки.

Использование Заказчиком характеристик объекта, установленных в техническом задании, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.

 

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к предмету закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к необходимому к поставке объекту. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Согласно пункту 3.6.6.4 аукционной документации участник аукциона не допускается к участию в аукционе в случае несоответствия аукционной заявки требованиям аукционной документации, в том числе, когда техническое предложение не соответствует требованиям аукционной документации.

Согласно пункту 3.17.2 аукционной документации техническое предложение должно содержать все показатели и характеристики товаров, работ, услуг, условия исполнения договора, указанные в техническом задании к аукционной документации.

Согласно пункту 3.17.1 аукционной документации техническое предложение участника должно быть подготовлено по форме технического предложения участника, представленной в приложении № 1.3 к аукционной документации.

Согласно раздела 4 части 2 технического предложения участника (приложение 1.3 к аукционной документации) участник должен указать наименование товара с указанием марки, и/или модели, и/или артикула, и/или технические условия, и/или номер чертежа, либо иное коммерческое обозначение, присвоенное производителем товара и/или указанное в нормативно-технических документах на товар (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и др.) в целях идентификации Заказчиком предложенного участником товара. В случае если у участника имеется информация об отсутствии такого обозначения у предлагаемого товара, участник должен представить письмо от производителя об отсутствии обозначения товара.

Из материалов жалобы следует, что заявка ООО «Торговый дом «ОптТехпромснаб» (участник № 7) была отклонена на основании пункта 3.6.6.4 документации о закупке в связи с несоответствием заявки требованию формы технического предложения, установленному в п. 3.17.2 документации о закупке, а именно по позиции № 9 (щетка по металлу с деревянной рукояткой), а именно в техническом предложении не указана марка и тип изделия. Кроме того, в составе заявки отсутствовало письмо от производителя об отсутствии обозначения товара.

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Из материалов жалобы следует, что при описании предмета закупки в Документации о закупке на право заключения договора поставки кистещеточного инструмента филиал ОАО «РЖД» установил необходимые показатели и характеристики объекта закупки, отраженные в техническом задании.

Подавая заявку на участие ООО «Торговый дом «ОптТехпромснаб» согласилось с условиями извещения и аукционной документации.

Исходя из имеющихся материалов и сведений заявка ООО «Торговый дом «ОптТехпромснаб» (участник№7) не соответствовала требованию формы технического задания, установленному в пункте 3.17.2 документации о закупке по позиции № 9(щетка по

металлу

 с деревянной рукояткой).

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Согласно пункту 3.4.12 аукционной документации ответственность за неполноту, недостоверность, изменение информации и документов, формируемых на ЭТЗП, за несоответствие указанных информации и документов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также за действия, совершенные на основании указанных информации и документов, несет лицо, имеющее право действовать от имени участника.

Таким образом, Заказчиком не нарушен действующий порядок организации и проведения торгов при организации и проведении открытого аукциона среди субъектов малого и среднего предпринимательства в электронной форме № 5784/ОАЭ-ЦДЗС/21 на право заключения договора поставки кисте-щеточного инструмента (извещение № 32110768989, https://zakupki.gov.ru).

 

Одновременно в жалобе приводятся доводы в части несогласия Заявителя с положениями аукционной документацией, которые, по его мнению, противоречит нормам действующего законодательства, являются излишними.

Из Документации о закупке следует, что дата и время окончания подачи заявок: 15.11.2021г. Жалоба Заявителя поступила в Самарское УФАС России: 29.11.2021г.

Вместе с тем, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме ФАС России от 25.06.2019г. № МЕ/53183/19, жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «Торговый дом «ОптТехпромснаб» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны