Решение б/н Решение от 30 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

⟨…⟩

 

 

⟨…⟩

 

⟨…⟩

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» декабря 2022 г.

В полном объеме решение изготовлено «30» декабря 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе заместителя руководителя Самарского УФАС России⟨…⟩

, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России ⟨…⟩

, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России⟨…⟩

,

рассмотрев дело № 063/01/10-464/2022 в отношении ГБУЗ «Самарская областная клиническая психиатрическая больница» (далее – ГБУЗ «СОКНД») по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

в присутствии на заседании Комиссии:

⟨…⟩

– представителя ГБУЗ «СОКНД» (доверенность от 19.03.2022 г. №23);

⟨…⟩

– представителя ГБУЗ «СОКНД» (доверенность от 25.08.2022 г. №5);

⟨…⟩

– представителя Поволжского ГРУ – филиала Объединения «РОСИНКАС» (доверенность от 28.07.2022 г. №91).

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось заявление Поволжского главного регионального управления – филиала объединения «Росинкас», указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГБУЗ «СОКНД».

 

Согласно доводам заявителя, платные услуги медицинского освидетельствования на предоставление допуска на ношение оружия на территории Самарской области предоставляются только ГБУЗ «СОКНД». Альтернативные варианты получения необходимого медицинского заключения в целях оформления разрешения на оружие отсутствуют. При этом, по мнению заявителя, вышеуказанная стоимость услуги, установленная ГБУЗ «СОКНД», является необоснованно высокой.

Руководствуясь частью 4 статьи 44 Закон о защите конкуренции в целях получения дополнительных документов и сведений для установления наличия/ отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства Самарским УФАС России был направлен запрос о предоставлении необходимых документов и сведений в адрес ГБУЗ «СОКНД».

По результатам анализа полученной информации антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях ГБУЗ «СОКНД» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в необоснованном установлении цены за оказание услуг медицинского осмотра на предоставление допуска на ношение оружия.

На основании изложенного, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции Самарским УФАС России был издан Приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.06.2022 г. № 272.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

1. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов), в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

Как следует из системного толкования положений Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) граждане Российской Федерации имеют право на приобретение оружия на основании соответствующей лицензии, которая выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации, и одновременно является разрешением на хранение и ношение оружия (статья 13 Закона об оружии).

В соответствии со статьей 13 Закона об оружии для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

Согласно статье 6.1 Закона об оружии медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием проводится медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - медицинские организации) в отношении граждан Российской Федерации, впервые приобретающих оружие на основании лицензии, граждан, награжденных оружием, граждан, являющихся владельцами оружия (за исключением граждан Российской Федерации, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции), по месту их жительства (пребывания).

 Исходя из анализа положений действующего законодательства, получение лицензии на приобретение оружия и разрешение на ношение оружия предусматривает обязательное предоставление гражданином соответствующего медицинского заключения.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2021 г. № 1041н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» (далее – Приказ 1104н) установлено, что медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного (далее соответственно - медицинское освидетельствование, внеочередное медицинское освидетельствование), включающее психиатрическое освидетельствование, химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (далее - химико-токсикологические исследования), проводится в целях установления у гражданина Российской Федерации, впервые приобретающего оружие на основании лицензии или награжденного оружием, или являющегося владельцем оружия (за исключением граждан Российской Федерации, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции), наличия (отсутствия) заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием

В соответствии с пунктом 5 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2021 г. № 1041н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» медицинское освидетельствование включает следующие медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторные исследования:

- медицинский осмотр врачом-офтальмологом;

- психиатрическое освидетельствование;

- медицинский осмотр врачом - психиатром-наркологом;

- химико-токсикологические исследования;

- лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя.

Стоит отметить, что Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2021 г. № 1041н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» начал действовать с 01.03.2022 г.

До 01.03.2022 г. действовал Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 441н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов».

В соответствии с пунктом 7 Приказа Минздрава России от 30.06.2016 № 441н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» медицинское освидетельствование включает в себя медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторное исследование в следующем объеме:

- медицинский осмотр врачом-офтальмологом;

- медицинский осмотр врачом-психиатром;

- медицинский осмотр врачом-психиатром-наркологом;

- качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови освидетельствуемого (при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания, при наличии которых противопоказано владение оружием).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что гражданин, который намерен получить лицензию на право приобретения оружия, обязан представить в лицензирующий орган медицинское заключение по результатам медицинского освидетельствования.

 

2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. № 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее – Правила). Согласно пункту 2 Правил платные медицинские услуги – это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

В силу пункта 3 Правил платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

Как следует из пункта 8 Правил порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений здравоохранения Самарской области, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 15.06.2011 г. № 774 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 1.4, 1.6 Порядка учреждение самостоятельно определяет возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу и т.д. При этом учреждение самостоятельно утверждает цены на платные услуги, руководствуясь настоящим Порядком. Разделом 2 Порядка установлена процедура определения размера цены за единицу услуги. В пункте 2.2 Порядка закреплены прямые и накладные затраты, которые включаются в стоимость платной медицинской услуги.

Комиссия отмечает, что данные нормативно-правовые акты определяют необходимость получения медицинского заключения для получения лицензии на приобретение оружия и разрешения на его ношение, условия предоставления платных медицинских услуг, а также порядок расчета их стоимости.

Главным врачом ГБУЗ «СОКНД» утвержден Прейскурант цен на платные медицинские услуги от 22.02.2022 г. Как следует из названного Прейскуранта, стоимость услуги «Медицинское освидетельствование граждан на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, частных детективов и частных охранников (включая химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) врачом психиатром-наркологом» составляет 5660 рублей. 

При этом в рамках рассмотрения заявления ГБУЗ «СОКНД» также представлены выписки из Прейскурантов цен на платные медицинские услуги, действовавших ранее (от 31.12.2020 г., от 24.12.2021 г.). Из указанных Прейскурантов следует, что в период с 01.01.2021 г. по 31.01.2021 г. цена данной услуги составляла 2350 рублей, а в период с 01.01.2022 г. по 31.02.2022 г. - 2360 рублей.

Из имеющихся документов следует, что стоимость на медицинское освидетельствование на наличие противопоказаний к владению оружием (в части химико-токсикологических исследований наличие в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов) в период с 01.03.2022 г. была увеличена в связи с применением определенного метода при проведении лабораторных исследований крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя.

С 01.03.2022 г. проведение указанных лабораторных исследований осуществлялось с использованием метода капиллярного электрофореза, а с 01.07.2022 г. указанный метод был изменен на биохимический метод.

 

Также в материалах дела имеется расчет затрат на медицинское освидетельствование на наличие противопоказаний к владению оружием (в части химико-токсикологических исследований наличие в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов).

Указанный расчет включает следующие статьи затрат: оплата труда основного медицинского персонала, расходный материал, мягкий инвентарь, суммы начисленной амортизации основных средств; заработная плата прочего персонала учреждения, начисления на выплаты по оплате труда прочего персонала учреждения, суточные, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, затраты по оплате арендной платы за пользование имуществом, работу и услуги по содержанию имущества, прочие услуги (услуги вневедомственной охраны, учеба, услуги в области информационных технологий, аттестация рабочих мест, оплата труда по договорам подряда, установка системы оповещения, охрана комнаты для хранения лекарств, влияющих на центральную нервную систему, проведение медицинского осмотра для работников учреждения, обезвреживание и утилизация медицинских отходов, установка приточно-вытяжной вентиляции, лабораторные услуги по исследованию крови, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, плата за загрязнение окружающей среды, государственная пошлина), увеличение стоимости основных средств и материальных запасов.

При этом документов и сведений, указывающих на включение ГБУЗ «СОКНД» в состав рассматриваемой цены затрат, непредусмотренных пунктом 2.2 Порядка, в материалы настоящего дела не представлено.

 

3. В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа), со статьей 23 Закона о защите конкуренции был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по медицинскому освидетельствованию на наличие/отсутствие в организме   наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в рамках прохождения гражданами медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежат среди прочих медицинская деятельность.

Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Из пункта 4 части 2 статьи 65 Закона об основах охраны здоровья граждан следует, что одним из видов медицинского освидетельствования является медицинское освидетельствование на наличие противопоказаний к владению оружием, установленные законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 11 Правил организации деятельности наркологического диспансера, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30.12.2015 г. № 1034н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи по профилю «психиатрия-наркология» и порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ» наркологический диспансер (наркологическая больница) осуществляет, среди прочих, функцию по участию в проведении диспансеризации, профилактических медицинских осмотров, предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, медицинских освидетельствований; организационно-методическое руководство, оценка качества и эффективности работы медицинских организаций по профилактике, диагностике, лечению, медицинской реабилитации лиц с наркологическими расстройствами, а также по медицинскому освидетельствованию.

ГБУЗ «СОКНД» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности от 29.12.2020 г. № ЛО-63-01-005774. Согласно указанной лицензии ГБУЗ «СОКНД» оказывает услуги по медицинскому освидетельствованию на наличие противопоказаний к владению оружием.

При этом, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2021 г. № 1041н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» установлено, что медицинское освидетельствование на наличие противопоказаний к владению оружием включает также проведение химико-токсикологического исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Как установлено Комиссией, граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории г. Самары, могут получить необходимое медицинское заключение, только обратившись в ГБУЗ «СОКНД». Иные хозяйствующие субъекты не имеют возможности предоставить данную услугу ввиду наличия ограничений, установленных действующим законодательством. Следовательно, альтернативные варианты для получения названной услуги у граждан г. Самары отсутствуют.

Учитывая изложенное, Комиссия считает, что продуктовые границы рынка можно определить как рынок услуг медицинского освидетельствования на наличие/отсутствие в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов в рамках прохождения гражданами медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием.

Как установлено Комиссией, при необходимости получения медицинского заключения на наличие противопоказаний к владению оружием граждане, имеющие место регистрации в г. Самара, в том числе заявитель по настоящему делу, могут обратиться только в ГБУЗ «СОКНД». При этом граждане, не зарегистрированные на территории г. Самара, могут получить указанный документ в соответствующем медицинском учреждении по месту регистрации, где они состоят на учете. Так, жителям г. Тольятти данные услуги оказываются ГБУЗ Самарской области «Тольяттинский наркологический диспансер».

При указанных обстоятельствах географическими границами рассматриваемого товарного рынка являются границы Самарской области.

Таким образом, по результатам проведенного анализа Комиссией установлено, что доля ГБУЗ «СОКНД» на указанном товарном рынке составляет 47%. На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ГБУЗ «СОКНД» не является доминирующим.

 

При указанных обстоятельствах нарушение в действиях ГБУЗ «СОКНД», выразившееся в установлении монопольно высокой цены, Комиссией не усматривается.

Таким образом, Комиссия полагает, что рассматриваемые действия ГБУЗ «СОКНД» не являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить производство по делу № 063/01/10-464/2022 в связи с отсутствием в действиях ГБУЗ «СОКНД» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                       ⟨…⟩

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                 ⟨…⟩

 

 

 

                                                                                                                                     ⟨…⟩

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны