Решение б/н Решение по делу №162-6248-09/10 в отношении администрации се... от 11 августа 2011 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ
«29» января 2010 г.                                                                                        г. Самара
 
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:
Председатель комиссии:                             Пак Л.Л., заместитель руководителя;
            Члены комиссии:                             Королева А.Н., начальник отдела;
                                                                       Кильсеева О.В., зам. начальника отдела;
Платонова А.В., специалист-эксперт,                                                                 
рассмотрев 27.01.2010 дело № 162-6248-09/10 по признакам   нарушения администрацией сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области (446640, Самарская область, с. Алексеевка, ул. Советская, 48 А), части 2 статьи 17, части 5 статьи 17.1, части 3 статьи 53 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),
в присутствии представителей:
заявителя – не явился, извещен надлежащим образом,
лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения антимонопольного законодательства – администрации сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области – Асташкина Д.С. (по доверенности № 2 от 26.01.2010),
заинтересованного лица – ОАО «Теплоэнергетическая Компания                           Самарской области» - Данилова Г.В. (по доверенности №4 от 13.01.2010),
 
УСТАНОВИЛА:
 
16.11.2009 от ООО «Средневолжская ассоциация промышленных предприятий» (далее — Заявитель) в адрес Самарского УФАС России поступило заявление о нарушении администрацией сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области при проведении торгов на право заключения договора аренды муниципального имущественного комплекса (объектов водоснабжения и водоотведения) Закона о защите конкуренции.
Заявитель считает, что требования конкурса, предъявляемые к опыту работы руководителя в сфере предоставления услуг водоснабжения и водоотведения не менее трех лет, а также наличию у него специального образования не предусмотрены Законом о защите конкуренции. ООО «Средневолжская ассоциация промышленных предприятий» также полагает, что дополнительные требования к участникам в виде представления бухгалтерского баланса на последнюю отчетную дату, нарушает его права, поскольку данный документ является коммерческой тайной общества и может предъявляться только в налоговые органы.
Из представленных в ходе рассмотрения материалов были выявлены признаки нарушения порядка проведения конкурса. По результатам рассмотрения заявления ООО «Средневолжская ассоциация промышленных предприятий» в отношении администрации сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области возбуждено дело по признакам нарушения антимонопольного законодательства, а именно части 2 статьи 17, части 5 статьи 17.1, части 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя на основании части 2 статьи 45 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрев материалы дела, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к выводу о наличии в действиях администрации сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области нарушения пункта 3 части 1 и части 2 статьи 17, части 5 статьи 17.1, части 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции, в силу следующих обстоятельств.
Как видно из материалов дела, на основании постановления Главы сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области от 25.09.2009 № 66 «О проведении открытого конкурса по отбору хозяйствующих субъектов на право заключения договора аренды муниципального имущества комплекса объектов водоснабжения и водоотведения сельского поселения Алексеевка» в сети Интернет на сайте Главного управления организации торгов Самарской области и в газете «Степная правда» от 02.10.2009 № 73 размещено сообщение о поведении торгов.
На основании пункта 2 вышеуказанного постановления в качестве организатора торгов определена администрация сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области.
Пунктом 4 постановления Главы сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области от 25.09.2009 № 66 «О проведении открытого конкурса по отбору хозяйствующих субъектов на право заключения договора аренды муниципального имущества комплекса объектов водоснабжения и водоотведения сельского поселения Алексеевка» установлены критерии выбора победителя торгов, в том числе пунктами «в» и «г» в качестве критериев определены: опыт работы руководителя предприятия в сфере предоставления услуг водоснабжения и водоотведении не менее трех лет; наличие специального образования руководителя.
В соответствии с частью 3 статьи 23 Закона о концессионных соглашениях конкурсная документация не должна содержать требования к участникам конкурса, необоснованно ограничивающие доступ какого-либо из участников конкурса к участию в конкурсе и (или) создающие кому-либо из участников конкурса преимущественные условия участия в конкурсе.
Учитывая, что ответчиком не представлено обоснование необходимости установления требований, которым должен соответствовать участник при проведении отбора участников конкурса, а также их влияние на исполнение победителем конкурса обязательств по концессионному соглашению, такие требования к участникам конкурса как наличие специального образования и опыт работы руководителя, могут ограничить доступ заявителей к участию в конкурсе, что противоречит части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 02.04.2009 №АЦ/8981.
При этом, постановлением Главы сельского поселения Алексеевка от 16.10.2009 № 76 «О внесении изменений в постановление от 25.09.2009 № 66 «О проведении открытого конкурса по отбору хозяйствующих субъектов на право заключения договора аренды муниципального имущества комплекса объектов водоснабжения и водоотведения сельского поселения Алексеевка»» были установлены новые критерии выбора победителя торгов, среди которых отсутствовали требования к участникам конкурса в виде наличия специального образования и опыта работы руководителя.
Таким образом, нарушение части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, допущенное администрацией, в этой части устранено добровольно.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды в отношении муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров.
В силу части 5 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 данной статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
При этом в силу части 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции до установления предусмотренного частью 5 статьи 17.1 порядка проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 настоящего Федерального закона, конкурсы на право заключения таких договоров проводятся в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях).
Таким образом, порядок проведения конкурса по отбору хозяйствующих субъектов на право заключения договора аренды муниципального имущества комплекса объектов водоснабжения и водоотведения сельского поселения Алексеевка должен соответствовать Закону о концессионных соглашениях.
Анализ материалов дела показал, что порядок проведенного открытого конкурса, в нарушение части 5 статьи 17.1, части 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции, не соответствует порядку, предусмотренному Законом о концессионных соглашениях.
Так, постановление № 66 «О проведении открытого конкурса по отбору хозяйствующих субъектов на право заключения договора аренды муниципального имущества комплекса объектов водоснабжения и водоотведения сельского поселения Алексеевка» датировано 25 сентября 2009 года. Датой окончания срока подачи заявок считается 27 октября 2009 года. Таким образом, срок представления заявок на участие в конкурсе составил 23 рабочих дня. Организатором конкурса нарушен срок представления заявок на участие в конкурсе, предусмотренный частью 1 статьи 26, частью 2 статьи 27 Закона о концессионных соглашениях, который должен составлять не менее чем 30 рабочих дней со дня опубликования сообщения о проведении конкурса.
В нарушение части 4 статьи 29 Закона о концессионных соглашениях, после принятия решения о допуске к участию в конкурсе конкурсной комиссией не направлялись участникам конкурса уведомления с предложением представить конкурсные предложения. Так же участникам конкурса не представлена возможность представления конкурсных предложений в течение 60-ти рабочих дней со дня направления вышеуказанного уведомления.
Соответственно, не был соблюден порядок, предусмотренный статьями 31, 32 Закона о концессионных соглашениях, то есть вскрытие конвертов с конкурсными предложениями, рассмотрение и оценка конкурсных предложений.
Конкурсная документация, предусмотренная статьей 23 Закона о концессионных соглашениях, не разрабатывалась.
Сообщения о проведении конкурса, размещенные на сайте Главного управления организации торгов Самарской области в сети Интернет и газете «Степная правда» от 02.10.2009 № 73, не содержат информацию, предусмотренную пунктами 3,4,5,12,13,14 части 3 статьи 26 Закона о концессионных соглашениях.
Кроме того, текст указанных сообщений не идентичен. Так, сообщение, размещенное в сети Интернет не содержит «условий проведения торгов», в отличие от сообщения, опубликованного в газете. В свою очередь сообщение в газете (отличие от сообщения в сети Интернет) не содержит критериев выбора победителя торгов, утвержденных постановлением Главы сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области от 25.09.2009 № 66 «О проведении открытого конкурса по отбору хозяйствующих субъектов на право заключения договора аренды муниципального имущества комплекса объектов водоснабжения и водоотведения сельского поселения Алексеевка». Объявления содержат также разные перечни документов, представляемых участниками, одновременно с заявкой на участие в конкурсе.
Данные действия администрации вводят в заблуждение лиц, намеревающихся принять участие в конкурсе, и делают непрозрачной процедуру проведения торгов.
Требование, в объявлении, размещенном на сайте в сети Интернет, о необходимости юридических лиц дополнительно представить бухгалтерский баланс на последнюю отчетную дату необоснованно, поскольку в силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» сведения экономического характера, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны являются информацией, составляющей коммерческую тайну. Бухгалтерский баланс организации, в случае если обладатель информации включил его в состав и перечень информации, отнесенной к коммерческой тайне (если федеральными законами не предусмотрена публикация такой отчетности) может являться коммерческой тайной, и предоставляться только в порядке, определенном статьей 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (на основании мотивированного запроса).
Согласно протокола от 18.11.2009 о результатах торгов в форме конкурса на право заключения договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения с. Алексеевки, Комиссия признала победителем конкурса ОАО «Теплоэнергетическая Компания Самарской области».
Между Администрацией сельского поселения Алексеевка и ОАО «Теплоэнергетическая Компания Самарской области» 01.12.2009 заключен договор № 3 аренды муниципальной собственности.
Поскольку при определении победителя конкурса администрацией сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области не соблюдены нормы, предусмотренные статьей 33 Закона о концессионных соглашениях, регулирующие порядок его определения, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу о том, что при подведении итогов конкурса администрацией нарушен пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещающий действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя торгов.
Так, согласно протокола от 18.11.2009 о результатах торгов в форме конкурса на право заключения договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения с. Алексеевки, в нарушение части 1 статьи 33 Закона о концессионных соглашениях, при определении победителя конкурса, наилучшие условия были определены без сравнения результатов суммирования итоговой величины условий, содержащихся в конкурсных предложениях, которая определяется на основании части 6 и в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 5 статьи 32 Закона о концессионных соглашениях. 
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о концессионных соглашениях победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший наилучшие условия, определяемые в порядке, предусмотренном частью 6 статьи 32 настоящего Федерального закона.
Часть 6 статьи 32 Закона о концессионных соглашениях устанавливает, что, содержащиеся в конкурсных предложениях, условия оцениваются конкурсной комиссией путем сравнения результатов суммирования итоговой величины, определенной в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 5 настоящей статьи, и величины, определенной в порядке, предусмотренном частью 5.1 настоящей статьи.
В свою очередь, пункт 3 части 5 статьи 32 вышеуказанного закона определяет, что итоговая величина определяется путем суммирования величин, рассчитанных по всем критериям конкурса для каждого конкурсного предложения в соответствии с положениями пунктов 1 и 2 настоящей части.
В силу пунктов 1 и 2 части 5 статьи 32 Закона о концессионных соглашениях в случае, если для критерия конкурса установлено увеличение его начального значения, величина, рассчитываемая по содержащемуся в конкурсном предложении условию и такому критерию, определяется путем умножения коэффициента такого критерия на отношение разности значения содержащегося в конкурсном предложении условия и наименьшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий к разности наибольшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий и наименьшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий; в случае, если для критерия конкурса установлено уменьшение его начального значения, величина, рассчитываемая по содержащемуся в конкурсном предложении условию и такому критерию, определяется путем умножения коэффициента такого критерия на отношение разности наибольшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий и значения содержащегося в конкурсном предложении условия к разности наибольшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий и наименьшего из значений содержащихся во всех конкурсных предложениях условий.
В нарушение пункта 1 части 3 статьи 33 Закона о концессионных соглашениях в протоколе рассмотрения и оценки конкурсных предложений (протокол от 18.11.2009 о результатах торгов в форме конкурса на право заключения договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения с. Алексеевки) не были указаны критерии конкурса, которые устанавливаются в порядке, определенном частями 3,4 статьи 24.
Также в нарушение пунктов 2,4,5 части 3 статьи 33 Закона о концессионных соглашениях в протоколе от 18.11.2009 о результатах торгов в форме конкурса на право заключения договора аренды объектов водоснабжения и водоотведения с. Алексеевки не были указаны условия, содержащиеся в конкурсных предложениях, результаты оценки конкурсных предложений, определенные в соответствии с частями 5 и 6 статьи 32 вышеуказанного закона, а также обоснование принятого конкурсной комиссией решения о признании участника конкурса победителем.
Кроме того, исходя из текста письма, направленного в адрес Заявителя от 23.11.2009 № 404, ОАО «ТЕКСО» стало победителем конкурса в связи с тем, оно:
- предложило большую сумму по плану мероприятий к более расширенной инвестиционной программе;
- указало цену контракта;
- имеет на территории Алексеевки материальную базу и необходимую технику для работы;
- имеет лицензию на осуществление данного вида деятельности и на право пользования недрами;
- гарантировало создание большего количества рабочих мест в связи с исполнением договора.
При этом, в перечень критериев выбора победителя торгов, утвержденный постановлением Главы сельского поселения Алексеевка от 16.10.2009 № 76, вышеуказанные условия не включались, в том числе и по предложению большей суммы по инвестиционной программе (в указанном постановлении в качестве критерия указано лишь ее наличие).
В протоколе от 18.11.2009 о результатах торгов указаны условия конкурса, опубликованные в газете «Степная правда» от 02.10.2009 № 73, при этом, не отражаются и не оцениваются критерии выбора победителя торгов, утвержденные постановлением Главы сельского поселения Алексеевка от 16.10.2009 № 76 «О внесении изменений в постановление от 25.09.2009 № 66 «О проведении открытого конкурса по отбору хозяйствующих субъектов на право заключения договора аренды муниципального имущества комплекса объектов водоснабжения и водоотведения сельского поселения Алексеевка»» (величина тарифа в оплате за услуги водоснабжения и водоотведения для населения села Алексеевка; срок договора арены – 11 месяцев; наличие инвестиционной программы с предложениями по улучшению состояния объекта торгов (ремонт, обустройство) и обязательства по содержанию присоединенных тепловых сетей к объектам торгов (ремонт, обустройство)).
Исходя из указанного, единственным критерием, способным повлиять на результаты торгов, является величина тарифа (как сказано в объявлении, размещенном в сети Интернет – наименьшая).
Поскольку ООО «Средневолжская ассоциация промышленных предприятий», предложило меньшую величину тарифа, чем ОАО «ТЕКСО», что подтверждается имеющимися в деле документами, помимо нарушений статьи 33 Закона о концессионных соглашениях, допущенных администрацией Сельского поселения Алексеевка, при определении победителя конкурса было нарушено и постановление Главы сельского поселения Алексеевка от 16.10.2009 № 76 «О внесении изменений в постановление от 25.09.2009 № 66 «О проведении открытого конкурса по отбору хозяйствующих субъектов на право заключения договора аренды муниципального имущества комплекса объектов водоснабжения и водоотведения сельского поселения Алексеевка»», установившее критерии выбора победителя торгов.
В силу части 4 статьи 17 Закона о защите конкуренции нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Основания для выдачи предписания отсутствуют.
Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия
р е ш и л а:
1. Признать действия администрации сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области, при проведении открытого конкурса по отбору хозяйствующих субъектов на право заключения договора аренды муниципального имущества комплекса объектов водоснабжения и водоотведения сельского поселения Алексеевка, нарушающими:
- пункт 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающий запрет на нарушение порядка определения победителя торгов;
- часть 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции, устанавливающую запрет на ограничение доступа к участию в торгах;
- порядок проведения торгов, предусмотренный частью 5 статьи 17.1, части 3 статьи 53 Закона о защите конкуренции.
2. Прекратить в части нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции рассмотрение дела № 162-6248-09/10 в отношении администрации сельского поселения Алексеевка муниципального района Алексеевский Самарской области на основании пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
 
Председатель Комиссии:                                             
Л.Л. Пак
 
Члены Комиссии:                                                
А.Н. Королева
О.В. Кильсеева
А.В. Платонова

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны