Решение №15692/7 РЕШЕНИЕ по жалобам ООО «ОптикЭнергоСтрой» от 29 декабря 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

по жалобам ООО «ОптикЭнергоСтрой»

 

29.12.2020г.

г.о. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <....>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <....>, специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <....>(далее – Комиссия),

рассмотрев жалобы общества с ограниченной ответственностью «ОптикЭнергоСтрой» (далее – Заявитель) (вход. №11585 от 21.12.2020, вход. №11674 от 22.12.2020) на действия Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Самарское ПМЭС (далее - Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме на право выполнение работ по техническому обслуживанию ПТК ССПИ на ПС 220кВ Серноводская, ПС 220кВ Орловская, ПС 220кВ Южная, ПС 220кВ Солнечная для нужд филиала ПАО ФСК ЕЭС - Самарское ПМЭС (извещение №32009771988, https://zakupki.gov.ru/, https://www.rts-tender.ru/ ) (далее –Запрос предложений),

в присутствии Заявителя –<....>, представителей Заказчика –<....> (доверенность), <...> (доверенность)

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

21.12.2020г. в Самарское УФАС России поступила жалоба (вход. №11585) общества с ограниченной ответственностью «ОптикЭнергоСтрой» на действия Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Самарское ПМЭС при проведении Запроса предложений.

22.12.2020г. в Самарское УФАС России поступила жалоба (вход. №11674) общества с ограниченной ответственностью «ОптикЭнергоСтрой» на действия Филиала ПАО «ФСК ЕЭС» - Самарское ПМЭС при проведении Запроса предложений.

Указанные жалобы приняты к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалоб ООО «ОптикЭнергоСтрой», Заказчиком в Приложение №1 к части II «Информационная карта закупки» неправомерно установлен критерий оценки заявки – наличие копий партнерских сертификатов фирм-производителей, так как на момент Запроса предложений на право выполнения работ по техническому обслуживанию ПТК ССПИ на ПС 220кВ Серноводская, ПС 220кВ Орловская, ПС 220кВ Южная, ПС 220кВ Солнечная для нужд филиала ПАО ФСК ЕЭС - Самарское ПМЭС невозможно получить партнерский сертификат либо официальное письмо представительства в России ООО «Селта», г. Москва. Исходя из этого, для исключения неравенства участников Запроса предложений, Заявитель просит исключить оценку наличия партнерских сертификатов фирм-производителей и установить всем участникам итоговый рейтинг по данному критерию 0 баллов.

Заказчик просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Запроса предложений, представил документы и сведения согласно уведомлениям Самарского УФАС России от 22.12.2020г. № 15395/7, от 25.12.2020г. № 15286/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

07.12.2020 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение № 32009771988 о проведении Запрос предложений. Действующая редакция вышеуказанного извещения размещена в ЕИС: 07.12.2020г. Актуальная документация по Запросу предложений (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 07.12.2020г.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупках товаров, работ, услуг Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания единой энергетической системы», размещена в ЕИС 29.10.2020г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

 

Комиссией Самарского УФАС установлено, что подпунктом 2 пункта 1 Приложения №1 к части II «Информационной карте закупки» установлен критерий оценки заявки – наличие копий партнерских сертификатов фирм-производителей (Rsi).

В соответствии с пунктом 4 Приложения №1 к части II «Информационной карте закупки» по критерию «Наличие копий партнерских сертификатов фирм-производителей» (коэффициент Roi i-й заявки) оценка по данному критерию производится членами Закупочной комиссии  (при необходимости – с привлечением экспертов) на основании копий партнерских сертификатов фирм-производителей либо копий официальных писем производителей оборудования, авторизующие Участника на выполнение работ по техническому сопровождению и обслуживанию оборудования на указанный срок действия договора. Оценивается заявленное количество следующих документов.

Таблица 1

Наименование документов

Количество

Наличие партнерских сертификатов фирм-производителей  либо копии официальных писем производителей оборудования (Selta S.p.a Италия, представительство в России ООО «СЕЛТА», г. Москва)

1 (Rs1)

За наличие документов, указанных в Таблице 1, присваивается рейтинг заявки по данному критерию Rci =100 баллов. Если участником не представлены документы, указанные в Таблице 1, рейтинг заявки данного участника по данной позиции равен 0 баллов.

В соответствии с п. 1.2. Приложения 2 к Положению о закупках перечень отборочных (минимальных обязательных к выполнению всеми участниками закупки) требований, критерии оценки (ценовые и неценовые) и порядок оценки заявок Участников утверждаются закупочной комиссией в составе документации о закупке при проведении каждой закупки на основании настоящих «Типовых требований к участникам закупки, критериев и порядка оценки заявок участников закупок» (далее – Типовые требования) и приложения 1 к Типовым требованиям.

Из указанного пункта также следует, что с целью определения степени предпочтительности (итогового рейтинга) заявок участников, соответствующих установленным в документации о закупке отборочным требованиям, в документации о закупке могут устанавливаться критерии оценки, учитывающие как ценовые, так и неценовые параметры заявок участников. Ценовые критерии применяются для оценки степени предпочтительности по стоимости заявки участника. Неценовые критерии применяются для оценки по иным, отличным от стоимости, параметрам заявки участника.

Таким образом, Положение о закупке, которым Заказчик обязан руководствоваться при осуществлении закупочной деятельности определяет победителя закупки как на основании ценовых, так и неценовых критериев заявок участников.

 

На основании действующего законодательства, согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Закон о закупках не обязывает Заказчика исключать из критериев оценки заявок участников такие критерии, как нестоимостные, а также допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки.

Согласно пояснениям Заказчика, установление данного критерия оценки заявок основано на письме ООО «СЕЛТА» (Россия, г. Москва) от 01.12.2018 №18-12/01. В соответствии с которым, так как ПТК АСУТП/ССПИ является высокотехнологичным оборудованием, то выполнение работ по сервисному обслуживанию данного оборудования требует обязательного участия квалифицированного персонала, прошедшего соответствующее обучение, подтвержденное сертификатами или авторизационными письмами производителе ООО «СЕЛТА».

Принцип равноправия, в силу пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, предполагает недопустимость предъявления различных требований или применения различных критериев оценки заявок к участникам закупки, находящимся в одинаковом положении, в отсутствие к тому причин объективного и разумного характера.

Установленный Заказчиком критерий оценки заявок, связанный с представлением копий партнерских сертификатов фирм-производителей, в равной мере применяется ко всем участникам закупки и, следовательно, не приводит к исключению из числа участников закупки хозяйствующих субъектов по причинам, не связанным с обеспечением удовлетворения потребностей Заказчика.

Выбор победителя процедуры, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании указанных в Документации о закупке критериев оценки содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные критерии оценки предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества выполнения победителем закупки своих обязательств и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

В силу пункта 4 части 1 статьи 3 Закона при закупке товаров, работ, услуг заказчики обязаны руководствоваться принципом отсутствия ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Использование Заказчиком оценочных критериев выбора поставщика не является нарушением, если эти критерии носят измеряемый характер и соответствие участника закупки названным критериям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанного критерия не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к участникам закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке критериев оценки заявок могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые критерии включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры. Данный довод Заявителем ООО «ОптикЭнергоСтрой» при рассмотрении жалобы не доказан.

При указанных обстоятельствах, наличие у участника партнерских сертификатов фирм-производителей либо официальных писем производителя оборудования позволяет судить о соответствующей квалификации персонала организации, а также опыта сервисного обслуживания оборудования и способности выполнить объем работ, предусмотренный закупочной документацией, в связи с чем использование названного критерия является обоснованным.

 Наличие копий партнерских сертификатов фирм-производителей (Rsi) не является отборочным требованием к участникам Запроса предложений, а представляет собой оценочный критерий заявки участника. Сама по себе невозможность набрать участником закупки по установленным критериям и порядку оценки заявок максимального количества баллов также не означает, что действия Заказчика повлекли необоснованное ограничение конкуренции. Кроме того, при отсутствии копий партнерских сертификатов фирм-производителей либо копий официальных писем производителей оборудования (Selta S.p.a Италия, представительство в России ООО «Селта», г. Москва) итоговый рейтинг заявки может быть повышен путем предложения по ценовому критерию наиболее низкой стоимости заявки участника.

При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком критерия – наличие копий партнерских сертификатов фирм-производителей (Rsi) не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.

Поскольку установленный в закупочной документации критерий оценки заявки обусловлен потребностью заказчика в работах определенного качества, отсутствуют основания полагать, что данный критерий установлен в нарушение пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Данная позиция согласована с позицией Верховного Суда РФ, отраженной в «Обзоре судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного суда РФ). Таким образом, указанный довод Заявителя признаётся Комиссией необоснованным. 

 

Согласно доводам жалоб, получение партнерских сертификатов либо официальных писем ООО «СЕЛТА» невозможно, так как в отношении ООО «СЕЛТА» в деле о несостоятельности (банкротстве) введено внешнее управление.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона (далее – Закон о банкротстве) внешнее управление – это  процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности.

На основании системного толкования Закона о банкротстве на стадии внешнего управления проводится ряд мероприятий по восстановлению платежеспособности организации. Последствия введения внешнего управления установлены статьи 94 Закона о банкротстве. Вместе с тем из указанной статьи не следует, что с введением внешнего управления организация прекращает свою деятельность.

Из материалов дела следует, что 08.09.2020г. Заказчиком было получено информационное письмо от ООО «СЕЛТА» №20-09/08, в котором сообщило о введении в отношении общества внешнего управления. При этом общество в данном письме информирует Заказчика о продолжении осуществления своей деятельности, выполнения всех гарантийных обязательств по обслуживанию ПТК ССПИ Селта и осуществления необходимой работы по технической поддержке.

Кроме того, в составе заявки ООО «ТИТРОНИКА» (участник Запроса предложений) было представлено авторизационное письмо на 2020г., которым ООО «Селта» подтверждает полномочия компании ООО «ТИТРОНИКА» на поставку и выполнение работ по наладке оборудования АСУ ТП производства ООО «Селта», а также выполнение гарантийных обязательств, обеспечение эксплуатационной, технической или справочной поддержки и предоставления других услуг, связанных с продукцией производства ООО «Селта» на 2020 год.

При этом, в ходе рассмотрения жалобы Заявитель сообщил, что письменно к ООО «СЕЛТА» с целью получения партнерских сертификатов фирм-производителей либо копий официальных писем производителей оборудования (Selta S.p.a Италия, представительство в России ООО «Селта», г. Москва) не обращался.

При указанных обстоятельств доказательств невозможности получения партнерских сертификатов фирм-производителей либо копий официальных писем производителей оборудования не установлено. Довод Заявителя признается Комиссией необоснованным.

 

           

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобы ООО «ОптикЭнергоСтрой» необоснованными.

Связанные организации

Связанные организации не указаны