Решение №№ 1-13357-19/6 Решение по делу № 1-13357-19/6 от 1 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» марта 2019 г.                                          г. Самара

В полном объеме решение изготовлено «29» марта 2019 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя <…>, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции <…>, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции <…>,

рассмотрев дело № 1-13357-19/6 по признакам нарушения ООО «Волжские коммунальные системы» (далее – ООО «ВКС») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании Комиссии: представителя ООО «ВКС» <…> (доверенность от 09.01.2019 г. б/н)

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступило заявление Муниципального предприятия г. Тольятти «Управляющая компания № 4» (далее – МП г. Тольятти «УК № 4») о действиях ООО «ВКС», выразившихся в навязывании оплаты услуг по временному отключению от сетей холодного водоснабжения многоквартирных домов.

Согласно доводам заявителя, представленным документам и сведениям, МП «УК № 4» в адрес ООО «ВКС» были направлены заявления о необходимости временного прекращения потребляемого расхода воды в многоквартирных домах, расположенных в г. Тольятти по адресам: ул. Л. Чайкиной, 34, ул. Механизаторов, 17 с целью проведения работ по замене задвижек на внутренней сети водопровода. ООО «ВКС» в ответ на указанное обращение пояснило, что данная услуга может быть оказана Обществом на возмездной основе.

По мнению МП г. Тольятти «УК № 4», ООО «ВКС» вынуждает Общество оплатить услуги по временному прекращению или ограничению подачи холодной воды, что является злоупотреблением доминирующим положением и приводит к ущемлению интересов, как управляющей организации, так и собственников помещений в многоквартирных домах.

По результатам рассмотрения указанного заявления в соответствии с частями 8, 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции Самарским УФАС России был издан Приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении ООО «ВКС» от 16.01.2019 г. № 3.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

1. В силу части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Как следует из положений части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, обязательным условием для установления в действиях хозяйствующего субъекта признаков нарушения антимонопольного законодательства является наступление неблагоприятных последствий на том или ином товарном рынке в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Согласно части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» проведен обзор состояния конкуренции на рынке холодного водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей ООО «ВКС».

Исходя из системного толкования норм действующего законодательства, обзора состояния конкуренции на рынке, Комиссия пришла к выводу о том, что положение ООО «ВКС» на рынке услуг холодного водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенных сетей является доминирующим (доля 100%).

 

2. Правоотношения в сфере холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 г. № 644 (далее – Правила холодного водоснабжения и водоотведения).

В соответствии с пунктом 4 Правил холодного водоснабжения и водоотведения холодное водоснабжение и (или) водоотведение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 5 Правил холодного водоснабжения и водоотведения договоры холодного водоснабжения заключаются между абонентами и организацией водопроводно-канализационного хозяйства в соответствии с типовыми договорами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 645 «Об утверждении типовых договоров в области холодного водоснабжения и водоотведения» (далее - типовые договоры).

Согласно пункту 21 Правил холодного водоснабжения и водоотведения существенным условием договора холодного водоснабжения в том числе является условие временного прекращения или ограничения подачи холодной (питьевой и (или) технической) воды.

В соответствии с пунктом 60 Правил холодного водоснабжения и водоотведения организация водопроводно-канализационного хозяйства вправе временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение в случаях, указанных в статье 21 Закона о водоснабжении и водоотведения.

Согласно статье 21 Закона о водоснабжении и водоотведении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение в следующих случаях:

1) из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения;

2) из-за существенного ухудшения качества воды, в том числе в источниках питьевого водоснабжения;

3) при необходимости увеличения подачи воды к местам возникновения пожаров;

4) при отведении в централизованную систему водоотведения сточных вод, содержащих материалы, вещества и микроорганизмы, отведение (сброс) которых запрещено;

5) из-за воспрепятствования абонентом допуску (недопуск) представителей организации, осуществляющей водоотведение, или по ее указанию представителей иной организации к контрольным канализационным колодцам для отбора проб сточных вод.

Таким образом, Комиссией установлено, что перечень оснований, согласно которым ресурсоснабжающая организация имеет право временно прекратить или ограничить холодное водоснабжение, является исчерпывающим.

При этом Комиссия отмечает, что действующим законодательством в сфере холодного водоснабжения не предусмотрено обязанности ресурсоснабжающей организации временно прекращать или ограничивать подачу ресурса, в том числе по заявкам абонентов на безвозмездной основе.

 

3. Согласно представленным документам и сведениям, в соответствии с решениями общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах МП г. Тольятти «УК № 4» избрано управляющей организацией в отношении ряда многоквартирных домов, расположенных в г.о. Тольятти (ул. Лизы Чайкиной, д. 34, ул. Механизаторов, д. 17).

Между МП г. Тольятти «УК № 4» и собственниками помещений в многоквартирных домах (по адресам: ул. Механизаторов, д. 17, г. Тольятти; ул. Чайкиной, д. 34, г. Тольятти) заключены договоры управления многоквартирным домом от 01.08.2015 г. № б/н. Согласно пунктам 1.4 указанных договоров, управляющая организация является исполнителем в отношениях, касающихся приобретения коммунальных ресурсов в интересах и за счет лиц, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома или использующих нежилые помещения многоквартирного дома.

Таким образом, коммунальные услуги холодного водоснабжения и водоотведения, согласно вышеуказанным договорам, оказываются МП г. Тольятти «УК № 4» для жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Тольятти, ул. Лизы Чайкиной, д. 34, ул. Механизаторов, д. 17.

Как следует из представленных документов, в целях оказания коммунальных услуг собственникам помещений в многоквартирных домах МП г. Тольятти «УК № 4» (абонент) и ООО «ВКС» (ресурсоснабжающая организация) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 01.10.2014г. № 3842. Согласно представленным документам вышеуказанный договор сторонами не расторгнут.

В соответствии с пунктом 1.1 вышеуказанного договора ресурсоснабжающая организация обязуется в течение срока действия договора подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть питьевую воду установленного качества для оказания абонентом коммунальных услуг по водоснабжению в многоквартирных домах, перечень которых предусмотрен приложением № 8 к договору, в объеме, установленном в соответствии с договором и принимать от абонента отводимые сточные воды в целях оказания абонентом коммунальных услуг по водоотведению, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и отведенные сточные воды, соблюдать предусмотренный договором режим потребления питьевой воды, обеспечивать безопасность находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей, исправность используемых абонентом приборов учета, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод в соответствии с условиями договора.

Кроме того, между ООО «ВКС» и МП «УК № 4» заключено дополнительное соглашение № 6 от 01.08.2015 г. к договору № 3842 от 01.10.2014 г., согласно которому в состав вышеуказанного договора холодного водоснабжения и водоотведения включены объекты абонента – многоквартирные жилые дома, расположенные на территории г.о. Тольятти по адресам: ул. Лизы Чайкиной, д. 34, ул. Механизаторов, д. 17.

Комиссией установлено, что во исполнение требований пункта 21 Правил холодного водоснабжения и водоотведения сторонами определены существенные условия договора холодного водоснабжения и водоотведения, в том числе, предмет договора, режим подачи (потребления) холодной воды, условия временного прекращения или ограничения подачи холодной (питьевой и (или) технической) воды.

Согласно пункту 2.1.3 договора ресурсоснабжающая организация обязуется обеспечивать режим подачи воды (в том числе на нужды пожаротушения), гарантированный уровень давления воды в системе водоснабжения в месте присоединения) и приема (сбора) сточных вод на границах эксплуатационной ответственности водопроводных и канализационных сетей в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами, а также выданными техническими условиями на подключение (условиями подключения, договором на подключение) к водопроводным и канализационным сетям.

В силу пункта 2.1.8 договора холодного водоснабжения и водоотведения ресурсоснабжающая организация обязуется предварительно, не позднее, чем за 10 рабочих дней, письменно уведомлять Абонента о предстоящем прекращении или ограничении подачи питьевой воды и приема сточных вод в случае проведения планово-предупредительного ремонта систем водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 3.1.1 договора Абонент обязуется самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание и эксплуатацию внутридомовых инженерных сетей водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и условиями Договора, а также содержать в исправном состоянии оборудование и объекты внутридомовых инженерных систем водоснабжения и водоотведения, используемые приборы учета.

В соответствии с пунктом 3.1.19 договора абонент при плановом временном прекращении или ограничении потребляемого расхода воды и сброса сточных вод в систему водоотведения обязан письменно сообщить об этом ресурсоснабжающей организации не позднее, чем за 10 рабочих дней до планируемой даты прекращения или ограничения.

Таким образом, Комиссия, проанализировав существенные условия договора, установила, что ресурсоснабжающая организация и абонент обязаны уведомлять друг друга заблаговременно о планируемых действиях, таких как временное прекращение или ограничение потребляемого расхода воды и сброса сточных вод в систему водоотведения тем или иным лицом, в связи с проводимыми ремонтными работами ресурсоснабжающей организацией в границах эксплуатационной ответственности водопроводных и канализационных сетей, либо абонентом в границах эксплуатационной ответственности внутридомовых водопроводных и канализационных сетей.

При этом договор, заключенный между ООО «ВКС» и МП «УК № 4», не содержит положений об обязанности ресурсоснабжающей организации по заявке абонента на безвозмездной основе производить отключение или ограничение холодного водоснабжения, как и не содержит положений о праве управляющей организации требовать безвозмездного отключения или ограничения холодного водоснабжения.

Как следует из материалов дела, МП «УК № 4» обратилось в адрес ООО «ВКС» с заявкой, содержащей просьбу об отключении холодного водоснабжения в связи с проведением ремонтных работ и устранением аварии на внутренних сетях водопровода. МП «УК № 4» указывает, что данная услуга должна предоставляться на безвозмездной основе, поскольку из договора холодного водоснабжения, заключенного с ООО «ВКС», не следует, что ресурсоснабжающей организацией взимается плата за данную услугу.

Вместе с тем, согласно пункту 13.2 вышеуказанного договора вопросы, которые не урегулированы в данном договоре, разрешаются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Исходя из изложенного, в данном случае к взаимоотношениям хозяйствующих субъектов применяются нормы действующего гражданского законодательства, а также положения законодательства в сфере холодного водоснабжения.

 

3. Согласно статье 210 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 23 Правил холодного водоснабжения и водоотведения местом исполнения организацией водопроводно-канализационного хозяйства своих обязательств по договору холодного водоснабжения является точка, расположенная на границе эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства или транзитной организации, если иное не предусмотрено договором холодного водоснабжения.

В силу пунктов 31, 32 Правил холодного водоснабжения и водоотведения к договору холодного водоснабжения прилагаются акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них.

В соответствии с пунктом 2 Правил холодного водоснабжения и водоотведения граница эксплуатационной ответственности - линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, по признаку обязанностей (ответственности) по эксплуатации этих систем или сетей, устанавливаемая в договоре холодного водоснабжения, договоре водоотведения или едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения, договоре по транспортировке холодной воды, договоре по транспортировке сточных вод.

Под границей балансовой принадлежности в Правилах холодного водоснабжения и водоотведения понимается линия раздела объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, между владельцами по признаку собственности или владения на ином законном основании.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что стороны договора холодного водоснабжения и водоотведения обеспечивают надлежащую эксплуатацию и функционирование систем холодного водоснабжения в границах раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности.  Права и обязанности соответствующих лиц возникают в границах балансовой, эксплуатационной ответственности.

 

Как установлено Комиссией, между ООО «ВКС» и МП «УК № 4» подписаны акты границ раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон по водопроводным сетям и сооружениям на них от 01.08.2015 г. № 21 «В», № 22 «В», являющиеся приложением № 4 к договору холодного водоснабжения и водоотведения.

Согласно акту № 21 «В» от 01.08.2015 г. в эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации находятся сети водопровода до границы раздела по ходу движения воды, в эксплуатационной ответственности абонента находятся внутренние сети водопровода многоквартирного дома жилищного фонда по ул. Лизы Чайкиной, 34.

Согласно акту № 22 «В» от 01.08.2015 г. в эксплуатационной ответственности ресурсоснабжающей организации находятся сети водопровода до границы раздела по ходу движения воды, в эксплуатационной ответственности абонента находятся внутренние сети водопровода многоквартирного дома жилищного фонда по ул. Механизаторов, д. 17.

В соответствии с абзацем 1 пункта 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В пункте 10 Правил № 491 указано, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Пункты 10.4 и 10.5 Свода правил СНиП 2.04.01-85* «Внутренний водопровод и канализация зданий» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 04.10.1985 N 169) (ред. от 11.07.1996) (далее - Свод правил СНиП 2.04.01-85*) предусматривают установку запорной арматуры на внутренних водопроводных сетях холодного и горячего водоснабжения, в том числе на ответвлениях в каждую квартиру, обеспечивающей плавное закрывание и открывание потока воды.

Учитывая изложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что запорная арматура на внутренних водопроводных сетях холодного и горячего водоснабжения является общим имуществом многоквартирного дома, за содержание которого отвечает Абонент.

Данный вывод соответствует сформированной судебной практике по данному вопросу (постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.12.2014 г. по делу № А70-2292/2014, решение Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2011 № ГКПИ11-1787).

 

Комиссия, изучив схемы холодного водоснабжения, представленные сторонами в материалы настоящего дела, условия договора холодного водоснабжения, установила, что участок водопроводной сети, на котором необходимо произвести ремонтные работы, находится в зоне ответственности абонента. С учетом изложенного, обязанность по проведению ремонтных работ на внутридомовых сетях возложена на управляющую организацию. Ресурсоснабжающая организация не несет ответственность за техническое состояние сетей, находящихся в эксплуатационной ответственности абонента. Аналогичные выводы содержатся в судебных актах по делу № А65-11075/2013.

Комиссией установлено, что в целях выполнения вышеуказанных обязанностей по проведению ремонтных работ МП «УК № 4» обратилось в адрес ООО «ВКС» за получением услуги по отключению холодного водоснабжения.

ООО «ВКС», будучи организацией, осуществляющей деятельность в сфере холодного водоснабжения, в том числе осуществляет виды деятельности, тарифы на которые подлежат государственному регулированию. Комиссией изучен вопрос включения в тарифы, установленные для Общества Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, расходов, связанных с временным отключением подачи ресурса по сетям холодного водоснабжения.

Согласно письму Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, имеющемуся в материалах дела, в сфере холодного водоснабжения подлежат регулированию следующие тарифы: на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, на транспортировку воды, на подвоз воды, на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения. Регулирование иных видов деятельности, осуществляемых организациями сферы водоснабжения, в том числе регулирование платы за услуги временного отключения водоснабжения, действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что расходы, связанные с временным отключением подачи ресурса по сетям холодного водоснабжения, не включены в тариф на водоснабжение и стоимость данных услуг формируется хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Исходя из анализа норм действующего законодательства, отношения, возникшие между хозяйствующими субъектами, регулируются в соответствии с главой 39 ГК РФ, положения которой регламентируют порядок возмездного оказания услуг.

В соответствии с положениями статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, договор оказания услуг по своей правовой природе носит возмездный характер и предполагает внесение одной стороной платы другой стороне за оказанные услуги.

Следовательно, Комиссия считает, что действия ООО «ВКС» по предоставлению услуги отключения холодного водоснабжения на возмездной основе не противоречат нормам действующего законодательства.

Комиссией также установлено, что услуги по отключение и временному ограничению холодного водоснабжения оказываются ООО «ВКС» на основании утвержденного прейскуранта, который размещен на официальном сайте Общества и представлен в материалы настоящего дела. Ответчиком в материалы дела также представлены сведения о лицах, которые в период с 2016 г. по истекший период 2019 г. обращались в адрес ООО «ВКС» за получением указанной услуги. Из представленных данных Комиссией усматривается, что в течение данного периода услуга отключения и временного ограничения подачи воды в системы холодного водоснабжения предоставлялась ресурсоснабжающей организацией на возмездной основе.

 

4. В заявлении МП «УК № 4» содержится указание на наличие в действиях ООО «ВКС» признаков нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, которые выразились в навязывании управляющей организации со стороны ресурсоснабжающей организации невыгодных условий договора холодного водоснабжения. По мнению МП г. Тольятти «УК № 4», ООО «ВКС» навязывает МП «УК № 4» плату за услуги по временному прекращению или ограничению подачи холодной воды.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

ФАС России письмами от 26.09.2011 № ИА/36399 и от 24.12.2012 № ИА/43953/12 даны разъяснения, касающиеся установления обстоятельств, связанных с навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора.

Согласно указанным разъяснениям, при решении вопроса о том, содержится или нет в действиях (бездействии) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта нарушение статьи 10 Закона о защите конкуренции, антимонопольными органами должно быть определено:

- совершены ли данные действия (бездействие) в допустимых пределах осуществления гражданских прав (статья 10 ГК РФ);

- налагаются ими или нет на контрагентов такого субъекта неразумные ограничения, устанавливаются ли в результате их осуществления необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.

Для целей применения положения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции под навязыванием контрагенту условий договора, невыгодных для него, следует понимать злоупотребление занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом правом на свободное заключение договора в форме совершения действий (бездействия), понуждающих (вынуждающих) контрагента такого субъекта вступать в договорные отношения на невыгодных для него условиях, и тем самым ущемляющих интересы контрагента. Согласно сформированной судебной практике навязывание невыгодных условий следует понимать как применение каких-либо мер принуждения и сам по себе факт разногласий сторон по условиям заключаемого договора не может расцениваться как нарушение антимонопольного законодательства.

Из материалов дела усматривается, что договор между МП «УК № 4» и ООО «ВКС» является заключенным и действует с указанного времени. Из анализа обстоятельств дела Комиссией не усматривается, что ООО «ВКС» при заключении указанного договора были навязаны условия, невыгодные для абонента либо не относящиеся к предмету договора. Из имеющихся документов также не следует, что согласие на заключение договора ответчик дал при условии внесения в него положений, в которых заявитель не заинтересован.

Таким образом, принимая во внимание указанные обстоятельства, Комиссия пришла к выводу о том, что действия ООО «ВКС», изложенные в заявлении МП «УК № 4» не могут быть квалифицированы по пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

При указанных обстоятельствах, с учетом документов и сведений, представленных в материалы настоящего дела, а также письменных и устных пояснений лиц, участвующих в деле, Комиссией в действиях ООО «ВКС», выразившихся во взимании платы за оказание услуги по временному отключению либо ограничению холодного водоснабжения, не усматривается нарушений антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить производство по делу № 1-13357-19/6 в связи с отсутствием в действиях ООО «Волжские коммунальные системы» (445007, г. Тольятти, бульвар 50 лет Октября, д.50, ОГРН 1106312008065, ИНН 6312101799) нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны