Решение №11115/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Лигастрой» от 11 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лигастрой» (далее – ООО «Лигастрой», Заявитель) на действия публичного акционерного общества «Сбербанк России» (далее – ПАО Сбербанк) в лице Поволжского банка ПАО Сбербанк (далее – Поволжский банк ПАО Сбербанк, Заказчик, Банк) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право проведения строительно-монтажных работ (извещение № 32110662782, http://zakupki.gov.ru; процедура ПВБ2021-0152(АСМП), https://utp.sberbank-ast.ru) (далее – Аукцион),
в присутствии: представителя от ООО «Лигастрой» – <...> (паспорт); представителя от Поволжского банка ПАО Сбербанк – <...> (доверенность),
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
20.10.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Лигастрой» на действия Поволжского банка ПАО Сбербанк при проведении Аукциона.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно отклонена заявка участника ООО «Лигастрой».
Банк просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 25.10.2021г. № 10704/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 13.07.2021г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
22.09.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной площадки закрытого акционерного общества «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (ЗАО «Сбербанк – АСТ»). Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 22.09.2021г.
06.10.2021г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Конкурсной комиссии Банка от 05.10.2021г. № 76-2021-10 о рассмотрении первых частей заявок (№ 32110662782-01), согласно которому подано 3 заявки: 1) № 7313 – отклонена (несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению); 2) № 5056 – допущена; 3) № 6499 – отклонена (несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению).
14.10.2021г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Конкурсной комиссии Банка от 14.10.2021г. № 79-2021-10 о рассмотрении вторых частей заявок (№ 32110662782-02), согласно которому вторая часть заявки № 5056 соответствует требованиям Документации о закупке. Единственный участник допущен до рассмотрения ценового предложения.
15.10.2021г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Конкурсной комиссии Банка от 14.10.2021г. № 79-2021-11 о подведении итогов (№ 32110662782-03), согласно которому Заказчиком принято решение заключить договор с единственным участником (заявка № 5056). Аукцион признан несостоявшимся.
На момент рассмотрения жалобы закупка приостановлена. Договор по результатам Аукциона с единственным участником не заключен.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.3 Положения о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
Часть 10 статьи 3.2 Закона о закупках гласит, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.
Как следует из части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.
В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
Согласно части 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках, пункту 20.8.2 Положения о закупке заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1-9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.
Частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, пунктом 20.2.3 Положения о закупке предусмотрено право Заказчика в документации о конкурентной закупке установить обязанность представления участниками определенной информации и документов.
В соответствии с пунктом 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, подпунктом 10 пункта 20.2.3 Положения о закупке в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления в том числе информации о предложении участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.
Не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи (часть 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках).
Таким образом, из вышеуказанных положений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц следует, что Банк вправе установить обязанность представления в первой части заявки информации о предложении участника Аукциона в отношении предмета такой закупки.
Вместе с тем, исходя из системного толкования вышеуказанных положений Закона о закупках и Положения о закупке Банк не вправе требовать от участников указание в первой части заявки на срок действия этой заявки.
Разделом 4 Документации о закупке определен порядок проведения закупки, требования к оформлению и предоставлению документов в составе заявки.
Согласно пункту 1 раздела 4 Документации о закупке заявка участника состоит из двух частей. Первая часть заявки на участие в закупке должна содержать предложение участника в отношении предмета такой закупки, рекомендуемая Форма приведена в Приложении 1 к Разделу 4 Документации. При этом не допускается указание в первой части заявки сведений об участнике, а также сведений о ценовом предложении участника.
Приложением 1 к разделу 4 Документации о закупке установлена: «РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЗАЯВКИ».
Комиссия Самарского УФАС России отмечает, из совокупности и взаимосвязи положений Документации о закупке следует, что приведенная в Приложении 1 к разделу 4 Документации о закупке форма первой части заявки на участие в рассматриваемом Аукционе носит рекомендательный характер.
Из совокупного толкования требований Документации о закупке не усматривается, что участники рассматриваемого Аукциона обязаны указывать в первой части заявки срок действия этой заявки.
В соответствии с пунктом 2 раздела 4 Документации о закупке Банк осуществляет проверку первых частей заявок, поданных участниками закупки, на предмет соответствия требованиям к их содержанию. Наличие в первой части заявки сведений об участнике аукциона и (или) о ценовом предложении является основанием для отклонения такой заявки. Результат рассмотрения Банком первых частей заявок фиксируется в протоколе, включающем в себя также решение о допуске участников закупки, прошедших указанную проверку, до участия в подаче предложений о цене договора (электронном аукционе) на ЭТП. Указанный протокол размещается Банком в ЕИС и на ЭТП.
Заявитель указывает, что Конкурсной комиссией Банка принято решение об отклонении заявки ООО «Лигастрой» по причине некорректного заполнения формы первой части заявки, а именно – не подтвержден срок действия заявки. Указанное решение считает неправомерным.
Согласно пункту 3.7 раздела 3 Документации о закупке Банк вправе не допускать к участию (исключать из состава участников, отклонять заявки участников) в закупочных процедурах участников, не соответствующих требованиям, установленным Документацией, в том числе в случае отсутствия информации об участнике закупки в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru) или отсутствия на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о применении участником закупки (самозанятым) специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (https://npd.nalog.ru); не предоставления, несвоевременного, ненадлежащего предоставления участником материалов и документов, нарушения участником предусмотренной Документацией процедуры проведения закупки, а также в иных случаях, предусмотренных Положением о закупках или Документацией.
Пунктом 7 раздела 4 Документации о закупке установлено, что в случае несоответствия участника и/или его заявки и/или предложенной им продукции требованиям Документации (в том числе непредоставление необходимых документов, информации в составе заявки, предоставление ложных сведений, в случае отсутствия информации об участнике закупки в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru) или отсутствия на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о применении Участником закупки (самозанятым) специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (https://npd.nalog.ru), заявка такого участника отклоняется.
Изучив представленные материалы, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что основание для отклонения первой части заявки по причине несоответствия заявки по составу, содержанию и оформлению (некорректно заполнена форма первой части заявки, не подтвержден срок действия заявки) Документацией о закупке не определено.
Указанное основание отклонения первой части заявки также не предусмотрено Положением о закупке.
Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что в Документации о закупке отсутствует обязательное требование о необходимости указания в первой части заявки срока ее действия. Данное требование также не предусмотрено действующим законодательством.
При рассмотрении жалобы Поволжским банком ПАО Сбербанк указано, что в Документации о закупке содержится требование к сроку действия заявки участника.
Согласно пункту 22 раздела 1 Документации о закупке требования к сроку действия заявки на участие в закупке следующие: не менее 90 (девяносто) дней с даты окончания срока подачи заявок.
Таким образом, указанным положением Документации о закупке не установлено требование о заполнении первой части заявки, включая необходимость указания в первой части заявки срока ее действия.
Вместе с тем, Банком в материалы настоящей жалобы не представлено доказательств, указывающих на несоответствие срока действия заявки ООО «Лигастрой», поданной на участие в Аукционе, установленным Документацией о закупке требованиям.
При этом, Заявителем при рассмотрении жалобы указано, что срок действия заявки ООО «Лигастрой» указан во второй части и соответствует требованиям Банка в Документации о закупке.
Участник ООО «Лигастрой», подавая заявку на участие в рассматриваемом Аукционе, конклюдентно выразил согласие со всеми требованиями Документации о закупке, в том числе с требованием Банка о сроке действия заявки на участие в Аукционе.
Конкурсной комиссией Поволжского банка ПАО Сбербанк в нарушение основных принципов закупки, заключающихся в равноправии, справедливости, отсутствии дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пунктом 1.3 Положения о закупке, неправомерно отклонена заявка ООО «Лигастрой» по причине несоответствия первой части заявки по составу, содержанию и оформлению (некорректно заполнена форма первой части заявки, не подтвержден срок действия заявки).
Таким образом, Конкурсной комиссией Поволжского банка ПАО Сбербанк допущено нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пунктом 1.3 Положения о закупке.
Доводы, указанные в жалобе ООО «Лигастрой», признаются Комиссией Самарского УФАС России обоснованными.
Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения Аукциона, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Лигастрой» на действия Поволжского банка ПАО Сбербанк при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право проведения строительно-монтажных работ (извещение № 32110662782, http://zakupki.gov.ru; процедура ПВБ2021-0152(АСМП), https://utp.sberbank-ast.ru) обоснованной.
- Признать в действиях Поволжского банка ПАО Сбербанк нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
- Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении Аукциона нарушений.