Решение №11115/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Лигастрой» от 11 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Лигастрой» (далее – ООО «Лигастрой», Заявитель) на действия публичного акционерного общества «Сбербанк России» (далее – ПАО Сбербанк) в лице Поволжского банка ПАО Сбербанк (далее – Поволжский банк ПАО Сбербанк, Заказчик, Банк) при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право проведения строительно-монтажных работ (извещение № 32110662782, http://zakupki.gov.ru; процедура ПВБ2021-0152(АСМП), https://utp.sberbank-ast.ru) (далее – Аукцион),

в присутствии: представителя от ООО «Лигастрой» – <...> (паспорт); представителя от Поволжского банка ПАО Сбербанк – <...> (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.10.2021г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Лигастрой» на действия Поволжского банка ПАО Сбербанк при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, Заказчиком неправомерно отклонена заявка участника ООО «Лигастрой».

Банк просил отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 25.10.2021г. № 10704/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее – Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Самарским УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Заказчика размещена в ЕИС: 13.07.2021г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

22.09.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона. Указанное извещение также размещено Заказчиком на сайте электронной площадки закрытого акционерного общества «Сбербанк – Автоматизированная система торгов» (ЗАО «Сбербанк – АСТ»). Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 22.09.2021г.

06.10.2021г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Конкурсной комиссии Банка от 05.10.2021г. № 76-2021-10 о рассмотрении первых частей заявок (№ 32110662782-01), согласно которому подано 3 заявки: 1) № 7313 – отклонена (несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению); 2) № 5056 – допущена; 3) № 6499 – отклонена (несоответствие заявки по составу, содержанию и оформлению).

14.10.2021г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Конкурсной комиссии Банка от 14.10.2021г. № 79-2021-10 о рассмотрении вторых частей заявок (№ 32110662782-02), согласно которому вторая часть заявки № 5056 соответствует требованиям Документации о закупке. Единственный участник допущен до рассмотрения ценового предложения.

15.10.2021г. Заказчиком в ЕИС размещен Протокол заседания Конкурсной комиссии Банка от 14.10.2021г. № 79-2021-11 о подведении итогов (№ 32110662782-03), согласно которому Заказчиком принято решение заключить договор с единственным участником (заявка № 5056). Аукцион признан несостоявшимся.

На момент рассмотрения жалобы закупка приостановлена. Договор по результатам Аукциона с единственным участником не заключен.

 

В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пункту 1.3 Положения о закупке при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются в том числе принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 9 статьи 3.2 Закона о закупках установлено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Часть 10 статьи 3.2 Закона о закупках гласит, что заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика.

Как следует из части 18 статьи 3.2 Закона о закупках под аукционом в целях настоящего Федерального закона понимается форма торгов, при которой победителем аукциона, с которым заключается договор, признается лицо, заявка которого соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, и которое предложило наиболее низкую цену договора путем снижения начальной (максимальной) цены договора, указанной в извещении о проведении аукциона, на установленную в документации о закупке величину.

В соответствии с частью 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

 

Согласно части 19.6 статьи 3.4 Закона о закупках, пункту 20.8.2 Положения о закупке заявка на участие в аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Первая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктом 10 части 19.1 настоящей статьи. Вторая часть данной заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1-9, 11 и 12 части 19.1 настоящей статьи. При этом предусмотренные настоящей частью информация и документы должны содержаться в заявке на участие в аукционе в электронной форме в случае установления обязанности их представления в соответствии с частью 19.1 настоящей статьи.

Частью 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, пунктом 20.2.3 Положения о закупке предусмотрено право Заказчика в документации о конкурентной закупке установить обязанность представления участниками определенной информации и документов.

В соответствии с пунктом 10 части 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках, подпунктом 10 пункта 20.2.3 Положения о закупке в документации о конкурентной закупке заказчик вправе установить обязанность представления в том числе информации о предложении участника конкурентной закупки с участием субъектов малого и среднего предпринимательства в отношении предмета такой закупки.

Не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи (часть 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках).

Таким образом, из вышеуказанных положений законодательства о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц следует, что Банк вправе установить обязанность представления в первой части заявки информации о предложении участника Аукциона в отношении предмета такой закупки.

Вместе с тем, исходя из системного толкования вышеуказанных положений Закона о закупках и Положения о закупке Банк не вправе требовать от участников указание в первой части заявки на срок действия этой заявки.

 

Разделом 4 Документации о закупке определен порядок проведения закупки, требования к оформлению и предоставлению документов в составе заявки.

Согласно пункту 1 раздела 4 Документации о закупке заявка участника состоит из двух частей. Первая часть заявки на участие в закупке должна содержать предложение участника в отношении предмета такой закупки, рекомендуемая Форма приведена в Приложении 1 к Разделу 4 Документации. При этом не допускается указание в первой части заявки сведений об участнике, а также сведений о ценовом предложении участника.

Приложением 1 к разделу 4 Документации о закупке установлена: «РЕКОМЕНДУЕМАЯ ФОРМА ПЕРВОЙ ЧАСТИ ЗАЯВКИ».

Комиссия Самарского УФАС России отмечает, из совокупности и взаимосвязи положений Документации о закупке следует, что приведенная в Приложении 1 к разделу 4 Документации о закупке форма первой части заявки на участие в рассматриваемом Аукционе носит рекомендательный характер.

Из совокупного толкования требований Документации о закупке не усматривается, что участники рассматриваемого Аукциона обязаны указывать в первой части заявки срок действия этой заявки.

 

В соответствии с пунктом 2 раздела 4 Документации о закупке Банк осуществляет проверку первых частей заявок, поданных участниками закупки, на предмет соответствия требованиям к их содержанию. Наличие в первой части заявки сведений об участнике аукциона и (или) о ценовом предложении является основанием для отклонения такой заявки. Результат рассмотрения Банком первых частей заявок фиксируется в протоколе, включающем в себя также решение о допуске участников закупки, прошедших указанную проверку, до участия в подаче предложений о цене договора (электронном аукционе) на ЭТП. Указанный протокол размещается Банком в ЕИС и на ЭТП.

Заявитель указывает, что Конкурсной комиссией Банка принято решение об отклонении заявки ООО «Лигастрой» по причине некорректного заполнения формы первой части заявки, а именно – не подтвержден срок действия заявки. Указанное решение считает неправомерным.

Согласно пункту 3.7 раздела 3 Документации о закупке Банк вправе не допускать к участию (исключать из состава участников, отклонять заявки участников) в закупочных процедурах участников, не соответствующих требованиям, установленным Документацией, в том числе в случае отсутствия информации об участнике закупки в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru) или отсутствия на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о применении участником закупки (самозанятым) специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (https://npd.nalog.ru); не предоставления, несвоевременного, ненадлежащего предоставления участником материалов и документов, нарушения участником предусмотренной Документацией процедуры проведения закупки, а также в иных случаях, предусмотренных Положением о закупках или Документацией.

Пунктом 7 раздела 4 Документации о закупке установлено, что в случае несоответствия участника и/или его заявки и/или предложенной им продукции требованиям Документации (в том числе непредоставление необходимых документов, информации в составе заявки, предоставление ложных сведений, в случае отсутствия информации об участнике закупки в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (https://ofd.nalog.ru) или отсутствия на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, информации о применении Участником закупки (самозанятым) специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (https://npd.nalog.ru), заявка такого участника отклоняется.

Изучив представленные материалы, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что основание для отклонения первой части заявки по причине несоответствия заявки по составу, содержанию и оформлению (некорректно заполнена форма первой части заявки, не подтвержден срок действия заявки) Документацией о закупке не определено.

Указанное основание отклонения первой части заявки также не предусмотрено Положением о закупке.

Комиссия Самарского УФАС России отмечает, что в Документации о закупке отсутствует обязательное требование о необходимости указания в первой части заявки срока ее действия. Данное требование также не предусмотрено действующим законодательством.

 

При рассмотрении жалобы Поволжским банком ПАО Сбербанк указано, что в Документации о закупке содержится требование к сроку действия заявки участника.

Согласно пункту 22 раздела 1 Документации о закупке требования к сроку действия заявки на участие в закупке следующие: не менее 90 (девяносто) дней с даты окончания срока подачи заявок.

Таким образом, указанным положением Документации о закупке не установлено требование о заполнении первой части заявки, включая необходимость указания в первой части заявки срока ее действия.

Вместе с тем, Банком в материалы настоящей жалобы не представлено доказательств, указывающих на несоответствие срока действия заявки ООО «Лигастрой», поданной на участие в Аукционе, установленным Документацией о закупке требованиям.

При этом, Заявителем при рассмотрении жалобы указано, что срок действия заявки ООО «Лигастрой» указан во второй части и соответствует требованиям Банка в Документации о закупке.

Участник ООО «Лигастрой», подавая заявку на участие в рассматриваемом Аукционе, конклюдентно выразил согласие со всеми требованиями Документации о закупке, в том числе с требованием Банка о сроке действия заявки на участие в Аукционе.

 

Конкурсной комиссией Поволжского банка ПАО Сбербанк в нарушение основных принципов закупки, заключающихся в равноправии, справедливости, отсутствии дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках и пунктом 1.3 Положения о закупке, неправомерно отклонена заявка ООО «Лигастрой» по причине несоответствия первой части заявки по составу, содержанию и оформлению (некорректно заполнена форма первой части заявки, не подтвержден срок действия заявки).

Таким образом, Конкурсной комиссией Поволжского банка ПАО Сбербанк допущено нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках, пунктом 1.3 Положения о закупке.

Доводы, указанные в жалобе ООО «Лигастрой», признаются Комиссией Самарского УФАС России обоснованными.

Учитывая установленные нарушения порядка организации и проведения Аукциона, Комиссией Самарского УФАС России принято решение о выдаче предписания, предусмотренного пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать жалобу ООО «Лигастрой» на действия Поволжского банка ПАО Сбербанк при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право проведения строительно-монтажных работ (извещение № 32110662782, http://zakupki.gov.ru; процедура ПВБ2021-0152(АСМП), https://utp.sberbank-ast.ru) обоснованной.
  2. Признать в действиях Поволжского банка ПАО Сбербанк нарушение требований, установленных частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
  3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении Аукциона нарушений.

Связанные организации

Связанные организации не указаны