Предупреждение б/н ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ), КОТОР... от 21 января 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

⟨…⟩

 

 

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России), рассмотрев обращение гражданина, выявило в действиях комитета по управлению муниципальной собственностью Администрации муниципального района Красноярский Самарской области (далее - Комитет), выразившихся в даче Станичному казачьему обществу «Клявлинское» Волжского войскового казачьего общества (далее – Казачье общество) согласия на заключение с ООО «Русское Поле» договора перенайма земельного участка от 09.10.2019г., признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

 

08.10.2019г. между Казачьим обществом и Комитетом заключен договор №102-277-ар аренды земельного участка с кадастровым номером 63:26:0000000:146, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, сельское поселение Хорошенькое, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, имеющий вид разрешенного использования – для сельскохозяйственного производства, площадью 2796469 кв.м., сроком на 15 лет (по 08.10.2034г.) (далее – Договор №102-277-ар).

Пункт 6.1.2 раздела 6 Договора  №102-277-ар устанавливает, что арендатор вправе передать свои права и обязанности по настоящему договору третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока настоящего договора с согласия Арендодателя, если иное не установлено федеральными законами.

11.02.2020г. Казачье общество в адрес Комитета направило заявление с просьбой согласовать уступку прав и обязанностей по Договору №102-277-ар в пользу ООО «Русское Поле» и приложило договор перенайма земельного участка от 09.10.2019г.

04.03.2020г. письмом №1267 Комитет ответил Казачьему обществу об отсутствии возражений в уступке прав и обязанностей по Договору аренды №102-277-ар в пользу ООО «Русское Поле» в пределах срока договора.

Однако, выписка из ЕГРН на земельный участок с кадастровым номером 63:26:0000000:146 не содержит сведений о прохождении государственной регистрации договора перенайма земельного участка от 09.10.2019г.

 

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

Так, подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, в том числе казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (далее - казачьи общества), для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Самарским УФАС России установлено, что согласно свидетельству о внесении сведений казачьего общества в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, казачье общество на основании решения Министерства юстиции РФ по Самарской области внесено в Государственный реестр казачьих обществ в РФ 07.04.2017г. (№764170002). Учетный номер в реестре казачьих объединений – 6315010009.

Учитывая вышеизложенное, в данном случае указанный земельный участок сельскохозяйственного назначения предоставлен Казачьему обществу сроком на 15 лет в аренду без проведения торгов в соответствии с подпунктом 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ.

Вместе с тем, последующая передача без проведения торгов прав и обязанностей по договору аренды не подпадает под действие подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ ввиду того, что третье лицо, которому в последующем передан земельный участок не является казачьим обществом.

Данный вывод подтверждается обстоятельствами, установленными Самарским УФАС России в рамках рассмотрения заявления.

Так, Комитет еще 11.02.2020г. был уведомлен о намерении Казачьего общества заключить договор перенайма земельного участка от 09.10.2019г. на весь срок действия Договора аренды №102-277-ар и дал ему согласие на передачу своих прав и обязанностей по указанному договору не смотря на то, что подписанный Договор перенайма земельного участка от 09.10.2019г., приложенный к заявлению о согласовании уступки прав и обязанностей по Договору аренды №102-277-ар, заключен на следующий день после заключения договор аренды, что свидетельствует об отсутствии намерения(нуждаемости) у Казачьего общества осуществлять сельскохозяйственное производство, сохранять и развивать традиционный образ жизни и хозяйствования.

Возможная последующая передача прав и обязанностей по Договору аренды №102-277-ар предоставила бы хозяйствующему субъекту право на получение дохода от использования земельного участка сельскохозяйственного назначения с нарушением конкурентных процедур предоставления публичных земель.

Фактически названные действия могут исключить реализацию цели льготного предоставления и привели к приобретению земельного участка сельскохозяйственного назначения иными лицами в обход предусмотренной законом процедуры торгов.

 

Кроме того, не смотря на то, что Договор перенайма от 09.10.2019г. не прошел государственную регистрацию, Казачье общество, при наличии согласия Комитета на передачу прав и обязанностей по Договору аренды №102-277-ар ООО «Русское поле», заключило с обществом Договор о совместной деятельности по производству сельскохозяйственной продукции на вышеуказанном земельном участке на 10 лет.

Согласно указанному Договору о совместной деятельности и имеющимся документам и сведениям, ООО «Русское поле» вносит арендные платежи по Договору аренды №102-277-ар, а также предоставляет сельскохозяйственную технику и соответствующую материально-техническую базу для осуществления деятельности в сфере сельскохозяйственного производства. Осуществление всех видов сельскохозяйственных работ возложены на ООО «Русское поле», тогда как лишь 7 членов казачьего общества трудоустроены в обществе, которые получают заработную плату и определенное количество (1-1,5 тонны) сена, пшеницы, ячменя для ведения подсобного хозяйства, что свидетельствует о фактической передаче земельного участка сельскохозяйственного назначения лицу, не имеющему права на его получение вне процедуры торгов.

Необходимо отметить, что согласно информации, представленной Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Самарской области, формы федерального статистического наблюдения по статистике сельского хозяйства за период с 2019г. по настоящее время, Казачьим обществом в Самарастат не представлялись.

Данные обстоятельства подтверждают то, что земельные участки переданы Комитетом Казачьему обществу в аренду без намерения (нуждаемости) последним осуществлять сельскохозяйственное производство, сохранять и развивать традиционный образ жизни и хозяйствования, что подтверждается передачей спорных участков третьему лицу по договору о совместной деятельности по истечении непродолжительного времени.

Таким образом, учитывая, что действующее земельное законодательство установило специальный порядок предоставления муниципальных земельных участков для отдельных категорий землепользователей, последующая его передача третьим лицам, в данном случае, направлена на обход обязательной процедуры торгов.

 

Согласно части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам, запрещается осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Антимонопольный орган может признать нарушающими положения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции только акты и действия (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Таким образом, действия комитета по даче согласия на заключение договора  перенайма земельного участка от 09.10.2019г., являющегося предметом Договора аренды №102-277-ар, по истечении непродолжительного времени, в нарушение порядка, установленного ЗК РФ, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции и могут привести к ограничению конкуренции.

С учетом изложенного, учитывая, что принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается, Самарское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Комитет о необходимости прекращения действий, выразившихся в даче согласия на заключение договора  перенайма земельного участка от 09.10.2019г., являющегося предметом Договора аренды №102-277-ар, в нарушение порядка, установленного ЗК РФ, что может привести к ограничению конкуренции и содержит признаки нарушения антимонопольного законодательства путем отзыва своего согласия № 1267 от 04.03.2020г. на передачу прав и обязанностей по Договору аренды № 102-277-ар в срок до 01 марта 2022 года.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

 

Руководитель

Самарского УФАС России                                                                                               ⟨…⟩

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны