Решение б/н Решение по делу № 1-5579-15/7 от 17 июля 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» июля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «16» июля 2015 г.                                         г. Самара 

 

Комиссия Самарского УФАС России (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в …,

в присутствии:

рассмотрев дело № 1-5579-15/7 по признакам нарушения Муниципальным предприятием городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Комиссией Самарского УФАС России по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции рассмотрена жалоба ОАО «Мегафон» на действия МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» (далее – МП г.о. Самара «ТТУ», Заказчик) при проведении открытого запроса предложений на предоставление услуг подвижной  радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 для нужд работы подвижного состава МП г.о. Самара «ТТУ» (Извещение № 31502176153) (далее – Запрос предложений, Закупка).

По результатам рассмотрения указанной жалобы, 10.04.2015 г. Самарским УФАС России вынесено решение № 59-5579-15/7 об оставлении жалобы ОАО «Мегафон» без рассмотрения, а также о передаче материалов жалобы № 59-5579-15/7 структурному подразделению Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о наличии в действиях МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» признаков нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы:

- требование Заказчика оказывать услуги связи на существующих номерах МП г.о. Самара «ТТУ» является неисполнимым для других операторов, так как нумерация в коде ABC не может передаваться от оператора связи к иному оператору связи, переносимость номера в коде ABC для оказания услуг местной телефонной связи действующим законодательством не предусмотрена;

- в документации о проведении Закупки отсутствует информация о сроке действия договора с предыдущим оператором связи, что не позволяет ОАО «Мегафон» оценить перспективы возможности перенесения абонентских номеров;

- действия Заказчика по включению в лот двух видов услуг связи, технически не связанных между собой, требующих наличия двух различных лицензий (на оказание услуг местной телефонной связи и на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи) влечет за собой ограничение количества участников Закупки;

- условие документации о проведении Закупки о том, что оператор должен обеспечить оказание услуг связи на существующих номерах Заказчика с даты заключения контракта неисполнимо и прямо противоречит императивным нормам действующего законодательства.

 

Самарским УФАС России в ходе рассмотрения жалобы ОАО «Мегафон» на предмет наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства установлено, что в действиях МП г.о. Самара «ТТУ» содержатся признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения жалобы, Самарским УФАС России возбуждено дело № 1-5576-15/7 по признакам нарушения МП г.о. Самара «ТТУ» части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

В ходе заседания Комиссии 07.07.2015 г. от Заявителя поступило устное ходатайство об объявлении перерыва и обозрении материалов жалобы ОАО «Мегафон».

Комиссией принято решение об отсутствии оснований для удовлетворения указанного ходатайства.

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, установила следующее.

 

1. 26.03.2015 г. МП г.о. Самара «ТТУ» на сайте http://zakupki.gov.ru/ размещено извещение № 31502176153 о проведении Запроса предложений.

Одновременно с Извещением на сайте http://zakupki.gov.ru/ размещено техническое задание на предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 для нужд работы подвижного состава МП г.о. Самара «ТТУ» (далее – Техническое задание).

Предметом Запроса котировок является предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM 900/1800 для нужд работы подвижного состава МП г.о. Самара «ТТУ».

Заказчик – Муниципальное предприятие городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление».

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении субъектов, указанных в данной статье Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, утвержденным ими положением о закупке.

 В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о закупках, положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а так же иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Заказчик осуществляет закупочную деятельность в соответствии с Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд МП г.о. Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» в редакции, действующей на момент размещения Извещения (далее – Положение).

 

2. Согласно части 1 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 г. № 126-ФЗ «О связи» на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключенного в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

В соответствии с пунктом 1 Правил оказания услуг телефонной связи (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 г. № 1342) (далее – Правила) настоящие Правила регулируют отношения между абонентом и (или) пользователем услуг телефонной связи и оператором связи при оказании услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи в сети связи общего пользования, а также при оказании услуг подвижной радиосвязи, услуг подвижной радиотелефонной связи и услуг подвижной спутниковой радиосвязи (далее - подвижная связь) в сети связи общего пользования (далее - услуги телефонной связи).

Согласно доводам ОАО «Мегафон», требование Заказчика оказывать услуги связи на существующих номерах МП г.о. Самара «ТТУ» является неисполнимым для других операторов, так как нумерация в коде ABC не может передаваться от оператора связи к иному оператору связи, переносимость номера в коде ABC для оказания услуг местной телефонной связи действующим законодательством не предусмотрена.

Пунктом 2 Правил установлено, что «перенесение абонентского номера» - совокупность организационно-технических мероприятий, позволяющих абоненту, которому на основании договора об оказании услуг подвижной связи выделен абонентский номер <...> сохранить и использовать этот абонентский номер при заключении нового договора с другим оператором связи при соблюдении условий, установленных настоящими Правилами.

При этом, Законом о связи и Правилами перенесение абонентского номера от одного оператора связи к другому предусмотрено только в отношении абонентского номера, выделенного по договору об оказании услуг подвижной связи. Перенесение местных абонентских номеров от одного оператора связи к другому Законом о связи и Правилами не предусмотрено.

Вместе с тем, требование о перенесении местных абонентских номеров в Техническом задании отсутствует.

Согласно Техническому заданию оператор обеспечивает возможность использования городских (семизначных) номеров на существующих федеральных номерах Заказчика.

В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в случае признания победителем Запроса котировок, новому оператору необходимо осуществить перенесение федеральных номеров, при этом предоставив для использования городские (семизначные) номера из своего ресурса нумерации.

Таким образом, Техническое задание содержит требование о сохранении только существующих федеральных номеров Заказчика.

При указанных обстоятельствах, в действиях МП г.о. Самара «ТТУ» по включению в Техническое задание требования о перенесении существующих федеральных номеров Заказчика от оператора-донора (ОАО «МТС») отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. В соответствии с подпунктом «а» пункта 154 Правил основанием для перенесения абонентского номера является договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенный абонентом-заказчиком с оператором-реципиентом - победителем процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в период действия договора с оператором-донором. В случае если договор об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи с оператором-реципиентом был заключен после истечения срока договора об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенного абонентом-заказчиком с оператором-донором, перенесение абонентского номера не осуществляется.

Согласно доводам жалобы, в документации о проведении Закупки отсутствует информация о сроке действия договора с предыдущим оператором связи, что не позволяет ОАО «Мегафон» оценить перспективы возможности перенесения абонентских номеров.

Комиссией установлено, что оператором, оказывающим услуги подвижной радиотелефонной связи МП г.о. Самара «ТТУ» до проведения Закупки (оператором-донором), являлось ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (далее – ОАО «МТС»).

При этом, Извещение и Техническое задание не содержат сведений о сроке действия предыдущего договора с ОАО «МТС».

Как следует из материалов жалобы срок действия договора от 01.01.2005 г., заключенного между ОАО «МТС» и МП г.о. Самара «ТТУ» - до момента перенесения абонентских номеров в сеть другого оператора по результатам проведенных торгов на право заключения договора на оказание услуг подвижной связи» (пункт 1 дополнительного соглашения к договора о предоставлении услуг сети сотовой радиотелефонной связи №105109 от 01.01.2005 г.).

При указанных обстоятельствах, требование о перенесении абонентских номеров МП г.о. Самара «ТТУ» при условии действия договора на момент проведения Закупки является выполнимым для других операторов связи.

С запросом о разъяснении положений документации о проведении Запроса котировок ОАО «Мегафон» к МП г.о. Самара «ТТУ» не обращалось.

Обязательным условием для признания нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции является совершение заказчиком действий, приводящих к последствиям, установленным статьей 17 Закона о защите конкуренции, а именно недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Таким образом, отсутствие в Извещении и Техническом задании сведений о сроке действия договора, заключенного между ОАО «МТС» и МП г.о. Самара «ТТУ», не могло привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в связи с чем, в указанных действиях МП г.о. Самара «ТТУ» отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства.

 

4. Согласно доводам ОАО «Мегафон», действия Заказчика по включению в лот двух видов услуг связи, технически не связанных между собой, требующих наличия двух различных лицензий (на оказание услуг местной телефонной связи и на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи) влечет за собой ограничение количества участников Закупки.

При этом, по информации, имеющейся в распоряжении Самарского УФАС России, ОАО «Мегафон» имеет лицензию на оказание услуг местной телефонной связи на территории Самарской области.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют документы и сведения, подтверждающие невозможность ОАО «Мегафон» или иного хозяйствующего субъекта принять участие в Закупке в связи с отсутствием лицензии на оказание услуг местной телефонной связи или подвижной радиотелефонной связи.

 

5. Согласно подпункту «б» пункта 154 Правил дата начала оказания услуг подвижной радиотелефонной связи оператором-реципиентом с использованием перенесенного абонентского номера определяется в соответствии с договором об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи, заключенным абонентом-заказчиком с оператором-реципиентом, но не ранее 9 дней с момента сообщения оператором-реципиентом оператору базы данных перенесенных абонентских номеров информации о заключенном договоре об оказании услуг подвижной радиотелефонной связи. В случае отсутствия технической возможности перенесения абонентского номера указанная дата может быть отложена, но не более чем на одни сутки. Бремя доказывания отсутствия технической возможности оказания услуг с использованием перенесенного абонентского номера лежит на операторе связи.

Таким образом, Правилами прямо предусмотрено условие о том, что оказание услуг связи при условии перенесения абонентских номеров от оператора-донора к оператору-реципиенту может быть начато не ранее 9 дней с даты заключения договора и передачи информации об указанном договоре в единую базу данных.

При этом, в соответствии с Техническим заданием оператор обеспечивает за свой счет и своими силами предоставление услуг с использованием номеров Заказчика с момента заключения договора без взимания платы за  предоставление услуг переадресации, поддержания и оплату обслуживания SIM-карт, ранее используемых номеров на период портации номеров Заказчика к оператору.

При указанных обстоятельствах, Заказчиком в Техническом задании установлено дополнительное обременительное для иных операторов связи (помимо предыдущего оператора связи ОАО «МТС») условие об оказании услуг связи с использованием номеров Заказчика с момента заключение договора.

Указанное условие Технического задания ставит в неравное положение предыдущего оператора связи и иных операторов и является выполнимым без дополнительных затрат только для ОАО «МТС», поскольку существующие номера Заказчика принадлежат ОАО «МТС» и в случае победы ОАО «МТС» в Закупке отсутствует необходимость их перенесения от одного оператора связи к другому.

 

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

На основании вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о наличии в действиях Муниципального предприятия городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции в части  установления в Техническом задании условия о предоставлении услуг с использованием номеров Заказчика с момента заключения договора и создания тем самым ОАО «МТС» преимущественных условий участия в Закупке.

Комиссией установлено, что между ОАО «МТС» и МП г.о. Самара «ТТУ» по результатам проведения Закупки 07.04.2015 г. заключен контракт № 163352970263 на оказание услуг связи, в связи с чем предписание, предусмотренное статьей 23 Закона о защите конкуренции, не выдается. 

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1- 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

Признать в действиях Муниципального предприятия городского округа Самара «Трамвайно-троллейбусное управление» нарушение пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании ОАО «МТС» преимущественных условий участия в Закупке, которые привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                

 

 

Члены Комиссии                                                                                            

 

 

    

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны