Решение б/н решение и предписание по делу № 10-11295-15/6 от 13 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Директору

ООО УК «Жилищный Сервис»

С.С.Н.

 

ул. Карла Маркса, д. 71, оф. 8,

г. Тольятти, Самарская область,

445021

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «02» ноября 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» ноября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя управления Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Ю.М. Ледяевой,

рассмотрев дело № 10-11295-15/6, возбужденное по признакам нарушения ООО УК «Жилищный Сервис» (ул. Карла Маркса, д. 71, оф. 8, г. Тольятти, Самарская область, 445021) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось обнаружение Самарским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО УК «Жилищный Сервис».

Как следует из материалов дела, на официальном сайте Общества (http://жилищныйсервис.рф/) в разделе «Услуги» был размещен прейскурант на платные услуги, оказываемые ООО УК «Жилищный Сервис», утвержденный директором Общества в августе 2012 года. В указанном прейскуранте Обществом предусмотрена плата за «опломбирование 1 прибора учета воды» (пункт 5 раздела прейскуранта «Установка и замена приборов учета воды»). Из содержания примечания к указанному пункту следует, что стоимость опломбирования прибора учета входит в стоимость работ по установке, замене приборов учета в случае выполнения работ специалистами управляющей организации. При этом, в примечании к пункту 5 указано, что при выполнении монтажных работ сторонними организациями стоимость опломбирования составляет 250 руб.

Указанная информация с официального сайта ООО УК «Жилищный Сервис» содержится в акте осмотра Самарского УФАС России от 05.05.2015 г.

Учитывая изложенное, в рамках полномочий, предоставленных статьей 23 Закона о защите конкуренции, Самарским УФАС России было принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения ООО УК «Жилищный Сервис» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан Приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 05.05.2015 г. № 141.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

В целях установления доминирующего положения ООО УК «Жилищный Сервис» Самарским УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона о защите конкуренции, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке предоставления коммунальной услуги – водоснабжения в границах домов, находящихся в управлении Общества за 2013-2014 гг.

Указанный анализ был проведен Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа).

 

1. Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, из положений ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом включает в себя ряд услуг, оказываемых Управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирных домах, в рамках заключенных договоров управления, в том числе – предоставление коммунальных услуг (водоснабжение/водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение).

 

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

 

В соответствии с пунктом 6 вышеназванных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Согласно подпункту «а» пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.

ООО УК «Жилищный Сервис» заключает с собственниками помещений в многоквартирных домах договоры на управление многоквартирным домом.

В соответствии с пунктом 1.1 заключенных договоров Собственник поручает, а Управляющая организация принимает на себя обязанности, в том числе по обеспечению предоставления коммунальных услуг собственникам помещений и иным пользующимся на законных основаниях помещениями в этом доме лицам.

Согласно пункту 3.1.3 заключенных договоров управляющая организация обязана обеспечивать предоставление коммунальных услуг (водоснабжения, водоотведения (канализации), горячего водоснабжения, теплоснабжения (отопления), электроснабжения).

ООО УК «Жилищный Сервис» оказывает гражданам-потребителям коммунальные услуги, приобретая коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями, в рамках договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями. При этом, представляя интересы собственников помещений многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет ООО УК «Жилищный Сервис» и, являясь стороной по договору в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, Управляющая организация имеет возможность влиять на условия поставки гражданам ресурса, в том числе определять порядок приема в эксплуатацию приборов учета, которые потребители установили в своих квартирах.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, перечень которых представлен ООО УК «Жилищный Сервис», в анализируемый период исполнителем коммунальных услуг являлась именно данная Управляющая организация.

 

Из анализа положений ЖК РФ, следует, что под услугой по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами, а также иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Вместе с тем, исходя из анализа действующего законодательства, для осуществления соответствующей деятельности по управлению многоквартирным домом, в части предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, заключив договор управления, Управляющая организация становится единственно возможным поставщиком коммунальных услуг для граждан – собственников помещений в домах под управлением ООО УК «Жилищный Сервис».

Соответственно с учетом заключенных договоров управления в анализируемый период по отношению к жителям многоквартирных домов, управление которыми осуществляло ООО УК «Жилищный Сервис», данная управляющая организация являлась единственно возможным продавцом такой услуги как управление жилым фондом, а также комплекса иных услуг, оказываемых в рамках договора управления, в границах своей деятельности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, продуктовые границы рынка можно определить как рынок предоставления коммунальной услуги водоснабжения.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

 

Как следует из информации, представленной ООО УК «Жилищный Сервис» по состоянию на 31.12.2013 г., 31.12.2014 г. в управлении Общества находилось 14 многоквартирных домов (Приложение № 2 к письму ООО УК «Жилищный Сервис» от 29.05.2015 г. № 197).

Таким образом, ООО УК «Жилищный Сервис» в соответствии с частью 1 статьи 161, частью 1 статьи 162 ЖК РФ в силу своего правового положения должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом и предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами для собственников многоквартирных домов, избравших в качестве способа управления управление управляющей организацией и выбравших в качестве управляющей организации ООО УК «Жилищный Сервис», данное Общество является единственным исполнителем коммунальных услуг, в том числе услуги водоснабжения.

Покупатель коммунальной услуги водоснабжения – собственник (наниматель) помещения многоквартирного жилого дома не имеет возможности получать данные услуги за пределами многоквартирного жилого дома, в котором находится его помещение, так как водопроводные сети внутри его помещения имеют непосредственное присоединение к внутридомовым сетям конкретного многоквартирного жилого дома.

Таким образом, предоставление коммунальной услуги (водоснабжения) может быть оказано на территории того многоквартирного жилого дома, где расположено помещение покупателя услуг — собственника (наниматель) жилого помещения.

Исходя из анализа действующих нормативно-правовых актов, следует, что потребители коммунальных услуг имеют возможность получать данную услугу в границах вышеуказанного дома и не имеют этой возможности за его пределами (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, географическими границами рассматриваемого товарного рынка являются границы многоквартирных домов, управление которыми в анализируемый период осуществляло ООО УК «Жилищный Сервис».

 

По результатам проведенного анализа вышеуказанного рынка установлено, что доля ООО УК «Жилищный Сервис» на рынке предоставления коммунальной услуги водоснабжения, географические границы которого определены соответствующими границами многоквартирных домов, управление которыми в 2013-2014 гг. осуществляло Общество, составляет 100%.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО УК «Жилищный Сервис» является доминирующим.

 

2. В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Положениями части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что организации, которые осуществляют снабжение водой и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Следовательно, действующим законодательством не запрещается установка приборов учета потребляемой воды с помощью любых хозяйствующих субъектов, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации  к осуществлению такой деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, потребитель, установив в жилом помещении прибор учета потребляемой воды, обязан лишь уведомить исполнителя коммунальных услуг об этом в целях его ввода в эксплуатацию и применения расчетов оплаты за услуги водоснабжения по показателям прибора учета.

Согласно подпункту «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Пунктами 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

Согласно пункту 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

В соответствии с пунктом 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Пункты 81(8), 81(9), 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг вступили в силу с 01.10.2013 г., в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. № 824 «О внесении изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, указанным постановлением Правительства Российской Федерации законодательно закреплена императивная норма, предусматривающая в обязательном порядке установку представителем исполнителя контрольных пломб на приборе учета до осуществления его ввода в эксплуатацию. При этом, опломбирование приборов учета воды производится на безвозмездной основе.

Вместе с тем, положения нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в том числе, Правила предоставления коммунальных услуг, до вступления в силу дополнительных положений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. № 824, не предусматривали осуществление действий по опломбированию на возмездной основе.

Таким образом, исходя из буквального содержания положений Правил предоставления коммунальных услуг, после установки прибора учета воды, собственник должен обратиться к исполнителю коммунальных услуг за его вводом в эксплуатацию. При этом, на Управляющую организацию, как исполнителя коммунальной услуги, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, для учета объемов потребления которой установлен прибор учета, возложена обязанность по опломбированию и принятию данного прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе.

 

3. В соответствии с пунктом 4.1 Устава, утвержденного решением общего собрания учредителей от 16.03.2011 г., предметом деятельности ООО УК «Жилищный Сервис» наряду с иными является управление недвижимым имуществом, содержание и эксплуатация жилищного и нежилого фондов, объектов благоустройства территории и дорог. ООО УК «Жилищный Сервис» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 23.04.2015 г. № 137, выданной Государственной жилищной инспекцией Самарской области.

Согласно письму ООО УК «Жилищный Сервис» от 29.05.2015 г. № 197, в управлении Общества по состоянию на 31.12.2013 г., 31.12.2014 г. находилось 14 многоквартирных домов. Объем жилищного фонда, находившегося в управлении ООО УК «Жилищный Сервис», по состоянию на 31.12.2013 г. составляет 60 094,2 м2, а по состоянию на 31.12.2014 г. – 75 277,8 м2.

 

Как следует из материалов дела, на официальном сайте ООО УК «Жилищный Сервис» в сети Интернет в разделе «Услуги» размещен прейскурант на оказываемые Обществом платные услуги, утвержденный директором.

Указанным прейскурантом определена стоимость услуги «опломбирование 1 прибора учета воды» (пункт 5 раздела прейскуранта «Установка и замена приборов учета воды»). Из содержания примечания к указанному пункту следует, что стоимость  опломбирования прибора учета входит в стоимость работ по установке, замене приборов учета в случае выполнения работ специалистами управляющей организации. При этом, в примечании к пункту 5 указано, что при выполнении монтажных работ сторонними организациями стоимость опломбирования составляет 250 руб.

Таким образом, материалы настоящего дела свидетельствуют о том, что в случае, если прибор учета потребляемой воды установлен собственником жилого помещения с привлечением третьих лиц (без обращения к услугам ООО УК «Жилищный Сервис»), ответчиком оказание услуг по опломбированию данного прибора учета осуществляется за плату в размере 250 руб. При этом, содержание прейскуранта также указывает на то, что Обществом предусмотрена плата за опломбирование прибора учета и в случае его установки непосредственно управляющей организацией.

Согласно письменным пояснениям ООО УК «Жилищный Сервис», представленным письмом от 29.05.2015 г. № 197, в 2012-2015 гг. Обществом плата за оказание услуг по опломбированию индивидуальных приборов учета потребляемой воды не взималась. Счета, квитанции, иные платежные документы, выставленные гражданам и юридическим лицам в целях оплаты услуг по опломбированию индивидуальных приборов учета потребляемой воды отсутствуют. Кроме того, из письма ООО УК «Жилищный Сервис» от 29.05.2015 г. № 197 следует, что большая часть заявок на опломбирование приборов учета воды поступала в устной форме. Исполнение таких заявок оформлялось актами ввода в эксплуатацию индивидуальных приборов учета.

При этом, ООО УК «Жилищный Сервис» указано, что приказом от 10.08.2012 г. № 7 в пункты 4, 5 примечания к разделу прейскуранта «Установка и замена приборов учета воды» внесены изменения. В соответствии с пунктом 3 приказа от 10.08.2012 г. № 7 опломбирование установленного прибора учета, в том числе после поверки, производится специалистами ООО УК «Жилищный Сервис» на безвозмездной основе.

В рамках рассмотрения настоящего дела на основании Приказа руководителя от 04.08.2015 г. № 280 в отношении ООО УК «Жилищный Сервис» Самарским УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. По итогам проведенной проверки Самарским УФАС России составлен акт проверки № 19 от 04.09.2015 г. Письмом от 06.10.2015 г. № 365 ООО УК «Жилищный Сервис» представлены возражения на указанный акт, которые были учтены Комиссией при принятии настоящего решения. Акт проверки, а также документы, полученные в результате ее проведении, приобщены к материалам настоящего дела.

В рамках проведения проверки у ООО УК «Жилищный Сервис» были запрошены сведения о поступавших в адрес Общества обращениях, письмах, заявках собственников (физических и юридических лиц) зданий, строений, сооружений, помещений в многоквартирном доме, иных объектов, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, о заключении договоров, регулирующих условия установки, замены и (или) эксплуатации индивидуальных приборов учета, платежные выписки, отражающие осуществление платежей за оказанные Обществом услуги.

При проведении проверки инспекции Самарского УФАС России были предоставлены выписки из лицевых счетов ООО УК «Жилищный Сервис», платежные поручения и  кассовые книги за 2014 г., 2015 г. Из содержания полученных в рамках внеплановой выездной проверки платежных документов не усматривается, что в анализируемый период ООО УК «Жилищный Сервис» фактически осуществлялось взимание платы за опломбирование приборов учета воды, установленных сторонними организациями.

Вместе с тем, имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что находящийся на момент возбуждения дела в общем доступе в сети Интернет прейскурант Общества содержит указание на возмездный характер услуг по опломбированию приборов учета воды. В рамках осуществления своей предпринимательской деятельности ООО УК «Жилищный Сервис» руководствуется данным прейскурантом, что указывает на намерения Общества по взиманию платы за опломбирование индивидуальных приборов учета воды.

При указанных обстоятельствах собственники помещений при обращении к ООО УК «Жилищный Сервис» в целях опломбирования установленного прибора учета в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг руководствуются редакцией прейскуранта, размещенной на официальном сайте.

Материалами дела подтверждается, что изменения в прейскурант на оказываемые ООО УК «Жилищный Сервис» платные услуги, внесенные приказом от 10.08.2012 г. № 7, на официальном сайте Общества не размещены. Доказательств, свидетельствующих о том, что указанные изменения, касающиеся безвозмездного характера услуг по опломбированию прибора учета, тем или иным образом доведены до сведения собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением Общества, Комиссии не представлено.

 

Вместе с тем, Комиссией установлено, что положения Закона об энергосбережении, Правил предоставления коммунальных услуг, имеющиеся в материалах дела доказательства, а также проанализированная судебная практика, указывают на то, что действия по взиманию платы за опломбирование индивидуального прибора учета воды являются неправомерными и не соответствуют положениям законодательства.

Фактически действия по опломбированию не являются оказанием услуг населению, а являются обязанностью управляющих организаций и производятся исключительно в их интересах с целью контроля и защиты от несанкционированного доступа к приборам учета и вмешательства в их работу. При этом, ввод прибора учета в эксплуатацию является процедурой, позволяющей потребителю коммунальных услуг осуществлять расчет за оказанные услуги по показаниям приборов учета, а не по нормативам.

Таким образом, опломбирование индивидуального прибора учета, осуществляемое исполнителем коммунальной услуги, в данном случае ООО УК «Жилищный Сервис», это обязанность исполнителя коммунальной услуги, которая должна быть осуществлена в целях контроля за расходованием коммунального ресурса.

Комиссия при рассмотрении указанного дела приходит к выводу о том, что получение владельцами индивидуальных приборов учета воды услуги по возмездному опломбированию индивидуального прибора учета воды не обусловлено заинтересованностью потребителя данной услуги.

Таким образом, при указанных обстоятельствах, учитывая положения Правил предоставления коммунальных услуг, действия ООО УК «Жилищный Сервис» по установлению в прейскуранте на оказываемые Обществом платные услуги платы за опломбирование прибора учета потребляемой воды, не соответствуют действующему законодательству.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Учитывая изложенное, исходя из положений Закона о защите конкуренции, а также вышеуказанных положений постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, злоупотребление доминирующим положением, результатом которого является угроза наступления неблагоприятных последствий в виде ущемления интересов других лиц, также является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, исходя из документов, содержащихся в деле, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО УК «Жилищный Сервис» по установлению в прейскуранте платы за услуги по опломбированию приборов учета воды, могут привести к ущемлению интересов собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением Общества, и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Кроме того, Комиссией установлено, что 30.06.2015 г. директором ООО УК «Жилищный Сервис» утвержден новый прейскурант платных услуг по установке и замене индивидуальных приборов учета (ИПУ), оказываемых Обществом населению.

 Указанный прейскурант размещен на официальном сайте Общества (http://жилищныйсервис.рф/uslugi). Названным прейскурантом предусмотрена плата за опломбировку 1 прибора учета в размере 594,90 руб. Согласно примечанию, содержащемуся в прейскуранте, при повторном опломбировании прибора учета в связи с нарушением (повреждением) пломбы и/или знаков поверки взимается плата в установленном размере.

Как следует из буквального толкования положений прейскуранта от 30.06.2015 г., размещенного на сайте ООО УК «Жилищный Сервис», названный документ не предусматривает безвозмездный характер услуг по опломбированию прибора учета, необходимому после его установки в соответствии с положениями Правил предоставления коммунальных услуг.

Комиссия считает необходимым отметить, что исходя из содержания прейскуранта  от 30.06.2015 г., размещенного на официальном сайте ООО УК «Жилищный Сервис», дальнейшие действия Общества при оказании услуг по опломбированию приборов учета также могут носить возмездный характер и приводить к ущемлению интересов собственников помещений в многоквартирных домах. Доказательства, свидетельствующие о прекращении ООО УК «Жилищный Сервис» нарушения антимонопольного законодательства, в материалах настоящего дела отсутствуют.

Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о необходимости выдачи ООО УК «Жилищный Сервис» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства.

Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции, не установлено. Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доминирующим положение ООО УК «Жилищный Сервис» на рынке оказания коммунальной услуги водоснабжения в границах многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества.

2. Признать в действиях ООО УК «Жилищный Сервис» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Основания для прекращения рассмотрения дела, указанные в статье 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.

4. Выдать ООО УК «Жилищный Сервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

 

Председатель Комиссии:                                                                                       Ю.А. Клинкова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                     Н.В. Тишина

                                                                                                                              

                                                                                  

                                                                                                                        Ю.М. Ледяева

 

Директору

ООО УК «Жилищный Сервис»

С. С.Н.

 

ул. Карла Маркса, д. 71, оф. 8,

г. Тольятти, Самарская область,

445021

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«11» ноября 2015 г.                                                                                                                  г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе (далее - Комиссия): заместителя руководителя Самарского УФАС России Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Ю.М. Ледяевой,

руководствуясь  статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального  закона  от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 11.11.2015 г. по делу № 10-11295-15/6 о нарушении ООО УК «Жилищный Сервис» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ООО УК «Жилищный Сервис» в срок до «01» декабря 2015 года прекратить нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившееся в установлении платы за услуги по опломбированию приборов учета воды, а именно:

1. Внести изменения в прейскурант платных услуг по установке и замене индивидуальных приборов учета (ИПУ), оказываемых Обществом населению, утвержденный директором 30.06.2015 г.;

2. Довести до сведения собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением Общества, путем размещения на стендах в местах массового пребывания людей, в телекоммуникационной сети Интернет, иных местах, информацию о безвозмездном характере оказания услуг по опломбированию индивидуального прибора учета потребляемой воды.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в Самарское УФАС России не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                             Ю.А. Клинкова

 

Члены комиссии:                                                                                                                Н.В. Тишина

 

                                                                                                                                   Ю.М. Ледяева

 

Предписание  может  быть  обжаловано  в течение трех месяцев со дня его выдачи.

Связанные организации

Связанные организации не указаны