Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобам №1093-5777-17/4, №1091-11764-17/4, №1092-... от 29 сентября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ по жалобам №1093-5777-17/4, №1091-11764-17/4, №1092-12708-17/4,

№1090-13192-17/4

Резолютивная часть оглашена

  1. г. г.о. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия Самарского УФАС) в составе:………….,

рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО «Новострой», ООО «Перспектива», ООО «Профит плюс», ООО «Новая линия» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства «Капитальный ремонт здания интерната и инженерных сетей интерната, расположенного по адресу: Самарская область, Кошкинский район, с.п. Кошки, ул. Мира, д. 4» (извещение № 0142300009517000066, начальная (максимальная) цена контракта 21 183 464,18 руб.),

в присутствии представителей: ………….

УСТАНОВИЛА:

 

В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО «Новострой», ООО «Перспектива», ООО «Профит плюс», ООО «Новая линия» на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства «Капитальный ремонт здания интерната и инженерных сетей интерната, расположенного по адресу: Самарская область, Кошкинский район, с.п. Кошки, ул. Мира, д. 4» (извещение № 0142300009517000066, начальная (максимальная) цена контракта 21 183 464,18 руб.).

1. Согласно доводам ООО «Новострой», ООО «Перспектива», ООО «Профит плюс», ООО «Новая линия» Заказчиком утверждена аукционная документация с нарушениями законодательства о контрактной системе:

- заказчик в п.24 Информационной карты электронного аукциона установил неправомерное требование о предоставлении во второй части заявки на участие в электронном аукционе отсканированной копии свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;

2. Согласно доводам ООО «Перспектива» заказчиком в проекте контракта установлено определение пени с нарушением законодательства о контрактной системе.

3. Согласно доводам ООО «Профит плюс»:

- заказчиком не установлены требования к материалам, не указаны максимальные (минимальные) значения показателей материалов;

- заказчиком не установлен срок действия банковской гарантии.

4. Согласно доводам ООО «Новая линия»:

- заказчиком не установлены требования к материалам, не указаны максимальные (минимальные) значения показателей материалов, некоторые товары указаны с товарным знаком без применения слов «или эквивалент»;

- заказчиком в инструкции по заполнению заявок установлено некорректные пояснения относительно применения знаков «≤», «≥»;

- заказчиком в п. 15.1 проекта муниципального контракта неправомерно установлено требование о предоставлении лицензии на право осуществления строительной деятельности.

Заявители просят признать жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.

Представитель Заказчика, Уполномоченного органа просил в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.

Выслушав доводы Заказчика, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.

Заказчик в п.24 Информационной карты электронного аукциона установил:

Вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать в числе прочих документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 данного Федерального закона

к заявке прикрепляются в данном случае в том числе:

2) отсканированная копия свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (п. 33.3 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» - 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). 33.3. Жилищно-гражданское строительство).

В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставление сведений, содержащихся в государственном реестре саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра.

В соответствии со статьей 6 Федерального Закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

На основании изложенного, требовании о предоставлении такого свидетельства в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе, с учетом размещения извещения 21.08.2017г., не соответствуют действующему законодательству.

Учитывая вышеприведенные обстоятельства, комиссия антимонопольного органа усматривает в действиях заказчика нарушение пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.

На основании изложенного, Комиссия Самарского УФАС усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Согласно доводам заявителей заказчиком в проекте контракта установлено определение пени с нарушением законодательства о контрактной системе.

В соответствии с п. 14.5 проекта контракта установлено:

«Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле: П = (Ц - В) x С, где:

Ц - цена контракта;

В - стоимость фактически исполненного в установленный срок поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства по контракту, определяемая на основании документа о приемке товаров, результатов выполнения работ, оказания услуг, в том числе отдельных этапов исполнения контрактов;

С - размер ставки.

14.6. Размер ставки определяется по формуле: С=СЦБ х ДП, где:

СЦБ - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;

 

ДП - количество дней просрочки.

14.7. Коэффициент К определяется по формуле:

,

где:

ДП - количество дней просрочки;

ДК - срок исполнения обязательства по контракту (количество дней).

При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.

При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени».

Таким образом, в проекте контракта содержится формула определения пени, которая соответствует Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013 N1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом», действующему на момент опубликования извещения о проведении электронного аукциона.

На основании изложенного, довод заявителя необоснован.

Согласно доводам заявителей:

- заказчиком не установлены требования к материалам, не указаны максимальные (минимальные) значения показателей материалов;

- заказчиком не установлен срок действия банковской гарантии.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно документации сводный сметный расчет, локальные ресурсные сметные расчеты являются обоснованием начальной (максимальной) цены. Описание материалов содержится в дефектных ведомостях, о чем сказано в п. 24 Информационной карты.

Кроме того, по данному вопросу Заказчиком давалось разъяснение, в котором сказано следующее: «В соответствии с Извещением о закупке № 0142300009517000066 порядок подачи заявок определен в соответствии с пунктами 24-26 информационной карты документации об электронном аукционе. В инструкции по заполнении 1 части заявки, содержащейся в п. 26 информационной карты Заказчиком указано: «Характеристики материалов, применяемых при работах, установлены в части 3 документации (дефектные ведомости)». Таким образом, показатели материалов, которые должны применяться при работах по ремонту интерната, установлены в части 3 документации, которой являются дефектные ведомости. Дефектные ведомости прикреплены к документации (файл «Дефектные ведомости по АС, ОВ, ТС, ВК, НВ. ЭС»),

Так, в п. 11 Дефектной ведомости «Дефектные ведомости по АС, ОВ, ТС, ВК. НВ, ЭС» установлены показатели для «Блоки бетонные стен подвалов сплошные» (соответствие ГОСТ, объем, расход арматуры, тип бетона); в п. 64 ведомости установлены показатели для «Щебень из природного камня» (фракция, марка) и т.д.

В Заявке участник закупки должен указать конкретные показатели материалов, которые указаны в части 3 документации (дефектные ведомости)».

На основании изложенного, показатели товаров, использующихся при выполнении работ, указаны в документации закупки заказчика, довод заявителя необоснован.

Заявитель считает, что упоминание товарных знаков в дефектной ведомости нарушает закон о контрактной системе, однако, на странице 18 аукционной документации, приложением к которой являются дефектные ведомости, указано: «В случае наличия в документации указания на товарные знаки далее следует читать «или эквивалент».

Таким образом, действия заказчика правомерны, довод заявителя необоснован.

 

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В п. 6.2.2 части 1 аукционной документации установлено: «Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц».

Пунктом 7.1 проекта контракта установлено: «Срок действия Контракта определен до 31.05.2018 г.».

Таким образом, согласно документации установлен минимальный срок действия банковской гарантии: до 30.06.2018 г.

Довод заявителя необоснован.

Согласно доводам заявителей:

- заказчиком в инструкции по заполнению заявок установлено некорректные пояснения относительно применения знаков «≤», «≥»;

- заказчиком в п. 15.1 проекта муниципального контракта неправомерно установлено требование о предоставлении лицензии на право осуществления строительной деятельности.

Инструкцией по заполнению установлено следующее:

«Если в отношении характеристик товара установлено диапазонное значение в виде единиц измерения обозначенное ... знаком «>», то предлагаемый товар по данной характеристике должен быть меньше или равный начальному значению, в части 3 документации».

Однако, предлагаемый товар по данной характеристике должен быть не меньше, а больше начального значения.

Кроме того, Инструкцией по заполнению заявки некорректно установлены требования к предоставлению характеристик со знаком «<».

Таким образом, подобные положения аукционной документации вводят участников закупки в заблуждение, усложняя подготовку заявок на участие в электронном аукционе.

Довод заявителя обоснован.

В действиях заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Комиссия Самарского УФАС усматривает признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

1. В пункте 15.1. проекта муниципального контракта установлено следующее: «Для заключения настоящего контракта «Подрядчик» обязан представить лицензию на право осуществления строительной деятельностью и производства строительно-монтажных работ».

Однако, указанной заказчиком лицензии не существует.

Установление такого требования не учитывает положения статьи 70 Закона о контрактной системе.

Довод заявителя обоснован.

На участие в электронном аукционе подано 3 заявки, все заявки допущены к участию в электронном аукционе.

Начальная (максимальная) цена контракта снижена на 18%.

Указанные обстоятельства позволяют считать, что допущенные заказчиком нарушения законодательства о контрактной системе не повлияли на ход закупки, в связи с чем предписание не выдается.

 

Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобы ООО «Перспектива», ООО «Профит плюс», ООО «Новая линия» частично обоснованными, жалобу ООО «Новострой» обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы жалобы для принятия решения о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны