Решение б/н РЕШЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЕ ПО ДЕЛУ №11367-15/8 от 9 сентября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ООО "Херст Шкулёв Медиа»

Ул. Шаболовка, 31, стр.Б

г. Москва, 115162

 

 

 

ООО «Росст»

проезд Керамический, д.53, корп.1

г. Москва, 127591

 

 

 

ООО «ИнтерМедиаГруп Самара»

ул. Садовая, д.280

г. Самара, 443001

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №11367-15/8

 

03 сентября 2015г.                                                                                                      г. Самара

 

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии — Баженов А.Р.

            Члены Комиссии — Фомина Е.О.,

                                               Симонова Т.А,       

                                                                                                                                                                                                                         

рассмотрев дело №11367-15/8 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в бесплатной информационно-рекламной газете «Ва-БанкЪ» №16(216) от 24.04.2014г., рекламы ООО «Росст» следующего содержания: «Удвоенная сила против геморроя…капсула и крем проктонис: воздействие на геморрой изнутри и снаружи… Капсулы проктонис действуют изнутри и борются с глубинными процессами, провоцирующими заболевание. (Это, прежде всего, нарушенный венозный отток и запоры)… помогают укрепить стенки геморроидальных вен, не давая им расширится и образовать очаги застоя – геморроидальные узлы…нормализуют перистальтику кишечника и консистенцию стула, что делает процесс опорожнения нетравматичным. Со временем уходят анальные кровотечения, восстанавливаются слизистые покровы…Он обладает выраженным заживляющим действием…способствует заживлению анальных трещин, помогает «усмирить» боль и зуд, блокировать воспалительный процесс, снять отек и уменьшить узлы.. », что содержит признаки нарушения законодательства о рекламе, а именно пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006г. №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»)

 

 

в присутствии представителей:

заявитель – отсутствует;

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – представитель ООО "Херст Шкулёв Медиа» (115162, г. Москва, ул. Шаболовка, 31, стр.1, ИНН: 7708183322, дата внесения записи в ЕГРЮЛ 13.04.2007г.) Сметанко И..Д. на основании доверености №63АА3175420 от 17.06.2015г. (уведомлялось о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по юридическому адресу, что подтверждается отчетом отправки письма с сайта Почта России);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Росст» (127015, г. Москва, проезд Керамический, д.53, корп.1, ИНН: 7709648316) представитель не явился (уведомлялось о времени и месте рассмотрения дела Определением об отложении дела №11367-15/8 (исх.№ 8227/8 от 13.08.2015г.), что подтверждается отчетом отправки письма с сайта Почта России), а также посредством телеграммы;

заинтересованное лицо — представитель ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» (443001, г. Самара, ул. Садовая,280,3-ий проезд ИНН: 6316074627) Сметанко И.Д. на основании доверенности №1 от 22.01.2015г. (уведомлялось о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом по юридическому адресу, что подтверждается отчетом отправки письма с сайта Почта России);

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе проведения контрольного мероприятия - плановой выездной проверки в отношении ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» было установлено, что в бесплатной информационно-рекламной газете «Ва-БанкЪ» №16(216) от 24.04.2014г., была распространена реклама ООО "Херст Шкулёв Медиа» следующего содержания: «Удвоенная сила против геморроя…капсула и крем проктонис: воздействие на геморрой изнутри и снаружи… Капсулы проктонис действуют изнутри и борются с глубинными процессами, провоцирующими заболевание. (Это, прежде всего, нарушенный венозный отток и запоры)… помогают укрепить стенки геморроидальных вен, не давая им расширится и образовать очаги застоя – геморроидальные узлы…нормализуют перистальтику кишечника и консистенцию стула, что делает процесс опорожнения нетравматичным. Со временем уходят анальные кровотечения, восстанавливаются слизистые покровы…Он обладает выраженным заживляющим действием…способствует заживлению анальных трещин, помогает «усмирить» боль и зуд, блокировать воспалительный процесс, снять отек и уменьшить узлы..», что содержит признаки нарушения законодательства о рекламе, а именно пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006г. №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»).

Указанные в рекламе БАДы создают впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, что содержит признаки нарушения рекламного законодательства.

Согласно пункта 1 части 1 статьи 25 Закона о рекламе, реклама биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания не должна создавать впечатления о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Согласно пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

Таким образом, указанная реклама содержит признаки нарушения пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

ООО «Росст» является рекламодателем указанной рекламы, то есть лицом, определившем объект рекламирования и содержание рекламы, ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» является рекламораспространителем указанной рекламы, то есть лицом, которое осуществило распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. что подтверждается следующими документами и обстоятельствами:

1.Рекламой, размещенной в бесплатной информационно-рекламной газете «Ва-БанкЪ» №16(216) от 24.04.2014г., следующего содержания: «Удвоенная сила против геморроя…капсула и крем проктонис: воздействие на геморрой изнутри и снаружи… Капсулы проктонис действуют изнутри и борются с глубинными процессами, провоцирующими заболевание. (Это, прежде всего, нарушенный венозный отток и запоры)… помогают укрепить стенки геморроидальных вен, не давая им расширится и образовать очаги застоя – геморроидальные узлы…нормализуют перистальтику кишечника и консистенцию стула, что делает процесс опорожнения нетравматичным. Со временем уходят анальные кровотечения, восстанавливаются слизистые покровы…Он обладает выраженным заживляющим действием…способствует заживлению анальных трещин, помогает «усмирить» боль и зуд, блокировать воспалительный процесс, снять отек и уменьшить узлы..».

2.Копией договора №61060 на оказание услуг по размещению рекламы от 02.09.2013г., заключенного между ООО «Росст» (Заказчик) и ООО «Херст Шкулёв Медиа» (Исполнитель), предметом данного договора является размещение рекламных материалов (рекламы).

3.Копиями приложений  №1, №2, №3, №4 от 02.09.2013г. к договору №61060 от 02.09.2013г. на оказание услуг по размещению рекламы.

4. Копией приложения №1.14.VB.91 от 16.04.2014г. к договору №61060 от 02.09.2013г. на оказание услуг по размещению рекламы.

5.Копией акта №4342 от 30.04.2014г., копией платежного поручения №101 от 30.06.2014г.

5.Копией рекламного материала, согласованного сторонами.

6.Копией договора №HP/2013-43 на оказание услуг по размещению рекламы от 02.09.2013г., заключенного между ООО «Херст Шкулев Медиа» (Заказчик) и ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» (Исполнитель), предметом данного договора является размещение рекламных материалов (рекламы) в издания издаваемых Исполнителем.

7.Копиями приложений №1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 к договору на оказание услуг по размещению рекламы№HP/2013-43 от 02.09.213г.

Таким образом, ООО «Росст» является рекламодателем, то есть лицом, которое определило объект рекламирования и содержание рекламы, а ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» является рекламораспространителем указанной рекламы, то есть лицом, которое осуществило распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Признаки нарушения рекламного законодательства в действиях ООО «Херст Шкулев Медиа» не подтвердились, так как согласно договору №60973 на оказание рекламных услуг по размещению рекламы от 02.09.2013г. ООО «Херст Шкулёв Медиа» является посредником между рекламодателем и рекламораспространителем.

Комиссия Самарского УФАС России изучив рекламный материал приходит к следующим выводам.

Исходя из текста рекламного образца, четко прослеживается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» в рекламе не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинских изделий.

По смыслу требования вышеуказанной нормы на наличие лечебных свойств допускается указывать только в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Этот перечень товаров и услуг является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию. В отношении товаров и услуг, не входящих в данный перечень, действует запрет указывать в их рекламе на лечебные свойства, т.е. на положительное влияние на течение болезни.

Исходя из заложенных в законодательстве Российской Федерации понятий медицинской деятельности, видов медицинской помощи и методов лечения сведения о симптомах и проявлениях заболеваний, названиях болезней, методах воздействия на организм для восстановления здоровья, профилактике и диагностике заболеваний, будучи сообщенными в рекламе, указывают на наличие у рекламируемых товаров и услуг лечебных свойств.

В рекламе вышеуказанных биологически активных добавок,  рекламодатель рекламирует производимый им препарат как способный излечить те или иные заболевания. Такие сведения не соответствуют действительности, поскольку данные препараты не обладают терапевтическими свойствами и не могут представляться в качестве лекарственных средств.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» реклама биологически активных добавок и пищевых добавок не должна создавать впечатление о том, что они являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами.

Вместе с тем, в части 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012г. №58 «О некоторых вопросах практики применения Арбитражными судами ФЗ «О рекламе» говорится, что реклама биологически активных добавок (пищевых добавок) может быть признана создающей впечатление, что они являются лекарственными средствами, то есть обладают лечебным эффектом, тем более если в такой рекламе содержится название заболевания (или его симптоматика) и одновременное упоминание продукта как средства, оказывающего лечебно-профилактический эффект.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» лечебные свойства - это положительное влияние на течение болезни.

Согласно статье 1 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000г. № 29-ФЗ (далее - ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов») биологически активные добавки - это природные (идентичные природным) биологически активные вещества, предназначенные для употребления одновременно с пищей или введения в состав пищевых продуктов, а пищевые добавки - это природные или искусственные вещества и их соединения, специально вводимые в пищевые продукты в процессе их изготовления в целях придания пищевым продуктам определенных свойств и (или) сохранения качества пищевых продуктов.

Стоит отметить, что законодатель в соответствии со статьей 1 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» относит БАДы и пищевые добавки к пищевым продуктам.

В соответствии с пунктом 2.1 СанПиН (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы) 2.3.2.1290-03 «Гигиенические требования к организации производства и оборота биологически активных добавок к пище (БАД)», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 17.04.2003, биологически активная добавка используется как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, для оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях, для нормализации и (или) улучшения функционального состояния органов и систем организма человека, в том числе как продукт, оказывающий общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для снижения риска заболеваний, а также для нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта, в качестве энтеросорбентов.

Статья 4 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010г. № 61-ФЗ (далее - ФЗ «Об обращении лекарственных средств») определяет лекарственные средства как вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий.

Учитывая изложенное, представляется возможным сделать вывод, что БАДы или пищевые добавки вообще не могут использоваться для лечения каких-либо заболеваний. В соответствии с ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для лечения и профилактики каких-либо заболеваний.

Таким образом, простое упоминание в рекламе БАДа или пищевой добавки какой-либо болезни автоматически ставит такую рекламу вне закона.

Таким образом, указанная реклама содержит нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе».

ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» как рекламораспространитель имеет право не принимать для размещения рекламу Заказчика, которая, по мнению ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» (Исполнителя), не соответствует требованиям действующего законодательства РФ, в том числе требованиям законодательства о рекламе.

Однако, ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» как рекламораспространитель своим правом не принимать для размещения рекламу от Заказчика не воспользовалось.

Соответственно, ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» посчитало, что вышеуказанная реклама полностью соответствовала требованиям законодательства РФ о рекламе, что подтверждается размещением рекламы  в бесплатной информационно-рекламной газете «Ва-БанкЪ» №16(216) от 24.04.2014г.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в пренебрежительном отношении ООО «Росст» как рекламодателя и ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» как рекламораспространителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения законодательства о рекламе, но в пренебрежительном отношении к здоровью граждан Российской Федерации. Несоответствие вышеуказанной рекламы требованиям законодательства о рекламе нарушает не только права и законные интересы потребителей на получение надлежащей и достоверной информации, но и создает потенциальную угрозу здоровью миллионов потребителей, так как взамен традиционного лечения потребители под воздействием рекламы прибегают к самостоятельному лечению на основе недостоверных сведений, полученных из рекламы о лечебных свойствах рекламируемых препаратов и приборов, что может привести к необратимым последствиям для их здоровья.

Под воздействием рекламы потребитель руководствуется зачастую эмоциями, а не объективными достоинствами или недостатками рекламируемого товара. Неопытность и отсутствие необходимых знаний о БАДах у значительной части населения нашей страны не позволяют потребителям принять взвешенное, обдуманное решение в вопросах лечения и делают их легкой добычей недобросовестных рекламодателей и рекламораспространителей.

В соответствии с частями 6,  7 статьи 38 ФЗ «О рекламе», ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 25 ФЗ «О рекламе» несет, как рекламодатель, так и  рекламораспространитель.

В материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанная выше реклама в настоящее время не распространяется , в этой связи Самарское УФАС России считает необходимым выдать ООО «Росст», как рекламодателю, ООО «ИнтерМедиаГруп Самара», как рекламораспространителю предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

Лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе — ООО «Росст»,  уведомлялось заказным письмом о времени и месте рассмотрения дела, а также посредством телеграммы по юридическому адресу лица — 127015, г. Москва, проезд Керамический, д.53, корп.1, ИНН: 7709648316, согласно выписке из ЕГРЮЛ, а так же указанному лицом в договоре на оказание услуг по размещению рекламы в газете «Ва-Банкъ».

Лицо на заседание Комиссии не явилось, о причинах не явки не сообщило, документы, запрашиваемые Определением об отложении дела №11367-15/8, не представило.

Комиссия Самарского УФАС России считает, что антимонопольным органом были приняты все меры по надлежащему уведомлению лица — отправка корреспонденции по юридическому адресу ООО «Росст».

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу ООО «Росст», распространенную в бесплатной информационно-рекламной газете «Ва-БанкЪ» №16(216) от 24.04.2014г., следующего содержания: «Удвоенная сила против геморроя…капсула и крем проктонис: воздействие на геморрой изнутри и снаружи… Капсулы проктонис действуют изнутри и борются с глубинными процессами, провоцирующими заболевание. (Это, прежде всего, нарушенный венозный отток и запоры)… помогают укрепить стенки геморроидальных вен, не давая им расширится и образовать очаги застоя – геморроидальные узлы…нормализуют перистальтику кишечника и консистенцию стула, что делает процесс опорожнения нетравматичным. Со временем уходят анальные кровотечения, восстанавливаются слизистые покровы…Он обладает выраженным заживляющим действием…способствует заживлению анальных трещин, помогает «усмирить» боль и зуд, блокировать воспалительный процесс, снять отек и уменьшить узлы..», которая создает впечатления о том, что бады являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами, а также в тексте рекламы содержится указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, что является нарушением законодательства о рекламе, а именно пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального Закона «О рекламе» от 13.03.2006г. №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»).

2.Выдать ООО «Росст», как рекламодателю, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3.Выдать ООО «ИнтерМедиаГруп Самара», как рекламораспространителю, предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

4.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренных частью 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 августа 2015г.

Решение изготовлено в полном объеме 03 сентября 2015г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 
Председатель Комиссии                                                                                      А.Р. Баженов

 

Члены Комиссии                                                                                                        Е.О. Фомина

 

                                                                                                                             Т.А. Симонова

ООО «Росст»

проезд Керамический, д.53, корп.1

г. Москва, 127591

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

03 сентября  2015г.                                                                                                       г. Самара

 

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе  в составе:

Председатель Комиссии -    Баженов А.Р.,

                       Члены Комиссии -    Фомина Е.О.,

                                                          Симонова Т.А.,            

                                                                                                                                                       

на основании своего решения по делу № 11367-15/8 о признании рекламы ООО «Росст», распространенной ООО «ИнтерМедиаГруп Самара» в бесплатной информационно-рекламной газете «Ва-БанкЪ» №16(216) от 24.04.2014г., следующего содержания: «Удвоенная сила против геморроя…капсула и крем проктонис: воздействие на геморрой изнутри и снаружи… Капсулы проктонис действуют изнутри и борются с глубинными процессами, провоцирующими заболевание. (Это, прежде всего, нарушенный венозный отток и запоры)… помогают укрепить стенки геморроидальных вен, не давая им расширится и образовать очаги застоя – геморроидальные узлы…нормализуют перистальтику кишечника и консистенцию стула, что делает процесс опорожнения нетравматичным. Со временем уходят анальные кровотечения, восстанавливаются слизистые покровы…Он обладает выраженным заживляющим действием…способствует заживлению анальных трещин, помогает «усмирить» боль и зуд, блокировать воспалительный процесс, снять отек и уменьшить узлы..», в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1,3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,                                          

           

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Росст» (127015, г. Москва, проезд Керамический, д.53, корп.1, ИНН: 7709648316) в двухнедельный срок со дня получения данного предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно распространение рекламы, в том числе в бесплатной информационно-рекламной газете «Ва-БанкЪ» №16(216) от 24.04.2014г., следующего содержания: «Удвоенная сила против геморроя…капсула и крем проктонис: воздействие на геморрой изнутри и снаружи… Капсулы проктонис действуют изнутри и борются с глубинными процессами, провоцирующими заболевание. (Это, прежде всего, нарушенный венозный отток и запоры)… помогают укрепить стенки геморроидальных вен, не давая им расширится и образовать очаги застоя – геморроидальные узлы…нормализуют перистальтику кишечника и консистенцию стула, что делает процесс опорожнения нетравматичным. Со временем уходят анальные кровотечения, восстанавливаются слизистые покровы…Он обладает выраженным заживляющим действием…способствует заживлению анальных трещин, помогает «усмирить» боль и зуд, блокировать воспалительный процесс, снять отек и уменьшить узлы..», что содержит нарушения законодательства о рекламе, а именно пункта 6 части 5 статьи 5, пункта 1 части 1 статьи 25 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе».

2. ООО «Росст» (127015, г. Москва, проезд Керамический, д.53, корп.1, ИНН: 7709648316) в двухнедельный срок со дня получения данного предписания представить  в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области  письменные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания.

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Самарское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить административный штраф на должностных лиц в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

 

Резолютивная часть оглашена  24 августа 2015г.

Предписание изготовлено в полном объеме 03 сентября 2015г.

 

Предписание может  быть  обжаловано  в  арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 Председатель Комиссии                                                                                       А.Р. Баженов

 

            Члены Комиссии                                                                                         Е.О. Фомина

 

                                                                                                                               Т.А. Симонова

 

                                                                                                  

                                                                                        

                                                                                                       

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны