Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №11765-15/8 от 7 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

«31» декабря 2015г. г. Самара

 

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии — Баженов А.Р.,

Члены Комиссии — Макридина И.А.,

Симонова Т.А.,

 

рассмотрев дело №11765-15/8, возбужденное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по обращению Х. О.С. (вх. №71-гр от 02.10.2015г.), в отношении КПК «КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ», а также в отношении КПК «СТРОИТЕЛЬНО-СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАСС по признакам нарушения части 1 статьи 28, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (далее — ФЗ «О рекламе»),

 

в отсутствие представителей:

заявитель – Х. О.С. (уведомлялась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке письма с сайта Почта России);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – КПК «КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ» (уведомлялось о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке письма с сайта Почта России);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – КПК «СТРОИТЕЛЬНО-СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» (уведомлялось о времени и месте рассмотрения дела Определением об отложении дела №11765-14/8 (исх.№11156/8 от 09.11.2015г.);

заинтересованное лицо - учредителем Еженедельного рекламно-информационного издания «NEW Компас» индивидуальный предприниматель Л. Н. А. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица (уведомлялось о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке письма с сайта Почта России);

эксперта – ———

переводчика – ———

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Самарского УФАС России поступило обращение Х. О.С. (вх. №710-гр от 02.10.2015г.), в котором сообщается, что в рекламно-информационной газете «NEW Компас» №37 (51) от 23.09.2015 года на первой странице размещена реклама КПК «Строительная сберегательная касса».

Согласно доводам заявления в соответствии с ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив обязан вступить в саморегулируемую организацию (далее – СРО), при этом указанный в рекламе КПК на запрос Заявителя не представил доказательства своего членства в СРО.

В связи с этим, Заявитель полагает, что КПК «Строительная сберегательная касса» в нарушение требований законодательства РФ, в том числе, пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», не обладая членством в СРО, размещает рекламный материал о себе, в котором привлекает денежные средства членов кредитного кооператива.

При этом согласно тексту рекламы КПК принимает вклады, что является нарушением норм Федерального закона от 18.07.2009г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее — ФЗ «О кредитной кооперации»), поскольку данные действия не отражены в перечне допустимой деятельности указанных кооперативов.

Следовательно, вышеназванная реклама, по мнению Заявителя, нарушает требования законодательства РФ о рекламе.

При рассмотрении дела Самарским УФАС России установлено следующее.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») установлено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В вышеуказанной рекламе содержатся сведения о том, что деятельность кредитного потребительского кооператива осуществляет КПК «Строительная сберегательная касса», опыт которого составляет несколько лет работы на рынке сберегательных услуг.

При этом в рекламе содержится сноска мелким шрифтом на КПК «Касса взаимопомощи» и его ОГРН 11506324001899, а также сведения о регистрации данного лица в реестре СРО кредитных потребительских кооперативов приказом ФСФР России №11-3649/пз-и от 13.10.2011 года.

В свою очередь, в реестре кредитных потребительских кооперативов, размещенном на сайте Центрального банка Российской Федерации, сведения о КПК «Строительная сберегательная касса» отсутствуют, но имеются сведения о КПК «Касса взаимопомощи» с ОГРН 11506324001899.

Согласно данным Выписки из ЕГРЮЛ с сайта ФНС России КПК «Касса взаимопомощи» с ОГРН 11506324001899 зарегистрирован в качестве юридического лица 27.02.2015 года с присвоением ИНН 6324059044.

Также в тексте рекламы имеется указание на то, что сбережения застрахованы в системе страхования сбережений ОВС «Народные кассы».

Согласно информации с официального сайта системы страхования сбережений ОВС «Народные кассы» - http://ovsnk.ru/ ни КПК «Строительная сберегательная касса», ни КПК «Касса взаимопомощи» с ОГРН 11506324001899 не являются участниками данной системы страхования сбережений.

Таким образом, сведения о лице, оказывающем услуги кредитной кооперации, содержащиеся в рекламе, в части наименования лица противоречат друг другу, в части опыта оказания услуг и страхования сбережений в системе страхования сбережений ОВС «Народные кассы» не соответствуют фактическим данным, следовательно, могут ввести в заблуждение потребителей данных услуг при выборе кредитного потребительского кооператива для вступления в члены кооператива.

Самарским УФАС России при рассмотрении дела установлено следующее.

Часть 1 статьи 3 ФЗ «О кредитной кооперации» устанавливает, что кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

2) размещения указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 ФЗ «О кредитной кооперации» денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Из статьи 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. №395-1-ФЗ (далее — ФЗ «О банках и банковской деятельности») следует, что вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов.

В тексте указанной выше рекламы в таблице расчета процентов имеется указание на получение от членов кооператива вкладов, что противоречит нормам ФЗ «О кредитной кооперации» и ФЗ «О банках и банковской деятельности» и вводит в заблуждение потенциальных потребителей в отношении перечня услуг, оказываемых данным кооперативом, поскольку открытие вклада является банковской операцией. В свою очередь, КПК «Строительно-сберегательная касса» не является банком, следовательно, не в праве привлекать средства физических лиц во вклады.

Часть 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусматривает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно письменным пояснениям, представленным в адрес антимонопольного органа (вх.№7957-з от 03.11.2015г.) КПК «Касса взаимопомощи» пояснил, что никаких заявок на размещение рекламно-информационных материалов в № 37 (51) газеты «New КОМПАС» от 23.09.2015г. КПК «Касса взаимопомощи» не отправлял, не согласовывал, не оплачивал и не размещал, соответственно наличие признаков нарушения законодательства РФ о рекламе при распространении данной рекламы в действиях КПК «Касса взаимопомощи» не подтверждаются.

Самарским УФАС России установлено, что фактически данную рекламу размещал КПК «Строительно-сберегательная касса» , что подтверждается рекламно-информационной газетой «NEW Компас», договором на оказание услуг №131 от 21.09.2015г., а также актами выполненных работ (оказания услуг) и платежными документами представленными по запросу антимонопольного органа.

Таким образом, размещенная в рекламно-информационном издании «NEW Компас» №37 (51) от 23.09.2015г. реклама следующего содержания: «КПК Строительная сберегательная касса. Сбережение «Победа» от 17. до 24,75% годовых. Сбережения застрахованы до 1400 000руб. Проценты ежемесячно. Сумма вклада от 50-1400 000т.р, 3мес* 17% в год, 6 мес* 20% в год, 12мес* 24% в год + 0,75 бонус в конце года...ул. Московская, д.6, тел. 910-706, 8-927-614-07-06», в нарушение ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» содержит недостоверные сведения о наименовании лица, оказывающего финансовую услугу.

Таким образом, потребители рекламы вводятся в заблуждение относительно лица, фактически оказывающего финансовую услугу.

Также в тексте рекламы имеется указание на то, что сбережения застрахованы в системе страхования сбережений ОВС «Народные кассы».

Самарским УФАС России был осуществлен запрос информации в адрес НО ОВС «Народные кассы» (исх.№10738/8 от 27.10.2015г.), согласно ответу которой (вх.№8108-з от 11.11.2015г.) КПК «Строительно-сберегательная касса» не является членом ОВС «Народные кассы». При этом КПК «Строительно-сберегательная касса» в своей рекламе указывает, что сбережения застрахованы НО ОВС «Народные кассы» и используют элементы, индивидуализирующие НО ОВС «Народные кассы», тем самым вводя потребителей рекламы в заблуждение относительно имеющегося способа обеспечения взятых обязательств.

Согласно письменным пояснениям КПК «Строительно-сберегательная касса» (вх.№8974-з от 11.12.2015г.) следует, что 23.10.2015г. КПК «Строительно-сберегательная касса» принят членом НО «Национальное общество взаимного страхования», что подтверждается выпиской из протокола страхования на основании поданной заявки в НО «Национальное общество взаимного страхования», выданной 24.10.2015г.

Таким образом, на момент размещения рекламы (23.09.2015г.) КПК «Строительно-сберегательная касса» не являлась членом ни НО ОВС «Народные кассы», ни НО «Национальное общество взаимного страхования», а также не осуществляла страхование сбережений граждан являющихся членами данного КПК, соответственно информация о том, что сбережения застрахованы является недостоверной вводящей потребителей в заблуждение.

Таким образом, размещенная в рекламно-информационном издании «NEW Компас» №37 (51) от 23.09.2015г. реклама следующего содержания: «КПК Строительная сберегательная касса. Сбережение «Победа» от 17. до 24,75% годовых. Сбережения застрахованы до 1400 000руб. Проценты ежемесячно. Сумма вклада от 50-1400 000т.р, 3мес* 17% в год, 6 мес* 20% в год, 12мес* 24% в год + 0,75 бонус в конце года...ул. Московская, д.6, тел. 910-706, 8-927-614-07-06», в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит не соответствующие действительности сведения об рекламируемом товаре (услуге).

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу КПК «Строительно-сберегательная касса», распространенную на 1 странице в еженедельном рекламно-информационном издании «NEW Компас»следующего содержания: «КПК Строительная сберегательная касса. Сбережение «Победа» от 17. до 24,75% годовых. Сбережения застрахованы до 1400 000руб. Проценты ежемесячно. Сумма вклада от 50-1400 000т.р, 3мес* 17% в год, 6 мес* 20% в год, 12мес* 24% в год + 0,75 бонус в конце года...ул. Московская, д.6, тел. 910-706, 8-927-614-07-06», поскольку она содержит нарушение требований части 1 статьи 28, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2.Выдать КПК «Строительно-сберегательная касса» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2015г.

Решение изготовлено в полном объеме 31 декабря 2015г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 
Председатель Комиссии А.Р. Баженов

 

Члены Комиссии И.А. Макридина

 

Т.А. Симонова

Связанные организации

Связанные организации не указаны