Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №11765-15/8 от 4 октября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №11765-15/8

 

«31» декабря 2015г. г. Самара

 

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

Председатель Комиссии — Баженов А.Р.,

Члены Комиссии — Макридина И.А.,

Симонова Т.А.,

 

рассмотрев дело №11765-15/8, возбужденное Управлением Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) по обращению Халдиной О.С. (вх. №71-гр от 02.10.2015г.), в отношении КПК «КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ»(445004, Самарская область, г. Тольятти, ул. Александра Кудашева, д. 118, оф. 132, ИНН 6324059044, ОГРН 1156324001899, Дата регистрации юридического лица – 27.02.2015 года), а также в отношении КПК «СТРОИТЕЛЬНО-СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА (445004, г. Тольятти, ул. Александра Кудашева, д.118, кв.132, ИНН 6324064615, ОГРН 1156313050838, дата регистрации в ЕГРЮЛ 08.09.2015г.) по признакам нарушения части 1 статьи 28, пункта 2 части 3 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г. № 38-ФЗ (далее — ФЗ «О рекламе»),

 

в отсутствие представителей:

заявитель – Х.О.С. (уведомлялась о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке письма с сайта Почта России);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – КПК «КАССА ВЗАИМОПОМОЩИ» (уведомлялось о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке письма с сайта Почта России);

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – КПК «СТРОИТЕЛЬНО-СБЕРЕГАТЕЛЬНАЯ КАССА» (уведомлялось о времени и месте рассмотрения дела Определением об отложении дела №11765-14/8 (исх.№11156/8 от 09.11.2015г.);

заинтересованное лицо - учредителем Еженедельного рекламно-информационного издания «NEW Компас» индивидуальный предприниматель Л. Н. А. заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие лица (уведомлялось о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отправке письма с сайта Почта России);

эксперта – ———

переводчика – ———

 

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Самарского УФАС России поступило обращение Х. О.С. (вх. №710-гр от 02.10.2015г.), в котором сообщается, что в рекламно-информационной газете «NEW Компас» №37 (51) от 23.09.2015 года на первой странице размещена реклама КПК «Строительная сберегательная касса».

Согласно доводам заявления в соответствии с ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный кооператив обязан вступить в саморегулируемую организацию (далее – СРО), при этом указанный в рекламе КПК на запрос Заявителя не представил доказательства своего членства в СРО.

В связи с этим, Заявитель полагает, что КПК «Строительная сберегательная касса» в нарушение требований законодательства РФ, в том числе, пункта 7 статьи 7 ФЗ «О рекламе», не обладая членством в СРО, размещает рекламный материал о себе, в котором привлекает денежные средства членов кредитного кооператива.

При этом согласно тексту рекламы КПК принимает вклады, что является нарушением норм Федерального закона от 18.07.2009г. №190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее — ФЗ «О кредитной кооперации»), поскольку данные действия не отражены в перечне допустимой деятельности указанных кооперативов.

Следовательно, вышеназванная реклама, по мнению Заявителя, нарушает требования законодательства РФ о рекламе.

При рассмотрении дела Самарским УФАС России установлено следующее.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального Закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции») установлено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В вышеуказанной рекламе содержатся сведения о том, что деятельность кредитного потребительского кооператива осуществляет КПК «Строительная сберегательная касса», опыт которого составляет несколько лет работы на рынке сберегательных услуг.

При этом в рекламе содержится сноска мелким шрифтом на КПК «Касса взаимопомощи» и его ОГРН 11506324001899, а также сведения о регистрации данного лица в реестре СРО кредитных потребительских кооперативов приказом ФСФР России №11-3649/пз-и от 13.10.2011 года.

В свою очередь, в реестре кредитных потребительских кооперативов, размещенном на сайте Центрального банка Российской Федерации, сведения о КПК «Строительная сберегательная касса» отсутствуют, но имеются сведения о КПК «Касса взаимопомощи» с ОГРН 11506324001899.

Согласно данным Выписки из ЕГРЮЛ с сайта ФНС России КПК «Касса взаимопомощи» с ОГРН 11506324001899 зарегистрирован в качестве юридического лица 27.02.2015 года с присвоением ИНН 63240590...

Также в тексте рекламы имеется указание на то, что сбережения застрахованы в системе страхования сбережений ОВС «Народные кассы».

Согласно информации с официального сайта системы страхования сбережений ОВС «Народные кассы» - http://ovsnk.ru/ ни КПК «Строительная сберегательная касса», ни КПК «Касса взаимопомощи» с ОГРН 11506324001899 не являются участниками данной системы страхования сбережений.

Таким образом, сведения о лице, оказывающем услуги кредитной кооперации, содержащиеся в рекламе, в части наименования лица противоречат друг другу, в части опыта оказания услуг и страхования сбережений в системе страхования сбережений ОВС «Народные кассы» не соответствуют фактическим данным, следовательно, могут ввести в заблуждение потребителей данных услуг при выборе кредитного потребительского кооператива для вступления в члены кооператива.

Самарским УФАС России при рассмотрении дела установлено следующее.

Часть 1 статьи 3 ФЗ «О кредитной кооперации» устанавливает, что кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

2) размещения указанных в пункте 1 части 1 статьи 3 ФЗ «О кредитной кооперации» денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Из статьи 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990г. №395-1-ФЗ (далее — ФЗ «О банках и банковской деятельности») следует, что вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией, выдаваемой Банком России, участвующими в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках и состоящими на учете в организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов.

В тексте указанной выше рекламы в таблице расчета процентов имеется указание на получение от членов кооператива вкладов, что противоречит нормам ФЗ «О кредитной кооперации» и ФЗ «О банках и банковской деятельности» и вводит в заблуждение потенциальных потребителей в отношении перечня услуг, оказываемых данным кооперативом, поскольку открытие вклада является банковской операцией. В свою очередь, КПК «Строительно-сберегательная касса» не является банком, следовательно, не в праве привлекать средства физических лиц во вклады.

Часть 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусматривает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Согласно письменным пояснениям, представленным в адрес антимонопольного органа (вх.№7957-з от 03.11.2015г.) КПК «Касса взаимопомощи» пояснил, что никаких заявок на размещение рекламно-информационных материалов в № 37 (51) газеты «New КОМПАС» от 23.09.2015г. КПК «Касса взаимопомощи» не отправлял, не согласовывал, не оплачивал и не размещал, соответственно наличие признаков нарушения законодательства РФ о рекламе при распространении данной рекламы в действиях КПК «Касса взаимопомощи» не подтверждаются.

Самарским УФАС России установлено, что фактически данную рекламу размещал КПК «Строительно-сберегательная касса» (ИНН 6324064615, ОГРН 1156313050838), что подтверждается рекламно-информационной газетой «NEW Компас», договором на оказание услуг №131 от 21.09.2015г., а также актами выполненных работ (оказания услуг) и платежными документами представленными по запросу антимонопольного органа.

Таким образом, размещенная в рекламно-информационном издании «NEW Компас» №37 (51) от 23.09.2015г. реклама следующего содержания: «КПК Строительная сберегательная касса. Сбережение «Победа» от 17. до 24,75% годовых. Сбережения застрахованы до 1400 000руб. Проценты ежемесячно. Сумма вклада от 50-1400 000т.р, 3мес* 17% в год, 6 мес* 20% в год, 12мес* 24% в год + 0,75 бонус в конце года...ул. Московская, д.6, тел. 910-706, 8-927-614-07-06», в нарушение ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» содержит недостоверные сведения о наименовании лица, оказывающего финансовую услугу.

Таким образом, потребители рекламы вводятся в заблуждение относительно лица, фактически оказывающего финансовую услугу.

Также в тексте рекламы имеется указание на то, что сбережения застрахованы в системе страхования сбережений ОВС «Народные кассы».

Самарским УФАС России был осуществлен запрос информации в адрес НО ОВС «Народные кассы» (исх.№10738/8 от 27.10.2015г.), согласно ответу которой (вх.№8108-з от 11.11.2015г.) КПК «Строительно-сберегательная касса» не является членом ОВС «Народные кассы». При этом КПК «Строительно-сберегательная касса» в своей рекламе указывает, что сбережения застрахованы НО ОВС «Народные кассы» и используют элементы, индивидуализирующие НО ОВС «Народные кассы», тем самым вводя потребителей рекламы в заблуждение относительно имеющегося способа обеспечения взятых обязательств.

Согласно письменным пояснениям КПК «Строительно-сберегательная касса» (вх.№8974-з от 11.12.2015г.) следует, что 23.10.2015г. КПК «Строительно-сберегательная касса» принят членом НО «Национальное общество взаимного страхования», что подтверждается выпиской из протокола страхования на основании поданной заявки в НО «Национальное общество взаимного страхования», выданной 24.10.2015г.

Таким образом, на момент размещения рекламы (23.09.2015г.) КПК «Строительно-сберегательная касса» не являлась членом ни НО ОВС «Народные кассы», ни НО «Национальное общество взаимного страхования», а также не осуществляла страхование сбережений граждан являющихся членами данного КПК, соответственно информация о том, что сбережения застрахованы является недостоверной вводящей потребителей в заблуждение.

Таким образом, размещенная в рекламно-информационном издании «NEW Компас» №37 (51) от 23.09.2015г. реклама следующего содержания: «КПК Строительная сберегательная касса. Сбережение «Победа» от 17. до 24,75% годовых. Сбережения застрахованы до 1400 000руб. Проценты ежемесячно. Сумма вклада от 50-1400 000т.р, 3мес* 17% в год, 6 мес* 20% в год, 12мес* 24% в год + 0,75 бонус в конце года...ул. Московская, д.6, тел. 910-706, 8-927-614-07-06», в нарушение п. 2 ч. 3 ст. 5 ФЗ «О рекламе» содержит не соответствующие действительности сведения об рекламируемом товаре (услуге).

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 28, пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1.Признать ненадлежащей рекламу КПК «Строительно-сберегательная касса», распространенную на 1 странице в еженедельном рекламно-информационном издании «NEW Компас»следующего содержания: «КПК Строительная сберегательная касса. Сбережение «Победа» от 17. до 24,75% годовых. Сбережения застрахованы до 1400 000руб. Проценты ежемесячно. Сумма вклада от 50-1400 000т.р, 3мес* 17% в год, 6 мес* 20% в год, 12мес* 24% в год + 0,75 бонус в конце года...ул. Московская, д.6, тел. 910-706, 8-927-614-07-06», поскольку она содержит нарушение требований части 1 статьи 28, пункта 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

2.Выдать КПК «Строительно-сберегательная касса» предписание об устранении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 18 декабря 2015г.

Решение изготовлено в полном объеме 31 декабря 2015г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 
Председатель Комиссии А.Р. Баженов

 

Члены Комиссии И.А. Макридина

 

Т.А. Симонова

Связанные организации

Связанные организации не указаны