Решение б/н решение и предписание по делу № 12-11297-15/6 от 30 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Генеральному директору

ОАО «Управляющая компания № 5»

Г/ В.Ю.

 

ул. Никонова, д. 44, г. Тольятти,

Самарская область,

445015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Самара

 

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» октября 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «30» октября 2015 г.

                                 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя управления Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Ю.М. Ледяевой,

рассмотрев дело № 12-11297-15/6, возбужденное по признакам нарушения ОАО «Управляющая компания № 5» (ул. Никонова, д. 44, г. Тольятти, Самарская область, 445015) (далее – ОАО «УК № 5») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось обнаружение Самарским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ОАО «УК № 5».

Как следует из материалов дела, на официальном сайте Общества (http://uk-5.ru) в разделе «Услуги/Платные услуги» был размещен прейскурант на дополнительные платные услуги, оказываемые ОАО «УК № 5» населению и сторонним организациям. В указанном прейскуранте Обществом предусмотрена плата за услуги по «пломбировке индивидуального прибора учета при замене, установке или поверке». При этом, исходя из содержания прейскуранта, плата за указанные услуги дифференцируется в зависимости от количества приборов учета, подлежащих опломбированию, и составляет от 155 руб. до 300 руб. (пункты 1.9-1.11 прейскуранта).

Указанная информация с официального сайта ОАО «УК № 5» содержится в акте осмотра Самарского УФАС России от 05.05.2015 г.

Учитывая изложенное, в рамках полномочий, предоставленных статьей 23 Закона о защите конкуренции, Самарским УФАС России было принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения ОАО «УК № 5» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан Приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 05.05.2015 г. № 139.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

В целях установления доминирующего положения ОАО «УК № 5» Самарским УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона о защите конкуренции, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке предоставления коммунальной услуги – водоснабжения в границах домов, находящихся в управлении Общества за 2013-2014 гг.

Указанный анализ был проведен Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа).

 

1. Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, из положений ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом включает в себя ряд услуг, оказываемых Управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирных домах, в рамках заключенных договоров управления, в том числе – предоставление коммунальных услуг (водоснабжение/водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение).

 

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

 

В соответствии с пунктом 6 вышеназванных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Согласно подпункту «а» пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.

ОАО «УК № 5» заключает с собственниками помещений в многоквартирных домах договоры на управление многоквартирным домом. Указанные договоры предусматривают обязанности Управляющей организации, в том числе по предоставлению коммунальных услуг потребителю круглосуточно (пункт 2.1.6 заключенных Договоров).

 

Управляющая организация в соответствии с пунктом 2.2.2 Договора управления по поручению «Заказчика» от своего имени, но в интересах и за счет средств «Заказчика» заключает с ресурсоснабжающими и специализированными организациями договоры на предоставление коммунальных услуг, которые не могут быть предоставлены Управляющей организацией. В соответствии с пунктом 4.3 заключенных Договоров порядок расчета и начисления платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг.

ОАО «УК № 5» оказывает гражданам-потребителям коммунальные услуги, приобретая коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями, в рамках договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями. При этом, представляя интересы собственников помещений многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет ОАО «УК № 5» и, являясь стороной по договору в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, Управляющая организация имеет возможность влиять на условия поставки гражданам ресурса, в том числе определять порядок приема в эксплуатацию приборов учета, которые потребители установили в своих квартирах.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, перечень которых представлен ОАО «УК № 5», в анализируемый период исполнителем коммунальных услуг являлась именно данная Управляющая организация.

 

Из анализа положений ЖК РФ, следует, что под услугой по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами, а также иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Вместе с тем, исходя из анализа действующего законодательства, для осуществления соответствующей деятельности по управлению многоквартирным домом, в части предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, заключив договор управления, Управляющая организация становится единственно возможным поставщиком коммунальных услуг для граждан – собственников помещений в домах под управлением ОАО «УК № 5».

Соответственно с учетом заключенных договоров управления в анализируемый период по отношению к жителям многоквартирных домов, управление которыми осуществляло ОАО «УК № 5», данная управляющая организация являлась единственно возможным продавцом такой услуги как управление жилым фондом, а также комплекса иных услуг, оказываемых в рамках договора управления, в границах своей деятельности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, продуктовые границы рынка можно определить как рынок предоставления коммунальной услуги водоснабжения.

 

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

 

Как следует из информации, представленной ОАО «УК № 5» по состоянию на 31.12.2013 г. в управлении Общества находилось 38 многоквартирных домов, а по состоянию на 31.12.2014 г. – 39 домов (Приложение № 3 к письму ОАО «УК №» от 21.05.2015 г. № 473).

Таким образом, ОАО «УК № 5» в соответствии с частью 1 статьи 161, частью 1 статьи 162 ЖК РФ в силу своего правового положения должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом и предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами для собственников многоквартирных домов, избравших в качестве способа управления управление управляющей организацией и выбравших в качестве управляющей организации ОАО «УК № 5», данное Общество является единственным исполнителем коммунальных услуг, в том числе услуги водоснабжения.

Покупатель коммунальной услуги – водоснабжения – собственник (наниматель) помещения многоквартирного жилого дома не имеет возможности получать данные услуги за пределами многоквартирного жилого дома, в котором находится его помещение, так как водопроводные сети внутри его помещения имеют непосредственное присоединение к внутридомовым сетям конкретного многоквартирного жилого дома.

Таким образом, предоставление коммунальной услуги (водоснабжения) может быть оказано на территории того многоквартирного жилого дома, где расположено помещение покупателя услуг — собственника (наниматель) жилого помещения.

Исходя из анализа действующих нормативно-правовых актов, следует, что потребители коммунальных услуг имеют возможность получать данную услугу в границах вышеуказанного дома и не имеют этой возможности за его пределами (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, географическими границами рассматриваемого товарного рынка являются границы многоквартирных домов, управление которыми в анализируемый период осуществляло ОАО «УК № 5».

По результатам проведенного анализа вышеуказанного рынка установлено, что доля ОАО «УК № 5» на рынке предоставления коммунальной услуги – водоснабжения, географические границы которого определены соответствующими границами многоквартирных домов, управление которыми в 2013-2014 гг. осуществляло Общество, составляет 100%.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ОАО «УК № 5» является доминирующим.

 

2. В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Положениями части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что организации, которые осуществляют снабжение водой и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Следовательно, действующим законодательством не запрещается установка приборов учета потребляемой воды с помощью любых хозяйствующих субъектов, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации  к осуществлению такой деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, потребитель, установив в жилом помещении прибор учета потребляемой воды, обязан лишь уведомить исполнителя коммунальных услуг об этом в целях его ввода в эксплуатацию и применения расчетов оплаты за услуги водоснабжения по показателям прибора учета.

 

Согласно подпункту «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Пунктами 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

Согласно пункту 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

 

В соответствии с пунктом 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Пункты 81(8), 81(9), 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг вступили в силу с 01.10.2013 г., в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. № 824 «О внесении изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, указанным постановлением Правительства Российской Федерации законодательно закреплена императивная норма, предусматривающая в обязательном порядке установку представителем исполнителя контрольных пломб на приборе учета до осуществления его ввода в эксплуатацию. При этом, опломбирование приборов учета воды производится на безвозмездной основе.

Вместе с тем, положения нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в том числе, Правила предоставления коммунальных услуг, до вступления в силу дополнительных положений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. № 824, не предусматривали осуществление действий по опломбированию на возмездной основе.

Таким образом, исходя из буквального содержания положений Правил предоставления коммунальных услуг, после установки прибора учета воды, собственник должен обратиться к исполнителю коммунальных услуг за его вводом в эксплуатацию. При этом, на Управляющую организацию, как исполнителя коммунальной услуги, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, для учета объемов потребления которой установлен прибор учета, возложена обязанность по опломбированию и принятию данного прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе.

 

3. В соответствии с пунктом 2.2 Устава, утвержденного решением единственного акционера от 23.07.2012 г., ОАО «УК № 5» наряду с иными осуществляет следующие основные виды деятельности:

- исполняет функции управляющей организации по управлению, эксплуатации, обслуживанию, проведению капитального и текущего ремонтов жилого и нежилого фонда и объектов соцкультбыта, обеспечению энергосбережения, а также внедрению новых технологий;

- оказывает жилищно-коммунальные услуги физическим и юридическим лицам всех форм собственности.

ОАО «УК № 5» осуществляет предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 16.04.2015 г. № 29, выданной Государственной жилищной инспекцией Самарской области.

Согласно письму ОАО «УК №» от 21.05.2015 г. № 473, в управлении Общества по состоянию на 31.12.2013 г. находилось 38 многоквартирных дома, по состоянию на 31.12.2014 г. - 39 домов в Автозаводском и Комсомольском районах г.о.Тольятти. Объем жилищного фонда, находившегося в управлении ОАО «УК № 5», по состоянию  на 31.12.2013 г. составляет 195,88 тыс. м2, а по состоянию на 31.12.2014 г. – 197,2 тыс. м2.

 

Как следует из материалов дела, на официальном сайте ОАО «УК № 5» в сети Интернет в разделе «Услуги/»Платные услуги» размещен прейскурант на оказываемые Обществом платные услуги на 2015 год, утвержденный директором.

Указанным прейскурантом определена стоимость следующих услуг:

- пломбировка индивидуального прибора учета при замене, установке или поверке (1 шт.) – 155 руб. (пункт 1.9 прейскуранта);

- пломбировка индивидуального прибора учета при замене, установке или поверке (2 шт.) – 223 руб. (пункт 1.10 прейскуранта);

- пломбировка индивидуального прибора учета при замене, установке или поверке (4 шт.) – 300 руб. (пункт 1.11 прейскуранта).

Согласно письменным пояснениям ОАО «УК № 5», представленным письмом от 21.05.2015 г. № 473, опломбирование индивидуальных приборов учета потребляемой воды осуществляется Обществом без взимания платы на основании действующего законодательства. При этом, ОАО «УК № 5» указано, что счета, квитанции, иные платежные документы, выставленные гражданам и юридическим лицам в целях оплаты услуг по опломбированию индивидуальных приборов учета потребляемой воды отсутствуют. В связи с тем, что опломбирование прибора учета осуществляется бесплатно, доход от названной услуги Обществом получен не был.

Кроме того, из письма ОАО «УК № 5» от 21.05.2015 г. № 473 следует, что письма, заявления, обращения об опломбировании приборов учета потребляемой воды в адрес управляющей организации не поступали. ОАО «УК № 5» осуществляется только прием выполненных работ специализированных организаций, осуществивших установку приборов учета.

 

В рамках рассмотрения настоящего дела на основании Приказа руководителя от 04.08.2015 г. № 279 в отношении ОАО «УК № 5» Самарским УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

По итогам проведенной проверки Самарским УФАС России составлен акт проверки № 18 от 03.09.2015 г. Акт проверки, а также документы, полученные в результате ее проведении, приобщены к материалам настоящего дела.

В рамках внеплановой выездной проверки инспекции Самарского УФАС России были предоставлены выписки из лицевых счетов ОАО «УК № 5» за 2013 г. 2014 г., истекший период 2015 г., и платежные поручения. Из содержания указанных документов следует, что ОАО «УК № 5» осуществляет взимание платы с потребителей, которым оказываются коммунальные услуги водоснабжения, за опломбирование приборов учета.

 Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися заявками на оказание услуг по опломбированию приборов учета воды, наряд - квитанциями за 2013 г., 2014 г. и истекший период 2015 г. на выполнение услуг по опломбированию приборов учета воды. Инспекцией Самарского УФАС России установлено, что при опломбировании приборов учета оформляются наряд-квитанции на выполнение платных услуг, выполняемых ОАО «УК № 5». При осуществлении опломбирования приборов учета в наряд-квитанциях наименование работ указано как «Пломбировка».

Из представленных платежных документов следует, что за оказываемые услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета Обществом взималась плата в размере 144 рубля за один прибор учета.

При указанных обстоятельствах, имеющимися в материалах дела документальными доказательствами подтвержден факт взимания ОАО «УК № 5» платы за опломбирование индивидуальных приборов учета воды.

 

Кроме того, ОАО «УК № 5» письмом от 10.08.2015 г. № 834 указано, что монтаж и первичная опломбировка приборов учета Обществом не производилась. Как следует из данного письма, ОАО «УК № 5» выполнялись работы только по замене приборов учета. При этом, количество опломбированных после смены приборов учета составило: в 2013 году – 93 штуки, в 2014 году – 316 штук, за 1 полугодие 2015 года – 104 штуки.

Согласно вышеуказанному письму, от осуществления деятельности по опломбированию приборов учета ОАО «УК № 5» в 2013 г. – 1 полугодии 2015 г. был получен доход в размере 40 460,42 руб. При этом, как указывает Общества, данный доход был получен от осуществления действий по опломбированию приборов учета воды после их смены.

Вместе с тем, исходя из содержания пункта 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг, в отношении приборов учета после его ремонта, замены или поверки, действующим законодательством определен аналогичный порядок действий исполнителя коммунальных услуг по опломбированию и вводу в прибора учета в эксплуатацию. При этом, исходя из буквального содержания пункта 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг, опломбирование и ввод приборов учета после ремонта, замены или поверки также осуществляется исполнителем коммунальных услуг на безвозмездной основе.

Кроме того, из содержания представленных в рамках внеплановой выездной проверки наряд - квитанций за 2013 г., 2014 г. и истекший период 2015 г. на выполнение услуг по опломбированию приборов учета воды, не следует, что Обществом осуществлялось опломбирование приборов учета воды именно после их замены.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что вопреки требованиям пунктов 81(9), 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг, ОАО «УК № 5» действия по опломбированию приборов учета потребляемой воды осуществлялись на возмездной основе.

 

Вместе с тем, Комиссией установлено, что положения Закона об энергосбережении, Правил предоставления коммунальных услуг, имеющиеся в материалах дела доказательства, а также проанализированная судебная практика, указывает на то, что действия по взиманию платы за опломбировку индивидуального прибора учета воды являются неправомерными и не соответствуют положениям законодательства.

Фактически действия по опломбированию не являются оказанием услуг населению, а являются обязанностью управляющих организаций и производятся исключительно в их интересах с целью контроля и защиты от несанкционированного доступа к приборам учета и вмешательства в их работу. При этом, ввод прибора учета в эксплуатацию является процедурой, позволяющей потребителю коммунальных услуг осуществлять расчет за оказанные услуги по показаниям приборов учета, а не по нормативам.

Таким образом, опломбирование места установки индивидуального прибора учета, осуществляемое исполнителем коммунальной услуги, в данном случае ОАО «УК № 5», это обязанность исполнителя коммунальной услуги, которая должна быть осуществлена в целях контроля за расходованием коммунального ресурса.

Комиссия при рассмотрении указанного дела приходит к выводу о том, что получение владельцами индивидуальных приборов учета воды услуги по возмездной опломбировке места установки индивидуального прибора учета воды не обусловлено заинтересованностью потребителя данной услуги.

Таким образом, при указанных обстоятельствах, учитывая положения Правил предоставления коммунальных услуг, действия ОАО «УК № 5» по взиманию платы за опломбирование приборов учета воды, не соответствуют действующему законодательству, ущемляют интересы собственников помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).

Таким образом, действия ОАО «УК № 5» по взиманию платы за опломбировку прибора учета воды, которые совершались Обществом в 2013 г. – 1 полугодии 2015 г., ущемляют интересы собственников помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Как было установлено Комиссией, ОАО «УК № 5» в результате действий по взиманию платы за опломбировку индивидуальных приборов учета воды получен доход в размере 40 460,42 руб. Указанный доход получен ОАО «УК № 5» в результате неправомерных действий, совершенных в нарушение положений Правил предоставления коммунальных услуг.

Таким образом, принимая во внимание доминирующее положение ОАО «УК № 5» на рынке оказания коммунальной услуги водоснабжения в границах домов, находящихся в управлении, доход от оказания услуг по опломбированию индивидуальных приборов учета воды в период 2013 – первое полугодие 2015 г., получен ОАО «УК № 5» вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

3. По итогам внеплановой выездной проверки установлено, что в 2013-2014 гг., истекшем периоде 2015 года от физических лиц в адрес ОАО «УК № 5» поступали заявки на осуществление постановки на учет (ввод в эксплуатацию) индивидуальных приборов учета потребляемой воды. По итогам рассмотрения данных заявок, ОАО «УК № 5» оформлялись наряд-квитанции на выполнение названной услуги. При оказании услуги по вводу приборов учета в эксплуатацию наименование работ указано как «Приемка узла коммерческого учета», «Постановка на учет».

Из представленных платежных документов следует, что за оказываемые услуги по вводу индивидуального прибора учета воды в эксплуатацию в 2013 году Обществом взималась плата в сумме 401 руб. за один прибор учета, за оказываемые услуги по постановке на учет в 2014-2015 гг. Обществом взималась плата в сумме 402 руб. за один прибор учета.

Во исполнение требования Самарского УФАС России от 06.08.2015 г. № 7892/6 ОАО «УК № 5» письмом от 10.08.2015 г. № 834 были представлены сведения о сумме дохода (без НДС) от оказания платных услуг по вводу в эксплуатацию приборов учетов, которая составила 41 938,13 руб.

Таким образом, полученные в рамках проверки документы (выписки из лицевых счетов ОАО «УК № 5» за 2013 г. 2014 г., истекший период 2015 г., и платежные поручения) свидетельствуют о том, что наряду с платой за опломбирование установленных приборов учета с потребителей коммунальной услуги водоснабжения Обществом взимается плата за ввод прибора учета в эксплуатацию.

 

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия ОАО «УК № 5» также не соответствуют положениям федерального законодательства по следующим основаниям.

Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Аналогичная правовая норма предусмотрена в подпункте «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктами «ж», «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан:

- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;

- осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Согласно подпункту «и» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Учитывая указанные положения нормативных правовых актов, ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды должен осуществляться на безвозмездной основе.

Таким образом, после установки в жилом помещении прибора учета потребляемой воды, потребителю необходимо направить заявку исполнителю коммунальных услуг, о вводе в эксплуатацию данного прибора учета и применении расчетов оплаты за услуги водоснабжения по его показаниям.

 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. № 824 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг. Указанные изменения вступили в силу с 01.10.2013 г.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. № 824 Правила предоставления коммунальных услуг были дополнены пунктом 81(9), согласно которому ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы (пункт 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг).

Таким образом, постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013г. № 824 законодательно закреплена императивная норма, предусматривающая осуществление действий по вводу в эксплуатацию приборов учета воды на безвозмездной основе.

Вместе с тем, положения Правил предоставления коммунальных услуг до вступления в силу дополнительных положений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. № 824, не содержали положений, предусматривающих возможность взимания платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета потребляемой воды.

Таким образом, учитывая вышеизложенные положения правовых актов, действия ОАО «УК № 5» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию приборов учета воды, не соответствуют нормам федерального законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).

Имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что действия ОАО «УК № 5» по взиманию платы за ввод в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды, совершавшиеся Обществом в 2013 г. – 1 полугодии 2015 года, ущемляют интересы собственников помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения настоящего дела, ОАО «УК № 5» представлены сведения о сумме дохода Общества от оказания услуг по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета за 2013 г. – 1 полугодие 2015 гг., которая составила 41 938,13 руб.

Исходя из вышеизложенного, доход получен ОАО «УК № 5» в результате неправомерных действий Общества по взиманию платы за ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды, вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

 

Вместе с тем, Комиссией установлено, что ОАО «УК № 5» с 01.09.2015 г. генеральным директором утвержден новый прейскурант цен на платные услуги, оказываемые населению и сторонним организациям. Указанный прейскурант размещен на официальном сайте Общества. Из содержания данного документа следует, что плата за опломбирование и ввод приборов учета потребляемой воды прейскурантом не предусмотрена. Из пояснений ОАО «УК № 5» следует, что в настоящее время Обществом плата за названные действия не взимается. При этом, информация о безвозмездном характере работ по опломбированию и вводу в эксплуатацию установленных приборов учета потребляемой воды, доведена до сотрудников Общества.

Таким образом, Комиссией на основании имеющихся в деле материалов установлено, что на момент принятия решения по настоящему делу ОАО «УК № 5» указанные неправомерные действия по взиманию платы за опломбирование ввод и в эксплуатацию приборов учета воды прекращены.

При указанных обстоятельствах, представленные документы свидетельствуют о добровольном устранении ОАО «УК № 5» нарушения  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Основания для выдачи ОАО «УК № 5» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Вместе с тем, имеющиеся в деле документы указывают на необходимость выдачи ОАО «УК № 5» предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции, не установлено.

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ОАО «УК № 5» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением ОАО «УК № 5» нарушения антимонопольного законодательства.

3. Выдать ОАО «УК № 5» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

4. Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии:                                                                                         Ю.А. Клинкова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                     Н.В. Тишина

                                                                                                                               

                                                                                 

                                                                                                                        Ю.М. Ледяева

 

 

Генеральному директору

ОАО «Управляющая компания № 5»

Г. В.Ю.

 

ул. Никонова, д. 44, г. Тольятти,

Самарская область,

445015

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

                                                                                                                             

 

 «30» октября 2015 г.                                                                                                        г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя управления Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Ю.М. Ледяевой,

руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 4 статьи 41, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), на основании своего решения от 30.10.2015 г. по делу № 12-11297-15/6 о нарушении ОАО «УК № 5» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в действиях по взиманию платы за опломбирование и ввод приборов учета в эксплуатацию,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

ОАО «УК № 5» в срок до 01 декабря 2015 года перечислить в федеральный бюджет доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в размере 82 398 рублей 55 копеек (восемьдесят две тысячи триста девяносто восемь рублей пятьдесят пять копеек).

 

Указанная сумма исполняется в полном объеме на следующий счет:

Получатель:

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области

ИНН 6315802344

КПП 631601001

КБК 161 116 020 100 16000 140

Р/с 40101810200000010001 в Отделение Самара г. Самара

БИК 043601001

Л/с 04421188490 в УФК по Самарской области

ОКТМО 36740000

Назначение платежа: по предписанию Самарского УФАС России по делу № 12-11297-15/6 о нарушении антимонопольного законодательства.

 

О выполнении настоящего Предписания сообщить в антимонопольный орган не позднее пяти дней со дня его выполнения.

 

 

Председатель комиссии:                                                                                              Ю.А. Клинкова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                                            Н.В. Тишина

 

 

    Ю.М. Ледяева

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны