Решение №11450/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «НПП «МОНОТЕСТ» от 24 ноября 2021 г.
Текст документа
Сохранить как PDFКомиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торговли<...> (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «НПП «МОНОТЕСТ», (далее – Заявитель) на действия публичного акционерного общества «ОДК-КУЗНЕЦОВ» (далее – Заказчик, ПАО «ОДК-Кузнецов») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку видеоэндоскопа (извещение № 32110772018, http://zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион),
в присутствии представителей: от ООО «НПП «МОНОТЕСТ» - <...> (доверенность №20 от 24.11.2021г.), <...> (доверенность №21 от 24.11.2021 г.), от ПАО «ОДК-КУЗНЕЦОВ» - <...> (доверенность №228 от 03.02.2020г.), <...> (доверенность №390 от 21.01.2021г.), <...> (доверенность №532 от 23.11.2021г.).
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
16.11.2021 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «НПП «МОНОТЕСТ» на действия ПАО «ОДК-КУЗНЕЦОВ» пир проведении Аукциона.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, характеристики оборудования, представленные в техническом задании, ограничивают участие других производителей аналогичного/эквивалентного оборудования, что является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции ввиду того, что характеристикам Технического задания соответствует только одна модель видеоэндоскопа «Olimpus».
ПАО «ОДК-КУЗНЕЦОВ» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 18.11.2021г. № 11260/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупке Государственной корпорации "Ростех" размещена в ЕИС 05.08.2021г.
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.
28.10.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение №32110772018 о проведении Аукциона. Действующая редакция извещение размещена в ЕИС 28.10.2021г. Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 28.10.2021г.
Согласно разделу 9 Документации о закупке технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе приложения № 3 к документации о закупке.
Приложением № 3 Документации о закупке установлено техническое задание (далее – ТЗ) на поставку видеоэндоскопа для нужд ПАО "ОДК-КУЗНЕЦОВ".
Исходя из доводов Заявителя характеристики оборудования, представленные в техническом задании, в том числе пункты 11, 14, 20, ограничивают участие других производителей аналогичного/эквивалентного оборудования, что является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции ввиду того, что характеристикам Технического задания соответствует только одна модель видеоэндоскопа «Olimpus».
Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".
Из материалов жалобы следует, что при описании предмета закупки в Документации о закупке на поставку видеоэндоскопа ПАО «ОДК-Кузнецов» соблюдены требования части 6.1. статьи 3 Закона о закупки, в том числе указание в отношении товарного знака отсутствует.
Подобранные Заказчиком конструктивные особенности не являются индивидуальными и не привязаны к какому-либо поставщику. Они направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям и потребностям ПАО «ОДК-Кузнецов» что Законом о закупках не запрещено.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Выбор победителя Аукциона, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании требований, указанных в Документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества предлагаемого к поставке товара и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком характеристик объекта закупки, отраженных в ТЗ, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.
Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.
Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки, или к предлагаемому ими объекту поставки.
Использование Заказчиком характеристик объекта, установленных в ТЗ, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.
Само по себе предъявление Заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к предмету закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к необходимому к поставке объекту. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
Кроме того, согласно письменным пояснениям от 23.11.2021 исх. № 30494 ПАО «ОДК-Кузнецов» указание на определенные технические характеристики предмета закупки произведено в связи с производственной необходимостью ПАО «ОДК-Кузнецов», а также с требованиями конструкторской и технологической документации на дефектацию продукции предприятия. Пункт 11 технического задания устанавливает вес базового блока с аккумулятором, не более 1,8 кг – что обеспечивает удобство работы. Пункт 14 технического задания устанавливает требования качества записи видео (пиксель) - разрешение — не менее 768х576, 30, 60 кадров/сек. Формат записи — AVI MPEG-4. Материал может быть легко просмотрен при помощи Windows Media Player – что обеспечивает качество изображения и соответственно осмотра. Соответствие используемого ПО. Пункт 20 технического задания устанавливает Диапазон измерений линейных размеров дефектов, мм 0,1 – 25 мм – что установлено требованиями конструкторской и технологической документации ПАО «ОДК-Кузнецов».
Доказательств, опровергающих указанные доводы Заказчика, Заявителем не представлено.
Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке указанных характеристик товара могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые требования включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности, проводимой Заказчиком процедуры.
Указанное обстоятельство, при рассмотрении жалобы не установлено.
Кроме того установлено, что поступили первые части заявок от двух поставщиков (№296371 и 294683). Как указывает Заказчик, исходя из сравнительного анализа технических предложений, можно сделать вывод о том, что участниками предложены разные модели продукции с различными параметрами. А именно: диаметр рабочей части товара (п. 1 технических предложений); углы отклонения верхних/право/лево, град (п. 6 технических предложений); механизм блокировки оптического сменного адаптера (п. 10 технических предложений); LCD монитор (п. 12 технических предложений); метрологические характеристики: пределы допускаемой относительной погрешности измерения линейных размеров дефектов (п. 21 технических предложений); автономность работы (п. 23 технических предложений); основные эксплуатационные показатели: относительная влажность (п. 25 технических предложений).
Вместе с тем, в закупочной документации отсутствует требование о том, что участник закупки должен являться производителем оборудования. Следовательно, участником закупки может стать любой Поставщик, соответствующий требованиям документации о закупке, из неограниченного круга заинтересованных лиц.
Нормы Закона о закупках направлены на обеспечение конкуренции не между товарами, его характеристиками и производителями товаров, а между участниками закупок.
Заявитель имеет равные возможности по сравнению с другими участниками закупки и не ограничен правом принять участие в закупке с продукцией, соответствующей требованиям документации закупки.
Заявитель не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобрести товар, в том числе по характеристикам, установленным в документации о закупке. Требования к закупаемому товару не могут рассматриваться, как фактор ограничения количества участников закупки, так как товар с указанными характеристиками может быть предложен к поставке неограниченным количеством поставщиков.
Возможность осуществления поставки предмета закупки предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар с указанными Заказчиком в ТЗ характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц.
Ссылка Заявителя на пункт 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 является необоснованной.
Согласно указанному пункту Обзора судебной практики включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара является нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Вместе с тем, вопросы, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, в том числе статьи 17 Закона о защите конкуренции, не могут быть рассмотрены в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Кроме того, как следует из пункта 10 Обзора судебной практики, не допускается включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара.
Вместе с тем, предметом рассматриваемой закупки являлась поставка видеоэндоскопа, который является продукцией обладающей определенной спецификой, в отношении которого Заказчик установил необходимые характеристики.
Таким образом, ПАО «ОДК-Кузнецов» не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку видеоэндоскопа (извещение № 32110772018, http://zakupki.gov.ru).
Рассматриваемые действия Заказчика, не указывают на наличие признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «ННП «МОНОТЕСТ» необоснованной.