Решение №11450/7 РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «НПП «МОНОТЕСТ» от 24 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) по рассмотрению жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торговли<...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «НПП «МОНОТЕСТ», (далее – Заявитель) на действия публичного акционерного общества «ОДК-КУЗНЕЦОВ» (далее – Заказчик, ПАО «ОДК-Кузнецов») при проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку видеоэндоскопа (извещение № 32110772018http://zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион),

в присутствии представителей: от ООО «НПП «МОНОТЕСТ» - <...> (доверенность №20 от 24.11.2021г.), <...> (доверенность №21 от 24.11.2021 г.), от ПАО «ОДК-КУЗНЕЦОВ» - <...> (доверенность №228 от 03.02.2020г.), <...> (доверенность №390 от 21.01.2021г.), <...> (доверенность №532 от 23.11.2021г.).

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

16.11.2021 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «НПП «МОНОТЕСТ» на действия ПАО «ОДК-КУЗНЕЦОВ» пир проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, характеристики оборудования, представленные в техническом задании, ограничивают участие других производителей аналогичного/эквивалентного оборудования, что является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции ввиду того, что характеристикам Технического задания соответствует только одна модель видеоэндоскопа «Olimpus».

ПАО «ОДК-КУЗНЕЦОВ» просило отказать в удовлетворении жалобы Заявителя, указывая на правомерность своих действий при проведении Аукциона. Представило документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 18.11.2021г. № 11260/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - Положение о закупке).

В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция  Положения о закупке Государственной корпорации "Ростех" размещена в ЕИС 05.08.2021г.

Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и Положением о закупке.

28.10.2021г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещено извещение №32110772018 о проведении Аукциона. Действующая редакция извещение размещена в ЕИС 28.10.2021г. Актуальная документация по Аукциону (далее – Документация о закупке) размещена в ЕИС: 28.10.2021г.

Согласно разделу 9 Документации о закупке технические требования к продукции (предмету закупки) представлены в виде отдельного файла в составе приложения № 3 к документации о закупке.

Приложением № 3 Документации о закупке установлено техническое задание (далее – ТЗ) на поставку видеоэндоскопа для нужд ПАО "ОДК-КУЗНЕЦОВ".

Исходя из доводов Заявителя характеристики оборудования, представленные в техническом задании, в том числе пункты 11, 14, 20, ограничивают участие других производителей аналогичного/эквивалентного оборудования, что является нарушением статьи 17 Закона о защите конкуренции ввиду того, что характеристикам Технического задания соответствует только одна модель видеоэндоскопа «Olimpus».

Согласно части 6.1 статьи 3 Закона о закупках при описании в документации о конкурентной закупке предмета закупки заказчик должен руководствоваться следующими правилами: в описании предмета закупки указываются функциональные характеристики (потребительские свойства), технические и качественные характеристики, а также эксплуатационные характеристики (при необходимости) предмета закупки; в описание предмета закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки; в случае использования в описании предмета закупки указания на товарный знак необходимо использовать слова "(или эквивалент)".

Из материалов жалобы следует, что при описании предмета закупки в Документации о закупке на поставку видеоэндоскопа ПАО «ОДК-Кузнецов» соблюдены требования части 6.1. статьи 3 Закона о закупки, в том числе указание в отношении товарного знака отсутствует.

Подобранные Заказчиком конструктивные особенности не являются индивидуальными и не привязаны к какому-либо поставщику. Они направлены на определение потребностей Заказчика и выявление товара, подлежащего поставке, в наилучшей степени отвечающего требованиям и потребностям ПАО «ОДК-Кузнецов» что Законом о закупках не запрещено.

На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.

Выбор победителя Аукциона, заявка которого по результатам сопоставления заявок на основании требований, указанных в Документации о закупке, содержит лучшие условия исполнения договора, не является нарушением принципа равноправия, если указанные требования предоставляют Заказчику дополнительные гарантии качества предлагаемого к поставке товара и не направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.

При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком характеристик объекта закупки, отраженных в ТЗ, не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.

Исходя из содержания пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции, признаками ограничения конкуренции являются обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, вызывая сокращение числа хозяйствующих субъектов на данном рынке.

Закон о закупках не обязывает Заказчика допускать к участию в закупке всех хозяйствующих субъектов, имеющих намерение получить прибыль в результате заключения договора. Иное противоречило бы принципу целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, сокращения издержек Заказчика, закрепленному пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках и предполагающему наличие у Заказчика права на установление в Документации о закупке способствующих тому требований к участникам закупки, или к предлагаемому ими объекту поставки.

Использование Заказчиком характеристик объекта, установленных в ТЗ, не является нарушением, если эти характеристики носят измеряемый характер и соответствие объекта закупки названным требованиям может быть установлено объективно.

Само по себе предъявление Заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.

При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил и критериев относительно требований, устанавливаемых Заказчиком к предмету закупки. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).

В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.

Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к необходимому к поставке объекту. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Кроме того, согласно письменным пояснениям от 23.11.2021 исх. № 30494 ПАО «ОДК-Кузнецов» указание на определенные технические характеристики предмета закупки произведено в связи с производственной необходимостью ПАО «ОДК-Кузнецов», а также с требованиями конструкторской и технологической документации на дефектацию продукции предприятия. Пункт 11 технического задания устанавливает вес базового блока с аккумулятором, не более 1,8 кг – что обеспечивает удобство работы. Пункт 14 технического задания устанавливает требования качества записи видео (пиксель) - разрешение — не менее 768х576, 30, 60 кадров/сек. Формат записи — AVI MPEG-4. Материал может быть легко просмотрен при помощи Windows Media Player – что обеспечивает качество изображения и соответственно осмотра. Соответствие используемого ПО. Пункт 20 технического задания устанавливает Диапазон измерений линейных размеров дефектов, мм 0,1 – 25 мм – что установлено требованиями конструкторской и технологической документации ПАО «ОДК-Кузнецов».

Доказательств, опровергающих указанные доводы Заказчика, Заявителем не представлено.

Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке указанных характеристик товара могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые требования включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности, проводимой Заказчиком процедуры.

Указанное обстоятельство, при рассмотрении жалобы не установлено.

Кроме того установлено, что поступили первые части заявок от двух поставщиков (№296371 и 294683). Как указывает Заказчик, исходя из сравнительного анализа технических предложений, можно сделать вывод о том, что участниками предложены разные модели продукции с различными параметрами. А именно: диаметр рабочей части товара (п. 1 технических предложений); углы отклонения верхних/право/лево, град (п. 6 технических предложений); механизм блокировки оптического сменного адаптера (п. 10 технических предложений); LCD монитор (п. 12 технических предложений); метрологические характеристики: пределы допускаемой относительной погрешности измерения линейных размеров дефектов (п. 21 технических предложений); автономность работы (п. 23 технических предложений); основные эксплуатационные показатели: относительная влажность (п. 25 технических предложений).

Вместе с тем, в закупочной документации отсутствует требование о том, что участник закупки должен являться производителем оборудования. Следовательно, участником закупки может стать любой Поставщик, соответствующий требованиям документации о закупке, из неограниченного круга заинтересованных лиц.

Нормы Закона о закупках направлены на обеспечение конкуренции не между товарами, его характеристиками и производителями товаров, а между участниками закупок.

Заявитель имеет равные возможности по сравнению с другими участниками закупки и не ограничен правом принять участие в закупке с продукцией, соответствующей требованиям документации закупки.

Заявитель не ограничен в выборе контрагентов, у которых он может приобрести товар, в том числе по характеристикам, установленным в документации о закупке. Требования к закупаемому товару не могут рассматриваться, как фактор ограничения количества участников закупки, так как товар с указанными характеристиками может быть предложен к поставке неограниченным количеством поставщиков.

Возможность осуществления поставки предмета закупки предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении договора, возможности поставить товар с указанными Заказчиком в ТЗ характеристиками, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц.

Ссылка Заявителя на пункт 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018 является необоснованной.

Согласно указанному пункту Обзора судебной практики включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара является нарушение статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, вопросы, связанные с нарушением антимонопольного законодательства, в том числе статьи 17 Закона о защите конкуренции, не могут быть рассмотрены в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства. Порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.

Кроме того, как следует из пункта 10 Обзора судебной практики, не допускается включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара.

Вместе с тем, предметом рассматриваемой закупки являлась поставка видеоэндоскопа, который является продукцией обладающей определенной спецификой, в отношении которого Заказчик установил необходимые характеристики.

Таким образом, ПАО «ОДК-Кузнецов» не нарушен порядок действующего законодательства при организации и проведении аукциона в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства на поставку видеоэндоскопа (извещение № 32110772018http://zakupki.gov.ru).

Рассматриваемые действия Заказчика, не указывают на наличие признаков нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу ООО «ННП «МОНОТЕСТ» необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны