Решение б/н РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 12551-16/8 от 30 декабря 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 12551-16/8

 

08 декабря 2016г.                                                                                                 г. Самара

Комиссия Самарского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

 

Председатель Комиссии — Шабанова М.А.,

             Члены Комиссии — Макридина И.А.,

                                                Антонова А.Ф.,

 

рассмотрев дело №12551-16/8 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения в рекламно-информационной газете «PRESENT» №83 (4620) от 01.08.2016 года на странице 8 рекламы ПК «Народный»,

 

в присутствии представителей:

заявитель – гр. К.Л.А. уведомлена надлежащим образом, что подтверждается реестром отправки внутренней почтовой корреспонденции, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №44312304514935 с отметкой «неудачная попытка вручения 09.11.2016г.»

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ПК «Народный представитель по доверенности Г. В.А., потребительский кооператив уведомлен надлежащим образом, что подтверждается реестром отправки внутренней почтовой корреспонденции, отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №44312304514928 с отметкой «получено адресатом 09.11.2016г..»;

эксперта – ———

переводчика – ———

в присутствии слушателя  Н. Е.С. представлен паспорт,

УСТАНОВИЛА:

В адрес Самарского УФАС России поступило обращение К. Л.А. (вх. №647-гр от 16.08.2016г.), в котором сообщается, что в рекламно-информационной газете «PRESENT» №83 (4620) от 01.08.2016 года на странице 8 в разделе «Финансы», размещена реклама ПК «Народный» следующего содержания: «ПК «Народный. В наше время важно суметь сберечь и приумножить свои средства. Я выбрал кооператив «Народный». Доходность от 22% годовых, а в подарок компенсация услуг ЖКХ (далее изображение мужчины). Сохранить и приумножить свои средства может каждый! Дивиденды на добровольный паевой взнос – от 22%. Пенсионерам + 0,1% в подарок. Скидка от 3 до 10% при покупке товаров и услуг. Компенсация оплаты услуг ЖКХ (до 10% на каждого пайщика). Покупка продукции сельхозназначения за наличный расчет. Открыты филиалы в 15 городах РФ.  Более подробную информацию можно узнать в офисах ПК «Народный».

Согласно доводам заявления в тексте рекламы указывается, что КП «Народный» принимает добровольный паевой взнос и выплачивает дивиденды от 22%, при этом лицо не указывает все условия, влияющие на проценты по договору. Кроме того,  потребительским кооперативом предлагается компенсация оплаты услуг ЖКХ до 10% на каждого пайщика.

По мнению Заявителя, вышеназванная реклама нарушает требования законодательства РФ о рекламе.

В целях полного и всестороннего изучения фактов, изложенных в обращении и в соответствии с требованиями Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденного Приказом ФАС РФ от 23.11.2012 г. N 453 "Об утверждении Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе", Управлением был направлен соответствующий запрос в адрес рекламно-информационной газеты «PRESENT» учредителем которой является ООО «Газета «Презент», с целью установления лица, являющегося рекламодателем вышеуказанной рекламы.

В ответ на запрос антимонопольного органа ООО «Газета «Презент» в лице директора Общества сообщило, что рекламодателем рассматриваемой рекламы является ПК «Народный», что подтверждается договором на размещение (опубликование) рекламно-информационных материалов в газете «Презент» №924Р от 01.08.2016г., согласованным макетом рекламного материала с печатью организаций и подписями должностных лиц.

Согласно данным Выписки из ЕГРЮЛ с сайта ФНС России  ПК «Народный» с ОГРН 1166313080559 зарегистрирован в качестве юридического лица 31.03.2016 года с присвоением ИНН 6316220162, основным видом деятельности согласно ОКВЭД 46.31 является оптовая торговля фруктами и овощами.

При рассмотрении заявления Самарским УФАС России установлено следующее.

Пунктом 2 статьи 4 ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Согласно части 1 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

В вышеуказанной рекламе содержатся сведения о том, что деятельность потребительского кооператива осуществляет ПК «Народный».

Также в тексте рекламы имеется указание на то, что ПК «Народный» принимает добровольный паевой взнос и обещает дивиденды (доходность) от 22% годовых.

Согласно пункту 1 части 3 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 №51-ФЗ (далее – ГК РФ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;

Согласно части 1 статьи 65.1 ГК РФ юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями). К ним относятся хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, общественные движения, ассоциации (союзы), товарищества собственников недвижимости, казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общины коренных малочисленных народов Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 123.1 ГК РФ некоммерческими корпоративными организациями признаются юридические лица, которые не преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяют полученную прибыль между участниками (пункт 1 статьи 50 и статья 65.1), учредители (участники) которых приобретают право участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 настоящего Кодекса.

Согласно частям 1, 2 статьи 123.2 ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан или граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Общество взаимного страхования может быть основано на членстве юридических лиц.

Устав потребительского кооператива должен содержать сведения о наименовании и месте нахождения кооператива, предмете и целях его деятельности, условия о размере паевых взносов членов кооператива, составе и порядке внесения паевых взносов членами кооператива и об их ответственности за нарушение обязательства по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов кооператива и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама финансовых услуг и финансовой деятельности не должна содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора, а также умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Часть 1 статьи 5 ФЗ «О рекламе» предусматривает, что реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

На основании вышеизложенного, Самарским УФАС России было возбуждено дело №12551-16/8 в отношении ПК «Народный» по признакам нарушения пунктов 1, 2 части 2 статьи 28, части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно пункта 1 статьи 3 Закона "О рекламе" дано понятие рекламы - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Закона "О рекламе" объектом рекламирования является товар, средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Учитывая правовой смысл и содержание приведенных понятий рекламы и объекта рекламирования, информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, а также об изготовителе (продавце) такого товара, то есть объекту рекламирования в целом.

Информация, распространявшаяся в рекламно-информационной газете «PRESENT» №83 (4620) от 01.08.2016 года на странице 8 в разделе «Финансы», следующего содержания: «ПК «Народный. В наше время важно суметь сберечь и приумножить свои средства. Я выбрал кооператив «Народный. Доходность от 22% годовых, а в подарок компенсация услуг ЖКХ (далее изображение мужчины). Сохранить и приумножить свои средства может каждый! Дивиденды на добровольный паевой взнос – от 22%. Пенсионерам + 0,1% в подарок. Скидка от 3 до 10% при покупке товаров и услуг. Компенсация оплаты услуг ЖКХ (до 10% на каждого пайщика). Покупка продукции сельхозназначения за наличный расчет. Открыты филиалы в 15 городах РФ.  Более подробную информацию можно узнать в офисах ПК «Народный», содержит все необходимые юридические признаки рекламы, позволяющие определить ее именно в этом качестве и отличить от информации не рекламного характера: предназначена для неопределенного круга лиц, преследует строго заданные цели информирования: продвижение на рынке, призвана формировать и поддерживать интерес к товарам, предоставляемым соответствующим рекламодателем.

Согласно письменным пояснениям председателя ПК «Народный Ц. В.С. ПК «Народный» не является финансовой или иной кредитной организацией и не оказывает финансовые услуги населению. Потребительский кооператив работает в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995г. №193-ФЗ. Результатами работы кооператива, могут воспользоваться только те члены кооператива, которые заключили с кооперативом договор о внесении добровольного паевого взноса с целью ведения совместной хозяйственной деятельности, что указано в рекламном макете «только для членов кооператива», Кроме того, условия которые могут влиять на доходность, частично размещены в рекламном макете, а именно вступительный взнос – 100 рублей.

Однако, с данными доводами Самарское УФАС России не согласно.

Согласно ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»  от 08.12.1995г. №193-ФЗ сельскохозяйственный кооператив - организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив (далее также - кооператив) может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива (далее также - производственный кооператив) или сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее также - потребительский кооператив).

 Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива.

Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности.

К перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесо- и пиломатериалов и других).

Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.

Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по страхованию (страховые кооперативы), научно-производственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитные кооперативы) и другие работы и услуги.

Снабженческие кооперативы образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других).

Однако, согласно устным и письменным пояснениям представителя ПК «Народный», а также представленным документам, а именно договорам на поставку оборудования, устава утвержденного собранием Учредителей ПК «Народный» (протокол №1 от 18.03.2016г.) предметом деятельности Кооператива является организация взаимодействия его членов, организация взаимопомощи в целях обеспечения экономической выгоды членов Кооператива, осуществление работ и оказания услуг, обеспечивающих потребности членов Кооператива по переработке, снабжению и сбыту товаров потребления (продовольственных и других), удовлетворение материальных и иных потребностей членов Кооператива. Основными задачами Кооператива являются: создание и развитие закупочной и торговой деятельности для обеспечения потребностей членов – пайщиков Кооператива, закупка у сельскохозяйственных товаропроизводителей, как у физических, так и у юридических лиц, сельскохозяйственной продукции (товаров) и сырья для дальнейшей переработки и реализации в оптово-розничной сети, закупка продукции производственно-технического назначения, различного оборудования запасных частей и агрегатов, комплектующих изделий и т.п., технического сырья с последующей их доработкой (комплектации), а также реализацией в целях удовлетворения нужд и производственных потребностей членов-пайщиков (участников) Кооператива и других сельскохозяйственных товаропроизводителей, переработка и производство продовольственных товаров (мясных полуфабрикатов, субпродуктов, колбасных, хлебобулочных, макаронных изделий) и иной продовольственной продукции, последующей их реализацией через организации оптово-розничной торговли, закупка, поставка и оптово-розничная продажа товаров (продовольственных и промышленных), материалов ремонтно-строительного назначения, необходимой спецодежды, переработка, фасовка, сортировка, упаковка, хранение и транспортировка различной сельскохозяйственной продукции, розничная продажа пива и безалкогольной продукции.

Таким образом, ПК «Народный» не производит, а фактически осуществляет деятельность по закупке сельскохозяйственной продукции (товаров) и сырья для дальнейшей переработки и реализации в оптово-розничной сети, что не попадает под понятие сельскохозяйственных коопераций и их деятельности.

Фактически ПК «Народный» должен осуществлять свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Согласно содержанию рекламного материала, ПК «Народный» гарантирует дивиденды на добровольный паевой взнос до 22%.

В соответствии со статьей 24 ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации", размер кооперативных выплат, определяемый общим собранием потребительского общества, не должен превышать 20% от доходов потребительского общества.

Кроме того, в рекламе каждому пайщику гарантирована компенсация оплаты услуг ЖКХ (до 10% на каждого пайщика). Вместе с тем, в соответствии со статьей 11 ФЗ «О потребительской кооперации (потребительских обществах и союзах) в Российской Федерации", пайщик общества имеет право пользоваться льготами, предусмотренными для пайщиков общим собранием потребительского общества. Эти льготы предоставляются за счет доходов, получаемых от предпринимательской деятельности потребительского общества.

Кроме того, согласно Уставу Кооператива доходы кооператива, определяемые по бухгалтерскому балансу и остающиеся после уплаты налогов, сборов и обязательных платежей, распределяются следующим образом: на погашение просроченных долгов, в резервный фонд и предусмотренные уставом кооператива иные неделимые фонды, на выплату причитающихся по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива дивидендов и премирование членов кооператива и его работников, общая сумма которых не должна превышать 30 процентов от доходов кооператива, подлежащих распределению, на кооперативные выплаты.

Кооперативные выплаты распределяются между членами потребительского кооператива согласно решению общего собрания - пропорционально доле их участия в хозяйственной деятельности кооператива.

Кооперативные выплаты используются в следующем порядке: не менее чем 70 процентов суммы кооперативных выплат направляется на пополнение приращенного пая члена кооператива, остаток кооперативных выплат выплачивается члену кооператива.

Таким образом, гарантии о возмещении услуг ЖКХ не могут быть даны каждому пайщику, как и доходность от 22% годовых.

В соответствии с п. 2, п.20 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, а также об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Комиссия Самарского УФАС России, изучив содержание рекламного материала, материалы дела №12551-16/8, установила нарушение норм рекламного законодательства, а именно,  п.2 ч.3 ст.5, п.20 ч.3 ст.5, ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе» в рекламе, размещенной в рекламно-информационной газете «PRESENT» №83 (4620) от 01.08.2016 года на странице 8 в разделе «Финансы» следующего содержания: «ПК «Народный». В наше время важно суметь сберечь и приумножить свои средства. Я выбрал кооператив «Народный. Доходность от 22% годовых, а в подарок компенсация услуг ЖКХ (далее изображение мужчины). Сохранить и приумножить свои средства может каждый! Дивиденды на добровольный паевой взнос – от 22%. Пенсионерам + 0,1% в подарок. Скидка от 3 до 10% при покупке товаров и услуг. Компенсация оплаты услуг ЖКХ (до 10% на каждого пайщика). Покупка продукции сельхозназначения за наличный расчет. Открыты филиалы в 15 городах РФ. Более подробную информацию можно узнать в офисах ПК «Народный» .

Признаки нарушения, предусмотренные пунктами 1,2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе», в действиях ПК «Народный» не подтвердились, так как ПК «Народный» не осуществляет оказание банковских, страховых и финансовых услуг населению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», а также в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

1. Признать ненадлежащей рекламу, распространенную в рекламно-информационной газете «PRESENT» №83 (4620) от 01.08.2016 года на странице 8 в разделе «Финансы», следующего содержания: «ПК «Народный. В наше время важно суметь сберечь и приумножить свои средства. Я выбрал кооператив «Народный». Доходность от 22% годовых, а в подарок компенсация услуг ЖКХ (далее изображение мужчины). Сохранить и приумножить свои средства может каждый! Дивиденды на добровольный паевой взнос – от 22%. Пенсионерам + 0,1% в подарок. Скидка от 3 до 10% при покупке товаров и услуг. Компенсация оплаты услуг ЖКХ (до 10% на каждого пайщика). Покупка продукции сельхозназначения за наличный расчет. Открыты филиалы в 15 городах РФ.. Более подробную информацию можно узнать в офисах ПК «Народный» в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, а также которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, а также об изготовителе или о продавце рекламируемого товара, что является нарушением части 7 статьи 5, пунктов 2, 20 части 3 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006г. № 38-ФЗ «О рекламе».

2. Выдать предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Резолютивная часть решения оглашена 24 ноября 2016г.

Решение изготовлено в полном объеме 08 декабря 2016г.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                           М.А. Шабанова

 

Члены Комиссии                                                                                      И.А. Макридина

 

                                                                                                                      А.Ф. Антонова

Связанные организации

Связанные организации не указаны