Определение б/н ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА №12975-17/8 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУ... от 5 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее — Самарское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе, заместитель руководителя Самарского УФАС России Ш. М.А., рассмотрев материалы с признаками нарушения ЖНК «Триумф-НК» законодательства РФ о рекламе,

 

У С Т А Н О В И Л:

 

В адрес Самарского УФАС России поступило обращение Отделения по СО Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ (вх.№3455 от 11.05.2017г.) в котором сообщается, что на территории Самарской области по адресу: г.о. Самара, ул. Авроры, у главного входа в офис ЖНК «Триумф-НК» размещена реклама следующего содержания: «Жилищный накопительный кооператив «Триумф-НК»… Работаем с 2004 года… ИПОТЕКА 6% ГОДОВЫХ… Покупаем квартиры в любом городе России без поручителей только паспорт и ИНН… Гибкий график платежей.. Наличие прописки для вступления в «Триумф-НК» (в данном городе) необязательно», которая содержит признаки нарушения законодательства о рекламе, в частности, части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 и части 14 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»).

Исходя из обращения (вх.№3455 от 11.05.2017г.) следует, что рекламодателем спорной рекламы является ЖНК «Триумф-НК».

При этом Самарским УФАС России 05 июня 2017 года было выявлено размещение схожей рекламы на территории Самарской области на рекламной конструкции, расположенной на автобусной остановке «Постников Овраг» следующего содержания: «ТРИУМФ-НК ЖИЛИЩНЫЙ НАКОПИТЕЛЬНЫЙ КООПЕРАТИВ... г. Самара ул. Аврора... ИПОТЕКА 6%...номера телефонов... Включен в реестр ЖНК под №159. Компенсация убытков на осуществление деятельности кооператива осуществляется из паевых взносов. Только для членов кооператива. адрес сайта, номер телефона», которая содержит признаки нарушения законодательства о рекламе (Акт №1 от 05.06.2017г.).

Согласно статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с частью 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 28 ФЗ «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с частью 3 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом "О потребительском кредите (займе)", для заемщика и влияющие на нее.

Согласно части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе» если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» (далее - ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах») жилищный накопительный кооператив (далее также - кооператив) - потребительский кооператив, созданный как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 48 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» кооператив не вправе выдавать займы физическим или юридическим лицам.

Учитывая вышеизложенные нормы, Самарское УФАС России установило, что размещенная на территории Самарской области по адресу: г.о. Самара, ул. Авроры, д. 120, у главного входа офиса ЖНК «Триумф-НК» реклама следующего содержания: «Жилищный накопительный кооператив «Триумф-НК»… Работаем с 2004 года… ИПОТЕКА 6% ГОДОВЫХ… Покупаем квартиры в любом городе России без поручителей только паспорт и ИНН… Гибкий график платежей… Наличие прописки для вступления в «Триумф-НК» (в данном городе) необязательно» адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к выдаче ипотечных кредитов. Из содержания рекламы не усматривается, что она адресована только членам кооператива, что позволило бы расценить ее как объявление.

Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (статьи 76, 77) предусматривает возможность получения целевого займа для приобретения или сооружения жилого дома или квартиры не только от банка или иной кредитной организации, но и от другого юридического лица соответственно по договору кредита или целевого займа.

Согласно пункту 1 статьи 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ под кредитом понимаются денежные средства, предоставленные заемщику банком или иной кредитной организацией (кредитом) по кредитному договору в размере и на условиях, предусмотренных договором.

Спорная реклама, размещенная ЖНК «Триумф-НК» с использованием фразы: «Ипотека 6%», вызывает у потребителей ассоциацию о возможности получения такого займа и тем самым вводит потребителей в заблуждение относительно условий и порядка получения денежных средств.

Таким образом, спорная реклама содержит признаки нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 и части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе».

Рекламодателем спорной рекламы является ЖНК «Триумф-НК».

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 7 статьи 5, пункта 2 части 2, частью 3 и частью 14 статьи 28 настоящего закона.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1,2 статьи 36  Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

О П Р Е Д Е Л И Л:

 

1. Возбудить производство по делу №12975-17/8 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель – Отделение по Самарской области Волго-Вятского ГУ ЦБ РФ;

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – ЖНК «Триумф-НК».

3. Назначить дело №12975-17/8 к рассмотрению на «__» ______ 2017 года  «__» часов «__» минут в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (г. Самара, ул. Ерошевского, д. 3 «А», 4-й этаж, каб. 453).

4. В соответствии со ст. 34 Федерального закона «О рекламе» ЖНК «Триумф-НК» надлежит в срок до «__» ______ 2017 года представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области следующие документы и сведения:

1) Письменные объяснения о наличии признаков нарушения части 7 статьи 5, пункта 2 части 2, части 3 и части 14 статьи 28 ФЗ «О рекламе»;

2) Копии договоров на изготовление и распространение рекламы, указанной в определении (со всеми приложениями), и акты, подтверждающие их исполнение с приложением согласованных с рекламораспространителем и рекламопроизводителем образцов рекламы, документов подтверждающих оплату договоров (платежные поручения);

3) Срок и место распространения указанной в определении рекламы (с подтверждающими документами);

    1. Информацию о распространении аналогичной рекламы на территории Российской Федерации с указанием места и периода (даты) распространения;
    1. Копию типового договора, заключенного с заемщиками на условиях, указанных в спорой рекламе: «Ипотека 6% годовых»;

6) Копию вымороного договора, заключенного с заемщиками на условиях, указанных в спорой рекламе: «Ипотека 6% годовых»;

7) Сведения об условиях вступления членов в ЖНК «Триумф-НК»;

8) Надлежащим образом заверенную копию документа, подтверждающего полномочия представителя ЖНК «Триумф-НК»;

9) Иные документы и информацию, которые, по Вашему мнению, могут иметь значение для правильного разрешения дела.

 

Явка представителя лица, в отношении которого возбуждено дело, – ЖНК «Триумф-НК» с документами, удостоверяющими полномочия, на заседание обязательна.

 

Запрошенные документы представить в материалы дела в виде копий, каждый лист заверить согласно п. 3.26, 4.9 ГОСТа Р6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

 

Обращаем Ваше внимание, что непредставление либо несвоевременное представление сведений (информации) в антимонопольный орган, необходимых для осуществления этим органом его законной деятельности, а равно представление таких сведений (информации) не в полном объеме или в искаженном виде, влечет за собой административную ответственность в соответствии с частью 6 ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии                                                                                                М.А. Ш.

Связанные организации

Связанные организации не указаны