Решение б/н Решение по жалобе АО "СК "Астро-Волга" от 1 октября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 145-7333-15/7

по жалобе АО «СК «Астро-Волга»

 

Резолютивная часть решения оглашена

25.09.2015 г.                                                                                                                               г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: … (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу Акционерного общества «Страховая компания «Астро-Волга» (далее – Заявитель, АО «СК «Астро-Волга») при проведении предложения делать оферты на оказание услуг обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Извещение № 31502746315) (далее – Предложение делать оферты, Закупка),

в присутствии …,

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

17.09.2015 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба АО «СК «Астро-Волга» на действия ЗАО «Квант» при проведении Предложения делать оферты.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы:

- Заказчик создал преимущественные условия участия в Закупке некоторым страховым компаниям путем установления критерия «Размер уставного капитала» с присвоением максимального количества баллов участнику, уставной капитал которого составляет более 15 000 000 000 рублей;

- в связи с отсутствием в документации о закупке идентификационного номера ТС, государственного регистрационного номера ТС, предоставить заполненную форму заявки не представляется возможным;

- Заказчик необоснованно включил в обязанности страховщика прибытие страхового комиссара (мобильной группы) на место ДТП в любом районе Самарской области в течение двух часов с момента получения обращения страхователя, а также предоставление эвакуатора для транспортировки автомобиля с места ДТП в любом районе Самарской области в течение двух часов с момента получения обращения страхователя.

На основании изложенного, Заявитель просит признать в действиях Заказчика нарушение Федерального закона от 25.04.2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Положением Банка России 19.09.2014 г. № 431-П), Закона о защите конкуренции; выдать предписание Заказчику.

Заказчиком во исполнение уведомления о принятии жалобы к рассмотрению (исх.  № 9537/7 от 22.09.2015 г.) были представлены письменные возражения и документы, составленные в ходе организации и проведения Закупки.

 

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

1. 10.09.2015 г. на сайте для размещения информации в сети «Интернет» по адресу: http://zakupki.gov.ru, в разделе «Реестр закупок», было размещено извещение                               № 31502746315 (далее – Извещение) о проведении Закупки.

В соответствии с Извещением предметом Закупки является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Кроме того, на сайте http://zakupki.gov.ru в составе извещения № 31502746315 размещена документация о проведении Закупки (далее – Документация о закупке).

Заказчиком выступило Закрытое акционерное общество «Квант».

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ  «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении субъектов, указанных в данной статье Закона о закупках.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются, в том числе, утвержденным ими положением о закупке.

 В соответствии пунктом 2 статьи 2 Закона о закупках, Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а так же иные связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно пункту 1 статьи 4 Закона о закупках, положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня его утверждения.

Во исполнение части 1 статьи 4 Закона о закупках Заказчиком на сайте http://zakupki.gov.ru 23.04.2014 г. размещена действующая редакция Положения о закупках товаров, работ, услуг ЗАО «Квант» (далее – Положение ЗАО «Квант»).

 

2. В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона о закупках участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В силу части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

Частью 10 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке; порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

Согласно пункту 2 Положения ЗАО «Квант» приглашение делать оферты – закупка посредством выбора Контрагента, проводимая в порядке, предусмотренном документацией с приглашением делать оферты.

Пунктом 11 Документации о закупке установлено, что договор может быть заключен с оферентом:

- предложение которого прошло формальную оценку Предложений;

- предложившим наиболее лучшие условия договора согласно п. 25 настоящего Приглашения;

Пунктом 26 Документации о закупке установлены критерии оценки и сопоставления заявок на участие в Закупке.

На основании результатов оценки и сопоставления предложений, Комиссией каждому предложению относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения договора присваивается порядковый номер <...> Предложению, в котором содержатся лучшие условия исполнения договора, присваивается первый номер.

Одним из критериев, установленных пунктом 26 Документации о закупке является «Размер уставного капитала». По указанному критерию участник может набрать от 3 до 10 баллов. При этом, максимальное количество баллов получает участник, размер уставного капитала которого составляет более 15 000 000 000 рублей.

В соответствии с положениями статей 90 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации уставный капитал общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Таким образом, размер уставного капитала является одним из показателей, позволяющих получить представление о размерах и объеме собственных средств участников закупки. Заказчик заинтересован в том, чтобы в случае ненадлежащего исполнения условий договора страховщиком имелась реальная возможность взыскания с него убытков и соответствующих штрафных санкций.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 25 Федерального закона от 27.11.1992 г.          № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» гарантиями обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика являются, в том числе собственные средства (капитал) - уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенная прибыль.

Таким образом, исходя из положений статьи 25 Федерального закона от 27.11.1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» уставной капитал страховщика является гарантом его платежеспособности и финансовой устойчивости.

Указанные критерии оценки направлены, в том числе на получение информации о финансовой устойчивости и платежеспособности страховщика, что влияет на условия исполнения договора, при этом не являются требованиями к участникам закупки и не служат ограничением возможности участия заинтересованных лиц в Закупке.

При этом, в материалах жалобы отсутствуют доказательства, подтверждающие, что установленные Заказчиком в Документации о закупке критерии оценки и сопоставления заявок ограничивают количество участников Закупке, а также приводят к созданию дискриминационных условий одним лицам и преимущественных условий другим.

Кроме того, согласно пункту 26 Документации о закупке заявки участников оцениваются по 8 критериям, а именно:

- Возможность прибытия страхового комиссара (мобильной группы) на место ДТП бесплатно в любом районе Самарской области в течение двух часов с момента получения обращения Заказчика;

- Закрепление персонального менеджера для решения всех возникающих вопросов;

- Возможность бесплатного предоставления эвакуатора для транспортировки автомобиля с места ДТП в любом районе Самарской области в течение двух часов с момента получения обращения Заказчика;

- Предложение других условий, указанных в альтернативном предложении (за исключением, указанных в п 1.1.-1.3.);

- Срок расчета страхового возмещения (оценка повреждений при ДТП);

- Срок осуществления страховых выплат с момента обращения о ДТП и предоставления всех необходимых документов;

- Размер уставного капитала Участника закупочной процедуры по состоянию на последнюю отчетную дату (в рублях);

- Цена договора.

 

3. Согласно доводам жалобы, в связи с отсутствием в Документации о закупке идентификационного номера ТС, государственного регистрационного номера ТС, предоставить заполненную форму заявки не представляется возможным.

При этом, Заявителем не представлены доказательства невозможности участия в Закупке в связи с отсутствием указанных сведений.

Более того, как следует из материалов жалобы, АО «СК «Астро-Волга» подало заявку на участие в Закупке, в соответствии с протоколом № 17/У от 22.09.2015 г. признано участником указанной Закупки. По результатам рассмотрения заявок участников заявке АО «СК «Астро-Волга» присвоено второе место.

Таким образом, в материалах жалобы отсутствуют документы и сведения, подтверждающие нарушение Заказчиком в рассматриваемой части действующего законодательства РФ, а также прав участников или претендентов на участие в Закупке.

 

4. Согласно части 9 статьи 4 Закона о закупках в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.

Кроме того, в соответствии с частью 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Как следует из Извещения и Документации о закупке, предметом Закупки является оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Перечень, объемы услуг, их характеристики указаны в Приложении № 2 к Документации о закупке.

При этом, такие услуги, как прибытие страхового комиссара (мобильной группы) на место ДТП бесплатно в любом районе Самарской области в течение двух часов с момента получения обращения Заказчика, а также бесплатное предоставление эвакуатора для транспортировки автомобиля с места ДТП в любом районе Самарской области в течение двух часов с момента получения обращения Заказчика, в качестве обязательных услуг в Приложении № 2 не указаны.

Согласно пункту 26 Документации о закупке, возможность прибытия страхового комиссара (мобильной группы) на место ДТП бесплатно в любом районе Самарской области в течение двух часов с момента получения обращения Заказчика и возможность бесплатного предоставления эвакуатора для транспортировки автомобиля с места ДТП в любом районе Самарской области в течение двух часов с момента получения обращения Заказчика рассматриваются ЗАО «Квант» в качестве критериев с целью выявления лучших условий договора.

Включение в проект договора указанных услуг само по себе не указывает на обязанность участника оказывать данные услуги, поскольку в соответствии с действующим законодательством договор заключается на условиях, предложенных в заявке. Таким образом, проект договора подлежит корректировке по результатам Закупки, так как Заказчик не мог заранее обладать информацией о том, будут ли предложены победителем Закупки указанные услуги в дополнение к основным.

Вместе с тем, отказ в предоставлении указанных услуг в соответствии с Документацией о закупке не является основанием для отклонения заявки претендента от участия в Закупке.

Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством и положениями Документации о закупке указанные критерии применяются в равной степени ко всем участникам Закупки.

При этом, Заявителем не представлены документы и сведения, подтверждающие, что установление в Документации о закупке указанных критериев ставит участника Закупки в невыгодное положение и приведет к дополнительным убыткам.

Кроме того, как следует из отчета об оценке предложений от 21.09.2015 г., АО «СК «Астро-Волга» указывает на возможность прибытия страхового комиссара (мобильной группы) на место ДТП бесплатно в любом районе Самарской области в течение двух часов с момента получения обращения Заказчика и возможность бесплатного предоставления эвакуатора для транспортировки автомобиля с места ДТП в любом районе Самарской области в течение двух часов с момента получения обращения Заказчика.

Таким образом, доводы АО «СК «Астро-Волга» не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения жалобы.

 

При указанных обстоятельствах, в действиях Заказчика отсутствуют нарушения порядка организации и проведения торгов, установленного Законом о закупках и Положением ЗАО «Квант».

Вместе с тем, в материалах жалобы отсутствуют документы и сведения, свидетельствующие о том, что рассматриваемые действия ЗАО «Квант» явились препятствием для подачи АО «СК «Астро-Волга» заявки на участие в Закупке, привели к неправильному определению победителя Закупки; наличие преимущественных условий для какого-либо участника Закупки не доказано.

Кроме того, Комиссия учитывает, что Заявитель обратился с жалобой на положения Документации о закупке лишь после того, как не был признан победителем. При этом, в период подготовки и подачи заявки о несогласии с положениями Документации о закупке не заявлял.

Всего на участие в Закупке подано 6 заявок, что свидетельствует о имевшей место конкурентной борьбе.

Таким образом, в рассматриваемых действиях ЗАО «Квант» отсутствуют признаки нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

Признать жалобу Акционерного общества «Страховая компания «Астро-Волга» необоснованной.

 

 

Председатель Комиссии

Члены Комиссии:

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны