Заключение №12267/6 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 063/01/11-409/2020 от 2 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ДЕЛА № 063/01/11-409/2020

«25» сентября 2020 г.                                                                                                        г. Самара

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия), в составе: заместителя руководителя <…>, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции <…>, главного специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции <…>,
рассмотрев дело № 063/01/11-409/2020 в отношении ЗАО НПО «Конкорд-СК», ООО «Ультрамедика», ООО «Гемологистика» по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
в отсутствие лиц, участвующих в деле,

руководствуясь статьей 48.1 Закона о защите конкуренции, 


УСТАНОВИЛА:

В соответствии с положениями пункта 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явились материалы Прокуратуры Самарской области (письмо от 03.03.2020 г. № 07-49-2020/1229-20-2036-0001), а также материалы ФАС России (письмо от 24.04.2020 г. № 22/35089/20), содержащие информацию о действиях ЗАО НПО «Конкорд-СК», ООО «Ультрамедика», ООО «Гемологистика» при проведении электронных аукционов на поставку медицинских расходных материалов различным государственным заказчикам.
На основании части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции с целью установления наличия/ отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях хозяйствующих субъектов в адрес электронных торговых площадок, операторов связи, удостоверяющих центров Самарским УФАС России направлены запросы о представлении необходимых документов и сведений.
По результатам анализа полученной информации Самарским УФАС России в действиях ЗАО НПО «Конкорд-СК», ООО «Ультрамедика», ООО «Гемологистика» были установлены признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Приказом Самарского УФАС России от 05.06.2020 г. № 72 возбуждено дело № 063/01/11-409/2020 по признакам нарушения ЗАО НПО «Конкорд-СК», ООО «Ультрамедика», ООО «Гемологистика» пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

1.  В период с декабря 2017 года по май 2019 года на электронных торговых площадках проведены закупочные процедуры, совместное участие в которых приняли ЗАО НПО «Конкорд-СК», ООО «Ультрамедика» и ООО «Гемологистика».
Комиссией в ходе рассмотрения дела установлено, что ЗАО НПО «Конкорд-СК», ООО «Ультрамедика» и ООО «Гемологистика» принимают участие в торгах на поставку медицинской продукции, проводимых заказчиками в порядке Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе в качестве конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчиками вышеперечисленных торгов выбран аукцион в электронной форме.
Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) (часть 4 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Комиссией проанализировано участие указанных хозяйствующих субъектов в торгах в пределах срока давности, установленного Законом о защите конкуренции. В ходе проведенного анализа установлено, что ЗАО НПО «Конкорд-СК», ООО «Ультрамедика», ООО «Гемологистика» участвуют группами (по две организации) в закупочных процедурах, поочередно становясь их победителями.
В ходе рассмотрения дела Комиссией установлены факты заключения антиконкурентных соглашений ответчиками при проведении ряда электронных аукционов.

1.1. 23.07.2018 г. Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» проведен электронный аукцион № 0142200001318008987 на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления закупки: «Поставка запасных частей к вычислительной технике». Начальная (максимальная) цена контракта составила 1 492 786,32 рублей. 
В целях участия в указанном электронном аукционе подано 2 заявки. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, оба хозяйствующих субъекта, подавших заявки, допущены до участия в электронном аукционе.
Из анализа протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, следует, что за время его проведения ценовые предложения подавались ЗАО НПО «Конкорд-СК» и ООО «Гемологистика».
Исходя из пошагового протокола аукциона, представленного электронной торговой площадкой, подано два ценовых предложения: ЗАО НПО «Конкорд-СК» в 08 час. 40 мин. на сумму 1 485 322,38 руб. и ООО «Гемологистика» в 08 час. 51 мин. на сумму 1 492 786,31 руб.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок, соответствующими требованиям аукционной документации признаны заявки ЗАО НПО «Конкорд-СК» и ООО «Гемологистика». ЗАО НПО «Конкорд-СК» подано наименьшее предложение о цене контракта, в связи с чем между Заказчиком и Обществом заключен контракт на сумму, равную предложению указанного участника закупки 1 485 322,38     руб. Таким образом, снижение цены контракта по сравнению с НМЦК является незначительным и составляет 0,5%.
Комиссией установлено, что в аналогичных условиях, где одно из Обществ становилось победителем аукциона и заключало контракт по цене, незначительно отличающейся от НМЦК, а другое занимало второе место, проводились закупки №№ 0142200001318012186, 0142200001318013560, 0142200001318013606, 0142200001318013616, 0142200001318015794, 0142200001318016704, 0142200001318016740, 0142200001318016803, 0142200001318016915, 0142200001318019033, 0142200001318019533, 0142200001319009110, 0853500000317014641, 0853500000318012409, 0853500000318014966, 0853500000318017050, 0853500000319001889, 0142200001320005879, 0853500000318004303, 0853500000318004964, 0853500000319004376, 0853500000319015811.

1.2. Из имеющихся в материалах дела № 063/01/11-409/2020 документов следует, что 13.08.2018 г. Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» проведен электронный аукцион № 0142200001318009265 на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления закупки: «Поставка медицинских расходных материалов для заготовки и фракционирования донорской крови для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови». Начальная (максимальная) цена контракта составила 18 775 428,00 рублей. 
В целях участия в указанном электронном аукционе подано 2 заявки. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, оба хозяйствующих субъекта, подавших заявку, допущены до участия в электронном аукционе.
Из анализа протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, следует, что за время его проведения ценовые предложения подавались ООО «Ультрамедика» и ООО «Гемологистика».
Исходя из пошагового протокола аукциона, представленного электронной торговой площадкой, подано два ценовых предложения: ООО «Ультрамедика» в 08 час. 45 мин. на сумму 18 681 550,86 руб. и ООО «Гемологистика» в 08 час. 57 мин. на сумму 18 775 427,99 руб.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок, соответствующими требованиям аукционной документации признаны заявки ООО «Гемологистика» и ООО «Ультрамедика». ООО «Ультрамедика» подано наименьшее предложение о цене контракта, в связи с чем между Заказчиком и Обществом заключен контракт на сумму, равную предложению указанного участника закупки 18 681 550,86 руб. Таким образом, снижение цены контракта по сравнению с НМЦК является незначительным и составляет 0,5%.
При схожих обстоятельствах, когда одно из Обществ, подав ценовое предложение со снижением НМЦК на 0,5%, признавалось победителем, а другое по результатам аукциона занимало второе место, прошли аукционы №№ 0142200001318016521, 0142200001318016762, 0142200001318016763, 0142200001318016768, 0142200001318019730, 0142200001319007735.

1.3. 19.01.2018 г. Государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» проведен электронный аукцион № 0142200001317016267 на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществления закупки: «Поставка медицинских расходных материалов для лаборатории иммунологических исследований на ВИЧ и другие инфекции Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови». Начальная (максимальная) цена контракта составила 7 702 409,00 рублей. 
В целях участия в указанном электронном аукционе подано 2 заявки. Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок, оба хозяйствующих субъекта, подавших заявку, допущены до участия в электронном аукционе.
Из анализа протоколов, составленных в ходе проведения аукциона, следует, что за время его проведения ценовые предложения подавались ЗАО НПО «Конкорд-СК» и ООО «Ультрамедика».
Исходя из пошагового протокола аукциона, представленного электронной торговой площадкой, подано два ценовых предложения: ЗАО НПО «Конкорд-СК» в 08 час. 51 мин. на сумму 7 663 896,95 руб. и ООО «Ультрамедика» в 09 час. 01 мин. на сумму 7 702 408,99 руб.
Из протокола подведения итогов электронного аукциона следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок, соответствующими требованиям аукционной документации признаны заявки ЗАО НПО «Конкорд-СК» и ООО «Ультрамедика». ЗАО НПО «Конкорд-СК» подано наименьшее предложение о цене контракта, в связи с чем между Заказчиком и Обществом заключен контракт на сумму, равную предложению указанного участника закупки 7 663 896,95 руб. Таким образом, снижение цены контракта по сравнению с НМЦК является незначительным и составляет 0,5%.
Аналогичным образом прошли электронные аукционы №№ 0142200001318006065, 0142200001318013295, 0853500000317013901.

2. Как следует из материалов дела, ЗАО НПО «Конкорд-СК» осуществляет свою деятельность с 2001 г., ООО «Ультрамедика» и ООО «Гемологистика» с 2016 г. Названные юридические лица являются коммерческими организациями, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли в результате своей хозяйственной деятельности. К основным видам деятельности указанных обществ относится торговля оптовая фармацевтической продукцией.
Как установлено Комиссией, ЗАО НПО «Конкорд-СК», ООО «Ультрамедика», ООО «Гемологистика» не являются подконтрольными хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частями 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции и на них распространяются запреты, установленные пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
При этом Комиссией при анализе выписок из ЕГРЮЛ установлено, что директором ЗАО НПО «Конкорд-СК» является <…>, директором ООО «Ультрамедика» - <…>. ЗАО НПО «Конкорд-СК» и ООО «Ультрамедика», таким образом, образуют группу лиц в понимании пункта 7 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции. Родство лиц, имеющих право без доверенности действовать от имени юридических лиц, создает условия для заключения между Обществами соглашений.
Комиссией установлено, что подтверждением заключения ответчиками антиконкурентных договоренностей в ходе торгов являются факты использования единой инфраструктуры при подаче заявок и ценовых предложений в ходе электронных аукционов.
Исходя из информации, представленной операторами электронных торговых площадок, для подачи заявок на участие в рассматриваемых аукционах ответчиками использовался один IP-адрес выхода в сеть Интернет.
Из имеющихся материалов следует, что для подачи заявок на участие в электронных аукционах ЗАО НПО «Конкорд-СК», ООО «Гемологистика», ООО «Ультрамедика» использовался один IP-адрес – 217.113.121.97. С указанного IP-адреса также подавались ценовые предложения при проведении электронных аукционов №№ 0142200001318016768, 0142200001318019033.
Из ответа оператора связи ООО «ИнфоЛада» от 02.06.2020 г. № 322 на запрос Самарского УФАС России от 28.05.2020 № 7205-1/6 следует, что указанный IP-адрес принадлежит ЗАО НПО «Конкорд-СК» по договору № 0514327 от 25.05.2005 г.
Указанные факты свидетельствуют о наличии безусловной взаимосвязи между названными субъектами, создающей им условия для заключения устных соглашений относительно тактики поведения каждого из них при участии в торгах.
Кроме того, Комиссией проанализированы заявки, поданные ответчиками в целях участия в электронных аукционах. В результате анализа свойств файлов заявок указанных участников Комиссией установлено совпадение дат создания файлов заявок ООО «Гемологистика», ЗАО НПО «Конкорд-СК» и ООО «Ультрамедика». К примеру, по аукциону № 0142200001318013616 первая часть заявки ЗАО НПО «Конкорд-СК»: файл создан 17.10.2018 14:02, первая часть заявки ООО «Гемологистика»: файл создан 17.10.2018 14:02. Заявки указанных организаций поданы в один день 25.10.1018 г. в 14:18  и 14:29. По аукциону № 0142200001317016267 первая часть заявки ЗАО НПО «Конкорд-СК»: файл создан 11.01.2018 13:10, первая часть заявки ООО «Ультрамедика»: файл создан 11.01.2018 13:11. Заявки указанных организаций поданы в один день 11.01.1018 г. в 13:16  и 13:20. Первые части заявок ответчиков идентичны по содержанию.
Комиссия отмечает, что избранная ответчиками антиконкурентная модель поведения на торгах реализовывалась систематически на электронных аукционах с единообразным предметом торгов (поставки медицинской продукции). Комиссией в рамках рассмотрения дела выявлено 28 электронных аукционов, на которых реализована вышеописанная модель поведения, что указывает на множественность случаев исполнения достигнутых договоренностей.
С учетом вышеизложенного, Комиссией установлена достаточная совокупность доказательств, позволяющих сделать однозначный вывод о наличии между ответчиками договоренностей в устной форме, запрещенных антимонопольным законодательством.
Кроме того, ЗАО НПО «Конкорд-СК» добровольно заявило в Самарское УФАС России о заключении антиконкурентного соглашения, направив соответствующее заявление.
Так, согласно содержанию вышеуказанного заявления, ЗАО НПО «Конкорд-СК» заключило устные картельные соглашения с ООО «Ультрамедика», ООО «Гемологистика» в целях поддержания цен на электронных аукционах. Данные антиконкурентные соглашения позволили выигрывать и заключать государственные контракты с минимальным снижением начальной максимальной цены государственного контракта.
Пояснения, представленные ООО «Ультрамедика» и ООО «Гемологистика» в материалы настоящего дела, не опровергают выводы Комиссии о заключении обществами антиконкурентных соглашений.

3. Проведенный Комиссией анализ полученных документов и сведений показал, что Обществами выработана антиконкурентная модель поведения при участии в аукционах, направленная на поддержание цены на торгах.
Так, при участии в закупках, проведенных заказчиками, хозяйствующие субъекты делали по одному ценовому предложению. Одно из Обществ предлагало поставить необходимые товары по цене, равной НМЦК. Затем ценовое предложение, минимально (на 0,5%) отличающееся от НМЦК, делалось другим участником, после чего Общества отказывались от дальнейшей конкурентной борьбы, и процедура торгов завершалась. Таким способом по результатам закупок, проведенных Заказчиками, победа обеспечивалась одному из Обществ, которое получало возможность заключать государственные контракты с заказчиками по цене, минимально отличающейся от НМЦК (на 0,5%).
Материалами дела подтверждается, что ЗАО НПО «Конкорд-СК», ООО «Гемологистика», ООО «Ультрамедика» являются независимыми юридическими лицами, которые самостоятельно осуществляют предпринимательскую деятельность, являются конкурентами и, следовательно, при участии в закупочных процедурах должны обеспечивать добросовестную конкурентную борьбу за право заключения государственных контрактов.
Вместе с тем, проанализированные Комиссией материалы указывают на то, что участники торгов фактически отказывались от конкурентной борьбы за право заключения государственных контрактов в пользу одного из участников соглашения (согласно пунктам 1.1-1.3 Заключения), что обусловлено наличием антиконкурентных соглашений между Обществами. Действия хозяйствующих субъектов в рамках вышеуказанных электронных аукционов были направлены на создание видимости конкурентной борьбы между ЗАО НПО «Конкорд-СК» и ООО «Ультрамедика», ООО «Ультрамедика» и ООО «Гемологистика», ЗАО НПО «Конкорд-СК» и ООО «Гемологистика» с целью поддержания цены на торгах и сохранения максимально выгодного уровня цены на торгах, незначительно отличающегося от НМЦК. 
Совокупность доказательств, полученных Комиссией в ходе рассмотрения дела, также свидетельствует о том, что действия ответчиков в рамках электронных аукционов отвечали интересам каждого из Обществ и заранее были известны им. Цель ответчиков состояла в том, чтобы победу в электронных аукционах Общества одержали по максимально высокой цене. Одновременно Общества создавали видимость конкуренции на торгах, подавая ценовые предложения в пределах минимального «шага» аукциона. 
Комиссия пришла к выводу о том, что каждый из участников торгов осознанно направил заявку на участие в них, что предполагало соперничество за заключение государственных контрактов с заказчиками, однако, будучи допущенными к торгам, ответчики фактически не конкурировали между собой в целях поддержания цены в рассматриваемых электронных аукционах. Комиссией усматривается наличие заведомой осведомленности Обществ о будущих действиях друг друга при отсутствии внешних обстоятельств, обуславливающих подобное поведение при осуществлении самостоятельной хозяйственной деятельности.
Комиссией также установлено, что в ходе проведения электронных аукционов электронной торговой площадкой временно блокировались денежные средства участников торгов. Указанные действия со стороны ЗАО НПО «Конкорд-СК», ООО «Ультрамедика», ООО «Гемологистика» в отсутствие намерения одержать победу на торгах являются разумными и обоснованными только при наличии антиконкурентного соглашения между Обществами. При этом каких-либо рациональных объяснений временного отвлечения указанных денежных средств из оборота организации, обусловленных намерением одержать победу в торгах в добросовестной борьбе с конкурентами, ответчиками не представлено.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают, что действия ЗАО НПО «Конкорд-СК», ООО «Гемологистика», ООО «Ультрамедика» при участии в электронных аукционах, в результате которых НМЦК была снижена менее, чем на 1%, были направлены на поддержание цены на торгах.

4. В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно пункту 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок проведения анализа), по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.10 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статей 17, 17.1, 18 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:
а) определение временного интервала исследования;
б) определение предмета торгов (по делам, возбужденным по признакам нарушения пункта 2 части 1, части 5 (если координация приводит или может привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах) статьи 11, статьи 17 Закона о защите конкуренции); предмета договоров, заключаемых в отношении государственного и (или) муниципального имущества (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17.1 Закона о защите конкуренции); предмета договоров на оказание соответствующих финансовых услуг (по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 18 Закона о защите конкуренции);
в) определение состава хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах (с момента подачи заявки на участие в торгах) либо отказавшихся от участия в торгах в результате соглашения, но соответствующих требованиям к участникам торгов, которые предусмотрены документацией о торгах, - в случаях, возбуждения дел по признакам нарушения пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

В рамках рассмотрения настоящего дела, в соответствии с пунктом 10.10 Порядка проведения анализа Самарским УФАС России проведен анализ состояния конкуренции на открытых аукционах в электронной форме, участие в которых принимали ответчики по делу.
По результатам исследования состояния конкуренции на торгах на право заключения государственных контрактов на открытых аукционах в электронной форме по делу № 063/01/11-409/2020 установлено, что временной интервал исследования определен периодом с дат размещения извещений о проведении открытых аукционов в электронной форме по даты подписания контрактов. 
Предмет торгов определен исходя из предмета электронных аукционов:
- поставка медицинских расходных материалов для лаборатории иммунологических исследований на ВИЧ и другие инфекции Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001317016267);
- поставка медицинских расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001318006065);
- поставка реактивов и расходных материалов для исследования крови с помощью гелевых методик для нужд КДЛ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной клинический кардиологический диспансер» в 2019г. (№ 0142200001318013295);
- поставка медицинских расходных материалов для заготовки и фракционирования донорской крови для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001318009265);
- поставка реагентов и расходных материалов для СПИД-лаборатории для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская областная станция переливания крови» (№ 0142200001318016521);
- поставка расходных материалов для заготовки донорской крови и ее компонентов для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская областная станция переливания крови» (№ 0142200001318016762);
- поставка расходных материалов для заготовки донорской крови и ее компонентов для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская областная станция переливания крови» (№ 0142200001318016763); 
- поставка расходных материалов для заготовки донорской крови и ее компонентов для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская областная станция переливания крови» (№ 0142200001318016768);
- поставка медицинских расходных материалов для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001318019730); 
- поставка медицинских расходных материалов для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001319007735); 
- поставка медицинских расходных материалов для лаборатории иммунологических исследований на ВИЧ и другие инфекции для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001318008987); 
- поставка медицинских изделий для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001318009101); 
- поставка медицинских расходных материалов для лаборатории иммунологических исследований на ВИЧ и другие инфекции для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001318012186); 
- поставка реагентов для определения групп крови, резус-фактора и фенотипирования для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001318013560); 
- поставка медицинских расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001318013606); 
- поставка медицинских расходных материалов для клинико-диагностической лаборатории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001318013616);
- поставка медицинских расходных материалов для лабораторий Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001318015794); 
- поставка реагентов и расходных материалов для клинической лаборатории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская областная станция переливания крови» (№ 0142200001318016704); 
- на поставку расходных материалов для заготовки донорской крови и ее компонентов для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская областная станция переливания крови» (№ 0142200001318016740); 
- поставка расходных материалов для лабораторий для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская областная станция переливания крови» (№ 0142200001318016803); 
- поставка реагентов и расходных материалов для клинической лаборатории Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Тольяттинская областная станция переливания крови» (№ 0142200001318016915);
- поставка медицинских изделий для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001318019033); 
- поставка медицинских расходных материалов для зональной лаборатории иммунологического типирования тканей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001318019533);
- поставка диагностических средств (наборы, реагенты) для бактериологической лаборатории (Лот №10) для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарский областной клинический центр профилактики и борьбы со СПИД» (№ 0142200001319009110);
- поставка расходных материалов для отдела заготовки донорской крови и ее компонентов (№ 0853500000317014641); 
- поставка расходных материалов для отдела заготовки крови и ее компонентов (№ 0853500000318012409); 
- поставка расходных материалов для отдела заготовки крови и ее компонентов (№ 0853500000318014966); 
- поставка расходных материалов для лаборатории (№ 0853500000318017050); 
- поставка расходных материалов для гелиевой технологии «Диамед» (№ 0853500000319001889);
- поставка медицинских расходных материалов для лабораторий Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая станция переливания крови» (№ 0142200001320005879);
- поставка расходных материалов для отдела заготовки донорской крови и ее компонентов (№ 0853500000318004303);
- поставка расходных материалов для отдела заготовки донорской крови и ее компонентов (№ 0853500000318004964);
- поставка расходных материалов для отдела заготовки крови и ее компонентов (№ 0853500000319004376);
- поставка расходных материалов для сепаратора крови «Амикус» (№ 0853500000319015811);
- поставка расходных материалов для отдела заготовки крови и ее компонентов (№ 0853500000317013901).
В рамках анализа состояния конкуренции на аукционах в состав хозяйствующих субъектов, участвующих в торгах, вошли хозяйствующие субъекты, подавшие заявки на участие в них. 
По результатам анализа состояния конкуренции на аукционах в соответствии с пунктом 11.1 Порядка проведения анализа подготовлен аналитический отчет, приобщенный к материалам дела.

5. Свобода предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации гарантирована Конституцией Российской Федерации. Согласно статье 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.
Организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недопущения, ограничения, устранения конкуренции органами государственной власти субъектов Российской Федерации определены Законом о защите конкуренции.
Целями Закона о защите конкуренции являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
В соответствии с частью 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции соглашение — договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме.
Согласно пункту 9 Обзора по вопросам судебной практики, возникающим при рассмотрении дел о защите конкуренции и дел об административных правонарушениях в указанной сфере (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16.03.2016 г.) факт наличия антиконкурентного соглашения не ставится в зависимость от его заключения в виде договора по правилам, установленным гражданским законодательством, включая требования к форме и содержанию сделок, и может быть доказан в том числе с использованием совокупности иных доказательств, в частности фактического поведения хозяйствующих субъектов.

Действующее законодательство Российской Федерации относит аукцион к одной из форм торгов. Торги – это универсальная модель приобретения различного рода прав. Торги выступают специальной юридической процедурой, опосредующей процесс предоставления какого-либо права, включая право на заключение договора.
Сущность предназначения торгов определяется:
– субъективным юридически значимым интересом одного лица (продавца, действующего по поручению государства) устроить соревнование по заранее определенным правилам между двумя и более лицами (претендентами) с тем, чтобы только лишь одному из них предоставить особое право на заключение такого договора, одновременно выявив наиболее предпочтительные его условия;
– наличием двух и более претендентов, желающих заключить данный договор и готовых к состязательности (соперничеству) друг с другом.
Состязательность (соперничество) - конститутивный признак любых торгов, объективно определяющий их сущность. В отсутствие состязательности торги утрачивают всякий смысл.
Оценив все имеющиеся в деле доказательства, рассмотрев письменные пояснения лиц, участвующих в деле, Комиссия пришла к выводу, что материалами дела подтверждается факт заключения ответчиками соглашений, ограничивающих конкуренцию, которые направлены на поддержание цен в рамках рассматриваемых аукционов. Комиссия отмечает, что реализация ответчиками схемы поведения, рассмотренной в рамках настоящего дела, привела к устранению состязательности и добросовестной конкуренции в аукционах. 
Материалами дела подтверждается причинно-следственная связь между достигнутыми ответчиками договоренностями и наступивши в результате этого негативными последствиями в виде поддержания цены на торгах и ограничения конкуренции.
Комиссией установлено, что антиконкурентные соглашения достигнуты ответчиками в следующих составах:
- ЗАО НПО «Конкорд-СК» и ООО «Гемологистика» на аукционах №№ 0142200001318008987, 0142200001318012186, 0142200001318013560, 0142200001318013606, 0142200001318013616, 0142200001318015794, 0142200001318016704, 0142200001318016740, 0142200001318016803, 0142200001318016915, 0142200001318019033, 0142200001318019533, 0142200001319009110, 0853500000317014641, 0853500000318012409, 0853500000318014966, 0853500000318017050, 0853500000319001889, 0142200001320005879, 0853500000318004303, 0853500000318004964, 0853500000319004376, 0853500000319015811;
- ООО «Ультрамедика» и ООО «Гемологистика» на аукционах №№ 0142200001318009265, 0142200001318016521, 0142200001318016762, 0142200001318016763, 0142200001318016768, 0142200001318019730, 0142200001319007735;
- ЗАО НПО «Конкорд-СК» и ООО «Ультрамедика» на аукционах №№ 0142200001317016267, 0142200001318006065, 0142200001318013295, 0853500000317013901.
Учитывая вышеизложенное, на основании имеющихся в деле доказательств Комиссия пришла к выводу о том, что действия ответчиков следует квалифицировать по пункту 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.


Председатель Комиссии                                   <…>


Члены Комиссии:                                                <…>


                                                                             <…>
 

Связанные организации

Связанные организации не указаны