Решение б/н РЕШЕНИЕ по жалобе ООО «Логистические решения» от 17 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России , ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов , специалиста 1 разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов  (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Логистические решения» (далее - ООО «Логистические решения», Заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Аэро-Запад» (далее – Заказчик, ООО «Лукойл-Аэро-Запад») при проведении  конкурса в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства «оказание автотранспортных услуг по доставке авиационного топлива для ОП ООО ЛУКОЙЛ-АЭРО-Запад в г. Сочи» (извещение № 32312037825, https://zakupki.gov.ru/  (далее - Конкурс),

в присутствии представителей: Заказчика – (доверенность),  (доверенность), Заявителя –  (доверенность),

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

03.02.2023г. в Самарское УФАС России из Краснодарского УФАС России (вх. № 2972-ЭП/23 от 30.01.2023г.) поступила жалоба ООО «Логистические решения» на действия ООО «Лукойл-Аэро-Запад» при проведении Конкурса.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы, установленные в документации критерии, требования к участникам закупки не соответствует законодательству.

Заказчик указывал на соответствие документации о проведении Конкурса действующему законодательству. Заказчик представил документы и сведения согласно уведомлению Самарского УФАС России от 03.02.2023г. № 766/7.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

 17.01.2023г. Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» http://zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) размещена действующая редакция извещения № 32312037825 о проведении Конкурса.

Комиссией Самарского УФАС установлено, что согласно Извещению, дата и время окончания подачи заявок – 02.02.2023г.(МСК+1).

Жалоба ООО «Логистические решения» направлена в Краснодарское УФАС России посредством электронной почты 30.01.2023г. в 14:13.

Согласно письму Федеральной антимонопольной службы от 25.06.2019г. № МЕ/53183/19 жалоба на положения документации о закупке может быть направлена любым лицом в антимонопольный орган до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

На основании изложенного, у Самарского УФАС России имеются правовые основания для рассмотрения жалобы ООО «Логистические решения».

Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ  "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчик руководствуются, в том числе принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Частью 6 статьи 3 Закона о закупках установлено, что требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.

В соответствии с пунктом 5 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о конкурентной закупке должны быть указаны сведения о начальной (максимальной) цене договора, либо формула цены и максимальное значение цены договора, либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора.

Согласно пункту 1.2 Коммерческой части закупочной документации при заполнении титульного листа, входящего в состав ценового предложения, Участник закупки указывает общую (суммарную) цену товаров, работ, услуг, без учета НДС. Цена товаров, работ, услуг должна содержать информацию об НДС (процентная ставка, сумма, если не облагается – причина освобождения от исчисления и уплаты НДС). При оценке заявок по критерию «цена договора» сопоставляются предложения участников по цене без учета НДС.

Начальная (максимальная) цена договора (цена лота) составляет 208 623 250,00 (двести восемь миллионов шестьсот двадцать три тысячи двести пятьдесят) рублей 00 копеек, без учета НДС.

Пункт 1.6 Коммерческой части закупочной документации Цена договора должна включать все налоги и другие обязательные платежи в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Проанализировав условия спорной закупки, антимонопольный орган установил, что в открытом аукционе в электронной форме имеют право принимать участие хозяйствующие субъекты, применяющие различные системы налогообложения, в том числе общую или упрощенную. Применение положений закупочной документации фактически приводит к постановке отдельных участников закупки (в частности, находящихся на упрощенной системе налогообложения) в уязвимое положение в сравнении с другими участниками.

Заказчиком созданы условия, при которых участник закупки, не являющийся плательщиком НДС и предложивший наиболее низкую цену по сравнению с ценой участника, являющегося плательщиком НДС, может не стать победителем закупки в случае, если после исключения НДС из ценового предложения участника, находящегося на общей системе налогообложения, его ценовое предложение окажется меньше предложенной участником, применяющим упрощенную систему налогообложения, цены.

Указанная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31.01.2023г. по делу №А45-116/2022.

Довод ООО «Логистические решения» признается обоснованным.

 

Условиями и порядком проведения закупки установлены основные критерии оценки заявок и их величины значимости. Оценка технической заявки на участие в закупке осуществляется с использованием следующих критериев:

1. Выручка

- 10% (Kт1=0,1)

2. Имеющийся опыт работы по выполнению

аналогичных работ (услуг)

- 10% (Кт2=0,1)

3. План реализации проекта

- 10% (Кт3=0,1)

4. Возможность выполнения работ (услуг) в установленные по графику сроки

- 10 % (Кт4=0,1)

5. Наличие основного и вспомогательного технического персонала

- 20 % (Кт5=0,2)

6. Наличие техники

- 20 % (Кт6=0,2)

7. Наличие производственных баз в районе выполнения работ

- 10%(Кт7=0,1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Указанные в условиях и порядке проведения закупки технические критерии оценки заявок участника не являются условием допуска к участию в Конкурсе и в случае непредставления участником в составе заявки подтверждающих документов, заявка участника не подлежит отклонению.

 

Пунктом 11 Инструкции участнику закупки установлено, что Организатор торгов, объявивший закупку, имеет право: в целях проверки, заявленных участником закупки в своей Заявке сведений осуществлять необходимые запросы в соответствующие государственные и иные органы и организации, посещать предприятия, учреждения и производственные объекты участника закупки.

Согласно письменным возражениям Заказчика, указанный порядок не предусматривает каких-либо переговоров с участником закупки. Посещение объектов осуществляется по письменному извещению участника закупки, с целью согласования адреса, даты и времени посещения, на которое участник закупки имеет право дать свои замечания о том, что объекты или мощности отсутствуют и согласовать иную дату посещения.

Таким образом, указанный довод не нарушает установленный запрет на ведение переговоров.

Довод ООО «Логистические решения» признается необоснованным.

 

           Согласно доводу жалобы, Заказчик в целях оценки заявок неправомерно запрашивает сведения о финансовых возможностях и источниках финансирования, в части указания прогнозируемых данных на следующие два года (пункт 12.3.1 Инструкции участнику закупки).

Перечень обязательных документов к представлению вместе с заявкой приведен в пунктах 12.1-12.3 Инструкции.

Согласно пункту 12.4.3 Инструкции, отсутствие в составе заявки на участие в закупке документов, предусмотренных пунктов 12.3 Инструкции не является основанием для отклонения заявки участника закупки.

Довод ООО «Логистические решения» признается необоснованным.

 

           Пунктом 12.3.2 Заказчиком в целях оценки заявок просит участников закупки предоставить справку, подписанную руководителем банка участника о возможности привлечения банковских кредитов, а также отзывы банка о сотрудничестве с участником закупки.

В своих возражениях Заказчик указывает, что участник закупки, для подтверждения источников финансирования возможно представления различных справок (в том числе за подписью руководителя участника закупки) о возможности привлечения кредитных средств.

           Кроме того, согласно пункту 12.3.5 Инструкции участник закупки представляет сведения по годовому обороту согласно счетам, выставленным контрагентам за каждый год по завершенным и незавершенным работам на конец рассматриваемого периода.

Таким образом, вопреки доводам Заявителя, Заказчик не требует представления счетов, выставленных контрагентом.

Довод ООО «Логистические решения» признается необоснованным.

          

            Из извещения о закупке следует, что предметом является оказание автотранспортных услуг по доставке авиационного топлива с ориентировочным объемом 70 900 тонн, с предоставлением Заказчику права увеличения объема транспортировки на 30% и цена закупки составляет 208 623 250,0 рублей, без учета НДС.

           Таким образом, Заказчиком критерии аналогичных по характеру и сложности договоров указаны конкретно.

           Довод ООО «Логистические решения» признается необоснованным.

         

          Пунктом 12.3.7 Заказчик установил, что в целях оценки заявок участники закупки дополнительно предоставляют информацию об оборудовании, которое не является их собственностью.

          Кроме того, тем же пунктом Заказчик просит указать информацию в том числе о: режим рабочего времени; обеспечении  работающих жильем и объектами социальной инфраструктуры; предложение по формам и способам платежей, по порядку и условиям финансирования; предложения по окружающей среде; предложения по промышленной безопасности; сведения о наличии служб контроля качества и их организационной структуре; сведения о наличии служб по промышленной безопасности и их организационной структуре; предложения по формам и методам контроля качества.

           В своих возражениях Заказчик указывает, что предметом закупки является перевозки авиационного топлива с целью обеспечения аэропорта города Сочи, Заказчик обязан убедиться в наличии у потенциального исполнителя необходимой материально-технической базы, квалифицированного персонала, финансовой устойчивости, возможности обеспечить должные условия труда, требования безопасности перевозки и сохранности качества перевозимого авиатоплива, сохранность окружающей среды, что бы, помимо всего прочего, исключить риски нарушения авиатопливообеспечения воздушных судов в аэропорту из-за сбоев в функционировании транспортно-логистической цепочки.

          Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив при необходимости дополнительные требования к участникам закупки. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке Заказчика согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности. 

           Пункт 19.1 статьи 3.4 Закона о закупках устанавливает закрытый перечень документов, обязательное предоставлению которых Заказчик вправе установить в документации о закупке.

           Пунктом 19.3 статьи 3.4 Законом о закупках установлено, что не допускается установление в документации о конкурентной закупке обязанности представлять в заявке на участие в такой закупке информацию и документы, не предусмотренные частями 19.1 и 19.2 настоящей статьи.

           Согласно пункту 12.4.2 Инструкции для закупки в перечень обязательных документов, входящих в ценовое предложение Заявки на участие в закупке входит: расчет цены предмета закупки с указанием порядка ее исчисления, с распределением по основным видам работ и с указанием примененной при расчетах нормативной базы.

          Из Закона о закупках следует, что заявка на участие Конкурсе должна содержать предложение о цене договора участника закупки (п. 13 ч. 9.1 ст.3.4 Закона о закупках). При этом Закон о закупках не возлагает на участника закупки обязанность осуществлять дополнительные расчеты предлагаемой цены договора и представлять их в составе поданных на участие в закупке заявок.

         Требование об указании подобной информации не только не соответствует Закону о закупках, но и затрудняет процесс заполнения участниками заявок на участие в конкурсе, поскольку налагает дополнительную обязанность по заполнению большого количества форм, предполагающих внесение крупных массивов информации и данных, что может повлечь за собой технические ошибки и последующее отклонение участника закупки за неуказание информации, не предусмотренной Законом о закупках.

         Указанная позиция подтверждается решением Арбитражного суда города Москвы от 24.11.2022 по делу №А40-91614/22-122-615.

Довод ООО «Логистические решения» признается обоснованным.

 

 Пункт 7 Титульного листа предложения, являющегося Приложением №3 к Инструкции участнику закупки, предусматривает обязанность Участника по необжалованию права Заказчика по отклонению несоответствующей требованиям документации заявки.

Так, ч.21 статьи 3.4 Закона о закупках устанавливает право Заказчика по отклонению первой части заявки, в случае содержания в ней сведений об участнике таких конкурса, аукциона или запроса предложений и (или) о ценовом предложении.

Таким образом, указанное право Заказчика закреплено Законом о закупках.

Довод ООО «Логистические решения» признается необоснованным.

 

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

          1. Признать жалобу ООО «Логистические решения» обоснованной в части.

          2. Признать в действиях ООО «Лукойл-Аэро-Запад» нарушение требований, установленных пунктом 2 части 1 статьи 3, части 6 статьи 3 и части 19.3 статьи 3.4 Закона о закупках

          3. Предписание не выдавать, поскольку закупка не состоялась.

          4.  Передать материалы жалобы для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 7.32.3 КоАП РФ.

Связанные организации

Связанные организации не указаны