Решение №158/-9531- 14/7 Р Е Ш Е Н И Е г. Самара 27 июля 2015 года Дело № А55-2988/... от 18 августа 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Самара
27 июля 2015 года Дело № А55-2988/2015
Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2015 года
Решение в полном объеме изготовлено 27 июля 2015 года
Арбитражный суд Самарской области
в составе судьи Мехедовой В.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Крысловой О.И.
рассмотрев в судебном заседании 20 июля 2015 года, дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Смазочные материалы", Россия, 443528, п.
Стройкерамика, Самарская область, Волжский район, ул. Школьная, д. 9, кв. 25; Россия,
443011, г. Самара, Самарская область, ул. Сов. Армии, д. 240, лит. Б, блок 3, эт. 1
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области , Россия,
443086, г. Самара, Самарская область, ул. Ерошевского, д. 3
с участием в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований
относительно предмета спора подателя жалобы - ГКП СО «Агентство по содержанию
автомобильных дорог общего пользования Самарской области», 443070, Самарская
область, г. Самара, ул. Авроры, д.72
о признании решения недействительным
при участии в заседании:
от заявителя - Ё.В.В., доверенность от 06.10.2014;
от заинтересованного лица - Суханкина В.В., доверенность № 10084/7 от 03.09.2014;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил:
Заявитель – Общество с ограниченной ответственностью "Смазочные материалы"
обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению
Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, уточненным в порядке ст.
49 АПК РФ, о признании решения Управления ФАС по Самарской области № 158/-9531-
14/7 от 14.11.2014 недействительным в части необоснованного отклонения поданной ООО
А55-2988/2015
2
"Смазочные материалы" заявки на участие в Закупке и несоответствующим
законодательству, и о взыскании с УФАС по Самарской области расходов по уплате
государственной пошлины.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал уточненные заявленные
требования по основаниям, изложенным в заявлении. Также заявитель представил в
материалы дела доказательство вручения третьему лицу копи заявления, которое
приобщено к материалам дела в порядке ст. 75 АПК РФ.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против
заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на заявление.
Третье лицо - ГКП СО «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего
пользования Самарской области» явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о
месте и времени проведения которого извещен надлежащим образом, в соответствии со ст.
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается
почтовым уведомлением № 44392586188192. Отзыв на заявление не представило.
На основании ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица по имеющимся в материалах
дела доказательствам.
Как следует из материалов дела, ООО «Смазочные материалы» обратилось в
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области с жалобой на
действия Государственного казенного предприятия Самарской области «Агентство по
содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области» при
проведении запроса предложений на поставку технических масел, специальных жидкостей
и смазок (Извещение № 31401608323, размещено на сайте http:zakupki.gov.ru 16.10.2014 г.).
В соответствии с Закупкой, начальная (максимальная) цена договора — 7322487,35 рублей:
окончание срока подачи заявок на участие в Закупке — 23.10.2014 г.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области рассмотрев
жалобу ООО «Смазочные материалы» по доводу о неразмещении информации о
проводимой Закупке в плане – графике закупок Организатора торгов признало
обоснованной, а в части необоснованного отклонения поданной Обществом заявки на
участие в Закупке, признало ее необоснованной, что отражено в решении УФАС по
Самарской области от 14.11.2014 № 12602/7.
Не согласившись с указанным решением Управления ФАС по Самарской области №
158/-9531-14/7 от 14.11.2014 в части необоснованного отклонения поданной ООО
"Смазочные материалы" заявки на участие в Закупке, Общество обратилось в суд с
заявлением о признании решения антимонопольного органа в указанной части
А55-2988/2015
3
недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в
арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых
актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих
публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый
ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону
или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в
сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на
них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия
оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому
акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий
(бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие
оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также
обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения,
совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые
приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Исследовав материалы дела в соответствии со ст. 71 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд
пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований по
следующим основаниям.
16.10.2014 г. на сайте http://zakupki.gov.ru размещено извещение № 31401608323 о
проведении запроса предложений на поставку технических масел, специальных жидкостей
и смазок.
В соответствии с протоколом вскрытия конвертов № 175 от 24.10.2014 г. на участие в
Закупке в адрес Организатора торгов поступило — 5 заявок. Согласно протоколу об оценке
и сопоставлении предложений от 24.10.2014 г. № 175 победителем Закупки признан
участник закупки ООО ТД «ТехСнабКомплект», цена предложенная победителем Закупки
составила 6 656 768, 55 руб.
Пунктом 9 раздела 2 «Информационное обеспечение закупок» Положения
предусмотрено, что в закупочной документации должны быть указаны сведения,
определенные положением о закупке, в том числе «Требования Заказчика к предмету
закупки»: требования к количеству, качеству, размерам, техническим, функциональным
(потребительским свойствам) и иным характеристикам товара, работ, услуг; требования к
А55-2988/2015
4
безопасности товара, работ услуг; требования к упаковке, к доставке, отгрузке товара; иные
требования о соответствии товаров, работ, услуг потребностям Заказчика.
В соответствии с разделом 3 «Требования к предмету размещаемого заказа»
Закупочной документации к лоту № 183 «Поставка технически масел, специальных
жидкостей и смазок», утвержденной Генеральным директором ГКП Самарской области
«АСАДО» А.16.10.2014 г. (далее - Документация), требования к размерам,
техническим функциональным и иными характеристиками, предполагаемого к поставке
товара определяются в соответствии с Приложением № 1 к Документации.
По мнению заявителя, указание в Приложении № 1 к Документации «Спецификация
по техническим маслам, специальным жидкостям и смазкам» конкретного производителя,
предполагаемых к поставке товаров не соответствует некоторым принципам Закона о
закупках, а именно таким как;
равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных
ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки:
отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления
неизмеримых требований участнику закупки.
На основании запроса предложений по лоту № 45 «Поставка смазочных материалов и
технических жидкостей» был составлен протокол № 44 от 31.03.2014 г. (Извещение о
запросе предложений размещено в сети интернет на сайте vvww.zakupki.gov.ru извещение
№ 31400999916 «21» марта 2014 г.). В соответствии с данным протоколом ООО
«Смазочные материалы» было признано выигравшим.
Стоимость предложения по лоту № 45 «Поставка смазочных материалов и
технических жидкостей» была принята ГКП Самарской области «АСАДО» в сумме 6 484
091,59 руб., в т.ч. НДС 18%.
11.04.2014 г. между Государственным казенным предприятием Самарской области
«Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования Самарской области»
и Обществом с ограниченной ответственностью «Смазочные материалы» был заключен
договор поставки № 387 на сумму 6 484 091.59 руб., в т. ч. НДС 18%. Данный договор
является действующим и в настоящее время сумма по Договору, как указывает заявитель и
подтверждается актом сверки, представленным в материалы дела, не исчерпана.
На основании протокола вскрытия конвертов № 175 от 24.10.2014 г. (запрос
предложений № 183 «Поставка технических масел, специальных жидкостей и смазок»
номер извещения 31401608323 от «16» октября 2014 г.) предложение ООО «Смазочные
материалы» не отвечает договорным требованиям закупочной документации (товар,
предложенный ООО «Смазочные материалы» не соответствует предъявленным Заказчиком
А55-2988/2015
5
требованиям по категории «Производитель», однако ООО «Смазочные материалы»
предложил продукцию другого производителя, соответствующую техническому заданию,
ныне используемой Заказчиком по Договору № 387 от 11.04.2014 г. и не имеющих
нареканий от Заказчика.
Наряду с техническими требованиями к маслам был указан производитель масел -
кампания «Газпромнефть - смазочные материалы». ООО «Смазочные материалы»
направило предложение, в котором, предложили масла согласно техническим
характеристикам, ГОСТам и международным стандартам (API - американский институт
нефти, DIN -немецкий инженерный стандарт). В пояснительной записке к заявке было
доказано, что масла соответствуют техническим характеристикам, имеют одинаковые
наименования с запрашиваемыми, сделаны по одним ГОСТам, стандартам и соответствуют
техническому заданию. Были приложены паспорта, сертификаты и т.п.
Заявитель ссылается на тот факт, что согласно политике продаж кампании
«Газпромнефть-смазочные материалы» в Самаре находится только одно юридическое лицо
- дистрибьютор (официальный поставщик) производителя «Газпромнефть - смазочные
материалы». Таким образом, никто не может поставить продукцию производителя
«Газпромнефть-смазочные материалы» Заказчику, кроме как дистрибьютор - ООО
«Техснабкомплект», что автоматически исключает возможность его покупки для поставки
Заказчику тендерной процедуры.
К тому же в условиях тендера было указано обязательное наличие склада в Самаре, что
дополнительно свело круг претендентов на победу в конкурсе к одной кампании - ООО
«Техснабкомплект», необоснованно лишив возможности на поставку масел других
российских производителей (Роснефть, Лукойл и т.д.) в лице их дистрибьюторов. Тем
самым, по мнению заявителя, была нарушена статья 3 п.2 ФЗ №223 «равноправие,
справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции
по отношению к участникам закупки».
Так же, указание Заказчиком конкретного производителя масла нарушает п. 4 статьи 3
ФЗ №223, в котором указано на отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем
установления неизмеряемых требований к участникам закупки. В данном случае все
измеряемые параметры смазочных материалов определяются ГОСТами, Техническими
Условиями, общепринятыми международными стандартами API, DIN.
Таким образом, как указывает заявитель, ГКП Самарской области «АСАДО» провело
Закупку на аналогичный товар, но по завышенным ценам и на товар который сможет
поставлять лишь один ООО ТД «ТехСнабКомплект» исключая участие и предложения
других организаций.
А55-2988/2015
6
Кроме того, из материалов дела следует, что Договор заключенный между ООО
«Смазочные материалы» и ГКП Самарской области «АСАДО» на данный момент не
исполняется, производится закупка аналогичного товара только у ООО ТД
«ТехСнабКомплект», что является, по мнению заявителя, грубым нарушением ст. 3 ФЗ №
223.
В соответствии с подп. 3 п. 1. ст. 3 ФЗ № 223 при закупке товаров, работ, услуг
заказчик руководствуется принципом на целевое и экономически эффективное
расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при
необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер,
направленных на сокращение издержек заказчика;
ГКП Самарской области «АСАДО» выставило на предмет закупки запрос
предложений по лоту № 183 («Поставка технических масел, специальных жидкостей и
смазок» Номер извещения 31401608323 от «16» октября 2014 г.) на аналогичную
продукцию в том же количестве, что и по Договору № 387 несмотря на то, что стоимость
Товаров по Договору гораздо ниже стоимости заявленной в предмете закупки.
Таким образом, заявитель ссылается на нарушение третьим лицом одного из
принципов, а именно целевое и экономически эффективное расходование денежных
средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости
жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение
издержек заказчика.
В соответствии с извещением № 31401608323, предметом Закупки является
заключение договора поставки технических масел, специальных жидкостей и смазок,
начальная (максимальная) цена договора - 7 322 487,35 рублей; окончание срока подачи
заявок на участие в Закупке - 23.10.2014г в 17 часов 00 минут; дата и время рассмотрения
заявок - 24.10.2014г в 09 часов 00 минут. В соответствии с Протоколом вскрытия конвертов
№ 175 от 24.10.2014г. на участие в Закупке в адрес Организатора торгов поступило - 5
заявок. Согласно Протоколу об оценке и сопоставлении предложений от 24.10.2014г. №
175 победителем Закупки признан участник закупки - ООО ТД «ТехСнабКомплект»
(порядковый номер заявки - 1), цена, предложенная победителем Закупки составила - 6 656
768,55 рублей.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг
заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом
Российской Федерации, указанным федеральным законом, другими федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также
принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3
А55-2988/2015
7
указанной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее -
положение о закупке).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную
деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числ е порядок
подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их
применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с
обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона о закупках).
В информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте
www.zakupki.gov.ru в «Реестре положений о закупках (223-ФЗ)» размещено Положение о
закупке товаров, работ, услуг для нужд Государственного казенного предприятия
Самарской области «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования
Самарской области» (реестровый номер <...> ) (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о
закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе:
установленные заказчиком требования к качеству, техническим характеристикам товара,
работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским
свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные
требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой
работы, оказываемой услуги потребностям заказчика; требования к описанию участниками
закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных
характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных
характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы,
оказываемой услуги, которые являются предметом закупки, их количественных и
качественных характеристик.
Пунктом 9 раздела 2 «Информационное обеспечение закупок» Положения
предусмотрено, что в закупочной документации должны быть указаны сведения,
определенные положением о закупке, в том числе «Требования Заказчика к предмету
закупки»: требования к количеству, качеству, размерам, техническим, функциональным
(потребительским свойствам) и иным характеристикам товара, работ, услуг; требования к
безопасности товара, работ, услуг; требования к упаковке, к доставке, отгрузке товара;
иные требования о соответствии товаров, работ, услуг потребностям Заказчика.
В соответствии с разделом 3 «Требования к предмету размещаемого заказа»
Закупочной документации к лоту № 183 «Поставка технических масел, специальных
жидкостей и смазок», утвержденной Генеральным директором ГКП Самарской области
«АСАДО» Д.В. А.16 октября 2014 года (далее - Документация), требования к
А55-2988/2015
8
размерам, техническим, функциональным и иным характеристикам, предполагаемого к
поставке товара определяются в соответствии с Приложением № 1 к Документации.
Согласно одному из доводов Заявителя - указание в Приложении № 1 к Документации
«Спецификация по техническим маслам, специальным жидкостям и смазкам» конкретного
производителя, предполагаемых к поставке товаров, что не соответствует некоторым
принципам Закона о закупках, а именно таким, как: равноправие, справедливость,
отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к
участникам закупки; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем
установления неизменяемых требований к участникам закупки.
Вместе с тем, нормы Закона о закупках, Положения не содержат запрета на
возможность указания заказчиком в закупочной документации конкретного производителя,
предполагаемого к поставке товара.
Кроме того, Заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о
невозможности поставки товаров произведенных конкретным производителем, указанным
в Приложении № 1 к Документации «Спецификация по техническим маслам, специальным
жидкостям и смазкам».
В рассматриваемом случае установление Организатором торгов в закупочной
документации требования к конкретному производителю, предполагаемых к поставке
товаров не запрещено действующим законодательством Российской Федерации, также
Комиссией принято во внимание, что вышеуказанное требование сформировано
исключительно в целях удовлетворения потребностей Организатора торгов. Указанный
вывод, подтверждается судебной практикой по делу № А40-77378/2013.
В соответствии с Протоколом об оценке и сопоставлении предложений от 24.10.2014г.
№ 175 заявка на участие в Закупке, поданная - ООО «Смазочные материалы» (порядковый
номер <...> ) отклонена закупочной комиссией Организатора торгов в связи со следующими
обстоятельствами: «Предложение не отвечает договорным требованиям закупочной
документации (товар, предложенный Участником закупки, не соответствует
предъявленным Заказчиком требованиям по категории «Производитель»...».
В частности пунктами 1, 2, 3 Приложения № 1 к Документации «Спецификация по
техническим маслам, специальным жидкостям и смазкам» предполагается к поставке
«Гидравлическое масло» с указанием в графе производитель - ООО «Газпромнефть-СМ».
Вместе с тем, в заявке поданной участником Закупки - ООО «Смазочные материалы»
предлагается к поставке «Гидравлическое масло» с указанием производителей: ЗАО
«ДЕВОН-ГРУПП» (пункт № 1), ООО «РН-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ» (пункты № 2,3),
следовательно, заявка поданная участником Закупки -ООО «Смазочные материалы» не
А55-2988/2015
9
соответствует требованиям к предполагаемым к поставке товарам, установленным
Документацией.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 6.4.4. «Оценка предложений и выбор победителя»
Раздела 6 «Способы закупки» Положения установлено, что в рамках стадии рассмотрения
предложений участников закупочная комиссия проверяет: правильность оформления
предложений и их соответствие требованиям документации; соответствие участников, а
также привлеченных ими соисполнителей (субподрядчиков, субпоставщиков) для
исполнения договора требованиям документации (если требования к соисполнителям
(субподрядчикам, субпоставщикам) были установлены в документации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 6.4.4. «Оценка предложений и выбор
победителя» Раздела 6 «Способы закупки» Положения по результатам проведения
рассмотрения предложений закупочная комиссия имеет право отклонить предложения,
которые, в том числе: не отвечают требованиям к оформлению и составу предложения; не
отвечают требованиям документации; содержат предложения, по существу не отвечающие
коммерческим или договорным требованиям документации.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что решение Комиссии
Самарского УФАС России от 14.11.2014 № 12602/7 является законным, обоснованным и
отмене не подлежит.
В связи с чем, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.
В соответствии со ст. 110, 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины
за рассмотрение заявления в арбитражном суде подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь ст.110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд,
г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской
области в течение месяца.
Судья / В.В. Мехедова

Связанные организации

Связанные организации не указаны