Решение б/н Решение по делу № 16-11321-15/6 от 1 февраля 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Генеральному директору

ООО УК «Приволжское ПЖРУ»

Ф. А.Н.

 

ул. Солнечная, д. 48А,

г. Самара,

443029

 

 

Директору

ООО «АкваСервис»

Г. И.Н.

 

ул. Демократическая, д. 3 «б» оф. 22,

г. Самара,

443031

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

                                   г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «24» декабря 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «28» декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя управления Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Ю.М. Ледяевой,

рассмотрев дело № 16-11321-15/6 по признакам нарушения ООО УК «Приволжское ПЖРУ» (ул. Солнечная, д. 48А, г. Самара, 443029) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями пункта 3 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось обнаружение Самарским УФАС России признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях ООО «Приволжское ПЖРУ».

Как следует из материалов дела, на официальном сайте Общества (http://www.privopgru.ru/) в разделе «Услуги» был размещен прейскурант на оказание платных услуг по прочим видам работ с 01 января 2011 года. В указанном прейскуранте Обществом предусмотрена плата за услугу «постановка на учет измерительных приборов ХВС и ГВС, установленных другой организацией» (500 руб.) и «опломбировка по окончании госповерки при установке приборов учета в частном порядке» (350/700 руб. за 1 сч/2сч) (пункты 8 и 12 прейскуранта).

Указанная информация с официального сайта ООО УК «Приволжское ПЖРУ» содержится в акте осмотра Самарского УФАС России от 05.05.2015 г.

Учитывая изложенное, в рамках полномочий, предоставленных статьей 23 Закона о защите конкуренции, Самарским УФАС России было принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения ООО УК «Приволжское ПЖРУ» части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан Приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 13.05.2015 г. № 149.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

В целях установления доминирующего положения ООО УК «Приволжское ПЖРУ» Самарским УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона о защите конкуренции, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке предоставления коммунальной услуги – водоснабжения в границах домов, находящихся в управлении Общества за 2013-2014 гг.

Указанный анализ был проведен Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее - Порядок проведения анализа).

 

1. Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, из положений ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом включает в себя ряд услуг, оказываемых Управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирных домах, в рамках заключенных договоров управления, в том числе – предоставление коммунальных услуг (водоснабжение/водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение).

 

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с пунктом 6 вышеназванных Правил, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 настоящих Правил.

Согласно подпункту «а» пункта 9 Правил предоставления коммунальных услуг, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме определяются в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом.

В исследуемый период ООО УК «Приволжское ПЖРУ» оказывало гражданам-потребителям коммунальные услуги, приобретая коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями, в рамках договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями. При этом, представляя интересы собственников помещений многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляло ООО УК «Приволжское ПЖРУ» и, являясь стороной по договору в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, Управляющая организация имеет возможность влиять на условия поставки гражданам ресурса, в том числе определять порядок приема в эксплуатацию приборов учета, которые потребители установили в своих квартирах.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, перечень которых представлен ООО УК «Приволжское ПЖРУ», в анализируемый период исполнителем коммунальных услуг являлась именно данная Управляющая организация.

 

Из анализа положений ЖК РФ, следует, что под услугой по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами, а также иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Вместе с тем, исходя из анализа действующего законодательства, для осуществления соответствующей деятельности по управлению многоквартирным домом, в части предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, заключив договор управления, Управляющая организация становится единственно возможным поставщиком коммунальных услуг для граждан – собственников помещений в домах под управлением ООО УК «Приволжское ПЖРУ».

Соответственно с учетом заключенных договоров управления в анализируемый период по отношению к жителям многоквартирных домов, управление которыми осуществляло ООО УК «Приволжское ПЖРУ», данная управляющая организация являлась единственно возможным продавцом такой услуги как управление жилым фондом, а также комплекса иных услуг, оказываемых в рамках договора управления, в границах своей деятельности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, продуктовые границы рынка можно определить как рынок предоставления коммунальной услуги водоснабжения.

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается с управляющей организацией, которой предоставлена лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, в письменной форме или в электронной форме с использованием системы путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

 

Как следует из информации, представленной ООО УК «Приволжское ПЖРУ» по состоянию на 31.12.2013 г. в управлении Общества находилось 232 многоквартирных дома, по состоянию на 31.12.2014 г. – 249 многоквартирных домов (Приложение № 2 к письму ООО УК «Приволжское ПЖРУ» от 26.05.2015 г. № 711).

Таким образом, ООО УК «Приволжское ПЖРУ» в соответствии с частью 1 статьи 161, частью 1 статьи 162 ЖК РФ в силу своего правового положения должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом и предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами для собственников многоквартирных домов, избравших в качестве способа управления управление управляющей организацией и выбравших в качестве управляющей организации ООО УК «Приволжское ПЖРУ», данное Общество в исследуемый период являлось единственным исполнителем коммунальных услуг, в том числе услуги водоснабжения.

Покупатель коммунальной услуги водоснабжения – собственник (наниматель) помещения многоквартирного жилого дома не имеет возможности получать данные услуги за пределами многоквартирного жилого дома, в котором находится его помещение, так как водопроводные сети внутри его помещения имеют непосредственное присоединение к внутридомовым сетям конкретного многоквартирного жилого дома.

Таким образом, предоставление коммунальной услуги (водоснабжения) может быть оказано на территории того многоквартирного жилого дома, где расположено помещение покупателя услуг — собственника (наниматель) жилого помещения. Исходя из анализа действующих нормативно-правовых актов, следует, что потребители коммунальных услуг имеют возможность получать данную услугу в границах вышеуказанного дома и не имеют этой возможности за его пределами (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, географическими границами рассматриваемого товарного рынка являются границы многоквартирных домов, управление которыми в анализируемый период осуществляло ООО УК «Приволжское ПЖРУ».

По результатам проведенного анализа вышеуказанного рынка установлено, что доля ООО УК «Приволжское ПЖРУ» на рынке предоставления коммунальной услуги водоснабжения, географические границы которого определены соответствующими границами многоквартирных домов, управление которыми в 2013-2014 гг. осуществляло Общество, составляет 100%.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО УК «Приволжское ПЖРУ» является доминирующим.

 

2. В силу части 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Положениями части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что организации, которые осуществляют снабжение водой и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Следовательно, действующим законодательством не запрещается установка приборов учета потребляемой воды с помощью любых хозяйствующих субъектов, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации  к осуществлению такой деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, потребитель, установив в жилом помещении прибор учета потребляемой воды, обязан лишь уведомить исполнителя коммунальных услуг об этом в целях его ввода в эксплуатацию и применения расчетов оплаты за услуги водоснабжения по показателям прибора учета.

 

Согласно подпункту «г» пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов учета.

Пунктами 81(8) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета.

Согласно пункту 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы.

В соответствии с пунктом 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Согласно пункту 81 Правил предоставления коммунальных услуг оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Аналогичная правовая норма предусмотрена в подпункте «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с пунктами «ж», «у» пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан:

- принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях;

- осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Согласно подпункту «и» пункта 33 Правил предоставления коммунальных услуг, потребитель имеет право требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также требовать осуществления расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Учитывая указанные положения нормативных правовых актов, ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета воды должен осуществляться на безвозмездной основе.

Таким образом, после установки в жилом помещении прибора учета потребляемой воды, потребителю необходимо направить заявку исполнителю коммунальных услуг, о вводе в эксплуатацию данного прибора учета и применении расчетов оплаты за услуги водоснабжения по его показаниям.

Пункты 81(8), 81(9), 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг вступили в силу с 01.10.2013 г., в связи с принятием Постановления Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. № 824 «О внесении изменений в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

Таким образом, указанным постановлением Правительства Российской Федерации законодательно закреплена императивная норма, предусматривающая в обязательном порядке установку представителем исполнителя контрольных пломб на приборе учета до осуществления его ввода в эксплуатацию. При этом, опломбирование приборов учета воды производится на безвозмездной основе.

Вместе с тем, положения нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, в том числе, Правила предоставления коммунальных услуг, до вступления в силу дополнительных положений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. № 824, не предусматривали осуществление действий по опломбированию на возмездной основе.

Таким образом, исходя из буквального содержания положений Правил предоставления коммунальных услуг, после установки прибора учета воды, собственник должен обратиться к исполнителю коммунальных услуг за его вводом в эксплуатацию. При этом, на Управляющую организацию, как исполнителя коммунальной услуги, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, для учета объемов потребления которой установлен прибор учета, возложена обязанность по опломбированию и принятию данного прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе.

 

3. Согласно письму ООО УК «Приволжское ПЖРУ» от 26.05.2015 г. № 711, в управлении Общества по состоянию на 31.12.2013 г. находилось 232 многоквартирных дома, по состоянию на 31.12.2014 г. - 249 домов. Объем жилищного фонда, находившегося в управлении ООО УК «Приволжское ПЖРУ», по состоянию на 31.12.2013 г. составляет 1376,631 тыс.м2, а по состоянию на 31.12.2014 г. – 1403,463 тыс.м2.

Как следует из материалов дела, на официальном сайте Общества (http://www.privopgru.ru/) в разделе «Услуги» был размещен прейскурант на оказание платных услуг по прочим видам работ с 01 января 2011 года. В указанном прейскуранте Обществом предусмотрена плата за следующие услуги (пункты 8 и 12 прейскуранта):

- постановка на учет измерительных приборов ХВС и ГВС, установленных другой организацией - (500 руб.)

- опломбировка по окончании госповерки при установке приборов учета в частном порядке (350/700 руб. за 1 сч/2сч).

Согласно пояснениям ООО УК «Приволжское ПЖРУ», представленным письмом от 26.05.2015 г. № 711, услуги по постановке на учет измерительных приборов потребляемой воды, опломбированию приборов учета в 2013-2015 гг. Общество оказывало на безвозмездной основе. Доходы за названные услуги у Общества отсутствуют.

В рамках рассмотрения настоящего дела на основании Приказа руководителя от 08.07.2015 г. № 252 в отношении ООО УК «Приволжское ПЖРУ» Самарским УФАС России была проведена внеплановая выездная проверка по контролю за соблюдением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. По итогам проведенной проверки Самарским УФАС России составлен акт проверки № 12 от 06.08.2015 г. Акт проверки, а также документы, полученные в результате ее проведении, приобщены к материалам настоящего дела.

В рамках проведения проверки у ООО УК «Приволжское ПЖРУ» были запрошены сведения о поступавших в адрес Общества обращениях, письмах, заявках собственников (физических и юридических лиц) зданий, строений, сооружений, помещений в многоквартирном доме, иных объектов, в процессе эксплуатации которых используются энергетические ресурсы, о заключении договоров, регулирующих условия установки, замены и (или) эксплуатации индивидуальных приборов учета, платежные выписки, отражающие осуществление платежей за оказанные Обществом услуги.

При проведении проверки инспекции были предоставлены выписки из лицевых счетов ООО УК «Приволжское ПЖРУ», платежные поручения и  кассовые книги за 2013 г. 2014 г., 2015 г. Из содержания полученных в рамках внеплановой выездной проверки платежных документов не усматривается, что в анализируемый период на расчетные счета и в кассу ООО УК «Приволжское ПЖРУ» фактически поступали платежи, указывающие на взимание платы за ввод в эксплуатацию установленных приборов учета, а также их опломбирование.

Вместе с тем, имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что находящийся на момент возбуждения дела в общем доступе в сети Интернет прейскурант Общества содержит указание на возмездный характер вышеназванных услуг. В рамках осуществления своей предпринимательской деятельности ООО УК «Приволжское ПЖРУ» руководствуется данным прейскурантом, что указывает на намерения Общества по взиманию платы за ввод в эксплуатацию установленных собственниками помещений приборов учета воды, а также их опломбирование.

Вместе с тем, Комиссией установлено, что положения Закона об энергосбережении, Правил предоставления коммунальных услуг, имеющиеся в материалах дела доказательства, а также проанализированная судебная практика, указывают на то, что действия по взиманию платы за вышеназванные услуги являются неправомерными и не соответствуют положениям законодательства.

Фактически действия по опломбированию не являются оказанием услуг населению, а являются обязанностью управляющих организаций и производятся исключительно в их интересах с целью контроля и защиты от несанкционированного доступа к приборам учета и вмешательства в их работу. При этом, ввод прибора учета в эксплуатацию является процедурой, позволяющей потребителю коммунальных услуг осуществлять расчет за оказанные услуги по показаниям приборов учета, а не по нормативам.

Таким образом, опломбирование индивидуального прибора учета, осуществляемое исполнителем коммунальной услуги, в данном случае ООО УК «Приволжское ПЖРУ», это обязанность исполнителя коммунальной услуги, которая должна быть осуществлена в целях контроля за расходованием коммунального ресурса.

Комиссия при рассмотрении указанного дела приходит к выводу о том, что получение владельцами индивидуальных приборов учета воды услуги по возмездному опломбированию и вводу в эксплуатацию данных приборов не обусловлено заинтересованностью потребителя данной услуги.

Таким образом, при указанных обстоятельствах, учитывая положения Правил предоставления коммунальных услуг, действия ООО УК «Приволжское ПЖРУ» по установлению в прейскуранте на оказываемые Обществом платные услуги платы за ввод в эксплуатацию приборов учета воды и их опломбирование, не соответствуют действующему законодательству.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

В соответствии с пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.06.2008 г. № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства», исходя из системного толкования положений статьи 10 ГК РФ и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц. В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.

Учитывая изложенное, исходя из положений Закона о защите конкуренции, а также вышеуказанных положений постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, злоупотребление доминирующим положением, результатом которого является угроза наступления неблагоприятных последствий в виде ущемления интересов других лиц, также является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

Таким образом, исходя из документов, содержащихся в деле, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО УК «Приволжское ПЖРУ» по установлению в прейскуранте платы за услуги по вводу в эксплуатацию приборов учета воды (постановке на учет измерительных приборов) и их опломбированию, могут привести к ущемлению интересов собственников помещений в многоквартирных домах, находящихся под управлением Общества, и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Кроме того, Комиссией установлено, что в ООО УК «Приволжское ПЖРУ» утвержден новый прейскурант на оказание платных услуг с 01 января 2014 года, который на момент принятия настоящего решения был размещен на официальном сайте Общества. Из содержания данного документа следует, что плата за опломбирование и ввод приборов учета потребляемой воды прейскурантом не предусмотрена.

Таким образом, Комиссией на основании имеющихся в деле материалов установлено, что на момент принятия решения по настоящему делу ООО УК «Приволжское ПЖРУ» указанные неправомерные действия по взиманию платы за опломбирование ввод и в эксплуатацию приборов учета воды прекращены.

При указанных обстоятельствах, представленные документы свидетельствуют о добровольном устранении ООО УК «Приволжское ПЖРУ» нарушения  части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Основания для выдачи ООО УК «Приволжское ПЖРУ» предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО УК «Приволжское ПЖРУ» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением ООО УК «Приволжское ПЖРУ» нарушения антимонопольного законодательства.

3. Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

Председатель Комиссии:                                                                                       Ю.А. Клинкова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                     Н.В. Тишина

                                                                                                                               

                                                                                 

                                                                                                                                    Ю.М. Ледяева

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны