Решение №5896/7 Решение по жалобе ООО «СтавропольСтрой» от 8 июня 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в составе: начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «СтавропольСтрой» (далее – Заявитель) на действия Главного управления организации торгов Самарской области (далее – Главное управление организации торгов, Организатор торгов) при проведении открытого аукциона в электронной форме по предоставлению права пользования участком недр местного значения «Аксеновский», расположенным в муниципальном районе Шигонский Самарской области, для геологического изучения, разведки и добычи песка строительного (извещение №310321/0046316/01, https://torgi.gov.ru; процедура № SBR012-2103310044, https://utp.sberbank-ast.ru) (далее – Аукцион),

в присутствии представителя Организатора торов – <....> (доверенность), представителя Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области – <...> (доверенность), представителя Министерства управления финансами Самарской области – <....>, представителя ООО «Региональная проектная компания» - <....>, представителя ООО «СтавропольСтрой» – <...> (доверенность),  

в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

20.05.2021 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «СтавропольСтрой» на действия ГУОТ СО при проведении Аукциона.

Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Организатор торгов, Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно доводам жалобы Организатор торгов неправомерно отклонил заявку Заявителя.

Организатором торгов предоставлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 24.05.2021 г. № 5151/7.

В возражениях ГУОТ СО на жалобу ООО «СтавропольСтрой» от 26.05.2021 г. заявлено ходатайство о привлечении к рассмотрению жалобы Министерства управления финансами Самарской области.

Рассмотрев указанное ходатайство, Самарское УФАС России приняло решение о привлечении к рассмотрению жалобы Министерства управления финансами Самарской области.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

 

В соответствии с абзацам 2 статьи 13.1 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах) принятие решений о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, о составе и порядке работы конкурсных или аукционных комиссий и определение порядка и условий проведения таких конкурсов или аукционов относительно каждого участка недр или группы участков недр осуществляются:

1) органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации относительно участков недр местного значения;

2) федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами относительно участков недр, за исключением участков недр федерального или местного значения.

Постановлением правительства Самарской области от 21.10.2009 №596 утвержден порядок проведения аукционов по предоставлению права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, утвержденным постановлением (далее – Порядок).

Согласно абзацу 9 статьи 13.1 Закона о недрах объявление о проведении конкурса или аукциона на право пользования участками недр размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт).

31.03.2021г. ГУОТ СО на основании заявки министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее – министерство) размещено сообщение о проведении Аукциона.

Организатором торгов выступило ГУОТ СО, органом исполнительной власти Самарской области, принявшим решение о проведении аукциона - Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования.

Согласно Извещению предметом Аукциона является предоставление права пользования участком недр местного значения «Аксеновский», расположенным в муниципальном районе Шигонский Самарской области, для геологического изучения, разведки и добычи песка строительного.

Проведение Аукциона регламентируется Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Законом Самарской области от 16.07.2009 № 91-ГД «О порядке пользования участками недр местного значения на территории Самарской области», Порядком проведения аукционов по предоставлению права пользования участками недр местного значения для разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21.10.2009 № 569 (далее – Порядок).

 

Из материалов жалобы установлено, что по окончании срока подачи заявок 12.05.2021г. на участие в Аукционе было подано 5 заявок от претендентов, с порядковыми номерами: 4705 - ООО «СамараВолгаФлот», 2801 – ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ КОМПАНИЯ», 7431 – ООО «Геотехнология», 6332 – «СтавропольСтрой», 3457 – ООО «НК Лидер».

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 18.05.2021г.  (далее – Протокол от 18.05.2021) единственным участником Аукциона был признан участник под номером №2801 - ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ КОМПАНИЯ». В связи с вышеуказанным обстоятельством, на основании подпункта «б» пункта 9.10 Порядка Аукцион признан несостоявшимся.

Из Протокола от 18.05.2021 г., следует что заявка ООО «СтавропольСтрой» была отклонена по следующему основанию: заявка на участие в аукционе подана с нарушением установленных требований, в том числе ее содержание не соответствует требованиям Документации об аукционе:

- абзац второй раздела 7, пункт 3.1 Порядка;

- пункты 5.1 – 5.4 документации об аукционе;

сбор за участие в аукционе должен быть зачислен на счет, указанный в пункте 5.3 Документации об аукционе, не позднее 13.05.2021. Сбор за участие в аукционе ООО «СтавропольСтрой» не поступил на лицевой счет организатора аукциона – Главного управления.

По аналогичному основанию была отклонена заявка участника ООО «Геотехнология».

 

В силу абзаца 1 статьи 42 Закона о недрах сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми его участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.

В соответствии с подпунктом 3.1 пункта 3 Порядка сбор за участие в Аукционе вносится заявителем на лицевой счет Главного управления. Срок и размер денежных средств, вносимых в качестве сбора за участие в Аукционе, указываются в документации об Аукционе.

В соответствии с подпунктом з) пункта 5.5 Порядка документация об Аукционе (в зависимости от вида пользования недрами, степени изученности участка недр и других факторов) должна содержать срок и порядок внесения задатка, сбора за участие в Аукционе.

Согласно пункту 5.2. Документации размер сбора за участие в аукционе составляет 38 093 (тридцать восемь тысяч девяносто три) руб. 00 коп.

Из пункта 5.3. Документации следует, что сбор за участие в аукционе вносится претендентом на лицевой счет организатора торгов:

№ 03222643360000004200 в Отделение Самара Банка России //УФК по Самарской области г.Самара , БИК 013601205 ИНН 6315909640 , КПП 631601001, ОКПО 70911967, ОКТМО 36701330, ОГРН 1036300463121, л/с 523.01.001.0 к л/с министерства управления финансами Самарской области 02422000010 в УФК по Самарской области.

Назначение платежа: «Сбор за участие в аукционе Аксеновский».

 

Согласно доводам жалобы аукционной комиссией при рассмотрении заявок на участие в Аукционе неправомерно принято решение об отказе в допуске к участию в Аукционе ООО «СтавропольСтрой», так как заявителем внесен сбор за участие в Аукционе в срок и в порядке, установленном Документацией об аукционе (платежное поручение от 11.05.2021 № 7 – копия в составе заявки).

 

Из письменных пояснений ГУОТ СО следует, что в составе заявки от ООО «Ставропольстрой» имеется платежное поручение №7 от 11.05.2021 на сумму 38 093,00 руб, однако на лицевой счет Главного управления данная сумма в период 31.03.2021 по 13.05.2021 не поступала. В связи с чем, Организатором торгов был сделан запрос от 18.05.2021 №МФ16/337 в Министерство управления финансами Самарской области (далее –  МУФ СО) о причинах незачисления сбора заявителя.

Согласно письму МУФ СО от 20.05.2021 №МФ-16/337 сбор заявителя поступил 11.05.2021 и был квалифицирован информационными системами министерства как невыясненные поступления из-за некорректного заполнения реквизитов получателя. В этой связи сбор был возвращен ООО «Ставропольстрой» 13.05.2021.

 

Из пояснений МУФ СО данных Самарскому УФАС России (письмо от 04.06.2021 г. №МФ16-16/939) следует, что денежные средства на сумму 38 093 рублей от ООО «СтавропольСтрой» поступили 11 мая 2021 года на казначейский счет № 03222643360000004200, открытый министерству в УФК по Самарской области для учета и отражения операций с денежными средствами, поступающими во временное распоряжение получателей средств областного бюджета. Данные денежные средства согласно назначению платежа являлись перечислением за участие в аукционе Аксеновский (платежное поручение от 11.05.2021 № 7).

После обработки 12.05.2021 выписки по казначейскому счету за 11.05.2021 информационными системами министерства указанное платежное поручение из-за неполного заполнения реквизитов получателя квалифицировано как невыясненные поступления. В платежном поручении ООО «СтавропольСтрой» отсутствовал номер лицевого счета, предназначенного для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя средств, организатора торгов – ГУОТ СО.

В этой связи денежные средства были направлены министерством 13.05.2021 плательщику ООО «СтавропольСтрой».

Кроме того из вышеуказанного письма МУФ СО, следует что ГУОТ СО открыт счет №523.01.001.0 для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателя средств областного бюджета, к казначейскому счету министерства № 03222643360000004200 в УФК по Самарской области, БИК 013601205.

В связи с переходом в 2021 году на казначейское обслуживание в УФК по Самарской области Министерством письмом от 02.12.2020 №МФ-13-09/3942 доведены до клиентов примеры заполнения платежных поручений в системе казначейских платежей.

Из пояснений МУФ СО также следует, что лицевой счет № 02422000010, указанный в документации об аукционе (пункт 5.3 Документации об Аукционе), является лицевым счетом областного бюджета, предназначенным для учета операций по поступлениям в областной бюджет и перечислениям средств из областного бюджета, а не для учета операций со средствами поступающими во временное распоряжение получателей средств.

 

Из вышеизложенных обстоятельств Комиссия приходит к выводу о том, что указанный Организатором торгов в Документации об аукционе лицевой счет №02422000010 не может быть использован для перечисления денежных средств в качестве сбора за участие в аукционе, а предназначен для учета операций по поступлениям в областной бюджет и перечислениям средств из областного бюджета.

При указанных обстоятельствах, у участников аукциона отсутствовала возможность для указания корректных платежных реквизитов для перечисления сбора, что создало препятствие для участия в Аукционе.

Так денежные средства внесенные в качестве сбора за участия в Аукционе ООО «РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОЕКТНАЯ КОМПАНИЯ» (платежное поручение № 4 от 11.05.2021 г.), ООО «Геотехнология» (платежное поручение от 11.05.2021 №427) были также квалифицированы Министерством как невыясненные поступления из-за некорректного заполнения реквизитов получателя и возвращены указанным участникам 13.05.2021г.

 

Как следует из части 5.1. и части 5.2. Порядка Документация об Аукционе разрабатывается Министерством и ГОУТ в части предусмотренной настоящим Порядком.

Согласно подпункту з) пункта 5.5 Порядка установлено, что Документация об Аукционе (в зависимости от вида пользования недрами, степени изученности участка недр и других факторов) должна содержать срок и порядок внесения задатка, сбора за участие в Аукционе.

В силу пункта 5.3 Порядка Главное управление несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством, за утвержденную им документацию об Аукционе в части сведений, указанных в подпунктах "з", "л" - "р" пункта 5.5 настоящего Порядка.

В соответствии с пунктом 5.6 Порядка документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления на официальном сайте, электронной площадке без взимания платы.

Вышеуказанные положения Порядка, направлены на предоставление потенциальным участникам торгов максимально полной и достоверной информации о предоставляемом на праве пользования участке недр и о порядке его предоставления. В этой связи, информация не должна содержать возможности ее множественного толкования, а также каких-либо разночтений и, как следствие, порождать правовую неопределенность в интересах участников торгов.

Таким образом, сведения, поименованные в Документации об Аукционе, должны быть действительными и достоверными, чтобы не вводить в заблуждение потенциальных участников Аукциона.

При указанных обстоятельствах, Организатор торгов обязан обеспечить беспрепятственный доступ всех заинтересованных лиц к информации о торгах, которая, в свою очередь, должна быть исчерпывающей и достоверной, с целью соблюдения принципа равенства участников гражданских правоотношений (часть 1 статьи 1 Гражданского кодекса  РФ),  а также недопустимости извлечения преимуществ из своего незаконного или недобросовестного поведения (часть 4 статьи 1 Гражданского кодекса  РФ) и злоупотребления правом (часть 1 статьи 10 Гражданского кодекса  РФ).

Действия Организатора торгов, в настоящем случае вышеуказанным положениям не соответствовали, поскольку в Документации об Аукционе, опубликованной на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов https://torgi.gov.ru, приведены некорректные реквизиты для оплаты сбора за участие в Аукционе, что в конечном итоге привело к невозможности для ООО «СтавропольСтрой» и ООО «Геотехнология» оплатить сбор и принять участие в торгах и к ограничению количества участников торгов, которые могли быть заранее извещены о том, какие именно из приведенных в Документации об Аукционе реквизиты Организатора торгов являлись достоверными.

Разместив вышеуказанные сведения в свободном доступе во исполнение требований части 5.6 Порядка Документацию об Аукционе с указанием определенных реквизитов для оплаты сбора за участие в Аукционе, Организатор торгов конклюдентно согласился с тем, что потенциальные участники торгов могут вносить денежные средства для оплаты сбора за участие в Аукционе по перечисленным реквизитам.

Таким образом, Организатором торгов приняты на себя все риски, касающиеся достоверности и действительности, размещенных им сведений о проведении торгов, однако не проверил эти сведения, что явилось основанием для отказа ООО «СтавропольСтрой» и ООО «Геотехнология» в допуске к участию в Аукционе.

На основании изложенного, действия Организатора торгов в части некорректного указания в Документации об Аукционе платежных реквизитов для перечисления сбора, свидетельствуют о невыполнении обязанности, предусмотренной пунктом 5.5. Порядка.

 

В соответствии с пунктом 7 Порядка при рассмотрении заявок на участие в Аукционе заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в Аукционе в следующих случаях:

заявка на участие в Аукционе подана с нарушением установленных требований, в том числе ее содержание не соответствует требованиям Документации об Аукционе;

заявитель умышленно представил о себе неверные сведения;

заявителем не представлены и не могут быть представлены доказательства того, что он обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ;

предоставление права пользования недрами данному заявителю повлечет несоблюдение требований антимонопольного законодательства.

В пункте 11.1 Документации об Аукционе установлены аналогичные основания недопуска претендентов к участию в Аукционе. При этом, иных оснований для отклонения заявок участников Документацией об Аукционе не предусмотрено.

Согласно Протоколу от 18.05.2021 г. участник ООО «СтавропольСтрой» не был допущен до участия в Аукционе, в связи с тем, что заявка Заявителя подана с нарушением установленных требований, в том числе ее содержание не соответствует требованиям Документации об аукционе, а именно сбор за участие в аукционе должен быть зачислен на счет, указанный в пункте 5.3 Документации об аукционе.

Требования к заявке и её содержанию установлены разделом 12 Документации об Аукционе. При этом, порядок оплаты сбора за участие в аукционе является отдельной самостоятельной процедурой и не относится к порядку подачи, оформления заявок.

Порядок оплаты сбора за участие в Аукционе установлен разделом 5 аукционной документации и не являются требованием к заявке, ее содержанию.

При этом, Порядком и в том числе Документацией об Аукционе не предусмотрено в качестве основания для недопуска участника до участия в Аукционе непоступление сбора за участие в Аукционе на счет Организатора торгов.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу что основания, по которым была отклонена заявка ООО «СтавропольСтрой» не предусмотрены Порядком и Документацией об Аукционе.

Вместе с тем, Комиссией было установлено, что заявка ООО «СтавропольСтрой» соответствовала требованиям, установленным в Документации об Аукционе.

При указанных обстоятельствах, у Организатора торгов отсутствовали основания для отклонения заявки ООО «СтавропольСтрой».

Таким образом, в действиях Организатора торгов Комиссией установлено нарушение пункта 7 Порядка.

На основании вышеизложенного, довод Заявителя признается обоснованным.

 

Согласно абзацу 7 статьи 13.1 Закона о недрах основным критерием выявления победителя при проведении аукциона на право пользования участком недр является размер разового платежа за право пользования участком недр.

Некорректное указание Организатором торгов в Документации об Аукционе платежных реквизитов для внесения сбора за участие в Аукционе и как следствие необоснованное отклонение заявок ООО «СтавропольСтрой» и ООО «Геотехнология», ограничило круг потенциальных пользователей недр, повлияв на определение размера разового платежа за право пользования участком недр.

В связи с тем, к участию в Аукционе был допущен только один участник, торги были признаны несостоявшимися, вследствие чего не произошло повышения стартового размера разового платежа за пользование недрами, поступающего в бюджет субъекта Российской Федерации.

 

Комиссией установлено, что помимо участников ООО «СтавропольСтрой», ООО «Геотехнология», ООО «РегиональнаяПроектнаяКомпания», участником ООО «НК Лидер» также допущены ошибки в указании платежных реквизитов (не верно указано наименование получателя, отсутствует лицевой счет Организатора торгов №523.01.001.0, при этом указан счет №02422000010).

При этом, материалами жалобы подтверждается, что МУФ СО приняло указанный платеж, в связи с чем сбор за участия в Аукционе внесенный ООО «НК Лидер» поступил на счет Организатора торгов.

Вместе с тем, как было уже указано ранее, МУФ СО 13.05.2021г. возвратило денежные средства ООО «СтавропольСтрой», ООО «Геотехнология» и ООО «РегиональнаяПроектнаяКомпания».

Указанными действиями МУФ СО могли быть созданы дискриминационные условия для деятельности одних хозяйствующих субъектов (участников аукциона) и преимущественные условия для других хозяйствующих субъектов (участников аукциона), что могло привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на товарном рынке при проведении торгов.

 Статьей 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Таким образом рассмотренные действия МУФ СО могут указывать на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства.

 

Руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия Самарского УФАС России,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО «СтавропольСтрой» обоснованной.

2. Признать в действиях Главное управление организации торгов Самарской области нарушение пункта 5.5 и пункта 7 Порядка.

3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при проведении Аукциона нарушений.

4. Передать материалы жалобы в соответствующее структурное подразделение Самарского УФАС России для решения вопроса о наличии (отсутствии) признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Связанные организации

Связанные организации не указаны