Решение б/н Решение по делу № 168-508-11/5 ООО «Сызранская городская эл... от 10 июня 2014 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ

г. Самара

Резолютивная часть решения оглашена «21» декабря 2011 года

В полном объеме решение изготовлено «30» декабря 2011 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

рассмотрев дело № 168-508-11/5 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Сызранская городская электросеть» (446001, Самарская область, г. Сызрань, ул. К. Маркса, 24) (далее- ООО «СГЭС») части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее- ФЗ «О защите конкуренции),

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области поступило обращение (вход. № 295-гр от 07.10.2011 г., вход. № 308-гр от 13.10.2011 г.), содержащее сведения о нарушении ООО «СГЭС» антимонопольного законодательства.

гм. Т.Н. в своем заявлении указывает на неправомерное составление ООО «СГЭС» акта № 001963 от 09.09.2011 г. о безучетном потреблении электрической энергии и предъявление необоснованных требований в выданных ей технических условиях.

ООО «СГЭС» в письменных пояснениях (исх. № 3489/2011 от 16.11.2011 г.) указывает, что акт № 001963 от 09.09.2011 г. о безучетном потреблении электрической энергии признан недействительным решением Комиссии ООО «СГЭС» от 06.10.2011 г. на основании обращения гарантирующего поставщика ОАО «Самараэнерго». По вопросу предъявления необоснованных требований, ООО «СГЭС» сообщило, что нарушений действующего законодательства со стороны ООО «СГЭС» не производилось.

Руководителем Самарского УФАС России Приказом № 796 от 20.10.2011 г. было возбуждено дело по признакам нарушения ООО «СГЭС» части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

17.11.2011 г. Г. Т.Н. в адрес Самарского УФАС России представлено письмо (вход. № 7663 от 17.11.2011 г.) с просьбой прекратить рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного в отношении ООО «СГЭС», ввиду добровольного устранения ООО «СГЭС» нарушений и отсутствия претензий к ООО «СГЭС».

Однако, Комиссией Самарского УФАС России в ходе рассмотрения дела № 168-508-11/5 на основании представленных ООО «СГЭС» документов (материалов) установлено, что ООО «СГЭС» в договорах, заключаемых с потребителями, обратившимися с целью технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, указывало размер платы 649 рублей.

Заседание Комиссии по рассмотрению дела № 168-508-11/5 состоялось 21.12.2011 г.

В заседании принимали участие Генеральный директор ООО «СГЭС» Мишин В.В. (протокол № 5/1 от 06.10.2011 г.), представитель ООО «СГЭС» Колодешников С.С. (по доверенности б/н от 24.11.2011 г.).

В ходе рассмотрения дела Комиссией Самарского УФАС России установлено следующее.

ООО «СГЭС» владеет объектами электросетевого хозяйства, осуществляет технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства, принадлежащим на праве собственности/владения ООО «СГЭС», оказывает услуги по передаче электрической энергии.

Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее - ФЗ «О естественных монополиях»), услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

ООО «СГЭС» включено в реестр субъектов естественных монополий Приказом ФСТ России от 10.05.2001 г. № 29/6 под регистрационным номером 63.1.2.

В соответствии со статьей 5 Закона о защите конкуренции, доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Таким образом, ООО «СГЭС» является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение в границах присоединения к сетям на территории Самарской области, принадлежащих на праве собственности/владения ООО «СГЭС».

Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - ФЗ «Об электроэнергетике»), услуги по передаче электрической энергии - комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

В пункте 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861 (далее — Правила технологического присоединения), установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им данных Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.

В соответствии с частью 2 статьи 26 ФЗ «Об электроэнергетике», пунктом 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям. Следовательно, оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям является необходимой и неотъемлемой частью процесса передачи электрической энергии, осуществляемого сетевой организацией.

Исходя из смысла норм действующего законодательства, оказать услугу по технологическому присоединению в силу императивного указания закона обязана сетевая организация, в которую обратилось заинтересованное лицо.

Согласно п. 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно п. 17 Правил технологического присоединения, размер платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 рублей при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

Комиссией Самарского УФАС России установлено, что ООО «СГЭС» по договорам об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (№ 2199 от 20.01.2011 г., № 2201 от 26.01.2011 г., № 2214 от 03.02.2011 г., № 2215 от 03.02.2011 г., № 2207 от 03.02.2011 г., № 2206 от 03.02.2011 г., № 2212 от 03.02.2011 г., № 2213 от 03.02.2011 г., № 2217 от 08.02.2011 г. и др., указанных в Приложении № 1 к письму исх. № 3921/11 от 14.12.2011 г.), заключаемым в 2011 г. с лицами, обратившимися с целью присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт. включительно, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, взимало плату за технологическое присоединение в размере 649 (шестьсот сорок девять) рублей 00 копеек.

В письменных объяснениях (исх. № 3921/11 от 14.12.2011 г.) ООО «СГЭС» указало, что плата в размере 649 рублей определяется на основании Приказа Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области № 77 от 21.12.2011 г., с учетом налога на добавленную стоимость (далее- НДС) в размере 99 (девяносто девять) рублей 00 копеек.

Как указано ООО «СГЭС», по вопросу применения НДС в плате за технологическое присоединение общество руководствовалось действующим налоговым законодательством и информационным письмом ФСТ России от 05.06.2009 N НБ-3768/12.

Однако, данный довод не может быть принят во внимание, так как не соответствует действующему законодательству.

Согласно Приказу № 77 от 21.12.2010 г. Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Самарской области для заявителей, подающих заявку на технологическое присоединение с присоединенной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, установлен в сумме 550 рублей.

Таким образом, к заявителям с присоединяемой мощностью до 15 кВт включительно в 2011 г. должен был применяться размер платы за технологическое присоединение в сумме 550 рублей 00 копеек при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности.

В соответствии с положениями статей 40, 146, 154, 168 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положениями Информационного письма ФСТ России от 05 июня 2009 года № НБ-3768/12, при реализации сетевой организацией услуг по технологическому присоединению юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, гражданам (населению) энергопринимающих устройств максимальной мощностью, в случаях когда, размер платы за технологическое присоединение не должен превышать 550 рублей, стоимость этих услуг с учетом налога на добавленную стоимость (НДС) для всех указанных групп заявителей будет одинаковым, а порядок предъявления этим покупателям суммы НДС для оплаты – различен.

Так, при реализации товаров (работ, услуг) организациям и индивидуальным предпринимателям оформляется счет-фактура, в которой указывается сумма НДС. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы) и в счетах отдельно не выделяется.

Таким образом, сумма НДС уже включена в стоимость мероприятий по технологическому присоединению для граждан. Стоимость мероприятий по технологическому присоединению для граждан составляет 550 рублей с учетом НДС.

Учитывая изложенное, Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу, что ООО «СГЭС», взимая в 2011 г. с потребителей, обратившихся с целью присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт. включительно, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, оплату за услуги по технологическому присоединению в размере 649 (Шестьсот сорок девять) рублей 00 копеек, в части дополнительного предъявления необоснованных денежных требований в размере 99 (Девяносто девять) рублей 00 копеек, нарушило пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» путем предъявления необоснованных денежных требований, нарушения установленного порядка ценообразования, что ущемляет интересы потребителей.

Согласно представленному письмом (исх. № 3921/11 от 14.12.2011 г.) ООО «СГЭС» реестру заявителей, получивших технические условия технологического присоединения в 2011 г., 482 (четыреста восемьдесят два) заявителя, обратившихся в ООО «СГЭС» в с целью технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, оплатили услуги по технологическому присоединению в размере 649 (шестьсот сорок девять) рублей 00 копеек.

Таким образом, действия ООО «СГЭС» по взиманию оплаты за технологическое присоединение в размере 649 (Шестьсот сорок девять) рублей 00 копеек с указанной категории потребителей, затрагивают интересы неопределенного круга лиц.

Исходя из обстоятельств дела, Комиссия пришла к выводу, что ООО «СГЭС» злоупотребило своим доминирующим положением и нарушило установленный порядок ценообразования, что является нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

По вопросу предъявления необоснованных требований в выдаваемых ООО «СГЭС» технических условиях, Комиссией Самарского УФАС России не установлено нарушение части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая положения статьи 10 ГК РФ, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу, что вышеуказанные действия ООО «СГЭС» совершены за допустимыми пределами осуществления гражданских прав и ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения.

ООО «СГЭС» виновно в совершенном нарушении, так как имело возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вследствие нарушения ООО «СГЭС» пункта 10 части 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции», ООО «СГЭС» получены денежные средства в размере (482 потребителя*99 рублей 00 копеек) 47 718 (сорок семь тысяч семьсот восемнадцать) рублей 00 копеек.

Комиссия Самарского УФАС России считает необходимым выдать предписание ООО «СГЭС» об устранении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в предъявлении необоснованных денежных требований и нарушении установленного порядка ценообразования, а также о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства в размере 47 718 (сорок семь тысяч семьсот восемнадцать) рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать ООО «СГЭС» нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», злоупотребившим доминирующим положением и ущемившим интересы потребителей, путем предъявления необоснованных денежных требований, нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования посредством взимания платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, в размере 649 (шестьсот сорок девять) рублей 00 копеек, в части дополнительного предъявления необоснованных денежных требований в размере 99 (Девяносто девять) рублей 00 копеек.

2. Выдать ООО «СГЭС» предписание о прекращении нарушения часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в злоупотреблении доминирующим положением и ущемлении интересов потребителей путем предъявления необоснованных денежных требований, нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования посредством взимания платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, в размере 649 (шестьсот сорок девять) рублей 00 копеек, в части дополнительного предъявления необоснованных денежных требований в размере 99 (Девяносто девять) рублей 00 копеек, а именно:

- прекратить применять в расчетах с данной категорией потребителей тариф на осуществление технологического присоединения, не установленный уполномоченным органом;

- направить физическим лицам, с которыми в 2011 г. ООО «СГЭС» были заключены договоры технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно,при условии, что расстояние от границ участка заявителя до объектов электросетевого хозяйства необходимого заявителю класса напряжения сетевой организации, в которую подана заявка, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности, уведомления о неправильном установлении стоимости мероприятий по технологическому присоединению и возможности обращения потребителя в адрес ООО «СГЭС» с целью осуществления перерасчета по тарифу в размере 550 (пятьсот пятьдесят) рублей 00 копеек.

3. Выдать ООО «СГЭС» предписание о взыскании в федеральный бюджет незаконно полученного дохода, полученного вследствие рассмотренного нарушения антимонопольного законодательства в размере (482 потребителя*99 рублей 00 копеек) 47 718 (сорок семь тысяч семьсот восемнадцать) рублей 00 копеек.

Доход, полученный вследствие нарушения ООО «СГЭС» антимонопольного законодательства, зачисляется в полном объеме на следующий счет:

ИНН 6315802344

КПП 631501001

КБК 16111602010010000140

Получатель: УФК по Самарской области (Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области)

Счет: 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области

БИК 043601001

ОКАТО 36401000000

Назначение платежа: доход, полученный вследствие нарушения антимонопольного законодательства (основание- предписание Самарского УФАС России по делу № 168-508-11/5 от 30.12.2011 г.).

4. Передать материалы дела № 168-508-11/5 уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны