Решение б/н Решение от 4 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

….

 

 

                                                                …

 

 

 

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ № 063/05/15-737/2023

 

04 декабря 2023 года                                                                                                      г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….

            Члены Комиссии ...,

                                      ….,                                             

рассмотрев дело № 063/05/15-737/2023, возбужденное в отношении ООО «МЕДИАЛЭНД» по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно части 1 статьи 15 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г №38-ФЗ (далее – ФЗ «О рекламе»)

 в отсутствии представителя:

заявителя Управление Роскомнадзора по Самарской области (443001, г. Самара, ул. Молодогвардейская, д. 198), лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80103989580986 с пометкой «вручение адресату почтальоном 27.10.2023», реестром внутренних почтовых отправлений № 188 от 26.10.2023;

заинтересованного лица – ООО «Радио Омега» (…2) лицо было уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80103989580979 с пометкой «вручение адресату почтальоном 09.11.2023», реестром внутренних почтовых отправлений № 188;

в присутствии представителя:

лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе ООО «МЕДИАЛЭНД» (….), представители ООО «МЕДИАЛЭНД» - … были уведомлен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80103989580955 с пометкой «вручение адресату 15.11.2023», реестром внутренних почтовых отправлений № 188 от 26.10.2023;                                              

заинтересованного лица – ООО «Автозаводский рынок» (….) представители ООО «Автозаводский рынок» - …. были уведомлены надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80103989580962 с пометкой «вручение адресату 01.11.2023», реестром внутренних почтовых отправлений № 188 от 26.10.2023;

эксперта –  ———

переводчика –  ———

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России) поступили материалы проверки Свердловского УФАС России (вх. № 10376/23 от 22.08.2023) в отношении ООО «МЕДИАЛЭНД» на наличие признаков нарушения законодательства РФ о рекламе.

В соответствии с частью 3 статьи 56 Федерального закона № 248 "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

Материалы планового систематического наблюдения Управления Роскомнадзора по Самарской области являются наблюдением за соблюдением обязательных требований – проверкой.

Из представленных материалов и акта прослушивания аудиозаписи следует, что в эфире радиоканала «Радио Омега» размещены материалы рекламного характера следующего содержания: «Прогноз погоды представляет ООО «Автозаводский рынок» и дарит Вам летнее настроение. На Автозаводском рынке весь ИЮЛЬ скидки до 50% на детскую одежду, а также еженедельная скидка выходного дня -10% на ВСЕ! В столовой рынка, в отделах: «Продукты» и «Бистро». Автозаводский рынок приглашает за покупками на Революционную, 1» без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы, а также без упоминания в них об определенном лице как о спонсоре:

11.07.2023 в 17:00:20;

12.07.2023 в 17:00:18;

13.07.2023 в 17:00:25;

14.07.2023 в 17:00:17;

15.07.2023 в 11:00:07; 11:59:51; 13:02:14;

16.07.2023 в 10:59:32; 11:59:55; 13:00:05.

Изучив справку по результату анализа записи эфира частоты 106,9 МГц в г. Тольятти по дням за период с 00:00 10.07.2023 по 00:00 17.07.2023, установлено, что:

11.07.2023 в 17:00:20;

12.07.2023 в 17:00:18;

13.07.2023 в 17:00:25;

14.07.2023 в 17:00:17;

15.07.2023 в 11:00:07; 11:59:51; 13:02:14;

16.07.2023 в 10:59:32; 11:59:55; 13:00:05, что в эфире присутствует реклама без предварительного сообщения о последующей трансляции.

Изучив справку о результатах систематических наблюдений по лицензии № ЛО33-00114-77/00055674, установлено, что территория вещания (наименование населенного пункта) г. Тольятти Самарская область (пункт установки передатчика – г. Жигулевск).

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе») прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

Таким образом, в рассматриваемых эфирах содержатся признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О рекламе».

На основании части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных частью 1 статьи 15 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Из представленных Свердловским УФАС России материалов следует, что согласно выписке из реестра лицензий ООО «МЕДИАЛЭНД» является держателем лицензии от 02.08.2012 № Л033-00114-77/00055674.

Также, согласно данной выписке, ООО «МЕДИАЛЭНД» владеет радиоканалом «Радио Омега» и лицензируемым видом деятельности является радиовещание радиоканала.

Кроме того, согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом экономической деятельности ООО «МЕДИАЛЭНД» является деятельность в области радиовещания.

Таким образом, ООО «МЕДИАЛЭНД» является рекламораспространителем.

На основании указанного в действиях ООО «МЕДИАЛЭНД» усматриваются признаки нарушения части 1 статьи 15 ФЗ «О рекламе».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24-26 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Управление Самарского УФАС России возбудило производство по делу                                  № 063/05/15-737/2023 от 12.09.2023 по признакам нарушения рекламного законодательства, назначило рассмотрение дела на 09.10.2023 года.

ООО «Автозаводский рынок» предоставило письменные пояснения (вх. № 14607/23 от 17.11.2023), в которых указало, что договор об оказании спонсорской помощи между ООО «Автозаводский рынок» и ООО «Радио Омега» не заключался. Ранее в Самарское УФАС поступило информационное письмо, из которого следует, что ООО «Радио Омега» имеет эксклюзивное право на заключение со всеми рекламодателями от своего имени договоров оказания рекламных услуг, размещение рекламных и рекламно-информационных материалов в эфире радиоканала «Радио Омега» на частоте 106,9 МГц в г. Тольятти.

ООО «МЕДИАЛЭНД» предоставили письменные пояснения (вх. № 13221-ЭП/23 от 18.10.2023) где сообщило, что спонсорская реклама, размещенная на радиоканале «Радио Омега» содержит все ее признаки и соответствует всем требованиям закона о рекламе.

В связи с тем, что сообщать о трансляции спонсорской рекламы рекламораспространитель не должен, то спонсорская реклама определяется по ее признакам.

При этом в Постановлении Пленума ВАС № 58 от 08.10.2012 обращено особое внимание в части спонсорской рекламы, что только существенное искажение наименования спонсора должно рассматриваться как ненадлежащее выполнение рекламораспространителем своих обязательств и влечь соответствующие гражданско- правовые последствия. Неправильное указание организационно-правовой формы спонсора - юридического лица - рассматривается как существенное искажение наименования, если оно не позволяет потребителю рекламы с достоверностью идентифицировать лицо, выступающее спонсором.

Т.е. именно неуказание или существенное искажение наименования спонсора являются нарушением со стороны рекламораспространителя и влечет ответственность, а не отсутствие слова «спонсор». Это подтверждает и арбитражная практика, в соответствии с которой именно неуказание юридического наименования лица, является нарушением закона о рекламе, когда арбитражные суды не признают рекламу спонсорской, если отсутствует наименование лица. Если идти от противного, то указание слова «спонсор», но указание вместо лица бренда или товара не будет являться спонсорской рекламой, не смотря на наличие слова «спонсор». А значит указание именно ЛИЦА является основным для признания рекламы спонсорской.

Представление спонсора в виде: Прогноз погоды представляет ООО «Автозаводской рынок» является эквивалентом слова «спонсор».

Также если следовать от обратного,  то на что жалуется Роскомнадзор, не подпадает под понятие обычной «рекламы», а является Спонсорской, т.к. стоит в начале передачи, содержит юридическое лицо и указание на конкретную программу (прогноз погоды), выход которой организовало ООО «Автозаводской рынок». Т.е. исходя из понятия «спонсор», спонсор представляет (предоставляет, финансирует организацию мероприятия)) средства для организации (выхода) программы, поэтому только спонсор имеет право представлять программу, поэтому слово «представлять» - эквивалент слову «финансировать, спонсировать», если за этим указано лицо.

На заседании Комиссии ООО «МЕДИАЛЭНД» поддержало свои доводы, ранее указанные в пояснениях.

Заслушав объяснения ООО «МЕДИАЛЭНД», всесторонне рассмотрев, полно и объективно изучив и проанализировав материалы дела № 063/05/15-737/2023, Комиссия приходит к следующим выводам.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе» реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Признаки рекламы установлены пунктом 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе»:

1. Объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;

Объектом рекламирования в указанном сюжете являются товары, предоставляемые ООО «Автозаводский рынок».

2. Информация направлена на неопределенный круг лиц, поскольку распространена средством массовой информации.

3. Содержащаяся информация, направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и продвижению его на рынке.

ООО "МЕДИАЛЭНД" является владельцем лицензии на осуществление радиовещания № Л033-00114-77/00055674 от 02.08.2012, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Лицензия), которой предусмотрено распространение средств массовой информации в составе «Радио Омега».

Требование к рекламе, размещаемой в радиоканалах и радиопрограммах установлены 15 ФЗ "О рекламе".

Понятие радиопрограммы содержится в статье 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее – Закон о СМИ) в соответствии с которой под радиопрограммой понимается совокупность периодических аудио сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год.

Согласно той же статье, под радиоканалом понимается, сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов.

Из анализа материала, предоставленного Управлением Роскомнадзора по Самарской области следует, что в период с 00:00 10.07.2023 по 00:00 17.07.2023 на радиоканале «Радио Омега» выходила реклама ООО «Автозаводский рынок» длительностью 20-25 секунд, которая прерывает радиопрограмму прогноз погоды, длительностью от 10-15 секунд, что является нарушением части 3 статьи 15 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с данной статьей, в радиопрограммах не допускается прерывать рекламой следующие радиопередачи:

1) религиозные радиопередачи;

2) радиопередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут.

Согласно части 1 статьи 15 ФЗ «О рекламе» прерывание радиопрограммы или радиопередачи рекламой должно предваряться сообщением о последующей трансляции рекламы, за исключением прерывания спонсорской рекламой.

 Пунктом 10 статьи 3 ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что спонсорская реклама - реклама, распространяемая на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре.

Согласно пункту 9 статьи 3 ФЗ «О рекламе»  спонсор - лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.

В эфире радиоканала «Радио Омега» размещены материалы рекламного характера ООО «Автозаводский рынок» без предварительного сообщения о последующей трансляции рекламы, а также без упоминания в них об определенном лице как о спонсоре, что является нарушением рекламного законодательства.

Это подтверждается ответом ООО «Автозаводский рынок» на определение об отложении рассмотрения дела № 063/05/15-737/2023 от 23 октября 2023г, где общество указывает, что договор об оказании спонсорской помощи между ООО «Автозаводский рынок» и ООО «Радио Омега» не заключался.

Действия ООО «МЕДИАЛЭНД» содержат признаки нарушения части 1 статьи 15, а также части 3 статьи 15 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Согласно части 7 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламораспространитель несет ответственность за нарушение требований, установленных статьей 15 ФЗ «О рекламе».

ООО «МЕДИАЛЭНД» является рекламораспространителем рассматриваемой рекламы, что подтверждается следующими обстоятельствами:

  1. Справкой о результатах систематического наблюдения по лицензии № Л033-00114-77/00055674;
  2. Служебной запиской от 30.08.2023 года;
  3. Определением о возбуждении дела № 063/05/15-737/2023 и назначении дела к рассмотрению от 30.08.2023 года;
  4. Ответом ООО «Автозаводский рынок» на определение об отложении рассмотрения дела № 063/05/15-737/2023 от 23 октября 2023г;
  5. Пояснениями ООО «МЕДИАЛЭНД» на определение о возбуждении дела №№ 063/05/15-737/2023.

Одной из целей ФЗ «О рекламе» является реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы (статья 1 ФЗ «О рекламе»). Закон направлен на предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Регулирование отношений, возникающих в сфере распространения рекламы, имеет своей целью обеспечение эффективного баланса интересов потребителей рекламы и заказчиков рекламы, рекламопроизводителей и рекламораспространителей.

Пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

У Самарского УФАС России имеются сведения о том, что нарушение прекращено в связи с чем Комиссия Самарского УФАС России пришла к выводу не выдавать предписание ООО «МЕДИАЛЭНД» о прекращении нарушения рекламного законодательства.

На основании вышеизложенного и руководствуясь частью 1 статьи 36                                         ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 42-50 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 № 1922, Комиссия

 

РЕШИЛА:

  1. Признать ООО «МЕДИАЛЭНД», нарушившим требования части 1, части 3 статьи 15 ФЗ «О рекламе».
  2. Предписание ООО «МЕДИАЛЭНД» о прекращении нарушения рекламного законодательства не выдавать.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «МЕДИАЛЭНД».

 

Резолютивная часть решения оглашена 20 ноября 2023 года.

Решение изготовлено в полном объеме 04 декабря 2023 года.

 

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

Председатель Комиссии                                                                                …

 

Члены Комиссии                                                                                               …

 

                                                                                                       …

Связанные организации

Связанные организации не указаны