Определение №063/05/5-974/2022 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 063/05/5-97... от 27 февраля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ № 063/05/5-974/2022

 

27 февраля 2023 г.                                                                                                                 г. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:   

Председатель Комиссии –   ….,

            Члены Комиссии –   ….,

                                          –   ….,

рассмотрев дело №063/05/5-974/2022, возбужденное в отношении                                     ИП … по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а именно пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, статьи 8 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006г № 38-ФЗ (далее –                      ФЗ «О рекламе») посредством видеоконференцсвязи,

в отсутствии:

заявителя – …., лицо уведомлялось надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80080581760858, с атрибутом «неудачная попытка вручения» 02.02.2023 года, списком внутренних почтовых отправлений № 244 (Партия 405) от 01.02.2023, чеком ККМ от 01.02.2023;

в присутствии:

представителя лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе - ИП …, действующей на основании доверенности от 20.12.2022, лицо уведомлено надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового направления с почтовым идентификатором 80080581760865, с атрибутом «вручение адресату» 07.02.2023, списком внутренних почтовых отправлений № 244 (Партия 405) от 01.02.2023, чеком ККМ от 01.02.2023;

заинтересованного лица –———;

эксперта –———;

переводчика –———.

 

УСТАНОВИЛА:

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России), поступила на рассмотрение жалоба С. Л.В.                        (от 07.11.2022 вх. № 14986-ЭП/22) на рекламу геля «Фармэль», распространяемую в региональном эфире телеканала ВГТРК Россия 1, через ООО «Рекламный национальный альянс» о возможном нарушении пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – ФЗ «О рекламе»), в соответствии с которым не допускается указание на лечебные свойства, то есть положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, медицинских изделий.

Согласно пункту 1 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама – это информация, распространённая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределённому кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе», объект - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Видеосюжет о геле «Фармэль» является рекламой, так как отвечает всем признакам рекламы. Объектом рекламирования фактически выступает товар – обычный пищевой продукт: гель из бурых водорослей «Альгомарин», при этом в рекламе товар именуется как уникальный гель от «Фармэль».

В рассматриваемой рекламе указано, что товар не является ни лекарством, ни БАДом, но не указано чем именно является данный товар, что вводит потребителя в заблуждение относительно позиционирования рекламируемого товара.

В спорной рекламе содержатся признаки нарушения статьи 8 ФЗ «О рекламе», согласно данной норме в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. В спорной рекламе данные сведения отсутствуют.

В рекламном ролике, представленном заявителем, до потребителя доносится, в том числе следующая информация:

- «…необходим целый спектр микроэлементов и все они есть в уникальном геле от «Фармэль»;

- «…содержит компоненты необходимые для полноценной жизнедеятельности организма, такие как кальций, калий, фосфор, селен, магний, органический йод, фукоидан, альгиновые кислоты, а также натуральный комплекс витаминов и минералов»;

- «.. для поддержания здоровья отличное средство»;

- «…гель из ламинарии от Фармэль используется для поддержания естественной работы сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта»;

- «…российские ученые постарались сохранить ее полезный свойства, превратив в гель от Фармэль».

Из смыслового содержания рекламы следует, что гель «Фармэль» обладает лечебными свойствами.

Таким образом рассматриваемая реклама не соответствует требованиям пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно части 7 статьи 5 ФЗ «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара.

Таким образом, реклама не соответствует части 7 статьи 5, а также пункту 2 части 3 статьи 5 ФЗ «О рекламе».

Согласно статьи 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В спорной рекламе не содержится информация о продавце рекламируемого товара.

Таким образом, в рассматриваемой рекламе нарушена также статья 8                                   ФЗ «О рекламе».

Рассматриваемая реклама содержит нарушения пункта 2 части 3 статьи 5, пункта 6 части 5 статьи 5, части 7 статьи 5, статьи 8 ФЗ «О рекламе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ФЗ «О рекламе», реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.

Согласно части 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 6 части 5 статьи 5 ФЗ «О рекламе» несет рекламораспространитель.

Пунктом 7 статьи 3 ФЗ «О рекламе» установлено, что рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

В рамках рассмотрения жалобы Самарским УФАС России направлен запрос директору филиала ФГУП ВГТРК – ГТРК «Самара» (исх. № 10219/8 от 10.11.2022) с целью установления лица, которое разместило рекламный ролик с вышеуказанной рекламой на территории городского округа Самара в эфире телеканала «Россия 1 – Самара».

В своем ответе от 29.11.2022 вх. № 16105/22 ГТРК «Самара» представила сведения, что размещением в эфире рекламного ролика занималось обособленное подразделение в г. Самаре ООО «Национальный рекламный альянс» (…).

Согласно ответу от 01.12.2022 вх. № 16230/22 обособленное подразделение                     в г. Самаре ООО «Национальный рекламный альянс» представило сведения о хозяйствующем субъекте, с которым заключен Договор от 15.02.2022 № РНРА-220215-0002СМР на оказание услуг по  размещению в региональном эфире телеканала «Россия 1» в пределах г. Самара предоставленного Заказчиком рекламного материала под условным наименованием «Фармэль», которым является Индивидуальный предприниматель …. (…).

В вышеуказанном рекламном ролике указан номер телефона .., оператором связи номера телефона … является мобильный оператор «МегаФон».

Согласно ответу ПАО «МегаФон» (от 23.11.2022 вх. № 15822-ЭП/22) абонентский номер … выделен ИП ….

В соответствии с частью 6 статьи 38 ФЗ «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных, частями 2-8 статьи 5 ФЗ                    «О рекламе».

ИП .. является рекламодателем рассматриваемой рекламы.

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 24, 25 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия Самарского УФАС России возбудила производство по делу № 063/05/5-974/2022 по признакам нарушения рекламного законодательства в отношении ИП …

 В рамках рассмотрения данного заявления Комиссия установила следующее.

ИП … в рамках рассмотрения дела, были даны пояснения (вх. № 17471-ЭП/22 от 22.12.2022г.). Согласно данным пояснениям, ИП … прошел аккредитацию в Системе Центров оздоровительного питания Российской программы «Здоровое питания- здоровье нации» Приволжского Федерального Центра оздоровительного питания, о чем получено Свидетельство № 4.56.005 об аккредитации Центра оздоровительного питания Российской программы «Здоровое питание — здоровье нации». Данную аккредитацию Центр оздоровительного питания «Фармэль» (Farmel) проходят ежегодно.

…. занимается реализацией пищевой продукцией товарного знака «FARMEL», на основании Согласия на использование Торгового знака «FARMEL» правообладателя, … (согласие прилагается).

Под товарным знаком «FARMEL», реализуется следующая продукция: специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания «Хромальгин» («CHROMALGIN») ламинария гомогенизированная с хромом, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации RU.77.99.19.004.E.000085.01.16 от 13.01.2016 г. (копия Свидетельства о государственной регистрации прилагается), специализированный пищевой продукт диетического лечебного и диетического профилактического питания «Альгомарин» («ALGOMARIN») ламинария - гель охлажденный с мелиссой, о чем имеется Свидетельство о государственной регистрации RU.77.99.19.004.E.001292.03.17 от 17.03.2017 г.

Основным компонентом состава вышеуказанной продукции входит Ламинария гомогенизированная, это подтверждается письмами ООО «Ситерна», № 06-10/2020 от 06.10.2020 г., № 06-10/2020 от 06-10/2020 г.

Ламинария — род морских водорослей из класса бурых водорослей.

Вышеуказанная продукция прошла государственную регистрацию в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, внесена Реестр свидетельств о государственной регистрации, о чем получены Свидетельства о государственной регистрации.

Вышеуказанная продукция соответствует Техническим регламентам Таможенного союза:

  • ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 880 (далее ТР ТС 021/2011);
  •  
       

    ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки» утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 881;
  • ТР ТС 027/2012 «О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания» принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15 июня 2012 года № 34 (далее - ТР ТС 027/2012)

       Согласно ст. 24 ТР ТС 027/2012 к числу специализированной пищевой продукции кроме всего прочего относится пищевая продукция для диетического лечебного и диетического профилактического питания.

ИП …. осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Самарской области, местонахождение, которого находится по адресу, г. Самара ул. Ленинская, 202.

Данное помещение приняли во временное владение и пользование на основании Договора № 17/21 аренды нежилого помещения от 30.12.2021 г., заключенного с ООО «Юридическая компания «Лихачев» (договор прилагается). Аналогичная реклама не распространяется в других регионах РФ.

Также в рамках рассмотрения дела, был направлен запрос в компанию ООО «Ситерна» (исх. № 86/8 от 10.01.2023г) для предоставления информации о том, что:

-   является ли рекламируемая под товарным знаком «Farmel» пищевая продукция из бурых морских водорослей «Хромальгин» и «Альгомарин» лекарственным средством;

- является ли рекламируемая пищевая продукция методом профилактики, диагностики или лечения.

В ответном письме ООО «Ситерна» (вх. № 492/23 от 18.01.2023г.) указало следующее:

Организация является производителем специализированной пищевой продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания «Хромальгин» («CHROMALGIN») ламинария гомогенизированная с хромом и «Альгомарин» («ALGOMARIN») ламинария - гель охлажденный с мелиссой.

Вышеуказанная продукция прошла государственную регистрацию в Федеральной службе по надзору в сфере защите прав потребителей и благополучия человека и внесена Реестр свидетельств о государственной регистрации, о чем получены Свидетельства о государственной регистрации RU.77.99.19.004.E.000085.01.16 от 13.01.2016 г. и RU.77.99,19.004.E.001292.03.17 от 17.03.2017 г.

Кроме того, ИП .. дал пояснение (вх. № 728-ЭП/23 от 24.01.2023г), где указывает, что гр. … с жалобой рекламу геля торговой марки «Фармэль» не обращалась, претензий к продукту не имеет, так как является клиентом и приобретает продукцию «Фармэль» уже несколько лет (подтверждается письмом от ….). Исходя из представленной информации, склоняются к тому, что заявление было подано конкурентами, воспользовавшись их клиентской базой и одним из контактов клиента, изменив адрес местонахождения.

В процессе рассмотрения дела Самарское УФАС России направило запрос в Министерство здравоохранения Самарской области (исх. № 692/8 от 01.02.2023г) для дачи оценки относительно указания спорной рекламы на лечебные свойства при том, что гель «Фармэль» не является лекарственным средством.

Министерство здравоохранения Самарской области (вх. № 1549-ЭП/23 от 14.02.2023г.) сообщило, что данная реклама не указывает на лечебные свойства специализированной пищевой продукции диетического лечебного и диетического профилактического питания, так как в рекламе не указано положительное влияние на течение конкретных нозологий.

Таким образом, рассматриваемые рекламные материалы не содержат признаков нарушения пункта 6 части 5 статьи 5 Федерального закона.

Также, в рамках рассмотрения данного дела, ИП … дал пояснение (вх. № 2007-ЭП/23 от 22.02.2023г.), где указывает, что согласно статье 8 ФЗ «О рекламе» в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно части 2 статьи 497 Гражданского кодекса Российской Федерации договор розничной купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов, проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи(телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром,  либо образцом товара при заключении такого договора (дистанционный способ продажи товара). Реализация рекламируемого товара покупатели имеют возможность непосредственного ознакомления с ним по адресу, указанному в рекламе.

Комиссия Самарского УФАС России, заслушав объяснения сторон, проанализировав материалы дела, приходит к выводу, что в действиях ИП ...не содержатся признаки нарушения ст. 5, п. 2, ч. 3, ст. 5, п 6, ч. 5, ст. 5, ч. 7, ст. 8 ФЗ «О рекламе».

Руководствуясь абзацем «а» пункта 40 Правил рассмотрения антимонопольным   органом   дел, возбужденных   по   признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

                                                       ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Производство по делу № 063/05/5-974/2022 прекратить.

 

 

Председатель Комиссии                                                                           

 

Члены Комиссии                                                                                       …

 

                                                                                                                     …

                                            

Связанные организации

Связанные организации не указаны