Решение б/н Решение от 22 декабря 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

⟨…⟩

 

 

 

 

⟨…⟩

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «22» декабря 2022 г.                                    г. Самара

В полном объеме решение изготовлено «30» декабря 2022 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе заместителя руководителя Самарского УФАС России⟨…⟩

 , начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России ..., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Самарского УФАС России⟨…⟩

 ,

рассмотрев дело № 063/01/10-463/2022 в отношении ГБУЗ «Самарская областная клиническая психиатрическая больница» (далее – ГБУЗ «СОКПБ») по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании Комиссии:

⟨…⟩

– представителя ГБУЗ «СОКПБ» (доверенность от 21.07.2022 г. №314);

⟨…⟩

- представителя ГБУЗ «СОКПБ» (доверенность от 21.07.2022 г. №314);

⟨…⟩

– представителя ГБУЗ «СОКПБ» (доверенность от 08.07.2022 г. №305);

⟨…⟩

– представителя Поволжского ГРУ – филиала Объединения «РОСИНКАС» (доверенность от 28.07.2022 г. №91),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось заявление Поволжского главного регионального управления – филиала объединения «Росинкас», указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства в действиях ГБУЗ «Самарская областная клиническая психиатрическая больница» (далее – ГБУЗ «СОКПБ»). Согласно доводам заявителя за проведение психиатрического освидетельствования в рамках прохождения медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием ГБУЗ «СОКПБ» установлена стоимость 4200 рублей. Заявителем отмечено, что данный вид услуги предоставляется только ГБУЗ «СОКПБ». Альтернативные варианты получения необходимого медицинского заключения в рамках прохождения медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием отсутствуют. При этом, по мнению заявителя, вышеуказанная стоимость услуги, установленная ГБУЗ «СОКПБ», является необоснованной.

Руководствуясь частью 4 статьи 44 Закона о защите конкуренции в целях получения дополнительных документов и сведений для установления наличия/ отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства Самарским УФАС России был направлен запрос о предоставлении необходимых документов и сведений в адрес ГБУЗ «СОКПБ».

По результатам анализа полученной информации антимонопольный орган пришел к выводу о наличии в действиях ГБУЗ «СОКПБ» признаков нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившихся в необоснованном установлении цены за оказание услуг психиатрического освидетельствования в рамках прохождения медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием.

На основании изложенного, в соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции Самарским УФАС России был издан Приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 21.06.2022 г. № 271.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

1. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов), в том числе установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

 

Как следует из системного толкования положений Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) граждане Российской Федерации имеют право на приобретение оружия на основании соответствующей лицензии, которая выдается органом внутренних дел по месту жительства гражданина Российской Федерации, и одновременно является разрешением на хранение и ношение оружия (статья 13 Закона об оружии).

В соответствии со статьей 13 Закона об оружии для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.

Согласно статье 6.1 Закона об оружии медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием проводится медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения (далее - медицинские организации) в отношении граждан Российской Федерации, впервые приобретающих оружие на основании лицензии, граждан, награжденных оружием, граждан, являющихся владельцами оружия (за исключением граждан Российской Федерации, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции), по месту их жительства (пребывания).

 Исходя из анализа положений действующего законодательства, получение лицензии на приобретение оружия и разрешение на ношение оружия предусматривает обязательное предоставление гражданином соответствующего медицинского заключения.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2021 г. № 1041н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» установлено, что медицинское освидетельствование на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного (далее соответственно - медицинское освидетельствование, внеочередное медицинское освидетельствование), включающее психиатрическое освидетельствование, химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (далее - химико-токсикологические исследования), проводится в целях установления у гражданина Российской Федерации, впервые приобретающего оружие на основании лицензии или награжденного оружием, или являющегося владельцем оружия (за исключением граждан Российской Федерации, проходящих службу в государственных военизированных организациях и имеющих воинские звания либо специальные звания или классные чины юстиции), наличия (отсутствия) заболеваний, включенных в Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием.

В соответствии с пунктом 5 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2021 г. № 1041н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» медицинское освидетельствование включает следующие медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторные исследования:

  • медицинский осмотр врачом-офтальмологом;
  • психиатрическое освидетельствование;
  • медицинский осмотр врачом - психиатром-наркологом;
  • химико-токсикологические исследования;
  • лабораторные исследования крови и (или) мочи на определение хронического употребления алкоголя в целях диагностики психических расстройств и расстройств поведения, связанных с употреблением алкоголя.

Психиатрическое освидетельствование включает осмотр врачом-психиатром и патопсихологические (психодиагностические) исследования.

Стоит отметить, что Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2021 г. № 1041н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» начал действовать с 01.03.2022 г.

До 01.03.2022 г. действовал Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 441н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов».

В соответствии с пунктом 7 Приказа Минздрава России от 30.06.2016 № 441н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» медицинское освидетельствование включает в себя медицинские осмотры врачами-специалистами и лабораторное исследование в следующем объеме:

- медицинский осмотр врачом-офтальмологом;

- медицинский осмотр врачом-психиатром;

- медицинский осмотр врачом-психиатром-наркологом;

- качественное и количественное определение карбогидрат-дефицитного трансферрина (CDT) в сыворотке крови освидетельствуемого (при выявлении врачом-психиатром-наркологом симптомов и синдромов заболевания, при наличии которых противопоказано владение оружием).

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что гражданин, который намерен получить лицензию на право приобретения оружия, обязан представить в лицензирующий орган медицинское заключение по результатам медицинского освидетельствования.

Также стоит отметить, что состав медицинской услуги «психиатрическое освидетельствование» в связи с вступлением в силу Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2021 г. № 1041н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» был изменен.

 

2. В соответствии с частью 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

В целях установления доминирующего положения ГБУЗ «СОКПБ» Самарским УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона о защите конкуренции, был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг по психиатрическому освидетельствованию в рамках прохождения гражданами медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием.

Самарским УФАС России в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее – Порядок проведения анализа), а также в соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке оказания услуг по психиатрическому освидетельствованию в рамках прохождения гражданами медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием.

В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат среди прочих медицинская деятельность.

Согласно части 1 статьи 65 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» (далее – Закон об основах охраны здоровья граждан) медицинское освидетельствование лица представляет собой совокупность методов медицинского осмотра и медицинских исследований, направленных на подтверждение такого состояния здоровья человека, которое влечет за собой наступление юридически значимых последствий.

Из пункта 4 части 2 статьи 65 Закона об основах охраны здоровья граждан следует, что одним из видов медицинского освидетельствования является психиатрическое освидетельствование.

Согласно данным, представленным Министерством здравоохранения Самарской области, ГБУЗ «СОКПБ» имеет данную лицензию, что позволяет оказывать услуги по психиатрическому освидетельствованию.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2021 г. № 1041н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» установлено, что психиатрическое освидетельствование, проводимое в рамках медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием включает осмотр врачом-психиатром и проведение патопсихологических исследований.

Комиссия, исходя из имеющихся материалов дела установила, что продуктовые границы рынка следует определить как рынок услуг по психиатрическому освидетельствованию в рамках медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием, географические границы – Самарская область.

Необходимо отметить, что временным интервалом исследования рынка психиатрического освидетельствования является период с 01.01.2021 г. до 30.09.2022 г. В период с 01.01.2021 г. до 01.03.2022 г. действовал Приказ Минздрава России от 30.06.2016 № 441н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов».

В период с 01.03.2022 г. по настоящее время действует Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.11.2021 г. № 1041н «Об утверждении порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием, в том числе внеочередного, и порядка оформления медицинских заключений по его результатам, форм медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинского заключения об отсутствии в организме наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов».

Вместе с тем, указанные Приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации закрепляют порядок проведения медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием.

По результатам проведенного анализа Комиссией установлено, что доля ГБУЗ «СОКПБ» на указанном товарном рынке составляет 52%. На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ГБУЗ «СОКПБ» является доминирующим.

 

3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 г. № 1006 утверждены Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг (далее – Правила). Согласно пункту 2 Правил платные медицинские услуги – это медицинские услуги, предоставляемые на возмездной основе за счет личных средств граждан, средств юридических лиц и иных средств на основании договоров, в том числе договоров добровольного медицинского страхования.

В силу пункта 3 Правил платные медицинские услуги предоставляются медицинскими организациями на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.

Как следует из пункта 8 Правил порядок определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными (муниципальными) учреждениями, устанавливается органами, осуществляющими функции и полномочия учредителей. Медицинские организации иных организационно-правовых форм определяют цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно.

Порядок определения платы за оказание услуг (выполнение работ), относящихся к основным видам деятельности государственных бюджетных учреждений здравоохранения Самарской области, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области от 15.06.2011 г. № 774 (далее – Порядок).

В соответствии с пунктами 1.4, 1.6 Порядка учреждение самостоятельно определяет возможность оказания платных услуг в зависимости от материальной базы, численного состава и квалификации персонала, спроса на услугу и т.д. При этом учреждение самостоятельно утверждает цены на платные услуги, руководствуясь настоящим Порядком. Разделом 2 Порядка установлена процедура определения размера цены за единицу услуги. В пункте 2.2 Порядка закреплены прямые и накладные затраты, которые включаются в стоимость платной медицинской услуги.

Комиссия отмечает, что данные нормативно-правовые акты определяют необходимость получения медицинского заключения для получения лицензии на приобретение оружия и разрешения на его ношение, условия предоставления платных медицинских услуг, а также порядок расчета их стоимости.

Приказом ГБУЗ «СОКПБ» от 25.02.2022 г. №88 утвержден временный прейскурант цен на платные медицинские услуги от 22.02.2022 г. Как следует из названного Прейскуранта, стоимость услуги «Психиатрическое освидетельствование на наличие противопоказаний к владению оружием» с 01.03.2022 г. составила 4200 рублей.

При этом в рамках рассмотрения дела ГБУЗ «СОКПБ» также представлена выписка из Прейскуранта цен на платные медицинские услуги, действовавшего ранее (от 01.01.2022 г.). Из указанного Прейскуранта следует, что в период с 01.01.2022 г. до 01.03.2022 г. цена данной услуги составляла 550 рублей, в период с 01.03.2022 г. по 31.04.2022 г. - 4200 рублей, в период с 01.05.2022 г. по 01.07.2022 г. – 2650 рублей.

Комиссией установлено, что увеличение стоимости с 01.03.2022 г. было обусловлено изменением состава медицинской услуги «психиатрического освидетельствование» и стало включать осмотр врачом-психиатром и патопсихологические исследования. В материалах дела имеется письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации о направлении информационного письма «Проведение патопсихологических исследований при медицинском освидетельствовании на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием». В соответствии с указанным письмом проведение патопсихологических исследований проводится медицинским психологом, время проведения данных исследований - 60 минут.

Таким образом, исходя из имеющихся документов, изменение стоимости на оказание услуги по психиатрическому освидетельствованию с 01.03.2022 г. произошло в связи с увеличением времени оказания услуги, а также проведением новых исследований.

Также в материалах дела имеется расчет затрат на психиатрическое освидетельствование в рамках медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием.

Указанный расчет включает следующие статьи затрат: оплата труда основного медицинского персонала, расходный материал, мягкий инвентарь, суммы начисленной амортизации основных средств; заработная плата прочего персонала учреждения, начисления на выплаты по оплате труда прочего персонала учреждения, суточные, услуги связи, транспортные услуги, коммунальные услуги, затраты по оплате арендной платы за пользование имуществом, работу и услуги по содержанию имущества, прочие услуги (услуги вневедомственной охраны, учеба, услуги в области информационных технологий, аттестация рабочих мест, оплата труда по договорам подряда, установка системы оповещения, охрана комнаты для хранения лекарств, влияющих на центральную нервную систему, проведение медицинского осмотра для работников учреждения, обезвреживание и утилизация медицинских отходов, установка приточно-вытяжной вентиляции, лабораторные услуги по исследованию крови, налог на имущество, земельный налог, транспортный налог, плата за загрязнение окружающей среды, государственная пошлина), увеличение стоимости основных средств и материальных запасов.

По результатам анализа имеющихся материалов Комиссия приходит к выводу о том, что увеличение стоимости на платную медицинскую услугу «психиатрическое освидетельствование» было обусловлено увеличением перечня оказания услуг и времени проведения исследования.

При этом, документов и сведений, указывающих на включение ГБУЗ «СОКПБ» в состав рассматриваемой цены затрат, непредусмотренных данным пунктом Порядка, в материалы настоящего дела представлено.

При этом стоит отметить, что стоимость на психиатрическое освидетельствование была снижена ГБУЗ «СОКПБ» с 01.07.2022 г. до 1540 рублей в связи с рекомендациями Министерства здравоохранения Самарской области. Также между Поволжским ГРУ – филиалом объединения «Росинкас» заключен договор на оказание платной медицинской услуг «психиатрическое освидетельствование в рамках медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием» по стоимости 1540 рублей.

При указанных обстоятельствах, исходя из имеющихся документов, нарушение в действиях ГБУЗ «СОКПБ», выразившееся в установлении монопольно высокой цены за оказание услуг психиатрического освидетельствования, проводимого в рамках медицинского освидетельствования на наличие противопоказаний к владению оружием, Комиссией не усматривается.

Таким образом, Комиссия полагает, что рассматриваемые действия ГБУЗ «СОКПБ» не являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить производство по делу № 063/01/10-463/2022 в связи с отсутствием в действиях Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Самарская областная клиническая психиатрическая больница» нарушения пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

 

Председатель Комиссии:                                                                                       ⟨…⟩

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                 

 

⟨…⟩

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны