Решение №8528/7 Решение от 20 августа 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Резолютивная часть решения оглашена «06» августа 2021 г.                           г. Самара

В полном объеме решение изготовлено «20» августа 2021 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России <...>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста-эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>,

рассмотрев дело № 063/01/17-170/2021 по признакам нарушения Администрацией городского округа Тольятти пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции),

в присутствии на заседании Комиссии на основании доверенностей представителя Администрации городского округа Тольятти – <....> (доверенность) (посредством видео-конференц-связи),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России) поступило обращение депутата думы городского округа Тольятти <...>, содержащее сведения о действиях Администрации городского округа Тольятти (далее – Заказчик) при проведении 31 аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) в муниципальную собственность городского округа Тольятти для предоставления в дальнейшем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договору найма специализированных жилых помещений.

Согласно доводам обращения в Техническом задании аукционной документации по указанным закупкам установлено требование к предмету закупки: «Квартира расположена в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию не ранее 01.01.2016», которое направлено на ограничение конкуренции.

В ходе рассмотрения данных материалов Самарским УФАС России на основании части 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции был проведен мониторинг общедоступной информации, размещенной в сети Интернет, был направлен запрос в адрес Администрации городского округа Тольятти в целях установления в действиях указанного лица наличия / отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом Самарского УФАС России от 26.02.2021 г. № 27 возбуждено дело по признакам нарушения Администрацией городского округа Тольятти пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 063/01/17-170/2021 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 10.03.2021 г. № 2373/7 к участию в названном деле в качестве заявителя был привлечен <...>, в качестве ответчика привлечена Администрация городского округа Тольятти.

Определением об отложении рассмотрения дела № 063/01/17-170/2021 от 09.04.2021 г. №3606/7 к участию в названном деле в качестве заинтересованного лица был привлечен индивидуальный предприниматель <...>.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

27.11.2020 г.  и 30.11.2020г. Администрацией городского округа Тольятти на официальном сайте в Единой информационной системе в сфере закупок размещены извещения о проведении 31 аукциона на приобретение жилого помещения (квартиры) в муниципальную собственность городского округа Тольятти для предоставления в дальнейшем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договору найма специализированных жилых помещений с начальной ценой 1542500 руб. с извещениями: №0142200001320022026, №0142200001320022027, №0142200001320022022, №0142200001320022029, №0142200001320022021, №0142200001320022023, №0142200001320022028, №0142200001320022024, №0142200001320022020, №0142200001320022025, №0142200001320022015, №0142200001320022017, №0142200001320022018, №0142200001320022016, №0142200001320022019, №0142200001320022042, №0142200001320022041, №0142200001320022040, №0142200001320022049, №0142200001320022045, №0142200001320022043, №0142200001320022048, №0142200001320022047, №0142200001320022046, №0142200001320022077, №0142200001320022076, №0142200001320022075, №0142200001320022074, №0142200001320022072, №0142200001320022071, №0142200001320022272 (далее - Аукционы).

Аукционы были проведены в соответствии с Федеральным закон от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).

Согласно части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе указанные Аукционы были признаны несостоявшимся.

По результатам закупок с номерами извещений: №0142200001320022077, №0142200001320022076, №0142200001320022075, №0142200001320022074, №0142200001320022072, №0142200001320022071, №0142200001320022049, №0142200001320022048, №0142200001320022047, №0142200001320022046, №0142200001320022045, №0142200001320022043, №0142200001320022042, №0142200001320022041, №0142200001320022040, №0142200001320022272 заключены муниципальные контракты с единственным участником Индивидуальным предпринимателем <...>.

Техническим заданием аукционной документации установлено требование к приобретаемому жилому помещению (квартире), согласно которому квартира должна быть расположена в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию не ранее 01.01.2016г.

 

Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

Комиссией учтено, что устанавливая в аукционной документации требование о расположении квартир в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию не ранее 01.01.2016г., Администрация городского округа Тольятти исходила из целей обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенными качественными жилыми помещениями, соответствующими требованиям технических регламентов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно пояснениям Заказчика, указанное требование было установлено в связи с вступлением в силу Изменений №4 к Своду Правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», утвержденного приказом Минстроя России от 19.12.2019 г. №822/пр, Изменений №3 к Своду Правил 54.13330.2016 «СНиП 31-06-2003 Здания жилые многоквартирные», утвержденного приказом Минстроя России от 19.12.2019, Изменений №2 к Своду Правил 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденного приказом Минстроя от 19 декабря 2019 №824/пр.

Согласно позиции Администрации городского округа Тольятти, дома введенные в эксплуатацию после 01.01.2016 г. соответствуют актуализированным требованиям вышеуказанных актов, в связи с чем указанное требование к жилому помещению (квартире) является требованием безопасности, качеству и функциональным характеристикам товара.

 

Из материалов дела следует, что на территории городского округа Тольятти в период с 2016 г. по 2020 г. было введено в эксплуатацию 55 многоквартирных домов.

С целью получения дополнительных доказательств по делу Самарским УФАС России был проведен опрос хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по строительству объектов недвижимости, которые имели потенциально возможность и желание принять участие в торгах.

Проанализировав результаты проведенного опроса хозяйствующих субъектов,  Комиссия установила следующее.

86% опрошенных хозяйствующих субъектов считают, что требование о необходимости поставки квартир, расположенных в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию не ранее 01.01.2016 г. не ограничивает конкуренцию при проведении торгов.

При этом, часть субъектов указывают, что отсутствие у них интереса к участию в торгах обусловлено низкой стоимостью начальной цены контракта и отсутствием квартир в многоквартирном доме. Отдельные субъекты пояснили, что требование является обоснованным в связи с тем, что многоквартирные дома, введенные в эксплуатацию после 2016 года, соответствуют современным требованиям безопасности.  Кроме того, в городском округе Тольятти имеется высокое предложение квартир в многоквартирных домах введенных после 01.01.2016г., представляемое разными субъектами рынка недвижимости.

 14% опрошенных хозяйствующих субъектов считают, что вышеуказанное требование к приобретаемому на торгах жилому помещению является необоснованным и ограничивает конкуренцию, но при этом объяснили это тем, что за данную стоимость нельзя реализовать квартиру в новостройках.

Таким образом, результаты анкетирования указывают на то, что субъекты рынка строительства недвижимости не посчитали требование о необходимости поставки квартир, расположенных в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию не ранее 01.01.2016 г.  ограничивающим возможность их участия в рассматриваемых Аукционах. При этом, ни одним из участников указанного опроса в качестве причин отсутствия намерения участвовать в указанных Аукционах не было названо наличие в аукционной документации вышеуказанного требования к квартирам в многоквартирном доме. Большинство хозяйствующих субъектов выразили отсутствие заинтересованности в участии в указанных торгах именно по причинам экономической нецелесообразности и отсутствия товара, необходимого к поставке.

Таким образом, большинство хозяйствующих субъектов не принимали участия в указанных Аукционах по объективным причинам, не зависящим от действий ответчика.

При этом, согласно имеющимся материалам жалоб от потенциальных участников Аукционов, в том числе связанных с невозможностью участия в указанных торгах, в Самарское УФАС России не поступало.

 

Пунктом 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Под признаками ограничения конкуренции понимается, в соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции: сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Исходя из положений Закона о защите конкуренции, обязательным условием для признания нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции является совершение организатором торгов действий (бездействия), приводящих к последствиям, установленным статьей 17 Закона о защите конкуренции, а именно недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

 

В силу части 5.1 статьи 45 Закона о защите конкуренции при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства антимонопольный орган проводит анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно пункту 1.3 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок проведения анализа) по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции проводится в объеме, установленном пунктом 10.10 настоящего Порядка.

Пунктом 10.10 Порядка предусмотрено, что по делам, возбужденным по признакам нарушения статьи 17 Закона о защите конкуренции, анализ состояния конкуренции включает:

а)  определение временного интервала исследования;

б)  определение предмета торгов.

Предметом рассматриваемых, в рамах настоящего дела Аукционов является право заключения договора на приобретение жилого помещения (квартиры) в муниципальную собственность городского округа Тольятти для предоставления в дальнейшем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, по договору найма специализированных жилых помещений.

Определение временного интервала исследования регламентировано процедурой Аукционов.

Действующие редакции извещений о проведении рассматриваемых Аукционов, а также Документации о закупках размещены в ЕИС в период с 27.11.2020 г.  по 30.11.2020г. Муниципальные контракты с единственным участником ИП <...>  по результатам закупок с номерами извещений: №0142200001320022077, №0142200001320022076, №0142200001320022075, №0142200001320022074, №0142200001320022072, №0142200001320022071, №0142200001320022049, №0142200001320022048, №0142200001320022047, №0142200001320022046, №0142200001320022045, №0142200001320022043, №0142200001320022042, №0142200001320022041, №0142200001320022040 заключены 19.12.2020 г. Муниципальный контракт с единственным участником ИП <...> по результатом закупки №0142200001320022272 заключен 21.12.2020 г.

Временной интервал по рассматриваемым Аукционам определен периодом с 27.11.2020г. по 21.12.2020г., с даты размещения действующих редакций извещений о проведении Аукционов до даты заключения договора.

 

Исследовав все доказательства полученные в ходе рассмотрения дела, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в материалах дела совокупности доказательств однозначно подтверждающих, что сформированные Заказчиком требования не являются объективными и привели к нарушению принципов проведения закупок товаров для государственных (муниципальных) нужд.

Установив в рассматриваемой аукционной документации требования к жилому помещению (квартире) в части года ввода жилого дома в эксплуатацию, Заказчиком тем самым определены характеристики жилого помещения исходя из потребностей, которые обусловлены реализацией функций как органа, наделенного государственным полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей и детей сирот.

Из анализа документов и сведений, полученных в ходе рассмотрения дела, письменных и устных пояснений лиц, участвующих в деле, результатов проведенного опроса хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по строительству объектов недвижимости не усматривается наличие достаточной совокупности доказательств, свидетельствующей о том, что установленное Заказчиком в аукционной документации требование к приобретаемому жилому помещению (квартире), согласно которому квартира должна быть расположена в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию не ранее 01.01.2016г, привело или могло привести к ограничению конкуренции и (или) созданию преимущественных условий для участия ИП <...> на рассматриваемых Комиссией торгах.

В отсутствие таких доказательств Комиссия не усматривает достаточных оснований для вывода о наличии в действиях Администрации городского округа Тольятти нарушений пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, принимая во внимание имеющиеся в материалах дела документы и сведения, а также письменные и устные пояснения, данные лицами, участвующими в деле, Комиссия считает, что в действиях ответчика нарушения пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции не усматривается.

 

На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела № 063/01/17-170/2021 в связи с отсутствием в действиях Администрации городского округа Тольятти (Самарская область, г. Тольятти, пл. Свободы, д. 4, ИНН 6320001741) нарушения пункта 2 части 1 и части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Связанные организации

Связанные организации не указаны