Решение №7410/7 Решение по жалобе ООО "Промэкспертиза" от 2 июня 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 063/10/18.1-316/2020
по жалобе ООО «Промэкспертиза»
Резолютивная часть решения оглашена 28.05.2020 г. |
г. Самара |
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), в составе: начальника отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста первого разряда отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...>, специалиста – эксперта отдела контроля финансовых рынков и природных ресурсов <...> (далее – Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО «Промэкспертиза» (далее – Заявитель) на действия ООО «Газпром газораспределение Самара» (далее – Заказчик) при проведении запроса предложений в электронной форме №15/2020 по отбору организации для оказания услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности объектов сетей газораспределения (извещение № 32009135422) (далее – Запрос предложений),
в присутствии представителей от ООО «Газпром газораспределение Самара» - <...> (доверенность), представители ООО «Промэкспертиза» в рассмотрении жалобы посредством видеоконференцсвязи не участвовали, надлежащим образом извещены, ходатайств не заявляли.
в соответствии со статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),
УСТАНОВИЛА:
20.05.2020 г. в Самарское УФАС России поступила жалоба ООО «Промэкспертиза» на действия ООО «Газпром газораспределение Самара» при проведении запроса предложений в электронной форме №15/2020 по отбору организации для оказания услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности объектов сетей газораспределения.
Указанная жалоба принята к рассмотрению в порядке, предусмотренном статьей 18.1. Закона о защите конкуренции, о чем уведомлен Заявитель, Заказчик в соответствии с частью 11 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.
Согласно доводам жалобы, Заказчик установил необоснованные и дискриминационные критерии оценки заявок участников в части установления подкритерия «Опыт выполнения аналогичных работ в денежном выражении за последние 5 (Пять) лет, предшествующие дате окончания подачи заявок» и подкритерия «Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации» для критерия «Квалификация участника», нарушив этими действиями положения части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 1 части 4 статьи 11, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Заказчиком предоставлены документы, запрошенные уведомлением Самарского УФАС России от 22.05.2020 г. № 6846/7.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
1. 07.05.2020 г. Заказчиком на сайте www.zakupki.gov.ru размещена действующая редакция извещения № 32009135422 о проведении запроса предложений (далее – Извещение) и документация о закупке.
В соответствии с Извещением предметом запроса предложений в электронной форме является отбор организации для оказания услуг по техническому диагностированию и экспертизе промышленной безопасности объектов сетей газораспределения.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон о закупках) при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.
В силу части 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что действующая на момент размещения извещения редакция Положения о закупках товаров, работ, услуг ООО «Газпром газораспределение Самара» (№ 1120005573), утвержденного решением единственного участника ООО «Газпром газораспределение Самара», размещена в ЕИС 09.04.2020 (далее - положение о закупке).
Таким образом, Заказчик при осуществлении закупочной деятельности обязан руководствоваться Законом о закупках и положением о закупке.
2. Согласно пункту 13, 14 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.
Подпунктом 6.3.1.14, 6.3.1.15 пункта 6.3.1. Положения о закупках установлено, что Документация о конкурентной закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме) должна содержать критерии оценки и сопоставления заявок на участие в конкурентной закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие.
В соответствии с пунктом 3.29 Документации о проведении запроса предложений в электронной форме установлены следующие критерии оценки:
1) Уровень цены заявки.
2) Квалификация участника, с подкритериями:
- Опыт выполнения аналогичных работ в денежном выражении за последние 5 (Пять) лет, предшествующие дате окончания подачи заявок.
- Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации.
- Объем работ, выполняемый собственными силами.
В пункте 3.30 документации о запросе предложений приведены формулы для расчета оценки заявки претендента на участие в запросе предложений.
Заказчиком в Документации указано, что предметом оценки по показателю «Опыт выполнения аналогичных работ (оказания аналогичных услуг) в денежном выражении за последние 5 (пять) лет, предшествующие дате окончания подачи заявок» является объем выполненных аналогичных работ (оказанных услуг) в денежном выражении по выполненным (исполненным) договорам.
Для оценки по данному показателю участник в составе заявки должен представить информацию об общей цене исполненных участником договоров с аналогичным предметом с предоставлением данных договоров. В данном случае оценивается исполнение договоров участником закупки (то есть лицом, с которым такие договора были непосредственно заключены и которое выступало исполнителем по ним).
Участники закупки самостоятельно указывают в своих заявках объем выполненных работ (оказанных услуг) в денежном выражении по выполненным (исполненным) договорам, а также количество квалифицированных специалистов, привлекаемых к выполнению работ. Заказчик проводит оценку заявок по данным показателям в соответствии с приведенными в пункте 3.30 раздела 3 Документации формулами.
Само по себе установление Заказчиком указанных критериев не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на состояние конкуренции.
При этом Закон о закупках не содержит конкретных правил относительно установления критериев оценки и сопоставления заявок или порядка оценки и сопоставления заявок. Осуществляя организацию и проведение закупки, заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (часть 1 статьи 2 Закона о закупках).
В частности, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупок) и условия их применения устанавливаются Заказчиком самостоятельно путем принятия Положения о закупке, предусматривающего проведение закупки как в форме конкурса и аукциона, так и иными способами.
Таким образом, Заказчику предоставлено право сформировать свою систему закупок в зависимости от особенностей осуществления деятельности, установив критерии оценки и сопоставления заявок, а также порядок их оценки и сопоставления. Данное право на разработку и утверждение Положения о закупке согласуется с целями и задачами Закона о закупках, направленными в первую очередь на выявление в результате закупочных процедур лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, удовлетворения потребности Заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.
На основании пункта 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках к принципам, которыми должен руководствоваться Заказчик при закупке товаров, работ, услуг, относятся равноправие (отсутствие дискриминации) участников закупки и недопустимость необоснованного ограничения конкуренции.
Из материалов жалобы не следует, что установленные Заказчиком критерии направлены на установление преимуществ отдельным лицам либо на необоснованное ограничение конкуренции.
Указанные критерии установлены в целях предоставления Заказчику дополнительных гарантий качества поставляемого товара.
При указанных обстоятельствах установление и применение Заказчиком критериев оценки и сопоставления заявок, закрепленных в документации о запросе предложений не может быть признано нарушающим требования законодательства, регулирующего осуществление закупок.
Действия Заказчика по включению в Документацию о закупке обжалуемых заявителем подкритериев могут рассматриваться как нарушающие действующее законодательство, если потенциальный участник докажет, что рассматриваемые критерии (подкритерии) включены в Документацию о закупке специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует цели и потребности проводимой Заказчиком процедуры.
Доказательств, подтверждающих, что действия Заказчика по установлению подкритериев «Опыт выполнения аналогичных работ в денежном выражении за последние 5 (Пять) лет, предшествующие дате окончания подачи заявок» и «Соответствие персонала, привлекаемого участником, требованиям документации» направлены на ограничение конкуренции не представлены.
В соответствии с протоколом вскрытия заявок участников запроса предложений в электронной форме № 15/2020 от 20.05.2020 года, на участие в рассматриваемом запросе предложений поступило 8 (восемь) заявок.
Из материалов жалобы не следует, что установленные критерии оценки и сопоставления, а также установленный порядок оценки и сопоставления заявок противоречат Закону о закупках и Положению о закупках заказчика.
Рассматриваемые действия Заказчика не указывают на нарушения части 1 статьи 3 Закона о закупках и пункта 1 части 4 статьи 11, части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «Промэкспертиза» на действия ООО «Газпром газораспределение Самара» при проведении запроса предложений в электронной форме необоснованной.