Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 20-11646-15/6 от 9 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Главе г.о. Новокуйбышевск

К.  А.А.

 

ул. Миронова, д. 2,

г. Новокуйбышевск,

Самарская область,

446200

 

 

 

Директору

ООО «ИШТАР»

Т.С.А.

 

ул. Горького, д. 44, кв. 12,

г. Новокуйбышевск,

Самарская область,

446200

 

 

 

Директору

ООО «Авто-Лайн»

А. В.А.

 

ул. Зои Космодемьянской, д. 9,

г. Новокуйбышевск,

Самарская область,

446218

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «11» ноября 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «24» ноября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя управления Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти и торговли И.М. Суровушкина,

рассмотрев дело № 20-11646-15/6, возбужденное по признакам нарушения Администрацией городского округа Новокуйбышевск (ул. Миронова, д. 2, г. Новокуйбышевск, Самарская область, 446200) части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступило заявление ООО «ИШТАР» о действиях Администрации г.о. Новокуйбышевск  при проведении конкурса на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам городского округа Новокуйбышевск без предоставления льгот (протокол от 16.04.2015 г.) (далее – Конкурс). Согласно доводам Заявителя, предметом проведенного Конкурса являлось право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам, на которых уже осуществляет деятельность ООО «ИШТАР» в соответствии с ранее заключенным с Администрацией г.о. Новокуйбышевск и действующим в настоящее время договором. Кроме того, заявитель указывает, что орган местного самоуправления обязан был известить действующих перевозчиков об объявлении торгов. Согласно доводам заявителя, конкурсная документация не содержит условия об обязательном наличии у перевозчика договора обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

По мнению заявителя, действия Администрации г.о. Новокуйбышевск при проведении Конкурса, не соответствуют положениям Закона о защите конкуренции.

Учитывая изложенное, в рамках полномочий, предоставленных статьей 23 Закона о защите конкуренции, Самарским УФАС России было принято решение о возбуждении дела по признакам нарушения Администрацией г.о. Новокуйбышевск части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан Приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 11.08.2015 г. № 289.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

1. Правовые основы организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области определены Законом Самарской области от 12.10.2010 г. № 107-ГД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области» (далее – Закон об организации транспортного обслуживания населения).

В соответствии со статьей 6 Закона об организации транспортного обслуживания населения органы местного самоуправления (либо уполномоченный ими орган) наряду с иными выполняют следующие функции:

- являются заказчиком регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам;

- определяют потребность населения во внутримуниципальных перевозках, тип и количество транспортных средств на внутримуниципальных маршрутах;

- определяют порядок открытия, изменения и закрытия внутримуниципальных маршрутов;

- утверждают расписание регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам;

- определяют порядок проведения конкурсов на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам и организуют проведение указанных конкурсов;

- разрабатывают и утверждают маршрутную сеть внутримуниципальных маршрутов.

Согласно части 1 статьи 8 Закона об организации транспортного обслуживания населения деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих регулярные перевозки, осуществляется в соответствии с договором об осуществлении регулярных перевозок, заключаемым с заказчиком перевозок. Указанный договор заключается по результатам конкурса на срок не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, а также при заключении договоров об осуществлении регулярных перевозок городским наземным электрическим транспортом.

Таким образом, единственным возможным способом входа на рынок услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам в г.о. Новокуйбышевск является участие в конкурсах на осуществление указанных услуг.

Частью 3 статьи 8 Закона об организации транспортного обслуживания населения определены следующие случаи заключения заказчиком перевозок договора об осуществлении регулярных перевозок с иным перевозчиком без проведения конкурса на период до вступления в силу договора об осуществлении регулярных перевозок, заключенного по результатам конкурса:

1) получения заказчиком перевозок уведомления перевозчика (иной информации, подтвержденной актами проверок) о невозможности (прекращении) исполнения обязательств по заключенному с заказчиком перевозок договору об осуществлении регулярных перевозок в полном объеме, а равно заключение соглашения между заказчиком перевозок и перевозчиком о расторжении указанного договора;

2) приостановления действия или аннулирования лицензии перевозчика на осуществление перевозок пассажирским автомобильным транспортом общего пользования, предусмотренной законодательством Российской Федерации, расторжения с перевозчиком договора об осуществлении регулярных перевозок по предусмотренным в договоре основаниям;

3) если конкурс на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок признан несостоявшимся.

В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона об организации транспортного обслуживания населения при возникновении обстоятельств, указанных в части 3 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области или органы местного самоуправления (либо уполномоченный ими орган) в зависимости от вида маршрута в срок не более трех месяцев со дня возникновения данных обстоятельств обязаны провести конкурс на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам, не обслуживаемым перевозчиками. В этих случаях срок действия договора об осуществлении регулярных перевозок, заключенного в соответствии с частью 3 настоящей статьи, прекращается с момента вступления в силу договора, заключенного по результатам проведенного конкурса.

 

Постановлением Администрации г.о. Новокуйбышевск от 29.03.2011 г. № 851 утвержден Порядок проведения конкурса на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск (далее – Порядок проведения конкурса).

В соответствии с пунктом 2.4 Порядка проведения конкурса Заказчик перевозок объявляет о проведении конкурса в случаях:

- открытия нового маршрута – не позднее, чем за 2 месяца до начала осуществления перевозок на соответствующем маршруте;

- истечения срока ранее заключенного договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск – не позднее, чем за 2 месяца до окончания срока указанного договора;

- досрочного расторжения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск – в течение 30 дней с момента расторжения (прекращения) договора;

- если по результатам конкурса, проведенного в соответствии с настоящим Порядком, не заключен договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск – в течение 30 дней со дня, когда стало известно о невозможности заключить указанный договор.

Таким образом, региональными и муниципальными правовыми актами определены случаи проведения органом местного самоуправления конкурса на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам.

 

2. Как следует из материалов дела, между ООО «ИШТАР» и Управлением городского хозяйства Администрации г.о. Новокуйбышевск на основании решения конкурсной комиссии (протокол от 21.12.2010 г. № 1/ПП-10к) заключен договор от 31.12.2010 г. № 1/ПП-10-2 об осуществлении регулярных коммерческих перевозок по внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск. Согласно пункту 1.1. Договора Заказчик, в соответствии с потребностями, предоставляет право Перевозчику осуществлять перевозку пассажиров и багажа на городских автобусных маршрутах № 1; 2; 11; 12; 14; 15 при общем объеме транспортной работы 6 572 тыс. пас. м. км.

Согласно Приложению № 1 к указанному Договору  пассажирские перевозки на городских автобусных маршрутах г.о. Новокуйбышевск осуществляются по следующим маршрутам:

- № 1 «72 квартал – ст. Новокуйбышевская»;

- № 2 «72 квартал – ст. Новокуйбышевская»;

- № 11 «Пригородная а/ станция – с/з «Маяк»;

- № 12 «Кольцевой (через расширение НК НПЗ)»;

- № 14 «72 квартал – ст. Новокуйбышевская»

- № 15 «72 квартал – Магазин».

В соответствии с пунктом 6.1 Договора от 31.12.2010 г. № 1/ПП-10-2 об осуществлении регулярных коммерческих перевозок по внутримуниципальным маршрутам городского округа Новокуйбышевск настоящий Договор вступает в силу с 01.01.2010 г. и действует до 01.01.2016 года.

Таким образом, ООО «ИШТАР» осуществляет свою деятельность на основании договора, заключенного с Администрацией г.о. Новокуйбышевск в порядке, установленном действующим законодательством.

 

Вместе с тем, 16.04.2015 г. Администрацией г.о. Новокуйбышевск в соответствии с распоряжением от 30.03.2015 г. № 179-р был проведен конкурс на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск (без предоставления льгот). Указанным распоряжением Администрации г.о. Новокуйбышевск также утверждена конкурсная документация.

Извещение о проведении названного Конкурса и конкурсная документация размещены на официальном сайте Администрации г.о. Новокуйбышевск в сети Интернет по адресу: http://city-hall.nvkb.ru/mun-order/tenders/?ELEMENT_ID=5749.

В соответствии с пунктом 3 извещения, предметом Конкурса является право на заключение договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск по лоту № 1, в который были включены следующие маршруты:

- № 1д «72 квартал — Проходная НПЗ (102 км)»;

- № 11к «Пригородная а/станция—  п. «Маяк»»;

- 12 «Кольцевой»;

- 14 «72 квартал - ст. Новокуйбышевская»;

- 15к «Дом ветеранов — Магазин п. Липяги»;

- 30 «Кольцевой».

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом Конкурсе от 16.04.2015 г., для участия в торгах поступила одна заявка от ООО «Авто-Лайн», в связи с чем Конкурс признан несостоявшимся. По итогам Конкурса Договор об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск (без предоставления льгот) был заключен Администрацией г.о. Новокуйбышевск с единственным участником – ООО «Авто-Лайн».

Таким образом, из материалов настоящего дела следует, что Администрацией г.о. Новокуйбышевск в результате проведения конкурса определен перевозчик (ООО «Авто-Лайн»), осуществляющий наряду с ООО «ИШТАР» перевозки пассажиров по отдельным внутримуниципальным маршрутам, являющимся предметом действующего договора от 31.12.2010 г. № 1/ПП-10-2.

Администрацией г.о. Новокуйбышевск письмом от 20.08.2015 г. № 6370 представлены письменные пояснения относительно обстоятельств, послуживших основанием для проведения рассматриваемого Конкурса.

Согласно указанным пояснениям, договор № 1/ПП-10-2 от 31.12.2010 г. был заключен ООО «ИШТАР» с Управлением городского хозяйства Администрации г.о. Новокуйбышевск. 29 декабря 2012 г. учредителями Управления городского хозяйства Администрации г.о. Новокуйбышевск было принято решение о ликвидации указанного юридического лица. 01 октября 2014 г. Управление было ликвидировано, о чем имеется соответствующая запись в Едином государственном реестре юридических лиц. В связи с изложенным, как указывает Администрация г.о. Новокуйбышевск, с 01 октября 2014 года договор № 1/ПП-10-2 от 31.12.2010 г., заключенный между ООО «ИШТАР» и Управлением городского хозяйства Администрации г.о. Новокуйбышевск, прекращен в силу статьи 419 ГК РФ в связи с ликвидацией заказчика перевозок.

 

3. В соответствии частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, обязательным квалифицирующим признаком, подлежащим установлению антимонопольным органом при рассмотрении дел о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, является наступление неблагоприятных последствий на товарном рынке в виде недопущения, ограничения, устранения конкуренции.

В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 

Из материалов дела следует, что Администрацией г.о. Новокуйбышевск в рамках существующих региональных и муниципальных нормативно-правовых актов была проведена конкурентная процедура – конкурс на право заключения договоров об осуществлении перевозок по регулярным внутримуниципальным маршрутам. При этом, материалы дела свидетельствуют о том, что извещение о проведении указанных торгов являлось общедоступным и было размещено Администрацией г.о. Новокуйбышевск на официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет в соответствии с положениями пункта 5.1 Порядка проведения конкурса. Документальные и иные доказательства, свидетельствующие о наличии для ООО «ИШТАР» препятствий для участия в рассматриваемом Конкурсе, в материалах дела не имеется.

Согласно имеющимся в деле доказательствам, а также устным пояснениям законного представителя ООО «ИШТАР», в настоящее время Общество продолжает осуществлять предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров по регулярным внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск в соответствии с Договором № 1/ПП-10-2 от 31.12.2010 г.

Таким образом, из имеющихся в деле документов не следует, что действия Администрации г.о. Новокуйбышевск привели к неблагоприятным последствия, перечисленным в пункте 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

В заявлении, направленном в адрес Самарского УФАС России, заявитель со ссылкой на пункт 2.2.3 Договора от 31.12.2010 г. № 1/ПП-10-2, заключенного между ООО «ИШТАР» и Управлением городского хозяйства Администрации городского округа Новокуйбышевск, указывает на то, что Заказчик был обязан адресно оповестить действующих перевозчиков о проведении указанного конкурса. Также, Заявитель полагает, что в конкурсной документации отсутствует пункт, обязывающий перевозчика иметь в наличии договор обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

Вместе с тем, пункт 2.2.3 Договора № 1/ПП-10-2 от 31.12.2010 г. не содержит прямого указания на необходимость специального адресного оповещения перевозчика о проводимых органом местного самоуправления конкурсах.

Доводы об отсутствии в конкурсной документации условия о наличии у перевозчика договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, также не находят своего подтверждения, поскольку в соответствии с пунктом 8.1. Конкурсной документации к заявке на участие в Конкурсе прилагается копия договора обязательного страхования гражданской ответственности транспортных средств (заверенная в установленном порядке, либо нотариально).

 

Вместе с тем, Комиссия считает необходимым отметить, что положениями Закона об организации транспортного обслуживания населения, а также Постановления Администрации г.о. Новокуйбышевск от 29.03.2011 г. № 851 определен закрытый перечень оснований для проведения органом местного самоуправления конкурса на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам. Имеющиеся в деле документы не свидетельствуют о наличии у Администрации г.о. Новокуйбышевск оснований для проведения конкурса на право заключения договора об осуществлении перевозок по регулярным внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск, предусмотренных вышеназванными нормативно-правовыми актами.

Как было установлено Комиссией, на момент проведения Конкурса перевозки по отдельным регулярным внутримуниципальным маршрутам, выставленным Администрацией г.о. Новокуйбышевск на торги, осуществлялись ООО «ИШТАР» в рамках действующего договора, заключенного в соответствии с законодательством. В материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о поступлении в адрес ООО «ИШТАР» писем, уведомлений, содержащих информацию о прекращении Договора от 31.12.2010 г. № 1/ПП-10-2 в связи с ликвидацией Управления городского хозяйства Администрации г.о. Новокуйбышевск.

Кроме того, из материалов дела следует, что 15.01.2015 г. Главой г.о. Новокуйбышевск было утверждено Положение о Департаменте городского хозяйства Администрации г.о. Новокуйбышевск. Согласно пункту 2.2.4 названного Положения Департамент городского хозяйства Администрации г.о. Новокуйбышевск является структурным подразделением Администрации г.о. Новокуйбышевск, осуществляющим функции по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения городского округа.

Таким образом, исполнение функций по организации транспортного обслуживания населения, ранее отнесенных к компетенции Управления городского хозяйства Администрации г.о. Новокуйбышевск, с 15.01.2015 г. осуществляется Департаментом городского хозяйства Администрации г.о. Новокуйбышевск.

При указанных обстоятельствах, фактически с 15.01.2015 г. функции органа местного самоуправления как заказчика перевозок в понимании Договора от 31.12.2010 г. № 1/ПП-10-2, заключенного с ООО «ИШТАР», после ликвидации Управления городского хозяйства Администрации г.о. Новокуйбышевск продолжают выполняться Департаментом городского хозяйства Администрации г.о. Новокуйбышевск.

При указанных обстоятельствах, рассматриваемые действия Администрации по проведению конкурсных процедур в отсутствие оснований, предусмотренных Законом об организации транспортного обслуживания населения, а также Постановлением Администрации г.о. Новокуйбышевск от 29.03.2011 г. № 851, могут свидетельствовать об ущемлении интересов заявителя.

Вместе с тем, учитывая отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих об ограничении, недопущении, устранении конкуренции, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемые действия Администрации г.о. Новокуйбышевск не являются нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

РЕШИЛА:

 

1. Прекратить рассмотрение дела в связи с отсутствием в действиях Администрации г.о. Новокуйбышевск нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                       Ю.А. Клинкова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                        Н.В. Тишина

                                                                                                                              

                                                                                  

                                                                                                                             И.М. Суровушкин

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны