Решение б/н Решение по делу № 21-11646-15/6 от 2 июня 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Главе г.о. Новокуйбышевск

К. А.А.

 

ул. Миронова, д. .,

г. Новокуйбышевск,

Самарская область,

446200

 

 

Директору

ООО «ИШТАР»

Т. С.А.

 

ул. Горького, д. ., кв. .,

г. Новокуйбышевск,

Самарская область,

446200

 

 

Директору

НМУ ПТП

Г.А.Г.

 

ул. Кирова, д. .,

г. Новокуйбышевск,

Самарская область,

446208

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» апреля 2016 г.

В полном объеме решение изготовлено «11» апреля 2016 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, в составе (далее - Комиссия): заместителя руководителя Клинковой Ю.А., начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Тишиной Н.В., главного специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Суровушкина И.М.,

рассмотрев дело № 21-11646-15/6 по признакам нарушения Администрацией г.о. Новокуйбышевск пунктов 2, 8 части 1 статьи 15, пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

выразившегося в действиях по установлению в конкурсной документации положений о необходимости расчетов за услугу перевозки с использованием транспортных карт автоматизированной системы оплаты проезда, действующей на территории г.о. Новокуйбышевск, а также условия об обязанности перевозчика по взиманию платы за проезд и провоз багажа в размере не более 20 (двадцати) рублей за одно место,

в присутствии на заседании Комиссии представителя Администрации г.о. Новокуйбышевск Широковой Н.В. (доверенность от 22.10.2015 г. № 7984), представителя НМУ ПТП Полькиной А.Н. (доверенность от 25.11.2015 г.),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями пункта 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции основанием для возбуждения и рассмотрения настоящего дела явилось заявление ООО «ИШТАР», указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Приказом Самарского УФАС России от 11.08.2015 г. № 290 возбуждено дело по признакам нарушения Администрацией г.о. Новокуйбышевск пунктов 2, 8 части 1 статьи 15, пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Определением о назначении дела № 21-11646-15/6 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению от 11.08.2015 г. № 8096/6 к участию в названном деле в качестве ответчика привлечена Администрация г.о. Новокуйбышевск.

Письмом от 15.03.2016 г. № 2115/6 в адрес лиц, участвующих в деле Комиссией направлено заключение об обстоятельствах настоящего дела. В соответствии с положениями части 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции Администрацией г.о. Новокуйбышевск и НМУ ПТП представлены возражения на указанное заключение.

 

Принимая во внимание доводы, изложенные в названных возражениях, Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

1. Согласно пункту 2.1 Постановления Правительства Самарской области от 02.02.2005г. № 15 «Об организации перевозок по внутримуниципальным маршрутам  в Самарской области для отдельных категорий граждан» (далее – Постановление Правительства Самарской области 02.02.2005г. № 15) с 01 июля 2008 года ежемесячная оплата проезда на транспорте общего пользования, выполняющем перевозки по внутримуниципальным маршрутам на территории Самарской области, отдельными категориями граждан, указанными в настоящем Постановлении, может осуществляться с использованием социальной карты жителя Самарской области, за исключением случаев, устанавливаемых пунктом 2.2 настоящего Постановления, и не превышает размера стоимости единого социального проездного билета, установленного пунктами 1 и 2 настоящего Постановления.

Из содержания пункта 2.2 Постановления Правительства Самарской области от 02.02.2005 г. № 15 следует, что с 01 февраля 2011 года в городских округах Самара и Тольятти оплата проезда на городском транспорте общего пользования отдельными категориями граждан, указанными в настоящем Постановлении, которые проживают на территории городских округов Самара и Тольятти, осуществляется исключительно с использованием социальной карты жителя Самарской области после ежемесячной активации транспортного приложения карты через сеть пунктов пополнения по установленной для единого социального проездного билета стоимости в размере, не превышающем 270 рублей. В иных городских округах и муниципальных районах Самарской области оплата проезда отдельными категориями граждан, указанными в настоящем Постановлении, которые проживают на территории городских округов Самара и Тольятти, осуществляется по социальной карте жителя Самарской области при предъявлении чека, подтверждающего активацию транспортного приложения карты на соответствующий месяц.

Таким образом, указанный нормативный правовой акт предусматривает, что оплата проезда на регулярных внутримуниципальных маршрутах путем использования соответствующих социальных карт, предполагающих безналичную оплату проезда, осуществляется отдельными льготными категориями граждан, проживающими только в г.о. Самара и г.о. Тольятти.

 

Как следует из материалов настоящего дела, в 2015 году на официальном Администрации г.о. Новокуйбышевск http://nvkb.ru было опубликовано извещение о проведении 16.04.2015 г. конкурса на право заключения договоров об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск (с предоставлением льгот) (далее – Конкурс). Конкурсная документация была утверждена Распоряжением Администрации г.о. Новокуйбышевск от 30.03.2015 г. № 178-р и опубликована на официальном сайте органа местного самоуправления.

Приложением № 4 к конкурсной документации утверждена форма Договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам г.о. Новокуйбышевск, заключаемого по итогам Конкурса с перевозчиком (далее – Договор). Указанный Договор является неотъемлемой частью конкурсной документации и также был размещен на официальном сайте Администрации г.о. Новокуйбышевск.

Пунктом 3.4.3 Договора установлено, что перевозчик обязан осуществлять перевозку пассажиров за наличный расчет и безналичный расчет с использованием транспортных карт автоматизированной системы оплаты проезда, действующей на территории г.о. Новокуйбышевск, с предоставлением всех видов льгот.

Таким образом, в соответствии с указанными положениями Договора одним из способов оплаты услуг перевозки льготными категориями пассажиров является использование транспортных карт автоматизированной оплаты проезда, действующей на территории г.о. Новокуйбышевска. Вместе с тем, из буквального содержания пункта 3.4.3 Договора следует, что перевозчикам также предоставлена возможность осуществлять перевозки пассажиров путем осуществления наличного расчета за оказанные услуги.

При указанных обстоятельствах, исходя из конкретных фактических обстоятельств Комиссия приходит к выводу, что Администрацией г.о. Новокуйбышевск путем установления в Договоре пункта 3.4.3 для перевозчиков и потребителей услуг обеспечена возможность оплаты услуг перевозки как в наличном так и безналичном порядке.

 

Правовое регулирование отношений, связанных с организацией транспортного обслуживания населения, на момент проведения рассматриваемого Конкурса, осуществлялось в соответствии с Законом Самарской области от 12.10.2010 г. № 107-ГД «Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области» (далее – Закон № 107-ГД).

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 107-ГД деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих регулярные перевозки, осуществляется в соответствии с договором об осуществлении регулярных перевозок, заключаемым с заказчиком перевозок. Указанный договор заключается по результатам конкурса на срок не менее пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, а также при заключении договоров об осуществлении регулярных перевозок городским наземным электрическим транспортом.

Таким образом, единственным возможным способом выхода на рынок услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам в г.о. Новокуйбышевск является участие в конкурсах на осуществление указанных услуг.

Вместе с тем, в рассматриваемом случае, с учетом положений пункта 3.4.3 Договора Комиссия приходит к выводу, что положения утвержденной ответчиком конкурсной документации в части способа оплаты льготными категориями пассажиров услуг перевозки не свидетельствует однозначно о создании перевозчикам препятствий доступу на рынок услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам в г.о. Новокуйбышевск.

Учитывая изложенное, в данном случае, в действиях Администрации г.о. Новокуйбышевск при включении в Договор, являющийся неотъемлемой частью конкурсной документации, пункта 3.4.3, нарушение антимонопольного законодательства Комиссией не усматривается.

 

2. В соответствии с пунктом 3.4.2 Договора, заключаемого Администрацией г.о. Новокуйбышевск по итогам Конкурса, перевозчик обязан взимать с пассажиров плату за проезд и провоз багажа в размере не более 20 (двадцати) рублей за одно место. Возможна ежегодная индексация в размере, не превышающем уровень инфляции, установленный законодательством Российской Федерации.

Таким образом, как следует из Договора, перевозчики частной формы собственности в целях исполнения условий, предлагаемого к заключению по итогам Конкурса Договора, обязаны применять тарифы, определенные органом местного самоуправления. В отношении указанных организаций Администрацией г.о. Новокуйбышевск фактически применяются меры регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа по регулярным внутримуниципальным маршрутам.

Согласно письменным пояснениям Администрации г.о. Новокуйбышевск (письмо от 24.06.2015 г. № 4703), в силу статьи 786 ГК РФ договор перевозки является возмездным. По мнению ответчика, включение рассматриваемого условия в Договор является правомерным, поскольку нормативно-правовых актов, устанавливающих запрет на включение таких условий в конкурсную документацию, не существует.

 

Вместе с тем, указанные доводы не свидетельствуют о правомерном характере рассматриваемых Комиссией действий органа местного самоуправления, по следующим основаниям.

Пункт 1 статьи 790 ГК РФ устанавливает, что за перевозку пассажиров взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 239 определен перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В указанный перечень включены перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта).

Кроме того, названным Постановлением также определен перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В указанный перечень включены перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси.

Учитывая изложенное, регулирование тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, а также по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам является правом органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 5 Закона № 107-ГД, действовавшего на момент проведения Конкурса, определен перечень полномочий органов государственной власти Самарской области в сфере организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования.

При этом, полномочия по государственному регулированию тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа по регулярным внутримуниципальным маршрутам в указанном перечне отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

На момент проведения Конкурса в Самарской области нормативно-правовой акт, наделяющий органы местного самоуправления полномочиями по государственному регулированию тарифов на перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении, отсутствовал.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления округов, городских округов с внутригородским делением обладают полномочиями по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Указанная норма свидетельствует о том, что законодателем определен круг субъектов, в отношении которых органы местного самоуправления наделены полномочиями по установлению тарифов на предоставляемые ими услуги – муниципальные предприятия и учреждения.

Положения федерального и регионального законодательства не содержат указания на наличие у органов местного самоуправления полномочий по установлению тарифов на услуги по перевозке пассажиров и багажа по регулярным внутримуниципальным маршрутам, оказываемые предприятиями частной формы собственности.

В связи с изложенным, исходя из положений статьи 17, 19 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, в рассматриваемом случае Администрация г.о. Новокуйбышевск вправе определять тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа по регулярным внутригородским маршрутам, оказываемые только муниципальными предприятиями.

Таким образом, Комиссией установлено, что государственное регулирование стоимости проезда пассажиров и провоза багажа на внутримуниципальные перевозки действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено. Стоимость указанных услуг является свободной и определяется перевозчиком самостоятельно.

Вместе с тем, перевозчики частной формы собственности в целях исполнения условия Договора, содержащегося в 3.4.2, обязаны осуществлять свою деятельность согласно тарифам, определенным Администрацией г.о. Новокуйбышевск. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемой ситуации ответчиком в отношении указанных организаций фактически применяются меры регулирования тарифов на осуществление регулярных перевозок пассажиров по внутримуниципальным маршрутам.

Действия Администрации г.о. Новокуйбышевск по включению в Договор, заключаемый по итогам Конкурса, положений, предусматривающих осуществление регулярных перевозок по стоимости в размере не более 20 (двадцати) рублей за одно место  с возможностью ежегодной индексации в размере, не превышающем уровень инфляции, установленный законодательством Российской Федерации, создают необоснованные препятствия деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих перевозку и ограничивают их хозяйственную самостоятельность.

Комиссия приходит к выводу, что установление ответчиком в Договоре, заключаемом по итогам Конкурса, условия, содержащегося в пункте 3.4.2, не соответствует положениям Закона об общих принципах организации местного самоуправления.

 

3.  В соответствии с разделом 3 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке (утв. приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220) (далее – Порядок проведения анализа) продуктовые границы товарного рынка определяются, исходя из вида деятельности, возможности взаимозаменяемости услуг и товаров.

Согласно Порядку проведения анализа, процедура определения географических границ товарного рынка включает в себя предварительное определение географических границ товарного рынка и определение территорий, входящих в географические границы рассматриваемого товарного рынка.

Как следует из Порядка проведения анализа, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке, включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах рассматриваемый товар в пределах определенного временного интервала исследования товарного рынка.

Таким образом, продуктовыми границами рассматриваемого товарного рынка являются регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам, географическими границами указанного рынка являются границы г.о. Новокуйбышевск.

Субъектами данного рынка являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие  регулярные внутримуниципальные перевозки пассажиров. Исходя из информации, представленной Администрацией г.о. Новокуйбышевск, в 2013-2014 гг. регулярные пассажирские перевозки по внутримуниципальным маршрутам осуществляли 3 хозяйствующих субъекта.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что субъектный состав данного рынка не ограничивается указанным количеством хозяйствующих субъектов, поскольку любой субъект, осуществляющий данный вид деятельности, может являться потенциальным участником данного рынка. Извещение о проведении Конкурса было опубликовано на сайте органа местного самоуправления и являлось общедоступным для перевозчиков, осуществляющих деятельность в иных муниципальных образованиях. Действующее законодательство не содержит норм, запрещающих участие в подобных конкурсах, хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в иных муниципальных образованиях.

Принимая во внимание, что на рынок оказания услуг регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам в г.о. Новокуйбышевск могут выйти хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность в иных муниципальных образованиях, при рассмотрении настоящего дела были использованы имеющиеся в антимонопольном органе сведения, полученные в результате опроса перевозчиков г.о. Самара, г.о. Тольятти.

Респондентам было предложено ответить на вопросы, связанные с осуществлением перевозок автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам, в том числе, с возможностью участия в Конкурсе при наличии в конкурсной документации условия об осуществлении регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам по тарифам, определенным органом местного самоуправления.

Результаты проведенного опроса свидетельствуют о том, что значительная доля субъектов рынка посчитала не возможным для своей организации осуществлять регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом по внутримуниципальным маршрутам при наличии в конкурсной документации вышеизложенного условия. Хозяйствующими субъектами указано, что условие о тарифном регулировании ограничивает финансово-хозяйственную деятельность предприятий и устанавливает для коммерческих организаций тарифы, что является незаконным.

В рамках рассмотрения настоящего дела, представитель заявителя также пояснил, что, по мнению ООО «ИШТАР», рассматриваемые условия конкурсной документации, являются необоснованными и не предусмотрены действующим законодательством.

 

4. Рассматриваемое условие Договора, заключаемого по итогам Конкурса, ограничивает доступ хозяйствующих субъектов на рынок осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, так как накладывает на хозяйствующих субъектов необоснованные обязанности.

Как следует из системного толкования действующих норм Закона о защите конкуренции, ограничение доступа на рынок и устранение с него других субъектов экономической деятельности выражается в совершении различных действий, вследствие которых другие хозяйствующие субъекты лишаются доступа к рынку соответствующих товаров (работ, услуг) или же такой доступ становится возможным лишь при условии выполнения невыгодных или неприемлемых для них требований.

Указанным условием Договора затрагиваются права хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность на рынке осуществления регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом.

В пункте 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции дается определение понятию конкуренция. Конкуренция – это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Конкуренция должна отвечать требованиям справедливости, законности и равенства всех участников того или иного рынка. Недопустимо всякое ограничение, недопущение и устранение конкуренции, в результате которых может произойти негативное влияние на конкурентную среду.

В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

В ходе рассмотрения дела, Комиссией Самарского УФАС России установлено, что Администрация г.о. Новокуйбышевск вправе определять тарифы на услуги по перевозке пассажиров и багажа по регулярным внутригородским маршрутам, оказываемые только муниципальными предприятиями.

Таким образом, рассматриваемые действия Администрации г.о. Новокуйбышевск, ставят частные транспортные предприятия, так же работающие на указанном товарном рынке в неравное положение относительно НМУ ПТП. Кроме того, указанные требования создают преимущественные условия для НМУ ПТП.

При указанных обстоятельствах, рассматриваемые действия Администрации г.о. Новокуйбышевск создают необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, создают дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров автомобильным транспортом (за исключением НМУ ПТП), создают участнику торгов (НМУ ПТП) преимущественные условия, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

 

Согласно пунктам 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются:

- необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;

 - создание дискриминационных условий.

Положениями части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции (в редакции Федерального закона от 05.10.2015 г. № 275-ФЗ, действующей с 05.01.2016 г.) определено, что в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.

Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в том числе в случае выявления признаков нарушения статьи 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.

Из материалов дела следует, что рассматриваемые Комиссией действия, содержащие признаки нарушения пунктов 2,8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, были совершены Администрацией г.о. Новокуйбышевск в марте-апреле 2015 года. На момент рассмотрения настоящего дела данные действия являются оконченными и не могут быть прекращены ответчиком путем исполнения предупреждения.

В связи с этим, Комиссия приходит к выводу о невозможности выдачи Администрации г.о. Новокуйбышевск в указанном случае предупреждения в соответствии с положениями статьи 39.1 Закона о защите конкуренции и считает необходимым прекратить производство по делу в части наличия признаков нарушения пунктов 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Вместе с тем, статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам, проводимым органами местного самоуправления.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами торгов или заказчиками являются органы местного самоуправления, а также при проведении торгов в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.

 

Согласно доводам, изложенным Администрацией г.о. Новокуйбышевск в возражениях на заключение об обстоятельствах дела, положения статьи 17 Закона о защите конкуренции не могут применяться к конкурсу на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок, так как это не торги в том смысле, в котором они употребляются в ГК РФ.

Вместе с тем, в соответствии с частями 1, 4 статьи 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

Законом № 107-ГД, действовавшим на момент проведения Администрацией г.о. Новокуйбышевск рассматриваемого Конкурса, был определен единственно возможный способ заключения договора об осуществлении регулярных перевозок по внутримуниципальным маршрутам – проведение конкурса.

 

Таким образом, конкурс на право заключения договора об осуществлении регулярных перевозок является одной из форм торгов, при проведении которых организатору или заказчику торгов необходимо учитывать запреты, установленные статьей 17 Закона о защите конкуренции.

При указанных обстоятельствах, Комиссия считает, что указанный довод является следствием неправильного толкования ответчиком норм действующего законодательства и не является законным обоснованием правомерности рассматриваемых антимонопольным органом действий Администрации г.о. Новокуйбышевск.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что рассматриваемые действия Администрации г.о. Новокуйбышевск по установлению в конкурсной документации условия об обязанности перевозчика по взиманию платы за проезд и провоз багажа в размере не более 20 (двадцати) рублей за одно место являются нарушением пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 

Руководствуясь  статьей  23, частью  1  статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, статьей  48частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Администрации г.о. Новокуйбышевск нарушение пункта 2 части 1, части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. Основания для выдачи предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                       Ю.А. Клинкова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                        Н.В. Тишина

 

 

                                                                                                                             И.М. Суровушкин                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                                                     

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Связанные организации

Связанные организации не указаны