Предупреждение №140/10 Предупреждение 140/10 от 11 января 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ),

КОТОРЫЕ СОДЕРЖАТ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Самарское УФАС России), рассмотрев материалы, поступившие письмом администрации сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области от  05.12.2023 № 133, выявило в действиях указанной администрации, выразившихся в передаче объектов водоснабжения в нарушение установленного законом порядка, признаки нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).

01.02.2023 между администрацией сельского поселения Летниково муниципального района Алексеевский Самарской области (далее – Администрация) и МУП «Жилищно-коммунальная служба муниципального района Алексеевский Самарской области» без проведения конкурентных процедур заключен договор аренды муниципальной собственности, предметом которого  являются объекты  водоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности.

Таким образом, договор заключен в отношении муниципального имущества – объектов водоснабжения и с 01.02.2023 по настоящее время эксплуатацию муниципального имущества – объектов водоснабжения осуществляет МУП «Жилищно-коммунальная служба муниципального района Алексеевский Самарской области».

Специальными нормами законодательства Российской Федерации, регулирующими правоотношения в сфере водоснабжения, водоотведения, в сфере концессионных отношений и подлежащими исполнению органами власти и органами местного самоуправления, установлен специальный порядок передачи прав владения и пользования объектами водоснабжения, водоотведения, в соответствии с которым передача таких объектов возможна исключительно по концессионным соглашениям.

Согласно пункту части 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях) объектами концессионного соглашения являются, в том числе, централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В соответствии с частью 3 статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закона о водоснабжении) в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, превышает пять лет, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям. При этом согласно части 5 указанной статьи конкурс на право заключения такого концессионного соглашения является открытым.

Кроме того, ФАС России в письме от 14.06.2016 № АД/40064/16, высказана позиция о том, что передача прав владения и (или) пользования в отношении объектов водоснабжения и (или) водоотведения, дата ввода в эксплуатацию которых более 5 лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта и (или) системы из числа указанных выше объектов и (или) систем не может быть определена, осуществляется только по концессионному соглашению, за исключением передачи таких систем и (или) объектов по договору аренды лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически вязанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Исходя из перечня имущества, передаваемого в аренду МУП «Жилищно-коммунальная служба муниципального района Алексеевский Самарской области», являющегося приложением к заключенному договору, объекты водоснабжения и водоотведения, являющиеся предметом данного договора, введены в эксплуатацию более 5 лет до момента передачи их на указанном праве.

При указанных выше обстоятельствах поименованный выше договор  заключен  с     нарушением порядка, предусмотренного действующим законодательством.

Подробные правила о конкурентных взаимоотношениях на товарном рынке содержатся в Законе о защите конкуренции. Так, в соответствии с частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в Постановлении от 05.04.2011 № 14686/10 по делу № А13-10558/2008, достаточным основанием для вывода о нарушении части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции является создание условий, возможности для наступления последствий в виде недопущения, ограничения либо устранения конкуренции. В тех случаях, когда требуется проведение конкурса, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, его непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении конкурса в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Следует отметить, что действующее законодательство в настоящее время не содержит положений, запрещающих передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за муниципальными предприятиями и учреждениями (Письмо ФАС России от 4 октября 2017 года № ИА/68439/17).

Между тем, рассматриваемые объекты водоснабжения на праве хозяйственного ведения/оперативного управления МУП «Жилищно-коммунальная служба муниципального района Алексеевский Самарской области» не передавались.

Допущенные при заключении договора нарушения затрагивают экономические интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по приобретению прав владения и (или) пользования поименованными выше объектами водоснабжения по концессионному соглашению. Заключение иного договора  в отношении объектов водоснабжения, водоотведения вместо заключения концессионного соглашения влияет на развитие добросовестной конкуренции, создает преимущества лицам, которым права переданы без проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, ущемляют права и законные интересы неопределенного круга хозяйствующих субъектов - потенциальных участников конкурса на право заключения концессионного соглашения, а также ограничивают доступ на рынок водоснабжения, водоотведения с использованием указанных объектов.   

Таким образом, действия Администрации, выразившиеся в передаче объектов водоснабжения по договору от 01.02.2023, в нарушение порядка, установленного Законом о водоснабжении и водоотведении, содержат признаки нарушения части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с частью 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.

С учетом изложенного, Самарское УФАС России, руководствуясь статьей 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает Администрацию о необходимости прекращения действий, выразившихся в передаче объектов водоснабжения по договору от 01.02.2023, в нарушение порядка, установленного Законом о водоснабжении и водоотведении, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий в срок до 02 мая 2024 года:

  1. Совершить действия, направленные на прекращение правоотношений по договору от 01.02.2023, заключенному между Администрацией и МУП «Жилищно-коммунальная служба муниципального района Алексеевский Самарской области».
  2. Совершить действия, направленные на возврат в муниципальную казну имущества, переданного по договору от 01.04.2023.

О выполнении настоящего предупреждения сообщить в Самарское УФАС России в течение трех дней со дня окончания срока, установленного для его выполнения.

 

Руководитель управления                                                                                                          …

Связанные организации

Связанные организации не указаны