Решение б/н Решение по делу № 22-10945-14/6 от 3 марта 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение по делу № 22-10945-14/6

                                                                                             

                                                                                                                                             г. Самара                           

Резолютивная часть решения оглашена «19» февраля 2015 г.

В полном объеме решение изготовлено «26» февраля 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее – Комиссия) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе: заместителя руководителя управления Ю.А. К., начальника отдела контроля органов власти и торговли Н.В. Т., специалиста 1 разряда отдела контроля законодательства о защите конкуренции Д.М. К.,

рассмотрев дело № 22-10945-14/6, возбужденное по признакам нарушения ООО «ПЖРП № 11» части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) поступили заявления граждан Л. Л.Н., С. И.Н., М.С.М., из содержания которых следует, что ООО «ПЖРП № 11» взимает плату за выдачу технических условий на установку индивидуального прибора учета потребляемой воды, а также отказывает в приеме в эксплуатацию индивидуального прибора учета воды.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту  возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов.

 

Самарским УФАС России в рамках полномочий, предусмотренных статьей 23 Закона о защите конкуренции, был проведен анализ рынка состояния конкурентной среды на рынке предоставления коммунальной услуги – водоснабжения в границах домов, находящихся в управлении ООО «ПЖРП № 11» за 2013 г. – 2014 г.

При проведении данного анализа Самарское УФАС России руководствовалось Приказом ФАС России от 28.04.2010г. № 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке» (далее Порядок № 220).

По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений, в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 44, пунктом 2 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции Самарское УФАС России приняло решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан Приказ о возбуждении дела и создании комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 28.11.2014 г. № 340.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

1. Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Таким образом, из положений ЖК РФ следует, что управление многоквартирным домом включает в себя ряд услуг, оказываемых Управляющей организацией собственникам помещений в многоквартирных домах, в рамках заключенных договоров управления, в том числе – предоставление коммунальных услуг (водоснабжение/водоотведение, газоснабжение, электроснабжение, теплоснабжение).  

 

Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг, условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, избравшим в качестве способа управления управление управляющей организацией, определяются в договоре управления многоквартирным домом.

ООО «ПЖРП № 11» заключает с собственниками помещений в многоквартирных домах договоры на управление многоквартирным домом. Договоры управления многоквартирным домом, заключенные с собственниками помещений, предусматривают обязанности Управляющей организации, в том числе обеспечивать предоставление коммунальных услуг Собственнику помещений в МКД установленного качества и в необходимом объеме (холодное, горячее водоснабжение; водоотведение; отопление; электроснабжение; газоснабжение). Управляющая организация в соответствии с пунктом 3.2.18 договоров, заключенных с собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирных домах, обязана заключать от имени и за счет Собственника договоры на оказание коммунальных услуг с организациями-поставщиками коммунальных услуг.

ООО «ПЖРП № 11» оказывает гражданам-потребителям коммунальные услуги, приобретая коммунальные ресурсы у поставщиков, а также выступая от имени и в интересах своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями, в рамках договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями. При этом, представляя интересы собственников помещений многоквартирных жилых домов, управление которыми осуществляет ООО «ПЖРП № 11» и, являясь стороной по договору в отношениях с ресурсоснабжающей организацией, Управляющая организация имеет возможность влиять на условия поставки гражданам ресурса, в том числе определять порядок приема в эксплуатацию приборов учета, которые потребители установили в своих квартирах.

Таким образом, в многоквартирных жилых домах, перечень которых представлен ООО «ПЖРП № 11», в анализируемый период исполнителем коммунальных услуг являлась именно данная Управляющая организация.

 

Из анализа положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, следует, что  под услугой по управлению многоквартирными домами понимаются оказываемые управляющей организацией работы и услуги по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставление на основании заключенных договоров коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицами, а также иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.

Вместе с тем, исходя из анализа действующего законодательства, для осуществления соответствующей деятельности по управлению многоквартирным домом, в части предоставления коммунальных услуг гражданам-потребителям, заключив договор управления, Управляющая организация становится единственно возможным поставщиком коммунальных услуг для собственников помещений в домах, находящихся под управлением ООО «ПЖРП № 11».

Соответственно с учетом заключенных договоров управления в анализируемый период по отношению к жителям многоквартирных домов, управление которыми осуществляло ООО «ПЖРП № 11», данная управляющая организация являлась единственно возможным продавцом такой услуги как управление жилым фондом, а также комплекса иных услуг, оказываемых в рамках договора управления, в границах своей деятельности.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, продуктовые границы рынка можно определить как рынок предоставления коммунальной услуги водоснабжения как составной части комплекса услуг, предоставляемых в рамках договора управления многоквартирными домами.

 

Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (часть 9 статьи 161 ЖК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.

Как следует из информации, представленной ООО «ПЖРП № 11» по состоянию на 31.12.2013 г., 31.12.2014 г. в управлении ООО «ПЖРП № 11» находилось 222 многоквартирных дома (письмо ООО «ПЖРП № 11» от 12.09.2014 г. № 1088, приложение № 3 к письму ООО «ПЖРП № 11» от 09.02.2015 г. № 131).

Таким образом, ООО «ПЖРП № 11»  в соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ в силу своего правового положения должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом и предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами для собственников многоквартирных домов, избравших в качестве способа управления управление управляющей организацией и выбравших в качестве управляющей организации ООО «ПЖРП № 11», данное Общество является единственным исполнителем жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуги водоснабжения.

Покупатель коммунальной услуги – водоснабжения – собственник (наниматель) помещения многоквартирного жилого дома не имеет возможности получать данные услуги за пределами многоквартирного жилого дома, в котором находится его помещение, так как водопроводные сети внутри его помещения имеют непосредственное присоединение к внутридомовым сетям конкретного многоквартирного жилого дома.

Таким образом, предоставление коммунальной услуги (водоснабжения) может быть оказано на территории того многоквартирного жилого дома, где расположено помещение покупателя услуг — собственника (наниматель) жилого помещения.

Исходя из анализа действующих нормативно-правовых актов, следует, что потребители коммунальных услуг имеют возможность получать данную услугу в границах вышеуказанного дома и не имеют этой возможности за его пределами (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна).

Таким образом, исходя из вышеизложенного, географическими границами рассматриваемого товарного рынка являются границы многоквартирных домов, управление которыми в анализируемый период осуществляло ООО «ПЖРП № 11».

По результатам проведенного анализа вышеуказанного рынка установлено, что доля ООО «ПЖРП № 11» на рынке предоставления коммунальной услуги – водоснабжения, географические границы которого определены соответствующими границами многоквартирных домов, управление которыми в 2013 г., 2014 г.  осуществляло Общество, составляет 100%.

Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение ООО «ПЖРП № 11» является доминирующим.

 

2. В силу пункта 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об энергосбережении) до 1 июля 2012 года собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемой воды, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.

Положениями части 9 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что организации, которые осуществляют снабжение водой и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно части 8 статьи 13 Закона об энергосбережении действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

Следовательно, действующим законодательством не запрещается установка приборов учета потребляемой воды с помощью любых хозяйствующих субъектов, отвечающих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации  к осуществлению такой деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 13 Закона об энергосбережении установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.

Таким образом, потребитель, установив в жилом помещении прибор учета потребляемой воды, обязан лишь уведомить исполнителя коммунальных услуг об этом в целях его ввода в эксплуатацию и применения расчетов оплаты за услуги водоснабжения по показателям прибора учета.

 

Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (ил и) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 г. № 149 (далее – Порядок заключения и существенные условия договора установки приборов учета).

Указанный Порядок распространяется на отношения, возникающие в связи с заключением договоров с организациями, обязанными в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения, предназначенных для определения данных о количественном значении произведенных, переданных, потребленных энергетических ресурсов, на основании которых осуществляются расчеты за энергетические ресурсы (далее - прибор учета).

В соответствии с пунктами 4, 5 Порядка заключения договора установки приборов учета договор заключается в простой письменной форме. Для заключения договора заказчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель направляет исполнителю письменную заявку, которая должна содержать ряд пунктов, указанных в пункте 5 указанного Порядка.

Согласно пункту 11 Порядка заключения договора установки приборов учета при наличии технической возможности выполнить указанные в заявке работы (оказать услуги), указанные в заявке, и при предоставлении заказчиком документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, исполнитель в срок не более 15 рабочих дней со дня проведения осмотра объекта направляет заказчику подписанный со своей стороны проект договора (в двух экземплярах), а также технические условия в случае установки (замены) прибора учета. Если иное не установлено федеральными законами, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, соглашением сторон договора, технические условия должны содержать перечень мероприятий, осуществляемых заказчиком, по технической подготовке объекта для установки (замены) прибора учета.

Таким образом, из анализа положений Порядка заключения договора установки приборов учета организации, обязанные в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении осуществлять действия по установке индивидуальных приборов учета воды, выдают технические условия на установку ИПУ.

 

В соответствии с пунктом 8 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод (утв. Постановлением Правительства от 04.09.2013 г. № 776) (далее - Правила организации коммерческого учета воды) установка, эксплуатация, поверка, ремонт и замена узлов учета осуществляются в следующем порядке:

а) получение технических условий на проектирование узла учета;

б) проектирование узла учета и монтаж узла учета для вновь допускаемых к эксплуатации узлов учета, включая установку приборов учета;

в) допуск к эксплуатации узла учета;

г) эксплуатация узла учета, включая снятие показаний приборов учета о количестве поданной (полученной, транспортируемой) холодной воды, горячей воды, тепловой энергии в составе поданной (полученной, транспортируемой) горячей воды, о принятых (отведенных, транспортируемых) сточных водах и иных показаний, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учета, в том числе с использованием систем дистанционного снятия показаний (телеметрические системы), а также ведение учета о количестве и продолжительности нештатных ситуаций, возникающих в работе приборов учета узла учета;

д) поверка, ремонт и замена (при необходимости) приборов учета.

Технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей) (пункт 29 Правил организации коммерческого учета воды).

 

Таким образом, исходя из положений вышеуказанных нормативно-правовых актов, обязанность по выдаче технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды возложена на организации, осуществляющие водоснабжение и (или) водоотведение и, обязанные в соответствии с требованиями законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации средств измерения. При этом, действующее законодательство не предусматривает выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды на возмездной основе.

Таким образом, учитывая вышеизложенные положения нормативных правовых актов, действия управляющих организаций по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды, не соответствуют действующему законодательству.

 

Пунктами 81(8), 81 (9), 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что:

- перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета;

- ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы (пункта 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг);

- ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом (пункта 81(14) Правил предоставления коммунальных услуг).

Таким образом, указанным постановлением Правительства РФ закреплена императивная норма, предусматривающая в обязательном порядке установку представителем исполнителя контрольных пломб на приборе учета до осуществления его ввода в эксплуатацию. При этом, опломбирование приборов учета воды и его ввод в эксплуатацию  производятся на безвозмездной основе.

Таким образом, исходя из буквального содержания положений Правил предоставления коммунальных услуг после установки прибора учета воды, собственник должен обратиться к исполнителю коммунальных услуг за его вводом в эксплуатацию. При этом, на Управляющую организацию как исполнителя коммунальной услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальной услуги (для учета объемов потребления которой установлен прибор учета) возложена обязанность по опломбировке и принятию данного прибора учета в эксплуатацию на безвозмездной основе.

 

3. В рамках рассмотрения настоящего дела установлено, что услуга по выдаче технических условий на установку и регистрацию индивидуальных приборов учета потребляемой воды входит в перечень платных услуг, который определен приложением № 1 к договорам возмездного оказания услуг и выполнения работ по содержанию и текущему ремонту, заключаемых с собственниками помещений в многоквартирных домах.

Прейскурантом цен на дополнительные работы, выполняемые ООО «ПЖРП № 11» по заказам и за счет средств потребителей без стоимости материалов, утвержденным генеральным директором Общества 01.08.2013 г., установлена плата за вид работ «выдача технических условий на установку счетчиков и регистрация», которая составляет 500 (пятьсот рублей) рублей.

Как следует из материалов настоящего дела, ООО «ПЖРП № 11» в 2013 г. выдало - 203 технических условия на установку индивидуальных приборов учета воды, в 2014 г. - 76 (письмо ООО  «ПЖРП № 11» от 12.09.2014 г. № 1088, приложение № 2 к письму ООО «ПЖРП № 11» от 09.02.2015 г. № 131). На заседании Комиссии представители ООО «ПЖРП № 11» подтвердили факт взимания Обществом денежных средств за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды в 2013 г. - 2014 г. Данный факт так же подтверждается документами, представленными ООО «ПЖРП № 11» в адрес Самарского УФАС России, в частности многочисленными приходными кассовыми ордерами, основанием выдачи которых является выдача технических условий.

Сумма дохода ООО «ПЖРП № 11» от оказания услуги по выдаче технических условий на установку прибора учета воды за 2013г. - 2014 г. составила 118 216 рублей 95 копеек (сто восемнадцать тысяч двести шестнадцать рублей девяносто пять копеек) (письмо ООО  «ПЖРП № 11» от 12.09.2014 г. № 1088, приложение № 1 к письму ООО «ПЖРП № 11» от 09.02.2015 г. № 131).

 

Согласно договорам, заключаемым с собственниками помещений в многоквартирных домах, ООО «ПЖРП № 11» как исполнитель обеспечивает за плату выполнение комплекса работ и услуг, связанных с обслуживанием, содержанием и текущим ремонтом жилого дома, а также осуществляет иную деятельность, направленную на обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества.

Согласно письменным пояснениям ООО «ПЖРП № 11» (письмо от 14.01.2015 г. № 21), действия Общества по взиманию платы за выдачу технических условий на установку приборов учета потребляемой воды осуществлялись в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг, а также Правилами организации коммерческого учета воды.

Вместе с тем, указанная позиция ООО «ПЖРП № 11» не находит своего подтверждения в рамках рассмотрения настоящего дела по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 29 Правил организации коммерческого учета воды технические на проектирование узла учета выдаются организацией, осуществляющей вобоснабжение и (или) водоотведение, в течении 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащий сведения, необходимые для выдачи технических условий.

Статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) даны определения следующих понятий:

организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем;

централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам.

Из буквального толкования вышеуказанных нормативных правовых актов следует, что технические условия на проектирование узла учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды выдаются только ресурсоснабжающей  организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение.

Как было указано выше, ООО «ПЖРП № 11» оказывает гражданам-потребителям коммунальные услуги, приобретая коммунальные ресурсы у поставщиков, а так же выступая от имени  и в интересах  своих потребителей в отношениях с ресурсоснабжающими организациями, в рамках договоров, заключенных с ресурсоснабжающими организациями.

Таким образом, ООО «ПЖРП № 11» является исполнителем коммунальной  услуги водоснабжения и не является в силу своего правового статуса ресурсоснабжающей организацией.

Кроме того, согласно устным пояснениям представителя ООО «ПЖРП № 11» рассматриваемая плата является платой за выход специалиста Общества в помещение, подлежащее оснащению прибором учета потребляемой воды, в целях выявления наличия или отсутствия технической возможности для установки данного прибора учета.

Вместе с тем, Комиссия отмечает, что выход специалиста ООО «ПЖРП № 11» в указанных случаях обусловлен необходимостью осуществления Обществом дальнейших действий по подготовке и выдаче технический условий на установку прибора учета. При этом, необходимость предварительного осмотра представителями управляющей организации внутриквартирных сетей инженерно-технического обеспечения (водоснабжения), места возможной установки прибора учета воды, не предусмотрена положениями действующего федерального законодательства. По сути, плата за услугу по выходу специалиста является платой за предоставление технических условий на установку прибора учета.

 

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что положения Закона об энергосбережении, Правил оказания коммунальных услуг и иных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения по установке и (или) замене, вводу в эксплуатацию ИПУ, имеющиеся в материалах дела доказательства, указывают на то, что действия ООО «ПЖРП № 11» по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды не соответствуют положениям законодательства.

При этом, Комиссия отмечает, что из анализа положений вышеуказанных нормативно-правовых актов не следует, что на управляющие организации возложена обязанность по осуществлению деятельности по выдаче технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды.

 

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие).

Таким образом, действия ООО «ПЖРП № 11» по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуального прибора учета воды в 2013 – 2014 гг., ущемляют интересы собственников помещений многоквартирных домов, находящихся под управлением Общества и являются нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.  

Как было установлено Комиссией, ООО «ПЖРП № 11» получен доход в результате действий по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды в размере 118 216 рублей 95 копеек (сто восемнадцать тысяч двести шестнадцать рублей девяносто пять копеек).

Таким образом, доход от оказания услуг по выдаче технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды в период 2013–2014 гг., получен ООО «ПЖРП № 11», вследствие нарушения  антимонопольного законодательства.

При этом, документальные доказательства, свидетельствующие о прекращении ООО «ПЖРП № 11» в настоящее время действий по взиманию платы за выдачу технических условий на установку индивидуальных приборов учета воды, в материалы дела не представлены.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости выдачи ООО «ПЖРП № 11» предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а также предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

Оснований для прекращения рассмотрения настоящего дела, предусмотренных статьей 48 Закона о защите конкуренции, не установлено.

 

Принимая во внимание все вышеизложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях ООО «ПЖРП № 11» нарушение части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Выдать ООО «ПЖРП № 11» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

3. Выдать ООО «ПЖРП № 11» предписание о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                       Ю.А. К.

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                        Н.В. Т.

 

 

                                                                                                                                   Д.М К.

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответст

Связанные организации

Связанные организации не указаны