Решение б/н решение по делу № 22-7979-15/6 от 2 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Директору

МУП «Красноярское ЖКХ»

Б. Г.Г.

 

ул. Совхозная, д. 1,

с. Красный Яр,

Красноярский район,

Самарская область,

446370

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «23» октября 2015 г.                                      

В полном объеме решение изготовлено «30» октября 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Ю.М. Ледяевой,

рассмотрев дело № 22-7979-15/6 по признакам нарушения МУП «Красноярское ЖКХ» пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 22-7979-15/6 явилось обнаружение Самарским УФАС России признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях МУП «Красноярское ЖКХ», выразившихся в самостоятельном установлении тарифа на подключение (технологическое присоединение) к сетям холодного водоснабжения ресурсоснабжающей организации (пункт 3 части 1 статьи 39 Закона о защите конкуренции).

Руководствуясь частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, в целях получения дополнительных документов и сведений для установления наличия/ отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства, Самарское УФАС России направило запрос о предоставлении необходимых документов и сведений в адрес МУП «Красноярское ЖКХ».

По результатам анализа полученных документов и сведений в действиях МУП «Красноярское ЖКХ» Самарским УФАС России были обнаружены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан Приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 07.09.2015 г. № 318.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение  установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается  положение хозяйствующего субъекта  (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 

В целях установления положения МУП «Красноярское ЖКХ» в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке) проведен обзор состояния конкуренции на данном товарном рынке.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный  рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо  целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры  отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Как следует из имеющихся материалов, МУП «Красноярское ЖКХ» осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного Постановлением Администрации муниципального района Красноярский Самарской области от 29.05.2015 г. № 511. Согласно пункту 2.1 Устава предприятие создано в целях решения социальных задач, удовлетворения общественных потребностей в результате его деятельности и получения прибыли. Из пункта 2.2.1 Устава следует, что МУП «Красноярское ЖКХ» осуществляет деятельность по сбору, очистке и распределению воды. В соответствии с пунктом 2.2.8 Предприятие наряду с другими видами деятельности осуществляет работы по устройству наружных инженерных сетей и коммуникаций.

С учетом положений части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции деятельность, осуществляемая МУП «Красноярское ЖКХ» по оказанию услуг водоснабжения, свидетельствует о том, что Предприятие является субъектом естественной монополии.

Продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены как услуги водоснабжения.

Географические границы товарного рынка определены исходя из границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар и не имеет такой возможности за ее пределами (пункт 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции).

Географические границы исследуемого товарного рынка определены зоной пролегания водопроводных сетей, эксплуатируемых МУП «Красноярское ЖКХ».

Учитывая изложенное, по результатам данного обзора установлено, что в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции МУП «Красноярское ЖКХ» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения в границах присоединенных сетей в 2013-2014 гг.

 

2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения относятся к регулируемым тарифам в сфере водоснабжения.

Согласно подпункту «а» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения) в систему регулируемых тарифов входят, в том числе и тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает  для иных регулируемых организаций – тарифы на транспортировку сточных вод, тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения, а также тарифы на водоотведение в случае, если регулируемая организация осуществляет очистку сточных вод и (или) обращение с осадком сточных вод.

Обязанность по государственному регулированию тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения закрепленная в статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, появилась с момента вступления указанного нормативно-правового акта в законную силу 01.01.2013 г.

Исходя из пункта 17 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения  (далее – орган регулирования тарифов) – уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 г. № 337, органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики, управление, государственное регулирование и контроль в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

В соответствии с подпунктом 99 пункта 2.2 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 г. № 337, в рамках закрепленных предметов ведения Министерство осуществляет среди прочих полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы, оказывающие услуги по подключению (технологическому присоединению) к централизованным сетям водоснабжения, могут оказывать такие услуги исключительно по ценам (тарифам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти.

Из материалов дела следует, что в рамках осуществления деятельности по водоснабжению МУП «Красноярское ЖКХ» оказывает технологически неразрывно связанные услуги по подключению (технологическому присоединению) сетей абонентов к сетям инженерно-технического обеспечения Предприятия.

 

Согласно представленным документам с 01.04.2012 г. тариф на подключение к водопроводным сетям МУП «Красноярское ЖКХ» для населения составлял 6 496 рублей (в том числе НДС 18%), с 01.01.2014 г. – 8 950 руб. (в том числе НДС 18%), с 01.01.2015 г. – 11 753 руб. (в том числе НДС 18%). Данные тарифы утверждены директором МУП «Красноярское ЖКХ». В материалы дела МУП «Красноярское ЖКХ» представлены экономические калькуляции с расшифровкой по статьям затрат, содержащие расчет указанных тарифов. Названные экономические калькуляции также были утверждены директором МУП «Красноярское ЖКХ».

Доказательств, свидетельствующих об обращении МУП «Красноярское ЖКХ» в уполномоченный орган с целью установления тарифа на подключение (технологическое присоединение) к сетям водоснабжения, в ходе рассмотрения дела не представлено. Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства об установлении тарифов в сфере подключения (технологического присоединения) к сетям водоснабжения для МУП «Красноярское ЖКХ» в материалах настоящего дела отсутствует.

Таким образом, Комиссией установлено, что тарифы на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения были рассчитаны МУП «Красноярское ЖКХ» самостоятельно.

В материалы дела № 22-7979-15/6 представлены сведения об объемах услуг, оказанных МУП «Красноярское ЖКХ» по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям холодного водоснабжения и водоотведения в 2013 г., 2014 г., 1 полугодии 2015 г. в стоимостном выражении.

Из имеющихся документов и сведений следует, что в период с 2013 по август 2015 г. МУП «Красноярское ЖКХ» выставляло абонентам к оплате счета за оказание услуг по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения. Из содержания данных документов следует, что МУП «Красноярское ЖКХ» в данный период оказывались вышеназванные услуги по тарифам, которые указаны в калькуляциях Предприятия.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что МУП «Красноярское ЖКХ» осуществляет деятельность по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения на основании самостоятельно утвержденных тарифов. Из имеющихся документов следует, что у Предприятия отсутствует указанный тариф, определенный уполномоченным органом исполнительной власти в установленном законом порядке.

Таким образом, Комиссией установлено, что действия МУП «Красноярское ЖКХ» по самостоятельному определению тарифа на услуги по подключению (технологическому присоединению) к сетям водоснабжения противоречат установленному нормативными правовыми актами порядку ценообразования и являются  злоупотреблением доминирующим положением, что приводит к ущемлению интересов потребителей данной услуги.

В связи с изложенным, Комиссия считает, что действия МУП «Красноярское ЖКХ» являются нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и привели к ущемлению интересов третьих лиц.

 

В рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что МУП «Красноярское ЖКХ» обратилось в Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в целях установления тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованным сетям водоснабжения (письмо от 21.08.2015 г. № 0314).

Исходя из изложенного, Комиссия полагает, что необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства МУП «Красноярское ЖКХ» отсутствует.

 

Оснований для прекращения рассмотрения дела, предусмотренных частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссией не установлено. Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

                                                                                            

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать доминирующим положение МУП «Красноярское ЖКХ» на рынке оказания услуг водоснабжения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры в границах присоединенных сетей.

2. Признать в действиях МУП «Красноярское ЖКХ» нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

3. Основания для выдачи МУП «Красноярское ЖКХ» предписаний о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Самарского УФАС России, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                       Ю.А. Клинкова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                        Н.В. Тишина

                                                                                                                                                

                                                                           

                                                                                                                                    Ю.М. Ледяева

 

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны