Решение б/н РЕШЕНИЕ от 9 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Директору

Самарского областного фонда

поддержки индивидуального жилищного строительства на селе

К. В.А.

 

ул. Мичурина, д. 21,

г. Самара,

443110

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

г. Самара

 

Резолютивная часть решения оглашена «20» ноября 2015 г.                                      

В полном объеме решение изготовлено «04» декабря 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее – Комиссия), в составе: заместителя руководителя Самарского УФАС России Ю.А. Клинковой, начальника отдела контроля законодательства о защите конкуренции Н.В. Тишиной, специалиста-эксперта отдела контроля законодательства о защите конкуренции Ю.М. Ледяевой,

рассмотрев дело № 23-11729-15/6 по признакам нарушения Самарского областного фонда поддержки индивидуального жилищного строительства на селе (далее – Фонд) пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О  защите  конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Основанием для возбуждения дела № 23-11729-15/6 явилось поступление из Прокуратуры Самарской области материалов, указывающих на наличие признаков нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в действиях Фонда, выразившихся в самостоятельном установлении тарифа на холодное водоснабжение и водоотведение (пункт 1 части 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции).

Руководствуясь частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции, в целях получения дополнительных документов и сведений для установления наличия/ отсутствия признаков нарушения антимонопольного законодательства, Самарское УФАС России направило запрос о предоставлении необходимых документов и сведений в адрес Фонда.

По результатам анализа полученных документов и сведений в действиях Фонда Самарским УФАС России были обнаружены признаки нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с частью 12 статьи 44 Закона о защите конкуренции издан Приказ о возбуждении дела и создании Комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства от 15.09.2015 г. № 323.

 

Комиссия, рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее.

 

1. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение  установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Статьей 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается  положение хозяйствующего субъекта  (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.

В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

 

В целях установления положения Фонда в соответствии с пунктом 1.3 Порядка проведения анализа и оценки состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 г. № 220 (далее – Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке) проведен обзор состояния конкуренции на данном товарном рынке.

В соответствии с положениями статьи 4 Закона о защите конкуренции товарный  рынок – сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее – определенный товар), в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо  целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Согласно положениям части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее – Закон о естественных монополиях) деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованной системы, систем коммунальной инфраструктуры  отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Как следует из имеющихся материалов, Фонд осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного Решением Правления Фонда от 13.08.2014 г. Согласно пункту 1.2 Устава Фонд является не имеющей членства, некоммерческой организацией и не имеет основной целью своей деятельности извлечение прибыли.

В силу пункта 2.1. Устава Фонд является специализированной областной некоммерческой организацией и считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном законодательством порядке.

Из пункта 5.1 Устава Фонд содействует гражданам в реализации ими конституционного права на жилище путем предоставления возможности приобретать, строить (реконструировать) жилье, в том числе за счет целевых займов.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности Фонда является предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества.

Из имеющихся документов следует, что инженерные коммуникации и иная инфраструктура, расположенная в пос. Звездный, принадлежат на праве собственности Фонду. Согласно содержанию договоров, заключенных между Фондом и физическими лицами-собственниками жилых домов, а также представленным платежным документам, Фонд фактически предоставляет абонентам услуги водоснабжения и водоотведения с использованием объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения.

С учетом положений части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции деятельность, осуществляемая Фондом по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения, свидетельствует о том, что Фонд является субъектом естественной монополии.

Продуктовые границы исследуемого товарного рынка определены как услуги водоснабжения и водоотведения. Географические границы товарного рынка определены исходя из границ территории, на которой приобретатель (приобретатели) приобретает или имеет экономическую, техническую или иную возможность приобрести товар, и не имеет такой возможности за ее пределами (пункт 4.1 Порядка проведения анализа состояния конкуренции). Географические границы исследуемого товарного рынка определены зоной пролегания водопроводных и канализационных сетей, эксплуатируемых Фондом.

Учитывая изложенное, по результатам данного обзора Комиссией установлено, что в силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции Фонд является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг холодного водоснабжения и водоотведения в границах присоединенных сетей в 2013-2014 гг.

 

2. Из материалов дела следует, что согласно свидетельству о государственной регистрации права от 13.10.2008 г. № 63:26:00000000:668 Фонд является собственником земельного участка, предназначенного для строительства жилищного комплекса по адресу: Самарская область, Красноярский район, пгт. Новосемейкино, квартал 2. В соответствии с планом мероприятий, утвержденным Губернатором Самарской области 17.02.2007 г., Фондом осуществляется строительство коттеджного поселка в муниципальном районе Красноярский Самарской области для переселения граждан, уволенных с военной службы, проживающих в городском поселении Рощинский. Объекты недвижимости, созданные Фондом в рамках осуществления своей деятельности, реализуются гражданам в рамках договоров купли-продажи.

Фонду на праве собственности принадлежат сети, водопроводы, коллекторы и сети канализации, протяженностью 2217 м, расположенные по адресу: Самарская область, Красноярский район, северо-восточная часть пгт. Новосемейкино (свидетельство о государственной регистрации права от 02.07.2015 г. № 63-63/026-63/026/424/2015-217/1). В материалы дела Фондом представлена схема расположения указанных объектов. Между ответчиком и Фондом имущества муниципального района Красноярский Самарской области заключен договор аренды земельного участка от 04.02.2013 г. № 5. Предметом названного договора является предоставление в пользование на условиях аренды земельного участка с кадастровым номером 63:26:2203015:833, расположенного по адресу: Самарская область, Красноярский район, 2-ой км Алексеевской трассы, относящийся к категории «земли населенных пунктов», имеющий вид разрешенного использования «для размещения очистных сооружений».

В рамках осуществления своей деятельности Фондом с ООО «Энергозавод» заключен договор на снабжение технической водой от 11.08.2008 г. № 32/2008. В соответствии с пунктом 1.1 названного договора, ООО «Энергозавод» подает Фонду через присоединенные сети, а Фонд принимает и оплачивает стоимость потребленной технической воды. Кроме того, Фондом с ИП Казьминым В.В. заключен договор сервисного обслуживания, в рамках которого индивидуальный предприниматель осуществлял работы по сервисному обслуживанию принадлежащей заказчику системы очистки воды за плату, определенную условиями договора.

Таким образом, согласно имеющимся в деле документам, а также пояснениям представителя Фонда, ответчик осуществляет за счет собственных средств очистку приобретенной у ООО «Энергозавод» технической воды с целью дальнейшей подачи питьевой воды абонентам.

В рамках рассмотрения дела Комиссией установлено, что по состоянию на 15.09.2015 г. между Фондом и жителями пос. Звездный были заключены соглашения о возмещении затрат при оплате коммунальных услуг (199 соглашений). Как следует из содержания указанных соглашений, потребители коммунальных услуг (физические лица) обязуются возмещать Фонду эксплуатационные расходы по обслуживанию сетей и коммунальные платежи по ценам организаций, предоставляющих данные услуги, в том числе водоснабжение и водоотведение (пункт 2.1 соглашений на возмещение затрат).

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) водоснабжение – водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).

В силу пункта 2 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении водоотведение – это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Таким образом, имеющиеся в деле документы свидетельствуют о том, что Фонд фактически является хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных систем в понимании пунктов 4 и 2 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении.

 

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 и пунктом 1 части 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении) тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение соответственно относятся к регулируемым тарифам в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно подпункту «а» и «в» пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации  от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения) в систему регулируемых тарифов входят, в том числе и тарифы водоснабжение и водоотведение.

В силу подпункта «б» пункта 5 и подпункта «б» пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 г. № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» после определения органами местного самоуправления поселений и (или) городских округов гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения орган регулирования тарифов начиная с очередного периода регулирования устанавливает  для иных регулируемых организаций – тарифы на водоснабжение и водоотведение.

Обязанность по государственному регулированию тарифов на водоснабжение и водоотведение, закрепленная в статье 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, появилась с момента вступления указанного нормативно-правового акта в законную силу 01.01.2013 г.

Исходя из пункта 17 статьи 2 Закона о водоснабжении и водоотведении орган регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения  (далее – орган регулирования тарифов) – уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления поселения или городского округа, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 г. № 337, органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики, управление, государственное регулирование и контроль в сфере энергетики и жилищно-коммунального хозяйства, является Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

В соответствии с подпунктом 99 пункта 2.2 Положения о Министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 г. № 337, в рамках закрепленных предметов ведения Министерство осуществляет среди прочих полномочия по установлению тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

На основании изложенного, хозяйствующие субъекты независимо от организационно-правовой формы, оказывающие услуги по водоснабжение и водоотведению, могут оказывать такие услуги исключительно по ценам (тарифам), установленным уполномоченным органом исполнительной власти.

 

4. В материалы настоящего дела представлен документ, в котором генеральным  директором Фонда утверждены тарифы по частичному возмещению затрат по воде и водоотведению на 2013 г. с приложением экономических калькуляций с расшифровкой по статьям затрат. Согласно указанным документам, Фондом были определены следующие тарифы: водоснабжение – 50,39 руб./м3, водоотведение - 24,80 руб./м3. Указанные тарифы, установленные Фондом, не изменялись с 2013 г. и применяются ответчиком при расчетах с абонетами в настоящее время.

 

При этом, представленные калькуляции содержат ссылку на приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 08.11.2011 г. № 41, которым были определены тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП «Жилкомсервис», осуществляющего деятельность в пгт. Новосемейкино муниципального района Красноярский Самарской области. Содержание вышеназванных документов, свидетельствует о том, что тарифы, самостоятельно определенные Фондом, аналогичны тарифам, которые были установлены уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области для МУП «Жилкомсервис». Доказательств, свидетельствующих о том, что тарифы, применяемые Фондом, были установлены уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области, в материалы дела не представлено.

В материалах дела имеются платежные документы, из которых следует, что Фондом абонентам выставлялись к оплате счета за оказание услуг холодного водоснабжения и водоотведения по тарифам, указанным в представленных калькуляциях. Таким образом, имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют о том, что Фонд оказывал услуги холодного водоснабжения и водоотведения исходя из самостоятельно утвержденных тарифов.

 

В обоснование правомерности своих действий представитель Фонда ссылается на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (далее – ВАС РФ) от 28.02.2012 г. № 8433/11 по делу № А09-3584/2010. Предметом рассмотрения судов в рамках данного дела являлись действия ресурсоснабжающей организации по применению в расчетах с прочими категориями потребителей тарифов для иной категории потребителей – граждан. При этом, из содержания судебного акта следует, что тарифы для двух названных категорий потребителей установлены для данной ресурсоснабжающей организации уполномоченным органом в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Вместе с тем, в рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией установлено, что в период с 2013 г. по 10.09.2015 г. Фонду не были установлены тарифы на водоснабжение и водоотведение в закрепленном законом порядке. Документальных доказательств, указывающих на факт установления Фонду уполномоченным органом власти тарифов на вышеуказанные услуги для населения пос. Звездный в указанный период, не представлено.

Таким образом, в рамках рассмотрения настоящего дела Комиссией рассмотрены иные обстоятельства, отличные от обстоятельств, изложенных в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2012 г. № 8433/11. Учитывая изложенное, ссылка Фонда на выводы, изложенные в названном судебном акте, не подтверждает правомерности рассматриваемых действий ответчика, а также не свидетельствует о наличии у Фонда законных оснований по самостоятельному установлению тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения.

Исходя из имеющихся в деле доказательств дела, Комиссией установлено, что действия Фонда по самостоятельному определению тарифа на услуги холодного водоснабжения и водоотведения являются нарушением установленного порядка ценообразования и противоречат вышеизложенным положениям законодательства.

При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о том, что рассматриваемые действия Фонда по установлению и применению при расчетах с потребителями самостоятельно установленных тарифов, не утвержденных в порядке, предусмотренном действующим законодательством, является нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и привело к ущемлению интересов конечных потребителей.

 

В рамках рассмотрения настоящего дела Фондом представлен Приказ Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 10.09.2015 г. № 220 «Об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения Самарскому областному фонду поддержки индивидуального жилищного строительства на селе». Согласно Приложению 1 к указанному Приказу уполномоченным органом исполнительной власти Фонду установлены тарифы на питьевую воду (56,70 руб.), водоотведение (27,52 руб.). При указанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о том, что Фонд предпринял необходимые действия для устранения нарушения антимонопольного законодательства.

 

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.

В связи с изложенным, Комиссия считает, что рассматриваемое дело подлежит прекращению по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции. При указанных обстоятельствах, Комиссия полагает, что необходимость в выдаче предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства Фонду отсутствует. Основания для переквалификации нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, пунктом 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать в действиях Фонда нарушение пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

2. Прекратить рассмотрение дела в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства.

3. Основания для выдачи Фонду предписания о прекращении нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

 

 

Председатель Комиссии:                                                                                       Ю.А. Клинкова

 

 

Члены Комиссии:                                                                                                        Н.В. Тишина

                                                                                                                                                

                                                                           

                                                                                                                                    Ю.М. Ледяева

 

 

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в арбитражный суд.

 

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного решения антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны